Конспект урока по русскому языку Имя существительное и имя прилагательное
Тема урока «Имя Существительное и имя прилагательное»
Цели и задачи урока: Образовательная: наблюдать над признаками имен прилагательных, их ролью в речи; наблюдать за связью имен существительных и прилагательных; обучать выбору букв в окончаниях прилагательных по подсказке вопросов; наблюдать за изменением имен прилагательных по родам и числам.Развивающая: развивать умение находить имена существительные и прилагательные; развитие умения находить «командующее» имя существительное; связывать имена прилагательные с именами существительными; развивать речь учащихся; обогащать их словарный запас. Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку, его богатству; желание пользоваться средствами выразительности и потребность говорить красиво и образно. Воспитывать уважение к родной природе и мастерству писателя, потребность в их изучении.
Личностные: проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;
сохранять интерес к учебному материалу;
участвовать в оценке работ, ответов одноклассников.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме, находить варианты решения учебной задачи.
Познавательные: анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез, проводить сравнение, классификацию, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).
Коммуникативные: принимать участие в работе парами, договариваться, приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
1. Организационный момент.
Итак, русский язык, друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
Коррекция настроения.
Посмотрите друг на друга.
Пожмите соседу руку.
И, конечно, улыбнитесь друг другу.
- Надеюсь, у вас хорошее настроение?
2. Проверка домашнего задания.
1.Изменяются ли имена существительные и имена прилагательные по числам?
2.какая из этих частей речи изменяется еще и по родам, а какая нет?
3.Какая из этих частей речи обычно командует, а какая нет?
3. Актуализация опорных знаний.
1.Чистописание.
2. Словарная работа.
Дети работают в тетради.
- Послушайте пары слов:
Лисица- заяц, сегодня – вчера, друг- враг, ученик- ученица.
Я буду диктовать первое слово, вы записываете пару, выделяя известные вам орфограммы.
Запись под диктовку.
Прочитайте ёщё раз слов , подумайте, как можно назвать эти пары? (антонимы)
Какую пару можно считать лишней?
- Сегодня- вчера – это не существительные.
Друг- враг – орфограмма «парные согласные в корне», а в остальных словах «безударный гласный в корне».
4. Постановка учебной проблемы.
Лес, сугроб, дерево, шапка.
Что общего между этими словами.
- Это имена существительные, неодушевлённые, нарицательные.
- Вставьте данные имена существительные в следующие предложения (щелчок слайда):
Мы вошли в зимний . Кругом большие пушистые . На высоких лежат снеговые .
все ли у вас получилось? Какие возникли затруднения?
- Мы не можем использовать существительные сугроб, дерево, шапка в предложениях, т.к. они обозначают один предмет, а в предложении речь идёт о множестве предметов.
- Как нужно поступить?
- Нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов: сугробы, деревья, шапки.
Сообщение в учебнике на стр .71 упр180
2) Упр 178 отдых число род
Природа
Полотенце
Сарай
Облако
Варежки
Ножницы
Брюки
V. Физминутка.
VI. Закрепление изученного материала.
Подобрать к именам существительным имена прилагательные.
4)Игра «Парный выход»
Ученики вставляют слова по смыслу и объясняют правописание окончаний прилагательных, определяют род прилагательного.
Сахар, а горчица .
Река, а ручей .
Камень , а вата .
Сметана , а чай .
Сажа , а снег .
Летом ночью , а зимой .
Нитка , а канат .
Ворона , а воробей .
5) упр. 181
5 . Домашнее задание: упр. 182
6. Рефлексия Какие новые знания об имени существительном и прилагательном вы сегодня узнали ?