Авторская разработка урока внеурочной деятельности Острый угол, с вершиной в центре Геоконта (точка Ц). Имя острого угла. Имя прямого угла


Тема: «Острый угол, с вершиной в центре Геоконта (точка Ц). Имя острого угла. Имя прямого угла.».Класс: 4
Предмет: внеурочная деятельность «Логика. Математика вокруг нас»
Продолжительность занятия: 45 мин
Оборудование: Компьютер, проектор, электронная презентация, видеоролик с физкультминуткой, раздаточный материал.
Технологическая карта занятия № 20
Тема занятия: Острый угол, с вершиной в центре Геоконта (точка Ц). Имя острого угла. Имя прямого угла.
Ход урока.
Цель для обучающегося: рассмотреть понятия «угол», «острый угол», «вершины и стороны угла», как обозначают углы.
Цель для учителя:
в ходе выполнения практических заданий и наблюдений Сформировать представление об остром угле и его элементах, способность к распознаванию, изображению и обозначению острого угла; формирование основных видов универсальных учебных действий.
Задачи урока:
Образовательные: (формирование познавательных УУД):
- дать определение угла, как геометрической фигуры;
- распознать острые углы в окружающей обстановке;
-расширить геометрические представления и знания обучающихся об углах.
Воспитательные:
- развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, фантазию;
-развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающему миру;
- совершенствовать умение работать в паре (группе), навык общения со сверстниками (формирование коммуникативных и личностных УУД).
Развивающие (формирование регулятивных УУД )
- умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям;
- воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу.
Тип занятия: первичное предъявление новых знаний. Форма занятия: лаборатория геометрических открытий
Опорные понятия, термины
Математика;
Геометрия; угол; острый угол; обозначение угла, виды углов. Новые понятия:
Угол, виды углов, острый угол, стороны и вершины углов, построение углов, обозначение углов
Материалы и оборудование.
Ведущий вид деятельности.
Методы работы.
Педагогические технологии.
интерактивный кабинет, цветные карандаши, листы бумаги для рисования, карточки с заданиями, линейка, математический планшет.
продуктивный, творческий, проблемный
объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
-ИКТ - технология (презентация).
Ожидаемый результат. обучающиеся научатся:
Обозначать и находить острые углы;
соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями;
выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения;
слушать собеседника и вести диалог;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Этап урока и его цели Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормируемые УУД
Организационный момент Приветствует обучающихся Приветствуют присутствующих Коммуникативные УУД
Актуализация знаний обучающихся.
Постановка целей и задач занятия.
Повторение изученного материала
Проводит фронтальный опрос по понятиям: математика, геометрия; проверяет выполнение домашнего задания, организует постановку обучающимися целей и задач урока.
Первичная мотивация обучающихся.
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока, через выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
Объявление темы урока словами Гео.
-Учитель рассказывает сказку: (Слайд 2)
«Малыш Гео очень любил всевозможные игры. И когда паук Юк показал ему, как строить прямой угол, малыш целыми днями занимался тем, что проверял углы всех предметов, которые он находил вокруг себя, и строил на Геоконте свои углы. Но однажды спросил паука:
- А какие углы ещё бывают? Строят речевые высказывания; формулируют цель и задачи урока Коммуникативные и регулятивные УУД
Основная часть
Первичное осмысление и закрепление знаний Организует самостоятельно - групповую работу обучающихся через проведение математических опытов для ознакомления с новым материалом:
-Сам догадайся. Пойдём в Центр поляны, возьми с собой Геоконт.
Малыш встал в точку Ц.
-Теперь вновь направь один луч на свой дом, а второй – на меня, -сказал паук и перебежал под большое дерево, которое росло недалеко от дома. (слайд2)
Давайте, ребята, поможем Гео.
-Посмотрите внимательно и скажите: новый угол больше или меньше главного прямого угла? Давайте угадаем, как называются углы, которые меньше, чем прямой угол в геометрии.
Паук: Верно, такие углы называются острыми. Но я не люблю их: паутина получается слишком маленькая.
- А вы не забыли, из чего состоит каждый угол? (Из вершины и двух сторон)
- А где вершина нового острого угла? (В точке Ц)
- Назовите именами стороны.(Ц-К4 и Ц-О4), и сам угол (К4-Ц-О4).
- Какое имя дадите главному прямому углу? (Б4-Ц-О4)
И опять новая игра понравилась малышу, что он играл в неё с утра и до позднего вечера.
Гео приготовил вам вопрос ( Слайд 3)
Работа в тетради.
- Вспоминаем, какие прямые линии мы знаем?
Горизонтальную и вертикальную линии образуют только прямые углы. Какие прямые линии берём для построения острого угла? (горизонтальные и наклонные)
- Начертите горизонтальную и вертикальную линии, которые пересекаются на одной точке. (Слайд 4)
- Что же у вас получилось? (4 луча, 4 угла.)
- Давайте обведём цветным карандашом один острый угол. Как мы найдём этот угол?
-Давайте рядом начертим тот же угол. (слайд 5)
- Можно ли получить острый угол, если берём вертикальную и наклонную линии. (Чертим самостоятельно.)
- Что получилось?
Вывод: Острые углы состоят из вершины и двух сторон, и они меньше прямого угла.
Поиск острых углов в окружающей обстановке.
- Давайте вспомним, где люди применяют острый угол.
Игра на воображение «Преврати во что – нибудь».
Вывод. Как часто люди применяют острый угол? (слайды 6,7) Договариваются о совместной деятельности, проводят опыты, приходят к общему решению Коммуникативные УУД
(Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками);
Познавательные УУД
(Формирование умения выделять особенности разных объектов в процессе их рассматривания; классифицировать понятия);
Регулятивные УУД
(формирование умения вносить необходимые дополнения и коррективы в план собственных действий в случае расхождения результата с эталоном);
Личностные УУД
(Формирование интереса к познавательной деятельности, умения слушать и вступать в диалог).
Физкультминутка Показывает ребятам видеоролик с физкультминуткой Выполняют упражнения за веселым человечком Личностные УУД
(формирование мотивации к самосовершенствованию);
Коммуникативные УУД
(умение управлять своим поведением).
Закрепление изученного. Организует групповую работу обучающихся через проведение математических опытов для закрепления нового материала.
1. Найти на циферблате часов положение стрелок, при котором они образуют между собой острый угол. (по рядам, за 1 минуту)
2. Используя модель прямого угла, среди наших фигур найди острые углы. Отметьте углы красным карандашом и буквами. (Слайд 8) Взаимопроверка.
3. Задание на сообразительность. Положите 3 палочки так, чтоб получилось 3 острых угла. (3 варианта на слайде 9) Есть ещё варианты?
4. Не отрывая карандаша, начерти данные фигуры. (слайд 10)
Практическая работа по группам: изготовление веера. (слайд 11)
Группы создаются по цветам острых углов. Закрепляют полученные знания на практике. Познавательные УУД
(Формирование умения выделять общее и различное в изучаемых объектах, применять модели для получения информации)
Коммуникативные УУД
(Участвовать в коллективном обсуждении проблем);
Регулятивные УУД
(Умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниямПовторение изученного материала Организует повторение изученного материала Систематизируют и закрепляют полученные ранее знания Личностные УУД (формирование навыковсамооценки);
Коммуникативные УУД
(Умение слушать и вступать в диалог)
Домашнее задание Объявляет домашнее задание
Изготовление угла без инструментов
– Изготовление острого угла. Дома вам надо изготовить из бумаги модель круга или овала. Формируют и высказывают свои предположения.
Оценивают себя Личностные УУД (формирование навыковсамооценки);
Коммуникативные УУД
(Умение слушать и вступать в диалог)
Подведение итогов
Рефлексия Организует подведение итогов и самооценивание обучающихся.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- С какими жителями страны геометрии познакомил вас Малыш Гео?
Пора нам прощаться с малышом Гео и его друзьями. Напомните малышу, как называются части угла?