Доклад на тему:ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
МКОУ АНОСОВСКАЯ СОШ
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»
ПРИГОТОВИЛА:
ДУНАЕВА К.А.
АНОСОВО, 2015
На современном этапе перед образовательными технологиями ставятся новые задачи: формирования системы самостоятельной деятельности учащихся и познавательных универсальных учебных действий.
Следовательно, являются актуальными проблемы развития познавательной активности у учащихся и формирование у них познавательных универсальных учебных действий в условиях современного образовательного процесса.
Универсальные учебные действия предоставляют возможность самостоятельного успешного усвоения новых компетентностей, умений и знаний, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Понятие «универсальные учебные действия» можно определить как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, т.е. умение учиться.
В более узком смысле термин «универсальные учебные действия» означает совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В настоящее время формы организации учебного процесса, содержание учебного материала и традиционные методы обучения в достаточной мере не способствуют полному и своевременному развитию школьников в соответствии с современными образовательными требованиями. Таким образом, наблюдается противоречие между недостаточной технологической проработкой формирования у учащихся познавательных универсальных учебных действий и необходимостью этого процесса в условиях современной школы.
Решить эту проблему поможет использование современных образовательных технологий на уроках «овладение школьниками универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться».
Универсальные учебные действия можно разбить на следующие группы:1) общеучебные универсальные действия (например, самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий и пр.);2) знаково-символические действия (моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область [1]);3) логические универсальные действия (например, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, подведение под понятие, выведение следствий и др.).
При формировании познавательных универсальных учебных действий на уроках необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.
Отметим, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий могут стать умения:
произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов;
уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;
уметь устанавливать аналогии;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
Рассмотрим возможности некоторых образовательных технологий как средства формирования и развития универсальных учебных действий.
Информационные технологии (как средство насыщения педагогической системы информационными средствами).Проектная и исследовательская деятельность как комплекс мероприятий, направленный на всестороннее развитие ребенка.Интегрированные и нестандартные уроки как средство развития креативности мышления, творчества и социализации личности.Технологии модульного обучения (система профессора А. Третьякова). Особый вид модульного обучения – подготовка по индивидуальным планам учащихся, ориентированных на раскрытие потенциала каждого учащегося.
Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучающихся. Принципами модульного обучения являются:
принцип соответствия возможностям и способностям обучающихся;
принцип психологической комфортности
принцип развития обучающимся своей познавательной деятельности.
Структура модульной технологии:
мотивационно-целевой блок предполагает постановку учебной задачи, формулирование проблемного вопроса, первичное изучение теории.
Этап дифференциации позволяет ученику выбрать уровень дальнейшей работы (творческий).
При анализе и коррекции результатов практической и самостоятельной работы обучающиеся анализируют способы действий, примененных при выполнении работ в модуле.Технология внутраклассной дифференциации, или комбинированная система обучения (по Н.П.Кузику).
Выделяют три типа дифференцированных программ, разных по степени сложности:
- задания группы «С» направлены на овладение конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения. Это задания базового уровня сложности.
-задания группы «В» - учебные задания, которые обеспечивают овладения учащимися приемами учебной и умственной деятельности.
-задания группы «А» поднимают учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний.
Технология коллективного способа обучения – организация учебной деятельности, при которой обучение осуществляется путем общения в динамичных (сменных) парах, когда каждый учит каждого.
Диалоговые технологии самые актуальные и востребованные, так как диалог является высшим, собственно личностным уровнем общения, создающий наиболее благоприятные условия для проявления и развития личности.
Кейс-технологии – это метод анализа конкретных проблемных ситуаций, рассмотрим метод инцидента, заключается в том, что учитель побуждает учащихся работать с неясной, противоречивой, неполной информацией, содержащей определенную проблему или проблемную ситуацию.
Дебрифинг, является одним из приемов метода дискуссии, предполагает пересмотр суждений или мнений участников дискуссии, обсуждение и сопоставление выработанного решения проблемы с возможными альтернативами. Цель дебрифинга- побудить участников дискуссии подойти к решению проблемы с разных точек зрения и тем самым дать им больше возможностей для выбора действий.
Технология педагогических мастерских. Она включает механизмы исследовательской работы, художественного творчества, театрализации, психологических тренингов и рефлексии. Цель мастерской- научить мыслить творчески, свободно и самостоятельно выстраивать свое знание.Технология разноуровневого обучения, которая сводится, ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала.
Средствами реализации современных образовательных технологий являются:
продуктивная деятельность учащихся;
педагогика сотрудничества;
самостоятельная индивидуальная и групповая работа учащихся;
интеграция учебных предметов;
глобальное мышление и видение мира.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения и в структуре любой педагогической технологии, позволяет выделить основной результат обучения и воспитания – развитие личности ученика, что обеспечивается прежде всего благодаря формированию универсальных учебных действий, являющихся основой образовательного процесса.