Рабочая программа по курсу Развитие мимики и пантомимики
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по курсу «Развитие мимики и пантомимики» составлена на основе авторской программы «Коммуникативная деятельность»/ Феоктистова В.А. Специальные коррекционные программы для школьников с тяжелыми нарушениями зрения: учебное пособие под ред. Шиницина Л.М. – СПб. : Издательство МУСиР им. Валленберга, 2005.
Цели программы:
научить детей с тяжёлой зрительной патологией самостоятельно и правильно воспроизводить мимические и пантомимические действия и интонацию;
сформировать эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям;
приобрести навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе.
Задачи курса:
развитие, укрепление и стимуляция мышечного аппарата, осуществляющего мимические, жестовые и пантомимические движения;
развитие и совершенствование общей и мелкой моторики;
формирование алгоритма восприятия лица и тела;
обучение способам ориентировки «на себе», «от себя» — в микропространстве и макропространстве;
обучение механизму произвольного воспроизведения изолированных элементов мимики, жестов, интонации;
обучение восприятию и воспроизведению выразительных поз и жестов, присущих человеку при выполнении различных видов деятельности;
формирование приемов воспроизведения основных эмоций неречевыми средствами;
формирование потребности в сопереживании;
формирование интереса к общению;
формирование самоконтроля в различных формах и ситуациях и произвольнойпсихорегуляции;
развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
обучение искусству общения;
Общая характеристика программы
Известно влияние зрительной патологии на психическое развитие человека, его эмоционально-волевую сферу, на имеющееся у слепых и слабовидящих своеобразие черт характера. Эмоционально-волевая сфера психики незрячих является наименее исследованной в тифлопсихологии, что связано с трудностями объективного изучения эмоций.
Эмоции как специфическое отражение внешнего мира, проявляющееся в субъективном отношении человека к действительности, зависят от того, насколько полно, точно, всесторонне отражается окружающий мир, и что именно является объектом отражения. Можно представить, какие барьеры, прежде всего психологические, воздвигает слепота на пути постижения ребенком окружающего мира. Разумеется, полное или частичное отсутствие зрения, сужая сферу чувственного познания, не может повлиять на наиболее общие качества эмоций, их номенклатуру, значение для жизнедеятельности. Глубокие нарушения зрения могут влиять на степень проявления отдельных эмоций, их внешнее выражение и на уровень развития отдельных видов эмоций.
Как отмечают исследователи, выразительные движения при глубоких нарушениях зрения ослаблены. Степень ослабленности зависит от времени возникновения и тяжести расстройства зрительного анализатора. Смазанность, упрощенность мимики, жестов, пантомимики достигает такой степени, что даже безусловно рефлекторно выразительные движения, сопровождающие состояния горя, радости, гнева и др., проявляются при глубоких нарушениях зрения в весьма ослабленном виде. Полное или частичное отсутствие зрения не позволяет незрячим школьникам на основе экспрессивно-мимического выражения судить об эмоциональном состоянии человека; они не только не воспроизводят заданные им невербальные состояния, но и не воспринимают и не понимают эмоциональные состояния человека, заданные вербально.
Приведенные данные свидетельствуют о присущих незрячим детям трудностях понимания и выражения эмоций вербальными и невербальными средствами. Понимание и выражение эмоций является необходимым условием включения слепого ребенка в процесс общения, в коллективную деятельность, определяет социально-психологическую адаптацию.
Общение рассматривается науками о человеке как важный фактор психического развития ребёнка. Оно определяет развитие познавательных возможностей ребёнка. Общение более всего влияет на становление личности. Оно не является врождённым видом деятельности. Поэтому только путём специально организованного обучения можно достичь значительных успехов в его развитии.
Место курса «Развитие мимики и пантомимики» в базисном учебном плане БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии.
Данная программа рассчитана на 2 занятия в неделю в соответствии с учебным планом, календарно-учебным графиком. Сроки реализации учебной программы 2016-2017 учебный год.
Формы организации образовательного процесса:
психоразвивающие игры;
подвижные игры;
дидактические игры с использованием слухового, обонятельного, вкусового, тактильного анализаторов и др.;
упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);
использование пальчиковой гимнастики;
этюды, театрализованная деятельность;
использование символов-схем лица и тела;
импровизации;
наблюдения, прогулки, экскурсии;
моделирование и анализ заданных ситуаций;
чтение художественных произведений и их анализ;
слушание аудиозаписей;
рассказ педагога и рассказы детей;
сочинение историй;
беседы с использованием неречевых средств общения;
мини-конкурсы, игры – соревнования.
Структура занятия
Занятия строятся по следующей схеме и состоят из фаз:
I фаза. Мимические и пантомимические этюды. Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
II фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций. Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребёнка. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.
III фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определённого ребёнка или группу в целом. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ. Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребёнка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.
IV фаза. Психомышечная тренировка. Цель: снятие психоэмоционального настроения, поведения, черт характера.
Планируемые результаты изучения курса
— иметь сформированную мышечную систему, способную в полном объеме осуществлять мимические, жестовые и пантомимические движения;
— уметь координировать мимические и жестовые движения с небольшой помощью педагога;
— уметь самостоятельно воспринимать и правильно воспроизводить схему лица и тела человека и животного в усложненных условиях восприятия (барельеф, рельеф, схема-символ лица и тела);
— уметь пользоваться навыком жестовых и мимических движений, сформированным в предыдущие годы обучения: в сюжетно-ролевой игре; в театрализованной деятельности; в жизненных ситуациях;
— уметь произвольно изобразить и правильно воспринять эмоции удивления, вины, обиды в жизненных ситуациях, в адаптированных сюжетных изображениях (слабовидящие дети) с небольшой помощью педагога;
— уметь с помощью педагога преодолевать двигательный автоматизм;
— уметь пользоваться телефоном в сюжетно-ролевой игре и жизненной ситуации;
— уметь правильно вести себя в магазине в сюжетно-ролевой игре и в жизненной ситуации.
На третьем году обучения в качестве основных ставятся задачи: закрепить навыки правильного восприятия и воспроизведения основных мимических и жестовых движений и научить умению пользоваться ими в жизненных ситуациях; научить по эмоциональным неречевым проявлениям определять настроение собеседника и копировать его, пользуясь мимикой и жестами, вокальной мимикой
I раздел. Развитие мышечного аппарата: 9ч
II раздел. Формирование алгоритма восприятия схемы лица и тела (знакомство с мимикой, жестами): 23ч
IIIраздел.Формирование умения пользоваться неречевыми средствами общения на практике, адекватно воспринимать и правильно воспроизводить их в игровой, трудовой, свободной деятельности, пантомима: 10ч
1) мимика: удивление, вина, обида;
2) жесты: набираю телефонный номер, давай помиримся, жест упрямства, садовника, поливающего цветы, сгребающего листья, копающего яму; человека, подметающего пол3) эмоции:
новый материал: удивление, вина, обида;
4) формирование умения определять и воспроизводить мимику, позы героев сюжетных изображений в соответствии с программой третьего года обучения.
IV раздел.Формирование умений управлять своими эмоциями: 15ч
- расслабляться и напрягаться произвольно, продолжать формировать умение преодолевать двигательный автоматизм, застенчивость и робость.
V раздел.Формирование навыка культурного общения: 6ч
- ситуации первого и второго годов обучения закреплять в самостоятельной практической деятельности;
- обучать ситуациям: как вести себя в магазине, как разговаривать по телефону; как войти, если опоздал.
Примечание.Все сформированные на первом и втором годах обучения, а также формируемые на третьем году действия и движения обязательно «оречевляются».
Разделы программы строятся по концентрическому принципу: разделы могут повторяться, но задачи и содержание усложняются от года к году. В частности, возрастает степень самостоятельности в неречевых и речевых проявлениях школьников в среде сверстников и при свободном общении. Претерпевают изменения и формы организации коммуникативной деятельности: от индивидуального общения со взрослыми до смоделированной жизненной ситуации, а затем к общению в реальных условиях за пределами школы.
Структура программы
Программа построена по концентрированному типу. Каждый год обучения содержит пять тематических блоков.
Развитие мышечного аппарата.
Формирование алгоритма восприятия схемы лица и тела (знакомство с мимикой и жестами).
Формирование умения пользоваться неречевыми средствами общения на практике, адекватно воспринимать и правильно воспроизводить их в трудовой, игровой, свободной деятельности, пантомима.
Формирование умения управлять своими эмоциями.
Культура общения.
Учебно-тематическое планирование
Содержание Кол-во часов Кол-во диагностических обследований
Введение 1 Развитие мышечного аппарата 9 Формирование алгоритма восприятия схемы лица и тела (знакомство с мимикой, жестами) 23 Формирование умения пользоваться неречевыми средствами общения на практике, адекватно воспринимать и правильно воспроизводить их в игровой, трудовой, свободной деятельности, пантомима10 Формирование умений управлять своими эмоциями 15 Культура общения 6 Диагностика 2 2
Резерв 2 Итого 68 2
Тематическое планирование по развитию мимики и пантомимики, 2 класс
№ п/п Тема Форма работы Требования к уровню подготовки Количество часов
1 Введение 1
Развитие мышечного аппарата
2, 3,4 Картинки-символы различных эмоций человека Беседа Знать: схематическое изображение эмоций.
Уметь: определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям. 3
5-10 «Договорим то, чего не придумал автор»
Дидактические
игры Знать: виды речи.
Уметь: пользоваться диалогической и монологической речью. 6
Формирование алгоритма восприятия схемы лица и тела
11-13 «Мы едем, едем, едем…» Сюжетно-ролевая игра Знать: приемы снятия напряжения.
Уметь: снять напряжения, создать эмоциональное оживление. 3
14-16 «Любим мы ходить по лужам» Упражнения Знать: способы расслабления мышц ног.
Уметь: расслабляться. 3
17-19 «В школьной библиотеке» Упражнения Знать: типы выражения лица.
Уметь: пользоваться выразительными движениями лица и тела. 3
20-22 «В гостях у Мойдодыра» Сюжетно-ролевая игра Знать: правила личной гигиены.
Уметь: пользоваться выразительными движениями лица и тела. 3
23-26 «Бабушкины пироги». Игра- пантомима Знать: средства невербального общения.
Уметь: пользоваться в игре пантомимическими навыками 4
27-29 «Был у зайца огород». Игра-пантомима Знать: классификацию жестов.
Уметь: правильно пользоваться в играх и жизни. 3
30 «Колдун» Театрализованная викторина Знать: основные эмоции.
Уметь: творчески использовать в свободной практической деятельности. 1
31 «Черепаха» Игра-пантомима Знать: пантомимические движения.
Уметь: самостоятельно координировать мимические и пантомимические движения. 1
32,
33 Стихотворение И.Жукова «Киска». Разыгрывание по ролям Знать: правильные движения головы.
Уметь: показать партнёрские отношения мимикой. 2
Формирование умения пользоваться неречевыми средствами общения на практике
34,
35 «Давайте хохотать» Импровизация Знать: выражения лица.
Уметь: выражать улыбку. 2
36,
37 «Убежало молоко» Пантомима Знать: движения тела, лица и головы.
Уметь: действовать согласованно в жизненных ситуациях. 2
38,
39 «Шепот и шорох» Игра- пантомима Знать: пантомимические движения.
Уметь: самостоятельно координировать мимические и пантомимические движения. 2
40,
41 «Представьте себе» Игра- драматизация Знать: мимические и жестовые движения.
Уметь: правильно воспринимать и воспроизводить несложные мимические и жестовые движения. 2
42, 43 «Загадки без слов». Игра-пантомима Знать: пантомимические движения.
Уметь: самостоятельно координировать мимические и пантомимические движения. 2
Формирование умений управлять своими эмоциями
44,
45 «Весёлый Старичок-Лесовичок» Театрализованная игра Знать: технику мимики и пантомимики.
Уметь: пользоваться сформированными навыками в театрализованной деятельности. 2
46,
47 «Каравай» Хороводная игра Знать: приемы выразительного движения лица и тела.
Уметь: творчески использовать сформированные навыки выразительных движений в жизненных ситуациях. 2
48,
49 «Ролевая гимнастика».
Ролевая игра Знать: приемы снятия напряжения.
Уметь: снять напряжения, создать эмоциональное оживление. 2
50, 51 «Зеркало», «Иностранец», «Через стекло» Дидактическая игра Знать: пантомимические движения.
Уметь: включать неречевые средства общения в этюды и игры. 2
52,
53 «Расскажи стихи руками» Пантомима Знать: Классификацию жестов.
Уметь: использовать жесты как средство выразительности общения. 2
54 «Сами с усами» Викторина Знать: язык мимики. Уметь: воспринимать язык мимики. 1
55,
56 «Дружная семья» Сюжетно-ролевая игра без слов Знать: главные жесты.
Уметь: выделять главное, создавать образ. 2
57, 58 «Северный полюс» Игра-пантомима Знать: главные жесты.
Уметь: выделять главное, создавать образ. 2
Культура общения
59-
62 «Сердитый дедушка»
« Хмурый орел »
«Гневная Гиена»
Этюды Знать: схематическое изображение гнева.
Уметь: определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, выражать гнев 4
63, 64 «Прочитай письмо» Дидактическая игра Знать: эмоциональное состояние по схематическим изображениям.
Уметь: объединять разные изображения единым сюжетом. 2
65,
66 Диагностика 2
67,
68 Резерв 2
Всего 68
Учебно-методическое обеспечение
Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980.
Водолеев А. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983.
Болбачану А. Значение общения со взрослыми для умственного развития детей // Дошкольное воспитание. '1982. № 11.
Головина Т. П. Особенности восприятия действий и эмоций человека дошкольниками с нарушением зрения // Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими. Л., 1987.
Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Педагогика, 1987.
Залюбовский Т. М. Сенсорные предпосылки человека в условиях слепоты //Дефектология. 1981. № 12.
Каган М. С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988..
Литвак А. Г. Тифлопсихология. М: Просвещение, 1985.
Никулина Г. В. Изучение портрета литературного героя на уроке литературы в школе слепых и слабовидящих. Л., 1986.
Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми // Основы коммуникации / Ред. Л. М. Шипицина. СПб., 1993.
Феоктистова В. А. Преодоление психологических конфликтов-М11. // Наша жизнь. 1979. № 9.
Электронные образовательные ресурсы
http://stud24.ru/pedagogy/razvitie-mimiki-i-pantomimiki/402556-1371104-page3.html
Приложение 1
Критерии оценки сформированности неречевых средств общения слепых и слабовидящих детей.
Уровни сформированности неречевых средств общения у слепого ребёнка:
0 – неадекватно воспринимает, не понимает и не воспроизводит заданное в упрощённом варианте даже с помощью педагога. Может правильно воспринять только интонацию говорящего и объяснить её словами, либо адекватными действиями, но сам её воспроизвести затрудняется.
1 – адекватно воспринимает и воспроизводит заданное в упрощённом варианте с помощью педагога (изолированные жесты, мимику себя и педагога). Воспроизводит знакомую заданную интонацию по просьбе педагога.
2 – адекватно воспроизводит и правильно воспринимает в самостоятельной практической деятельности упрощённые мимические и жестовые действия. На уровне моделирования ситуации справляется с упрощёнными вариантами заданий с помощью педагога. Воспроизводит и воспринимает интонацию в игровой ситуации.
3 – адекватно воспринимает и воспроизводит самостоятельно и по алгоритму задания на соответствие и правильность выполнения мимических и жестовых движений. Использует сохранные анализаторы в соответствии с необходимостью. На уровне смоделированных ситуаций справляется с заданным самостоятельно. Только с помощью педагога решает задачи на использование неречевых средств общения на практике.
4 – адекватно воспринимает и воспроизводит самостоятельно в практической деятельности все задания, направленные на выявление уровня сформированности неречевых средств общения.
Уровни сформированности неречевых средств общения у слабовидящего ребёнка:
0 – воспринимает только простейшие задания, адекватно воспроизводит простые задания с помощью педагога.
1 – адекватно воспринимает и самостоятельно воспроизводит простейшие задания, справляется с простейшими смоделированными ситуациями только с помощью педагога. Не справляется с заданиями средней ступени сложности.
2 – адекватно воспринимает и воспроизводит несложные смоделированные ситуации, используя алгоритмы. Включает полученные задания в игровую деятельность, но в жизненных ситуациях использует не всегда. Задания средней ступени сложности выполняет с небольшой помощью педагога.
3 – адекватно и самостоятельно воспринимает и воспроизводит несложные смоделированные ситуации, использует сформированные навыки в практической деятельности с небольшой помощью педагога.
4 – адекватно и самостоятельно воспринимает и воспроизводит задания; использует сформированные навыки в самостоятельной практической деятельности.
Приложение 2
Примерная карта обследования уровня сформированности неречевых средств общения.
Фамилия, имя.
Возраст.
Зрительный диагноз.
Сопутствующие заболевания.
Положение ребёнка в семье.
Готовность опорно-двигательного аппарата:
а) общая моторика; походка, осанка, наличие навязчивых движений.
б) мелкая моторика: состояние мышечного тонуса, точность движений, их сила.
Готовность жестовой мускулатуры:
а) состояние тонуса
б) объём движений
в) качество движений
Готовность мимической мускулатуры:
а) состояние тонуса;
б) амплитуда мимических движений;
в) качество воспроизведения мимических движений.
Способность понимать и воспринимать адекватно с помощью сохранных анализаторов мимические движения, жесты, интонацию:
а) самостоятельно;
б) со словесной стимуляцией;
в) не воспринимает.
Способность воспроизводить жест, мимику, интонацию:
а) самостоятельно, на основе образов памяти;
б) отражённо;
в) сопряжённо;
г) не воспроизводит.
Умение определить значение эмоции, жеста, позы, изображённых изолированно, вне контекста детьми с сохранным форменным зрением:
а) самостоятельно;
б) со словесной стимуляцией;
в) не определяет.
Умение определять эмоциональное состояние персонажа сюжетного изображения детьми с сохранным форменным зрением:
а) самостоятельно;
б) со словесной стимуляцией;
в) не определяет.
Умение пользоваться неречевыми средствами общения в смоделированных ситуациях:
а) сюжетно-ролевая игра;
б) этюды;
в) театрализованная деятельность;
Сформировано:
а) в соответствии с возрастом;
б) пользуется при условии словесной стимуляции;
в) не сформировано
Умение пользоваться неречевыми средствами общения в практических жизненных ситуациях:
а) самостоятельно;
б) со словесной стимуляцией;
в) не использует.