Рабочая программа по литературе 6 класс (УМК под редакцией Т. Ф. Курдюмовой)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 25 города Иркутска

Утверждаю: Рассмотрено на научно- Рассмотрено на заседании
Директор МБОУ Гимназия № 25 методическом совете, структурного подразделения
города Иркутска протокол № _1_____ русской словесности
Безденежных В. В. «_29_»___августа__2016 г. протокол №____1_______
_____________________________
Протокол №___85_____________ «_29_»__августа______2016 г.
«_29_»__августа__________2016 г.




Рабочая программа по русскому языку для 6 А, Б, В классов

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 102 часа в 6 классе для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования на базовом уровне.
(Всего 102 часа: 3 часа в неделю)
Учебник-хрестоматия по программе Т.Ф. Курдюмовой.
Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений Курдюмовой Т.Ф., Демидовой Н.А., Колокольцева Е.Н. Под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2015.

Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-11 кл.

Составитель: Комогорцева Т. В., учитель русского языка и литературы


Иркутск 2016/2017 уч. г.



Планируемые результаты изучения предмета «Литература» (личностные, метапредметные, предметные)

Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;
умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание учебного предмета.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее - к русской литературе ХVIII, XIX, ХХ вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 6 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Содержание курса включает произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе - художественное произведение и автор. В программе соблюдена системная направленность - курс 6 класса представлен разделами:
Устное народное творчество.
Древнерусская литература.
Русская литература XVIII.
Русская литература XIX века.
Русская литература ХХ века.
Литература народов России.
Зарубежная литература.
Обзоры.
Сведения по теории и истории литературы.
В разделах 1-8 даются перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета "Литература" в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

Введение. Герой художественного произведения. (1ч.)
Герой художественного произведения. Герой художественного произведения как главное действующее лицо сюжета. Главные герои русского народного эпоса- былинные богатыри. Герой художественного произведения как организатор событий сюжета. «Разновозрастный отряд» героев художественных произведений. Подросток – герой художественных произведений. «Золотое детство» и «пустыня отрочества» (Лев Толстой) в художественной литературе. Представления учеников об отрочестве. Знаменитые писатели и великие люди в отрочестве: их жизнь, их попытки творчества.

История человечества в произведениях литературы (5ч.)
Герой как организатор событий сюжета. Разнообразие участников событий и их роль в развитии сюжета.
«На заставе богатырской», «Три поездки Ильи Муромца». События на краю родной земли. Герои былин – атаман Илья Муромец, податаман Добрыня Никитич и есаул Алёша Попович на заставе богатырской. Поединок Ильи Муромца с «нахвальщиком». Связь героя с родной землёй и его победа. Подвиг богатыря – основа сюжета былины. Сила, смелость, решительность и отсутствие жестокости как характерные качества героев былин. Прозаический пересказ былины и его особенности. Герои былин в других видах искусств.
«Сказание о нартах»-национальный эпос адыгов.
Теория литературы. Герой былины. Портрет героя былины.
Александр Николаевич Островский. «Снегурочка» (сцены). А.Н. Островский как создатель русского национального театра. Пьеса «Снегурочка» - «весенняя сказка», по определению автора. Идеальное царство берендеев и юная героиня этой пьесы в стихах.
Теория литературы. Пьеса-сказка в стихах (драматическая поэма в стихах).

Литература XIX века (41ч.)
Иван Андреевич Крылов. «Два мальчика». «Волк и Ягнёнок». Школа жизни подростка в баснях Крылова. Басня «Два мальчика» Федюша и Сеня как герои, представляющие два типа поведения. Осуждение эгоизма и отсутствия чувства благодарности у Федюши. Басня «Волк и Ягнёнок». Мораль взаимоотношений сильного и слабого в мире людей и зверей. Обличение несправедливости, жестокости, наглого обмана в басне. Суровые уроки басен Крылова и их мораль. Басни Крылова в восприятии юного читателя.
Теория литературы. Мораль в басне
Подросток в адыгейских баснях
Василий Андреевич Жуковский. «Лесной царь». Годы учёбы в благородном пансионе. Жуковский – автор баллад. Тематика и герои его баллад. Смелость, благородство, бесстрашие юных герое баллад. Трагические события баллады «Лесной царь». Школа рыцарской доблести и сюжеты баллад Жуковского. Роль метафоры в загадках.
Теория литературы. Баллада. Герои и события баллады. Загадка в стихах.
Сергей Тимофеевич Аксаков. «Детские годы Багрова-внука». «Буран». Читатель-подросток а автобиографическом произведении (фрагмент из «Детский годов Багрова- внука»). Гимназические годы подростка. Герой произведения как читатель.
«Буран» как одно из самых ярких описаний природы в русской литературе 18 века. Художественные особенности картины бурана. Человек и стихия в этой зарисовке.
Теория литературы. Пейзаж и приёмы его воспроизведения в прозаическом произведении. Герой литературного произведения как читатель.
Владимир Фёдорович Одоевский. «Отрывки из журнала Маши». «Пёстрые сказки» В. Ф. Одоевского. Повести, рассказы и другие жанры прозы, объединённые в этом сборнике. Дневник Маши («Отрывки из журнала Маши»). Сюжет и особенности повествования. Дневник и его автор. Герои и героини дневника Маши.
Теория литературы. Дневник как жанр художественного произведения.
Портрет героя литературного произведения
Герой литературного произведения и описание его внешности.
Александр Сергеевич Пушкин. «К сестре». «К Пущину» (4 мая). «Послание к Юдину». «Товарищам». Годы учения великого поэта. Лицей. Учителя и товарищи отроческих лет. Тема юношеской дружбы в ранней лирике Пушкина и в последующие годы. Послание близким, друзьям и родным. Оптимизм и радостное чувство от общения с близкими людьми. Совершенство и лёгкость формы пушкинских посланий. Стихотворение «Товарищам» как гимн школьной дружбе.
Теория литературы. Гимн.
Михаил Юрьевич Лермонтов. «Утёс». «Листок». «Панорама Москвы». Эпиграммы. «Утёс», «Листок» - стихотворения, которые ярко воплощают тему одиночества. Эпиграммы как жанр, способствующий острой постановке нравственных вопросов. «Панорама Москвы» - патриотическая картина родной столицы, созданная в ученическом сочинении поэта.
Теория литературы. Эпиграмма.
Иван Сергеевич Тургенев. «Бежин луг». Природа и быт российской лесостепи в «Записках охотника». «Бежин луг» - один из самых популярных рассказов сборника. Мальчики: Павлуша, Илюша, Костя, Ванечка, Федя- герои рассказа. Мастерство портретных характеристик. Групповая характеристика героев. Сравнительная характеристика рассказчиков. Утверждение богатства духовного мира крестьянских детей. Поэтический мир народных поверий в их рассказах. Легенды, мифы, сказки, предания, поверья, былички. Их различие. Отличие быличек от сказок. Особенности диалога в рассказе. Выразительность сцены у костра и её инсценировки. Картины природы и их связь с рассказами мальчиков. Речевая характеристика героев.
Теория литературы. Былички
Речевая характеристика героев
Герой художественного произведения и его речь. Место речевой характеристики в обрисовке героя художественного произведения.
Личность подростка в адыгейской литературе А. Евтых «Мой старший брат»
Николай Алексеевич Некрасов.
Тема детства в лирике Некрасова: «Крестьянские дети», «Школьник». Тяга к знаниям и упорство как черта характера подростка.
Теория литературы. Сюжет в лирическом произведении. Речевая характеристика героев.
Лев Николаевич Толстой. «Отрочество»(главы). «Отрочество» как часть автобиографической трилогии писателя. «Пустыня отрочества», сменяющая в трилогии картины «золотого детства». Отрочество Николеньки Иртеньева. Николенька и его окружение: семья, друзья, учителя. Формирование взглядов подростка. Его мечты и планы.
Теория литературы. Автобиографическая трилогия.
Личность подростка в адыгейской литературе. Х. Ашинов «Последняя неделя августа»
Фёдор Михайлович Достоевский. «Мальчики» (фрагмент романа «Братья Карамазовы»). Герои фрагмента. Глубина сопереживания автора при рассказе о судьбах своих героев.
Теория литературы. Эпизод в художественном произведении.
Антон Павлович Чехов. «Каникулярные работы институтки Наденьки №», «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Юношеские рассказы Чехова. Рассказы о подростках. «Каникулярные работы институтки Наденьки №». Комментарий к творчеству Наденьки. «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Смысл заголовков. Юмор сменяет сатира. Герои сатирических рассказов. Особенности композиции. Художественная деталь в рассказах. Говорящие фамилии и говорящие характеристики героев.
Теория литературы. Герой и сюжет. Поступок героя и характер. Герой и его имя.
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда»). Отрочество героя в главах повести «Детство Тёмы». Годы учёбы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести. героя.
Теория литературы. Диалог в прозе. Место речевой характеристики в обрисовке героя художественного произведения.

Мир путешествий и приключений (9 ч.)
Путешествия и приключения в нашем чтении.
Далёкое прошлое человечества на страницах художественных произведений (беседа по материалам самостоятельного чтения). Интерес читателей к событиям и приключениям в жизни героев прошедших времён. Научная достоверность, доступная времени создания произведения, художественная убедительность изображения. Обзор произведений, прочитанных на уроках истории и внеклассного чтения (Рони - старший. «Борьба за огонь», Д Эрвильи. «Приключения доисторического мальчика»). Природа и человек в произведениях о доисторическом прошлом.
Теория литературы. Богатство литературы для детей и юношества. Жанры исторической прозы: повесть, роман, рассказ.
Т. Х. Уайт. «Свеча на ветру». Жизнь короля Артура и его рыцарей в зарубежной литературе. «Король былого и грядущего» Теренса Хенбери Уайта,  одна из популярных тетралогий о легендарном короле. «Свеча на ветру» как часть этой тетралогии. Ее герои  король Артур и Ланселот. В ней Ланселот  подросток. Сочетание в произведении сказки и реальной истории, живого юмора и трагических событий. Решение нравственной проблемы соотношения Сильной руки и Справедливости. Решение вопроса о роли Красоты в жизни человека.
Т е о р и я. Тетралогия.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Марк Твен и его автобиографические повести. «Приключения Гекльберри Финна» как вторая часть автобиографического повествования. Странствия Гека и Джима по полноводной реке Миссисипи. Гек и Том стали старше: становление изменение характеров. Диалог в повести. Мастрество Марка Твена – юмориста. Природа на страницах повести.
Теория литературы. Юмор.
Жюль Верн. «Таинственный остров». Жюль Верн и 65 романов его «необыкновенных путешествий». «Таинственный остров» - одна из самых популярных «робинзонад». Герберт – юный герой среди взрослый и товарищей по несчастью. Роль дружбы и дружеской заботы о младшем в романе великого фантаста. Названия героев и имена героев.
Теория литературы. Научно-фантастический роман. Жюль Верн как создатель жанра научно-фантастического рамана.
О. Уайльд. «Кентервильское привидение». Рассказы и сказки О. Уальда. Рассказ «Кентервильское привидение» как остроумное разоблачение мистических настроений и суеверий. Ирония и весёлая пародия как способ борьбы писателя против человеческих заблуждений. Юные герои и воинствующие Кентервильское привидение, их забавный поединок и победа юных героев. Остроумная и доброжелательная концовка «страшной» истории.
Теория. Пародия.
О. Генри. «Дары волхвов». Истинные и ложные ценности. Сентиментальный сюжет новеллы и ее герои. Особенности сюжета Рождественский рассказ и его особенности.
Т е о р и я. Рождественский рассказ.
А. де Сент-Экзюпери. «М а л е н ь к и й п р и н ц». Герой сказки и ее сюжет. Ответственность человека за свою планету. Философское звучание сказки.
Т е о р и я. Философское звучание романтической сказки.

Литература 20 века. (12 ч.)
XX век и культура чтения.
Юный читатель XX века. Чтение и образование. Роль художественной литературы в становлении характера и взглядов подростка. Литература XX века и читатель XX века. Любимые авторы. Путь к собственному творчеству. М. Эндэ. «Бесконечеая книга» - путешествие мальчика Бастина по стране под названием Фантазия. «Бесконечная книга» в багаже читателя. «Бесконечная книга» и чтение.
Родная природа в стихах русских поэтов
А. Блок. «В е т е р п р и н е с и з д а л е к а...», «П о л н ы й м е с я ц в с т а л н а д л у г о м», «Б е л о й н о ч ь ю м е с я ц к р а с н ы й...». Отражение высоких идеалов в лирике поэта.
И. А. Бунин. «Д е т с т в о», «П о м н ю д о л г и й з и м н и й в е ч е р...», «П е р в ы й с о л о в е й». Мир воспоминаний в процессе творчества. Лирический образ живой природы. Голос автора в строках стихов.
К. Д. Бальмонт. «З о л о т а я р ы б к а», «К а к я п и ш у с т и х и». Совершенство стиха поэта. Близость фольклорным образам. Лирика Бальмонта и ее воплощение в музыке многих композиторов.
Б. Л. Пастернак. «И ю л ь». Необычность мира природы в стихах поэта.
Родная природа в стихотворениях адыгских поэтов.
Т е о р и я. Творчество читателя как исполнителя стихов и прозы.
А. Т. Аверченко. «Смерть африканского охотника». Герой рассказа и его любимые книги. Мечты юного читателя о судьбе африканского охотника и реальность.
Посещение цирка и встреча с цирковыми артистами. Разочарование увлечённого любителя приключенческой литературы. Эпилог рассказа. Смысл заголовка.
Теория литературы. Эпилог. Смысл названия.
М. Горький «Детство» (фрагмент). Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.
Теория литературы. Авторская позиция.
А. С. Грин. «Гнев отца». Преданность сына отцу – путешественнику. Как возник сюжет и название рассказа. Комизм сюжета. Благородство и чуткость отношения взрослого к сыну.
Теория литературы. Слово в рассказе.
К. Г. Паустовский. «Повесть о жизни» (главы «Гардемарин», «Как выглядит рай»). Цикл автобиографических повестей писателя. «Далёкие годы» как первая из шести частей повести «Повести о жизни». Глава «Гардемарин». Встреча героя с гардемарином. Благородство поведения гардемарина. Прав ли автор, утверждая, что «жалость оставляет в душе горький осадок»? Игра в свой флот. «Как выглядит рай» в автобиографической повести. Мастерство пейзажа в прозе писателя. Главы повести как этапы рассказа о становлении характера.
Личность подростка в адыгейской литературе. П. Кошубаев «Семь дождливых дней»
Теория литературы. Роль пейзажа в прозе.
Ф. А. Искандер. «Детство Чика» («Чик и Пушкин»). Герой цикла рассказов по имени Чик. Увлекательная игра со словом в прозе Искандера. Важность главы «Чик и Пушкин» как описание пути юного читателя к постижению тайны собственного творчества. Поединок тщеславия и творческой радости от игры на сцене. Яркость изображения характера героя. Герой и автор.
Теория литературы. Инсценировка.
Великая Отечественная война в лирике и прозе.
Лирические и прозаические произведения о жизни и подвигах подростков в годы Великой Отечественной войны: Б. А. Лавренев «Разведчик Вихров»; К. М. Симонов. «Мальчишка на лафете», «Сын артиллериста»; Е. К. Винокуров. «В полях за Вислой сонной..»; песни военных лет; «Моя Москва» (стихи М. Лисянского, музыка И. Дунаевского).
Теория литературы. Быстрота отклика искусства на события жизни. Изображение героизма и патриотизма в художественном произведении.
Итоги
Чтение и обсуждение классических произведений юношеской литературы. Важнейшие проблемы в жизни подростка.
Тема защиты природы в литературе XX века. Произведения М. М. Пришвина и В. В. Бианки. Книга Б. Андерсена «Простите, где тут природа?», созданная по письмам ребят Дании.
Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.


Темы уроков

Кол-во
ча-сов
Тип, вид урока
Элементы содержания
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС (предметные, метапредметные, личностные)
Д/З
Дата









план
факт

1
Герой в мире художественного слова.
1
Лекция с элементами беседы
Организация совместной учебной
деятельности.
Устный или письменный ответ на вопрос.
Участие в коллективном диалоге.

С 4, вопрос 6 (в тетради) или 9 (на отлеьном листе формата А 4) письменно.




ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЛИТЕРАТУРЫ.








2
Былины-богатырский эпос русского народа. «Сказание о нартах»-национальный эпос адыгов.
1
Лекция с элементами беседы
Беседа

Формулирование вопросов по тексту.
Пересказ теоретическо-го материала



3
«На заставе богатырской». Характеры главных героев.
1
Урок-знакомство
Выразитель-ное чтение
Выразительное чтение произведения и рецензирование.
Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.
Характеристика героев былины.
Формулирование вопросов по
Индивидуаль-ные сообщения



4
«На заставе богатырской». Художественное совершенство былины
1
Объяснение нового материала
Организация совместной учебной деятельности
Устный (письменный) ответ на вопрос (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Работа со словарём литературоведческих терминов.
Творческая работа.
Сообщение об Островском А. Н.



5-6
А.Н. Островский. «Снегурочка». Основные герои. Предания и обряды.
2
Знакомство с новым материалом; интегрированный урок (музыка)
Аналитическая беседа; пересказ сюжета
Устный рассказ о драматурге.
Выразительное чтение пьесы-сказки (в том числе и по ролям) и рецензирование.
Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.
Различные виды пересказов.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Выявление черт фольклорной традиции в пьесе-сказке, определение фольклорной функции фольклорных образов.
Нравственная оценка героев пьесы-сказки.
Определение родовых особенностей драмы, жанровых особенностей пьесы-сказки.
Выразительно читать пьесу-сказку «Снегурочка»

Составить рассказ о Снегурочке, используя подчёркнутый материала, рисование




ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА.








7
Два типа поведения в басне И.А. Крылова «Два мальчика».
1
Знакомство с новым материалом; психологический практикум
Выразительное чтение; сравнительный анализ
Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов интернета (под руководством учителя).
Устный рассказ о писателе.
Выразительное чтение басен (в том числе и наизусть) и рецензирование.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Характеристика героев басен.
Выявление характерных для басен образов и приёмов изображения человека.
Обсуждение произведений книжной графики.
Презентация и защита собственных иллюстраций к басням.
Составление устного (письменного) ответа на проблемный вопрос.

Создание собственных иллюстраций к басне; характеристика персонажей



8
Подросток в адыгейских баснях
1
Урок-знакомство
Выразительное чтение; сравнительный анализ

Найти басни; выразитель-но прочитать



9
Два типа характера в басне «Волк и Ягнёнок»
1
Знакомство с новым материалом; психологический практикум
Выразительное чтение; сравнительный анализ

Учить наизусть басню по выбору обучающегося













10
Баллада как жанр литературы. В.А. Жуковский.
1
Лекция с элементами беседы
Составление плана статьи
Устный рассказ о поэте.
Восприятие и выразительное чтение стихотворений и баллад (в том числе и наизусть) и рецензирование.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Составление плана произведения (в том числе цитатного).
Составление характеристик героев баллад и их нравственная оценка.
Работа со словарём литературоведческих терминов.
Пересказать теоретический материал; прочитать басню.



11-12
«Лесной царь». Особенности повествования.
2
Знакомство с новым материалом; урок-беседа
Пересказ сюжета; выразительное чтение; анализ

Выразительное чтение баллады, рисование



13
Р.р.№1. Письменный ответ на вопрос о героях прочитанных баллад.
1
Урок развития речи






14-15
С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука». Герой как рассказчик.
2
Знакомство с новым материалом; урок-исследование
Аналитическое чтение
Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов интернета (под руководством учителя).
Устный рассказ о писателе.
Выразительное чтение произведений (в том числе наизусть).
Различные виды пересказов.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Характеристика сюжета произведения, его тематики, проблематики, идейно-художественного содержания.
Нравственная оценка героев произведения.
Письменная (устная) характеристика героя.
Составление устного (письменного) ответа на проблемный вопрос.
Работа со словарём литературоведческих терминов.

Пересказ понравившихся эпизодов. Характеристи-ка героя как читателя.



16-17
«Буран». Описание стихийного бедствия.
2
Знакомство с новым материалом
Выразительное чтение; составление плана анализа эпизода

Подготовить выразительное чтение эпизода; ответить на вопросы к тексту



18
Р.р.№2. Анализ эпизода «Стихийное бедствие».
1
Развитие речи
Анализ эпизода

Продолжить анализ по плану



19
В.Ф. Одоевский. «Отрывки из журнала Маши». Особенности дневника.
1
Урок-знакомство с жанром дневника
Беседа
Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов интернета (под руководством учителя)..
Выразительное чтение произведения.
Устные ответы на вопросы(с использованием цитирования).
Нравственная оценка героев произведения.
Письменная характеристика героя.
Составление устного (письменного) ответа на проблемный вопрос. Создание дневника
Работа со словарём литературоведческих терминов.

Выписать темы рассуждений героини. Подготовиться к творческой работе




20-21
Р.р.№3-4. Творческая работа. Создание дневника.
2
Развитие речи
Сочинение


Найти материала о детских и лицейских годах А. С. Пушкина



22
А.С. Пушкин. Послание и их роль в творчестве поэта. «К сестре».
1
Знакомство с новым материалом; исследование
Беседа
Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы, ресурсов интернета (под руководством учителя).
Устный рассказ о поэте.
Выразительное чтение произведений (в том числе наизусть) и рецензирование.
Участие в коллективном диалоге.
Выявление в стихотворениях их жанровых особенностей.
Устный и письменный анализ стихотворений.
Прочитать стихотворения, выучить наизусть одно из них



23
« К Пущину», «Послание к Юдину». Особенности жанра.
1
Знакомство с новым материалом; исследование
Беседа

Прочитать «Товари-щам». Определить особенности жанра.



24
«Товарищам». Послание как гимн дружбе.
1
Знакомство с новым материалом; практикум
Анализ содержания

Подготовить индивидуальные сообщения



25-27
М.Ю. Лермонтов. Ранняя лирика. Чтение и комментарий. Работа со словарём рифм.
3
Знакомство с новым материалом; исследование
Комментированное чтение
Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы, ресурсов интернета (под руководством учителя).
Устный рассказ о поэте.
Выразительное чтение произведений (в том числе наизусть) и рецензирование.
Участие в коллективном диалоге.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Выявление в стихотворениях их жанровых особенностей.
Устный и письменный анализ стихотворений.
Различение образов лирического героя и автора в лирике.
Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта и определение их художественной функции.
Работа со словарём литературоведческих терминов.
Устный и письменный анализ стихотворений.
Учить наизусть стихотворение или логически законченный отрывок (по выбору обучающегося).



28
Р.р.№5. Комплексный анализ стихотворения (на выбор).
1
Урок развития речи
Анализ стихотворения по плану

Выразительное чтение произведения, рисование.



29
«Панорама Москвы». Работа с описанием.
1
Знакомство с новым материалом
Комментированное чтение

Прочитать материала о Тургеневе И.С., ответить на вопрос (письменно).



30-31
И.С. Тургенев. «Бежин луг». Характеристики и портреты мальчиков. Речевая характеристика.
2
Знакомство с новым материалом; психологический практикум
Психологическая характеристика героев; речевая характеристика
Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов интернета (под руководством учителя).
Устный рассказ о писателе.
Выразительное чтение фрагментов (в том числе наизусть) и рецензирование.
Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.
Различные виды пересказов.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Составление устной и письменной характеристики героев или групповой характеристики героев.
Нравственная оценка героев.
Различение образов рассказчика и автора-повествователя.

Пересказ
понравив-
шейся былички. Отметить описания картин природы.



32-33
Рассказы мальчиков у костра.
2
Урок-слушание
Пересказ


Отметить и дать названия описаниям природы, выучить одно наизусть (по выбору обучающегося). Индивидуальные задания по речевой характеристике героев (по вариантам)



34
Р/р №6. Речевая характеристика одного из героев.
1
Урок развития речи
Письменная работа

Индивидуаль-ные задания по рассказу А.Евтыха



35
Личность подростка в адыгейской литературе
А. Евтых «Мой старший брат»
1
Урок-знакомство
Чтение; беседа





36-37
Н.А. Некрасов «Крестьянские дети», «Школьник».
2
Знакомство с новым материалом; урок-слушание
Комментированное чтение
Поиск сведений о поэте; выразительное чтение; участие в коллективном диалоге; слушание произведений
Прокомментировать одно из произведений



38
Л.Н. Толстой. «Отрочество». Герой-подросток и круг его чтения.
1
Знакомство с новым материалом
Комментированное чтение
Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов интернета (под руководством учителя).
Устный рассказ о писателе.
Выразительное чтение фрагментов и рецензирование.
Различные виды пересказов.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Составление устной и письменной характеристики героев.
Нравственная оценка героев.
Различение образов рассказчика и автора-повествователя.
Анализ различных форм выражения авторской позиции.
Читать «Отрочество».



39
Мысли, чувства, поступки Н. Иртеньева.
1
Проблемный урок
Психологическая характеристика героя

Пересказ понравившихся эпизодов.



40
Личность подростка в адыгейской литературе. Х. Ашинов «Последняя неделя августа»
1
Урок-знакомство
Беседа

Пересказ понравившихся эпизодов.



41
Ф.М. Достоевский. Мальчики (из романа «Братья Карамазовы»)
1
Знакомство с новым материалом
Комментированное чтение

Подготовить индивидуальные сообщения об А.П. Чехове



42-43
А.П. Чехов. «Хамелеон». Роль деталей в рассказе.
2
Знакомство с новым материалом; психологический практикум
Психологическая характеристика героев
Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов интернета (под руководством учителя).
Устный рассказ о писателе.
Различные виды пересказов.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Составление устной и письменной характеристики героев.
Нравственная оценка героев.
Различение образов рассказчика и автора-повествователя.
Анализ различных форм выражения авторской позиции.
Составление письменного ответа на проблемный вопрос.
Читать рассказы А. П. Чехова; ответить на вопросы



44
«Толстый и тонкий». Смысл заголовка. Герой и сюжет.
1
Проблемный урок
Определение основной мысли рассказа и смысла заголовка

Пересказ понравившихся эпизодов. Ответить на вопрос (письменно).
Подготовить рассказ о Н.Г. Гарине-Михайловском.





45
Н.Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» как рассказ о детстве и отрочестве. «Иванов», «Ябеда». Нравственная атмосфера в гимназии.
1
Знакомство с новым материалом; психологический практикум
Психологическая характеристика героев; пересказ сюжета
Устный рассказ о писателе.
Участие в коллективном диалоге.
Составление устной и письменной характеристики героя.
Нравственная оценка героя.
Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Ответить на вопросы, прочитать главы «В Америку», «Экзамены»



46
Главы «В Америку», «Экзамены». Поступок героя и характер.
1
Знакомство с новыми главами
Сопоставление планов бегства

Выбрать героя, составить его характеристику по плану.



47
Р.р.№7. Характеристика литературного персонажа. Творческая работа.
1
Урок развития речи
Письменная работа






МИР ПУТЕШЕСТВИЙ И ПРИКЛЮЧЕНИЙ.








48
Т. Х. Уайт. «Свеча на ветру». Решение нравственной проблемы соотношения Сильной руки и Справедливости.
1
Знакомство с новым материалом
Аналитическая беседа по прочитанному
Устные рассказы о писателях на основе поиска материалов о них с использованием справочной литературы и ресурсов интернета (под руководством учителя).
Выразительное чтение фрагментов произведений и рецензирование.
Различные виды пересказов.
Сопоставительный анализ произведений.
Анализ различных форм выражения авторской позиции.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Устная и письменная характеристика героев.
Работа со словарём литературоведческих терминов.
Презентация и защита собственных иллюстраций.

Пересказ понравившихся эпизодов.



49
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна».
1
Знакомство с новым материалом
Беседа

Пересказ понравившихся эпизодов. Ответить на вопрос (письменно).



50
Ж. Верн. «Таинственный остров». Герои романа. Пять путников и их характеристики.
1
Знакомство с новым материалом; психологический практикум
Характеристика героев (групповая работа)

Ответить на вопросы к тексту



51-52
О. Уайльд. «Кентервильское приведение». Сюжет и его важнейшие моменты.
2
Знакомство с новым материалом; урок комментированного чтения
Пересказ сюжета; комментарий

Дать характеристику главным персонажам; пересказать эпизоды



53
Главные герои. Автор: отношение к событиям и их участникам. Юмор и ирония.
1
Проблемный урок
Пересказ сюжета; характеристика героев

Подготовиться к диспуту.



54
Урок-диспут по темам: «Герой и друзья», «Герой и второстепенные персонажи», «Дружба героев».
1
Урок-диспут


Пересказать сюжет рассказа «Дары волхвов»



55
О. Генри. «Дары волхвов». Истинные и ложные ценности
1
Знакомство с новым материалом
Пересказ текста; аналитическая беседа.

Пересказать отрывок из сказки «Маленький принц»



56
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Герой сказки и ее сюжет. Ответственность человека за свою планету. Философское звучание сказки.

1
Знакомство с новым материалом
Комментированное чтение; пересказ отрывка; беседа

Подготовить чтение наизусть понрвившихся стихотворе-ний о природе.




ДВАДЦАТОЕ СТОЛЕТИЕ








57-58
Родная природа в стихах русских поэтов(А. Блока, И. Бунина, К.Д. Бальмонта)
Родная природа в стихотворениях адыгейских поэтов.
2
Урок-концерт
Чтение наизусть
Поиск материалов о биографии и творчестве поэтов с использованием справочной литературы и ресурсов интернета (под руководством учителя).
Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть) и рецензирование
Выучить наизусть стихотворение (на выбор)



59
А.Т. Аверченко. «Смерть африканского охотника». Книги и столкновение с реальностью.
1
Размышление
Аналитическая беседа; определение смысла заголовка
Устные рассказы о писателях на основе поиска материалов о них с использованием справочной литературы и ресурсов интернета (под руководством учителя).
Выразительное чтение фрагментов произведений и рецензирование.
Различные виды пересказов.
Анализ различных форм выражения авторской позиции.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Устная и письменная характеристика героев.
Работа со словарём литературоведческих терминов.
Презентация и защита собственных иллюстраций.

Прочитать отрывок из «Детства», ответить на вопросы



60
М. Горький. «Детство». Фрагменты. Воспоминания о детстве.
1
Знакомство с новым материалом
Пересказ текста беседа

Прочитать «Гнев отца», пересказать сюжет



61
А.С. Грин. «Гнев отца». Благородство души и смелость героев.
1
Знакомство с новым материалом
Пересказ текста беседа

Прочитать главы из «Повести о жизни», пересказать, ответить на вопросы.



62
К.Г. Паустовский. «Повесть о жизни». Глава «гардемарин». Роль гардемарина в мечтах и поступках героя.
1
Знакомство с новым материалом
Пересказ текста беседа

Подготовиться к творческой работе.



63
Р.р.№8. Творческая работа о том, как мечты определяют решения и поступки.
1
Урок развития речи
Письменная работа

Индивидуаль-ные задания по рассказу П.Кошубаева



64
Личность подростка в адыгейской литературе. П. Кошубаев «Семь дождливых дней»
1
Урок-знакомство
Пересказ, беседа





65
Ф.А. Искандер. «Детство Чика». Радость творчества и путь к творчеству.
1
Знакомство с новым материалом
Пересказ текста; беседа

Выбрать стихотворение для анализа и чтения наизусть.



66
Р.р.№9. Комплексный анализ стихотворения (на выбор).
1
Урок развития речи
Анализ стихотворения
Устные рассказы о поэтах-фронтовиках.
Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть) и рецензирование.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге. Различение образов лирического героя и автора.
Выявление роли изобразительно
-выразительных средств
Прочитать «Сын артиллериста»



67
К.М. Симонов. «Сын артиллериста». Дети войны.
1
Слушание
Выразительное чтение; чтение наизусть





68
Подведём итоги. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул

1


















15