Рабочая программа учебной дисциплины ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЛИТЕРАТУРА СТРАН ИЗУЧАЕМОГО ЯЗЫКА (английский язык) для специальности 050303 Иностранный язык среднего профессионального образования
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГАОУ СПО «ЧИСТОПОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рабочая программа учебной дисциплины
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЛИТЕРАТУРА СТРАН ИЗУЧАЕМОГО ЯЗЫКА
(английский язык)
для специальности 050303 Иностранный язык
среднего профессионального образования
( повышенный уровень)
2014 г.
ОДОБРЕНА СОСТАВЛЕНА
предметно-цикловой комиссией в соответствии с Государственными
преподавателей филологических требованиями минимуму дисциплин содержания и уровню подготовки
выпускника по специальности
050303 Иностранный язык
(повышенный уровень)
Заместитель директора по научно- Заместитель директора по учебной
методической работе: работе:
______________ _____________
С.Ю. Беляева С.Л. Нечаева
преподаватель высшей руководитель, преподаватель
квалификационной категории высшей квалификационной
категории
Составитель:
Хаматгалиева Л.З. – преподаватель английского языка ГАОУ СПО «Чистопольский педагогический колледж»
При составлении программы использован Государственный образовательный стандарт, примерная программа учебной дисциплины «Зарубежная литература и литература стран изучаемого языка» для специальности 0303 Иностранный язык среднего профессионального образования (повышенный уровень) – М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2005. – 30 с.
Внутренний рецензент:
Э. Х. Гафиятуллина– кандидат филологических наук, директор ГАОУ СПО «Чистополькое педагогическое училище»
Внешний рецензент:
Галимова Х.Н. – доцент кафедры ГиСЭД филиала КГУ в г. Чистополь
Пояснительная записка
Программа учебной дисциплины «Зарубежная литература и литература стран изучаемого языка» (английский язык) предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050303 Иностранный язык (повышенный уровень) среднего профессионального образования и является единой для всех форм обучения: очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната, а также для всех типов и видов образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы среднего профессионального образования.
Учебная дисциплина «Зарубежная литература и литература стран изучаемого языка» входит в блок дисциплин предметной подготовки. Изучение данной дисциплины обеспечивает профессиональную подготовку молодых специалистов - будущих учителей английского языка.
Целью данного курса является ознакомление студентов с историей литературы Британии и литературы США, с творчеством наиболее выдающихся писателей и лучшими образцами англоязычной литературы прошлого и настоящего.
Основная задача курса - эстетическое воспитание студентов средствами литературы.
Тематический план отражает максимальную учебную нагрузку (в количестве 102 часов), количество аудиторных часов 77, (с указанием времени, отводимого на практические занятия 46 часов), количество часов, отводимое на самостоятельную работу студентов (в количестве 25 ч.), вид итоговой аттестации – экзамен.
Содержание курса построено в единой логике: название раздела, с указанием общего количества часов - требования к студенту при изучении данного раздела – подробное содержание раздела – темы практических работ. Содержание курса представлено семью разделами.
Прилагаемые вопросы для выявления уровня знаний и умений студентов соответствуют изучаемому содержанию курса и могут быть использованы при различных формах проверки (выполнение тестовой работы, написание реферата, письменные и устные ответы на вопросы и т.д.)
В результате изучения учебной дисциплины студент должен
знать:
- задачи, методы курса;
- литературу стран изучаемого языка;
- социокультурный портрет, национальное достояние и культурное наследие стран изучаемого языка;
- основные литературоведческие термины;
уметь:
- давать исторически точную характеристику любой исторической эпохе и любому литературному направлению;
- анализировать творчество писателя и его произведения (согласно программе) в историко-литературном контексте;
- самостоятельно отбирать в учебных целях и интерпретировать учебный, критический, информационно-справочный и художественный материал;
- использовать различные стратегии чтения при работе с учебными, информационно-справочными, общественно-политическими и художественными текстами;
- фонетически, лексически и грамматически правильно оформлять писменные и устные высказывания на иностранном языке с учетом стилистических регистров;
- понимать иноязычную речь в рамках предметной и общекультурной тематики
Тематический план учебной дисциплины
№
Наименование разделов и тем
Максимальное кол-во часов
Самостоятельная работа
студента
Кол-во аудиторных часов
Всего
В том числе теоретические занятия
практические занятия
1
Введение
1
1
1
2
Раздел 1 Литература средних веков
2
2
2
3
Тема 1.1 Литература периода разложения родового строя и зарождения феодализма.
2
2
2
4
Раздел 2 Литература предвозрождения и эпохи Возрождения
13
5
8
4
4
5
Тема 2.1. Особенности эпохи возрождения. Возрождение в Англии. Английский театр эпохи Возрождения.
3
1
2
2
6
Тема 2.2 У. Шекспир. Три периода творчества. Исторические хроники и комедии
5
2
3
1
2
7
Тема 2.3 Великие трагедии У. Шекспира. Романтические драмы. Сонеты
5
2
3
1
2
8
Раздел 3 Литература XVII - XVIII веков
17
5
12
4
8
9
Тема 3.1 Английская литература XVII веков
3
1
2
1
1
10
Тема 3.2 Эпоха просвещения в литературе. Три периода английского Просвещения. Классицизм. Творчество А. Пуопа
3
2
1
1
11
Тема 3.3 Начало романа. Творчество Д. Дефо и Д. Свифта
7
2
5
1
4
12
Тема 3.4 Расцвет английского романа. Сентиментализм и его особенности
4
4
1
3
13
Раздел 4 Литература XIX века
27
6
21
8
13
14
Тема 4.1 Романтизм в европейской литературе. Особенности английского романтизма.
3
3
1
2
15
Тема 4.2 Творчество Д. Г. Байрона
5
2
3
1
2
16
Тема 4.3 Критический реализм в европейской литературе. Особенности критического реализма в английской литературе.
4
4
2
2
17
Тема 4.4 Творчество У. М. Теккерея и сестер Бронте как представителей середины XIX века
5
2
3
1
2
18
Тема 4.5 Общая характеристика второй половины XIX века и рубежа XIX - XX веков
5
2
3
1
2
19
Тема 4.6 Эстетизм и неоромантизм в английской литературе
5
5
2
3
20
Раздел 5 Литература XX века
18
5
13
4
9
21
Тема 5.1 Реалистические тенденции в английской литературе начала XX века
4
1
3
1
3
22
Тема 5.2 Модернизм в английской литературе
4
1
3
1
2
23
Тема 5.3 Мировая литература после первой мировой войны. Британская литература данного периода
4
1
3
1
2
24
Тема 5.4 Философский роман в литературе после Второй мировой войны. Особенности постмодернизма
5
2
3
1
2
25
Раздел 6 Американская литература XIX века
11
2
9
4
5
26
Раздел 6.1 Американская литература и ее место в мировой культуре. Романтизм в американской литературе
5
1
4
2
2
27
Раздел 6.2 Реализм и натурализм в американской литературе второй половины XIX века
6
1
5
2
3
28
Раздел 7 Американская литература XX века
13
2
11
4
7
29
Тема 7.1 Периодизация американской литературы XX века. Реализм
3
1
2
1
1
30
Тема 7.2 Литература «потерянного поколения»
5
1
4
1
3
31
Тема 7.3 Американская литература после Второй мировой войны
5
2
3
Всего по дисциплине
102
25
77
31
46
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ
Студент должен
знать:
- цели и задачи дисциплины;
- периодизацию литературного процесса.
Предмет, цели и задачи дисциплины «Зарубежная литература и литература стран изучаемого языка». Основные подходы к изучению литературы (историко-гентический, сравнительно-исторический, историко-типологический).
Основные литературоведческие понятия (литературное направление, виды и роды литературы, жанры). Периодизация литературного процесса.
Раздел 1 ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ
Тема 1.1 Литература периода разложения родового строя и зарождения феодализма. Литература эпохи развитого феодализма
Студент должен
знать:
- основные направления и жанры литературы периода разложения рдового строя и зарождения феодализма в Европе;
- место и роль средневекового героического эпоса «Песнь о Беовульфе»;
- основные направления и жанры литературы развитого феодализма;
- основные этапы творческого пути Д. Чосера.
Литература периода разложения родового строя и зарождения феодализма. Кельтский эпос. Германский эпос. «Песнь о Беовульфе» как образец средневекового героического эпоса. Литература эпохи развитого феодализма: народная поэзия, рыцарская и клерикальная литература. Книга Т. Мэлори «Смерть Артура». Подготовка Возрождения в Англии: творчество Д. Чосера как величайшего писателя английского средневековья. «Кентерберийские рассказы».
Раздел 2 ЛИТЕРАТУРА ПРЕДВОЗРОЖДЕНИЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Тема 2.1 Особенности эпохи Возрождения. Возрождение в Англии. Английский театр эпохи Возрождения
Студент должен
знать:
- основные черты и особенности эпохи предвозрождения и эпохи Возрождения в странах Европы и Англии;
- место и роль творческого наследия английских гуманистов (Т. Мор), поэтов (Э. Спенсер) и драматургов дошекспировского периода (Т. Кид, К. Марло), а также его современников;
- особенности и пути развития английского театра эпохи Возрождения и основные черты дошекспировской драмы.
Основные черты предвозрождения. Особенности эпохи Возрождения. Возрождение в Англии: гуманисты (Т. Мор и его книга «Утопия»), лирика XVII века (Э.Спенсер),развитие драмы (Р. Грин, Т. Кид, К. Марло). Современники и продолжатели У. Шекспира (Бен Джонсон, Д. Флетчер).
Самостоятельная работа студента:
Выполнение заданий по учебнику
Тема 2.2 У. Шекспир. Три периода творчества. Исторические хроники и комедии
Студент должен
знать:
- основные этапы творчества У. Шекспира;
- содержание и основные черты исторических хроник и комедий первого периода, трагедия «Ромео и Джульетта» и ее особенности.
Жизненный и творческий путь У. Шекспира. Периодизация его творчества. Первый период творчества: исторические хроники и комедии, их основные черты. Трагедия «Ромео и Джульетта» и ее особенности
Самостоятельная работа студента:
Выполнение заданий по учебнику
Тема 2.3 Великие трагедии У. Шекспира. Романтические драмы. Сонеты
Студент должен
знать:
- тематику, особенности, черты сходства и различий трагедий У. Шекспира;
- содержание, характеристику основных персонажей трагедии «Гамлет»;
- трактовку трагедии «Гамлет» разными литературоведами и критиками;
- особенности третьего периода творчества Шекспира;
-классификацию и отличительные черты сонетов Шекспир;
уметь:
- отбирать и правильно интерпретировать критический и художественный материал;
- анализировать трагедии и сонеты Шекспира в историко-литературном контексте;
- определять эстетическое и философское значение сонетов.
Великие трагедии Шекспира «Отелло», «Король Лир», «Макбет»: сходства и различия. «Гамлет» - величайшая трагедия Шекспира. Трактовка трагедии Гете, Белинским, Тургеневым, современными критиками. Сценические интерпретации «Гамлета». Романтические драмы, их особенности. Сонеты, их классификация, отличительные черты. Значение творчества У. Шекспира.
Самостоятельная работа студента:
Выполнение презентации
Практические занятия
Интерпретация критического и художественного материала.
Идейно-художественный анализ величайшей трагедии У. Шекспира «Гамлет».
Определение эстетического и философского значения сонетов У. Шекспира.
Радел 3 ЛИТЕРАТУРА XVII - XVIII ВЕКОВ
Тема 3.1 Английская литература XVII века.
Литература барокко. Творчество Д. Мильтона
Студент должен
знать:
- особенности литературы XVII века: своеобразие литературы барокко в Испании и Франции, литературы французского классицизма, английской литературы данного периода;
- основные этапы творчества Д. Мильтона;
- характерные черты литературы эпохи Реставрации;
уметь:
- характеризовать основные направления, жанры литературы XVII века в странах Европы;
- определять тематическое и стилистическое своеобразие поэмы Д. Мильтона «Потерянный рай».
Общая характеристика зарубежной литературы XVII века - века Просвещения. Просветительский реализм как идейное течение эпохи. Особенности английского Просвещения. Своеобразие классицизма А. Пуопа.
Практическое занятие
Анализ английской литературы XVII века на примере творчества Д. Мильтона и его поэмы «Потерянный рай».
Самостоятельная работа студента:
Подготовка устных ответов на вопросы по теме
Тема 3.2 Эпоха Просвещения в литературе. Три периода английского Просвещения. Классицизм. Творчество А. Пуопа
Студент должен
знать:
- основные черты эпохи Просвещения в разных странах Европпы;
- отличительные черты английского Просвещения и его периодизацию;
- особенности творчества А. Пуопа как представителя английского классицизма.
Общая характеристика XVII века – века Просвещения. Просветительский реализм как идейное течение эпохи. Особенности английского Просвещения. Своеобразие классицизма А. Пуопа.
Самостоятельная работа студента:
Выполнение заданий по учебнику
Тема 3.3 Начало романа. Творчество Д. Дефо и Д. Свифта
Студент должен
знать:
- особенности становления и развития публицистики в английской литературе XVIII века;
- своеобразие жанра романа в английской литературе;
- общую характеристику творчества Д. Дефо и Д. Свифта;
уметь:
- анализировать процесс становления романа как жанра;
- определять тему, идею, сюжет, особенности композиции романов Д. Дефо «Робинзон Крузо» и Д. Свифта «Путешествие Лемюэля Гулливера».
Становление и развитие жанра публицистики в Англии. Роман как новый жанр: разновидности, отличительные черты. Общая характеристика творчества Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо». Д. Свифт «Путешествия Гулливера».
Практические занятия
Анализ процесса становления романа как жанра в английской литературе. Романы «Робинзон Крузо» Д. Дефо и «Путешествия Гулливера» Д. Свифта
Определение темы, идеи, сюжета, особенностей композиции романов Д. Дефо «Робинзон Крузо» и Д. Свифта «Путешествия Гулливера»
Самостоятельная работа студента:
Изучение биографии Д. Дефо и Д. Свифта
Тема 3.4 Расцвет английского романа. Сентиментализм и его особенности
Студент должен
знать:
- характеристику второго периода английского Просвещения;
- особенности английского сентиментализма;
- основные этапы творчества Г. Филдинга и Р. Бернса;
уметь:
- давать сравнительный анализ поэзии классицизма и поэзии сентиментализма;
- определять особенности творчества Г. Филдинга и Р. Бернса.
Характеристика второго периода английского Просвещения. Творчество Г. Филдинга как вершина просветительского реализма. С. Ричардсон - создатель жанра семейно-бытового романа. Третий период английского Просвещения. Сентиментализм в поэзии(Д. Томсон, Т. Грей) и прозе (О. Голдсмит, Л. Стерн) Драма XVIII века (Р. Б. Шеридан). Творчество Бернса как наиболее полное выражение
· народности в литературе XVIII века.
Практические занятия
Сравнительный анализ поэзии классицизма и сентиментализма. Раскрытие своеобразия творчества Г. Филдинга. Раскрытие своеобразия творчества Р. Бернса.
Раздел 4 ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Тема 4.1 Романтизм в европейской литературе. Особенности английского романтизма
Студент должен
знать:
- основные особенности развития литературы XIX века в странах Европы;
- своеобразие литературы романтизма в Англии;
- особенности творческой манеры поэтов-романтиков «Озерной школы»;
- роль творчества В. Скотта в создании и развитии жанра исторического романа;
уметь:
- характеризовать основные тенденции, направления, жанры литературы XIX века в странах Европы;
- анализировать особенности и своеобразие английской литературы романтизма;
- определять жанровое, тематическое и стилистическое своеобразие произведений поэтов-лейкистов и романов В. Скотта
Предромантизм в европейской и английской литературе. Романтизм. Особенности романтизма в Англии. Особенности творческой манеры, философской концепции и языка поэтов-романтиков «Озерной школы» В. Скотт как создатель жанра исторического романа. Влияние его творчества на русскую литературу.
Практические занятия
Сопоставление основных тенденций, направлений, жанров литературы XIX века в странах Европы.
Определение жанрового, тематического и стилистического своеобразия произведений поэтов-лейкистов и романов В. Скотта
Тема 4.2 Творчество Д.Г. Байрона
Студент должен
знать:
- периодизацию творчества Д. Г. Байрона
- основные черты «байронского» героя;
уметь:
- анализировать основные произведения Д.Г.Байрона;
- определять значения творчества поэта для мировой литературы и его влияние на русскую литературу XIX века.
Биография Д.Г. Байрона. Периодизация творчества. Байрон как создатель основных романтических жанров и романтического героя. Характеристика основных произведений поэта (поэма «Паломничество Чайльд Гарольда», «Восточные поэмы», роман в стихах «Дон Жуан»). Значение творчества поэта.
Практическое занятие
Определение жанрового, тематического и стилистического своеобразия поэмы Д.Г. Байрона «Паломничество Ч. Гарольда».
Самостоятельная работа студента:
Изучение творчества Байрона
Тема 4.3 Критический реализм в европейской литературе
Особенности критического реализма в английской литературе
Студент должен
знать:
- особенности реалистической школы в европейской литературе;
- национально-исторические особенности английской реалистической школы;
- своеобразие литературного метода Ч. Диккенса;
уметь:
- выделять черты сходства и различия реализма в Англии и других европейских странах;
- анализировать романы Ч. Диккенса в историко-литературном контексте.
Реализм в европейской литературе. Национально-исторические особенности английского реализма. Основные черты реалистической эстетики. Роль Ч. Диккенса в развитии реалистического романа. Биография писателя, периодизация творчества. Особенности произведений разных периодов. Ч . Диккенс в России.
Практические занятия
Выявление черт сходства и различия реализма в Англии и других европейских странах.
Анализ романов Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста» и «Тяжелые времена»
Тема 4.4 Творчество У.М. Теккерея и сестер Бронте как представителей реализма середины XIX века
Студент должен
знать:
- биографию У.М. Теккерея, периодизацию его творчества;
- содержание романов У. М. Теккерея "Ярмарка тщеславия " и Ш. Бронте "Джейн Эйр"
уметь:
- анализировать романы У.М. Теккерея и Ш. Бронте в историко-литературном контексте.
У.М. Теккерей: биография, периодизация творчества. Роман У. М. Теккерея "Ярмарка тщеславия" как сатирическая панорама жизни британского общества начала XIX века. Роль сестер Бронте в развитии реалистического романа. Романы "Джейн Эйр" Ш.Бронте и "Грозовой перевал" Э. Бронте.
Практические занятия
Идейно-художественный анализ романа У. М. Теккерея "Ярмарка тщеславия".
Идейно-художественный анализ романа Ш. Бронте "Джейн Эйр"
Самостоятельная работа студента:
Подготовка устного ответа по заданиям
Тема 4.5 Общая характеристика литературы второй половины XIX века и рубежа XIX-XX веков
Студент должен
знать:
- отличительные черты литературных течений второй половины XIX века: натурализма, эстетизма, неоромантизма;
- содержание литературных произведений Р. Л. Стивенсона, Д. Конрада, О.Уайльда, Р. Киплинга;
уметь:
- определять особенности и различия основных литературных течений рубежа веков;
- анализировать особенности английского реалистического романа.
Характеристика основных литературных направлений рубежа веков: натурализма, эстетизма, неоромантизма. Особенности английского реалистического романа. Характеристика творчества Т. Гарди.
Практические занятия
Определения особенностей и различий основных литературных течений рубежа веков.
Анализ английского реалистического романа (на примере творчества Т. Гарди)
Самостоятельная работа студента:
Подготовка ответов по теме
Тема 4.6 Эстетизм и неоромантизм в английской литературе
Студент должен
знать:
- знать основыне этапы творческого пути писателей эстетизма и неоромантизма;
- содержание литературных произведений Р.Л. Стивенсона, Д. Конрада, О. Уайльда, Р. Киплинга;
уметь:
- анализировать произведения представителей эстетизма и неоромантизма;
- определять характерные черты эстетизма на конкретном художественном материала.
Эстетизм в английской литературе. Творчество О. Уайльда как поэта, рассказчика, драматурга. «Портрет Дориана Грея» как типичное произведение эстетизма. Неоромантизм. Творчество Р.Л. Стивенсона, Д. Конрада, А. Конан Дойла, Р. Киплинга.
Практические занятия
Сравнительный анализ произведений писателей эстетизма и неоромантизма в английской литературе.
Определение характерных черт эстетизма и неоромантизма на примере романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея».
Определение характерных черт неоромантизма на примере романов Р.Л. Стивенсона.
Раздел 5 ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Тема 5.1 Реалистические тенденции в английской литературе начала ХХ века
Студент должен
знать:
- Основные периоды и особенности литературы ХХ века как особого этапа в истории зарубежной литературы;
- своеобразие реализма начала ХХ века в Аглии;
- особенности творчества наиболее выдающихся представителей реализма начала ХХ века: Б. Шоу, Д. Голсуорси, Г.Д. Уэллса;
уметь:
- характеризовать основные направления и жанры литературы ХХ века в странах Европы;
- анализировать особенности реализма английской литературы;
- определять русско-зарубежные литературные связи.
Английская реалистическая литература начала ХХ века. Д. Голсуорси. «Сага о Форсайтах» - отражение основных эстетических взглядов писателя. Б.Шоу как создатель нового типа драмы: циклы «Неприятные пьесы», «Пьесы для пуритан». Пьеса «Дом, где разбиваются сердца» и ее связь с русской литературой. Своеобразие политических и философских взглядов Г. Уэллса.
Практические занятия
Характеристика основных направлений и жанров литературы ХХ века в странах Европы.
Анализ особенностей реализма английской литературы (на конкретном примере).
Определение русско-зарубежных литературных связей на примере произведений «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу и «Вешневый сад» А.П. Чехова
Самостоятельна работа студента:
Выполнение творческой работы
Тема 5.2 Модернизм в английской литературе
Студент должен:
знать:
- основные черты модернизма в европейской литературе и особенности модернизма в английской литературе;
- основные этапы творчества крупнейших английских писателей-модернистов и содержание их произведений;
уметь:
- определять основные черты и особенности модернизма в английской литературе;
- определять жанровое, философское, тематическое и стилистическое своеобразие произведений английских писателей-модернистов.
Краткая характеристика модернизма в европейской литературе. Особенности английского модернизма. Новый тип романа и новый тип героя.
Практические занятия
Определение основных черт и особенностей модернизма в английской литературе.
Определение жанрового, философского, тематического и стилистического своеобразия произведений (на конкретном примере)
Самостоятельна работа студента:
Выполнение анализа произведений
Тема 5.3 Мировая литература после Первой мировой войны.
Британская литература данного периода
Студент должен
знать:
- основные тенденции развития литературы после Первой мировой войны;
- основные этапы творчества крупнейших представителей британской литературы послевоенного времени;
уметь:
- характеризовать основные направления развития мировой литературы после Первой мировой войны;
- определять жанровое, философское, тематическое и стилистическое своеобразие произведений британской литературы данного периода.
Обзор основных тенденций в мировой литературе после Первой мировой войны. Британская литература данного периода. Краткая характеристика творчества Р. Олдингтона, С. Моэма, Д. Б. Пристли, Ч.П. Сноу, Г. Грина.
Практические занятия
Характеристика мировой литературы после Первой мировой войны, ведущие представители (Р.Олдингтон, С. Моэм, Д. Б. Пристли, Ч.П. Сноу, Г. Грин).
Определение жанрового, философского, тематического, стилистического своеобразия британских писателей (на конкретном примере)
Самостоятельная работа студента:
Выполнение заданий по учебнику
Тема 5.4 Философский роман в литературе после Второй мировой войны. Особенности постмодернизма
Студент должен
знать:
- основные тенденции развития литературы после Второй мировой войны;
- основные черты и особенности философского романа этого периода;
- особенности постмодернизма;
уметь:
- анализировать произведения наиболее выдающихся писателей данного периода в историко-литературном контексте.
Обзор основных тенденций в мировой литературе после Второй мировой войны. Британская литература данного периода. Философский роман: творчество А. Мердок, У. Голдинга, Д. Фаулза. Особенности постмодернизма.
Практическое занятие
Идейно-художественный анализ философского романа в британской литературе после Второй мировой войны (на конкретном примере).
Самостоятельная работа студента:
Выполнение творческой работы
Раздел 6 АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Тема 6.1 Американская литература и ее место в мировой культуре. Романтизм в американской литературе
Студент должен
знать:
- основные черты и особенности американской литературы XIX века как самостоятельно развивающейся национальной литературы;
- национальное своеобразие романтической литературы;
уметь:
- характеризовать основные этапы и направления американской литературы XIX века;
- определять новаторство, тематическое и стилистическое своеобразие произведений писателей-романтиков.
Место американской литературы в мировой культуре. Проблема национального своеобразия американского романтизма. Значение и характер европейских влияний. Творчество В. Ирвинга как переход от просветительской сатиры к романтизму. Своеобразие романтического метода Ф. Купера. Новаторство Э.А. По. Э.А. По - родоначальник детективной новеллы. Г. Мелвилл: эволюция мировоззрения и творчества. Роман «Моби Дик».
Практические занятия
Характеристика основных этапов и направлений американской литературы XIX века.
Определение своеобразия американского романтизма (на конкретном примере).
Самостоятельная работа студента:
Подготовка устного высказывания по теме
Тема 6.2 Реализм и натурализм в американской литературе второй половины XIX века
Студент должен
знать:
- особенности региональных традиций в американской литературе;
- отличительные черты американского реализма и натурализма;
уметь:
- определять и характеризовать новаторство и своеобразие произведений М. Твена и Д. Лондона.
Основные литературные направления второй половины XIX века. Регионализм в американской литературе. Особенности американского юмора. Творчество М. Твена: детская тема, сатирическое мастерство, взгляды на исторический процесс. Натурализм. Творчество Д. Лондона.
Практическое занятие
Сопоставительный анализ романов М. Твена «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна». Определение новаторства и своеобразия произведений Д. Лондона.
Самостоятельная работа студента:
Выполнение заданий по учебнику
Раздел 7 АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Тема 7.1 Периодизация американской литературы XX века. Реализм
Студент должен
знать:
- основные периоды развития американской литературы XX века;
- своеобразие реалистической литературы первой половины XX века;
уметь:
- выделять черты сходства и различия произведений реалистической американской литературы.
Периодизация английской литературы XX века. Особенности реализма в американской литературе первой половины XX века. Творчество Т. Драйзера: периодизация, эволюция эстетических взглядов, новаторские черты романов («Сестра Керри», «Дженни Герхардт», «Американская трагедия»). Особенности творческой манеры Д. Стейнбека в романах «Гроздья гнева» и «Зима тревоги нашей».
Практическое занятие
Определение сходства и различий произведений реалистической американской литературы (на конкретном примере).
Самостоятельная работа студента:
Выполнение заданий по учебнику
Тема 7.2 «Литература потерянного поколения»
Модернизм
Студент должен
знать:
- характерные особенности литературы «потерянного поколения» и творчество ее крупнейших представителей;
- основные черты модернизма;
уметь:
- определять жанровое, тематическое, стилистическое своеобразие произведений литературы «потерянного поколения», модернистской литературы.
Характерные черты «потерянного поколения». Тема «потерянного поколения» в творчестве Э. Хемингуэя. Особенности стиля писателя: лаконизм, «метод айсберга». «Старик и море» - итоговое произведение писателя.
Роман «Великий Гетсби» Ф.С. Фицджеральда как образец новаторства писателя. Модернистсике тенденции в американской литературе. Творчество У. Фолкнера (Трилогия «Деревушка», «Город», «Особняк»).
Практические занятия
Сопоставительный анализ произведений Э. Хемингуэя и Ф. С. Фицджеральда как представителей литературы «потерянного поколения».
Определение модернистической тенденции в американской литературе (на конкретном примере).
Самостоятельная работа студента:
Подготовка устного высказывания по теме.
Тема 7.3 Американская литература после Второй мировой войны
Студент должен
знать:
- особенности американской литературы второй половины XX века;
- своеобразие творчества крупнейших писателей данного периода;
уметь:
- анализировать произведения писателей данного периода.
Военная тема в американской литературе второй половины XX века. Документально- художественная проза. Литература «битников». Д. Керуак и А. Гинзбург. Неофрейдистские и экзистенциалистические идеи в литературе. Рассказы Д. Чивера. Философско - этические проблемы произведений Д. Сэлинджера и Д. Апдайка.
Практические занятия
Выявление особенностей американской литературы после Второй мировой войны.
Идейно-художественный анализ романа Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».
Определение философско-этических проблем произведений Д. Апдайка.
Заголовок 2Заголовок 315