Компетентностно-ориентированные задания по физической географии материков и океанов на тему Антарктида (7 класс)
Учитель географии школы-лицея №20 г.Павлодара Анварова Елена Ивановна
Перед современной школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию ключевых компетентностей учащихся; снижение перегрузки учащихся. Одной из главных задач учителя является изменение организации традиционного урока, включение специально организованной деятельности учащихся в образовательный процесс на основе использования компетентностно-ориентированных заданий.
Компетентностно-ориентированные задания в курсе изучения
географии материков и океанов (7 класс)
Антарктида. Географическое положение. История открытия и исследования
Задание направлено на формирование компетентностей:
Информационная (1 уровень):
- указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет;
- выделяет из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи;
- пользуется картографической информацией в атласе, использует дополнительные источники информации (энциклопедии, географические журналы и др.)
Информационная (2 уровень):
- самостоятельно извлекает информацию по заданному вопросу из указанных источников (карты атласа, дополнительные источники информации).
- планирует поиск недостающей информации в соответствии с поставленной задачей
Коммуникативная компетенция (1 уровень):
- оформляет свою мысль в форме небольшого рассказа, в котором раскрываются особенности материка Антарктида.
Стимул: Твой друг собирается принять участие в конкурсе на лучшего знатока материка Антарктида. Помоги ему подготовиться к успешному участию в конкурсе.
Задачная формулировка:
Перед вами небольшие отрывки текста. Определите, о каких особенностях материка идет речь.
Составьте свой рассказ об особенностях Антарктиды, которые не упоминаются в предыдущем задании.
Распределите предложенные фамилии путешественников в соответствии с их открытиями и достижениями. Запишите даты.
Р.Скотт, открытие материка Антарктида, Р.Амудсен, первое пересечение Южного полярного круга, Дж. Кук, первое достижение южного полюса, второе достижение южного полюса, Ф. Беллинсгаузен, М. Лазарев.
Источники информации:
Текст для выполнения задания 1.
А) «И лежит этот неведомый край снега и льда за южным полярным кругом, ослепительно сияя в лучах солнца полярного дня или окутанный облаками и вихрями пурги во тьме полярной ночи».
____________________________________________
Б) Антарктида самый высокий материк.
_____________________________________________
В) Какие особенности природы Антарктиды определяются ее географическим положением. Прочитать §59 с.215-217
____________________________________________
Бланк для выполнения задания.
А) __________________________________________
Б) ___________________________________________
В) ___________________________________________
2.Рассказ__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
История открытия и исследования Антарктиды
Путешественник, исследователь дата Открытия и достижения
Инструмент проверки:
Модельный ответ
А) Антарктида
Б) средняя высота ее вместе с ледовым покровом – более 2040 м.
В) Антарктиду называют материком «науки и культуры»
Г) 99% материка покрыто льдом. В Антарктиде находится полюс холода. Зарегистрирована самая низкая температура воздуха на Земле (-89,2ºС), самая высокая точка материка – гора Винсон (5140 м), в Антарктиде есть действующие вулканы.
Путешественник, исследователь дата Открытия и достижения
Дж. Кук 1773-1775 первое пересечение Южного полярного круга
Ф. Беллинсгаузен,
М. Лазарев 1819-1821 открытие материка
Р.Амудсен14.12.1911 первое достижение южного полюса
Р.Скотт 18.01.1912 второе достижение южного полюса
Джеймс Кук Ф.Ф. БеллинсгаузенМ.П.Лазарев
Р.Амундсен Р.Скотт
Критерии оценки:
«5»- выполнены полностью все три вида задания
«4»- выполнено правильно первое задание, составлен рассказ об особенностях Антарктиды
«3»- выполнено полностью первое задание.
Компетентностно-ориентированные задания в курсе изучения
географии материков и океанов (7 класс)
Природа Антарктиды.
Задание направлено на формирование компетентностей:
Информационная (1 уровень):
- указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет;
- выделяет из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи;
- пользуется картографической информацией в атласе, использует дополнительные источники информации (энциклопедии, географические журналы и др.)
Информационная (2 уровень):
- самостоятельно извлекает информацию по заданному вопросу из указанных источников (карты атласа, дополнительные источники информации).
- планирует поиск недостающей информации в соответствии с поставленной задачей
Проблемная компетенция (2 уровень):
- обосновывает ситуацию, анализирует предложенную ситуацию.
Стимул: Благодаря героическому труду исследователей, находящихся в суровых климатических условиях, были раскрыты многие тайны природы Антарктиды. Помоги их раскрыть на уроке.
Задачная формулировка:
Дайте объяснение образному понятию «Каменная Антарктида».
Используя карты атласа, текст учебника заполните предложенную форму таблицы.
В октябре 1958 года в зарубежной прессе промелькнуло сообщение о том, что в Антарктиде обнаружены месторождения алмазов, аналогичные богатейшим месторождениям в Южной Америке. Как вы оцениваете вероятность истинности этого сообщения.
Какие климатические показатели доказывают, что Антарктида – самый холодный материк?
У берегов Антарктиды стало проходить теплое океаническое течение, спрогнозируйте, какое влияние оно окажет на климатические особенности побережья материка?
В отчете антарктической экспедиции была сделана следующая запись: «Мы сделали привал в оазисе». Возможно ли такое?
В чем заключаются особенности органического мира Антарктиды.
Во время второй экспедиции Р.Скотта были найдены стволы древовидных папоротников, диаметр которых составлял 30-45 см. О чем свидетельствует эта находка.
Источники информации:
карты атласа для 7 класса, текст учебника §60.
Бланк для выполнения задания.
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица
Задания учащимся Примерное содержание ответов
Определите среднюю высоту поверхности Антарктиды. Дайте характеристику подледного рельефа В чем различия рельефа Западной и Восточной Антарктиды? Чем объясняются различия в подледном рельефе Западной и Восточной Антарктиды? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Антарктида – самый холодный материк Земли. 1.
2.
3.
4.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Инструмент проверки:
Модельный ответ
1. Гипотеза: если представим, что с Антарктиды исчез весь ледяной покров, то мы увидим то, что составляет основу материка – гондванскую Антарктическую платформу (рис.67, с.218)
2. Таблица
Задания учащимся Примерное содержание ответов
Определите среднюю высоту поверхности Антарктиды. Ср. высота превосходит 2000 м, почти ¼ поверхности на высоте более 3000 м; это самый высокий материк Земли.
Дайте характеристику подледного рельефа Подледный рельеф материка разнообразен: есть горы, равнины, в том числе высокие плоскогорья, возвышенности, большую площадь занимают впадины. На отдельных участках наиболее высокие вершины поднимаются над поверхностью ледника.
В чем различия рельефа Западной и Восточной Антарктиды? Западная А. сильно расчленена, большие пространства находятся ниже уровня Мирового океана, горы чередуются с глубокими впадинами. Поверхность Восточной А. более ровная, хотя и здесь есть горы и впадины, но не такие глубокие.
Чем объясняются различия в подледном рельефе Западной и Восточной Антарктиды? Восточная Антарктида сложена древней платформой, а ее окраинная Западная часть лежит в пределах кайнозойской складчатости.
3.Вероятность истинности данного сообщения 100%. Когда-то все южные материки составляли один материк Гондвана. Антарктический полуостров относится к складчатой системе Анд. На их границе пролегают цепи вулканов. На берегу моря Росса находится действующий вулкан Эребус. В настоящее время в недрах материка разведаны запасы каменного угля, железа, слюды, золота, алмазов, урана, цветных металлов.
4.
Антарктида – самый холодный материк Земли. На большей части материка температура января ниже (-48ºС)
В Антарктиде зафиксирована самая низкая температура на земле: -89,2 ºСПочти на ¼ части материка температура самого теплого месяца в году не поднимается выше (-32 ºС)
Самая высокая температура, отмеченная в январе (самом теплом месяце) на Антарктическом полуострове, всего (+1 ºС).
5.Холодное течение Западных ветров проходя вдоль побережья, еще сильнее охлаждает воздух и препятствует выпадению осадков. Если предположить, что у берегов Антарктиды будет проходить теплое течение, то это приведет к повышению температуры, увеличению количества осадков.
6.В сезон арктического лета некоторые береговые участки, где с поверхности сходит снег, успевают прогреться. Эти участки называют арктическими оазисами. Из-за быстрого поглощения солнечного тепла земной поверхностью в оазисах формируются своеобразные природные условия. Талые ледниковые воды образуют озера, в них начинают развиваться водоросли. В антарктических оазисах лед и снег не закрывают земную поверхность, есть даже небольшие озера и протоки между ними, это излюбленное место морских котиков и тюленей.
7. Богатство животного и растительного мира наблюдается в океане, а на суше - бедность органического мира. Есть лишайники, мхи, грибы, многочисленные водоросли. А вот из цветковых растений, которые только встречаются на Антарктическом полуострове, есть только щучка из семейства злаковых и один представитель гвоздичных. Из представителей животного мира в Антарктиде больше всего птиц.
8.Это доказательства того, что Антарктида была частью материка Гондвана и на ней был другой климат, теплый и жаркий.
Критерии оценки:
«5»- учащиеся могут спрогнозировать влияние океанического течения на изменения климатических условий, уметь привести доказательства для подтверждения выводов. Таблица заполнена полностью.
«4»- испытывает затруднения в самостоятельном выдвижении гипотезы. При заполнении таблицы допущены неточности. Сделан неполный вывод.
«3»- Отсутствие гипотезы. Таблица заполнена менее чем на 50%. Вывод отсутствует или выполнен недостаточно полно.
Компетентностно-ориентированные задания в курсе изучения
географии материков и океанов (7 класс)
Географическое положение Австралии
Задание направлено на формирование компетентностей:
Информационная (1 уровень):
- указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет;
- выделяет из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи;
- пользуется картографической информацией в атласе, использует дополнительные источники информации (энциклопедии, географические журналы и др.)
Информационная (2 уровень):
- самостоятельно извлекает информацию по заданному вопросу из указанных источников (карты атласа, дополнительные источники информации).
- планирует поиск недостающей информации в соответствии с поставленной задачей
Проблемная компетенция (2 уровень):
- обосновывает ситуацию, анализирует предложенную ситуацию.
Стимул: Австралийцы очень любят свою страну. Стоит иностранцу сойти с трапа самолета, как его почти тотчас же спрашивают: «Как вам нравится Австралия?» Но ведь и вправду, Австралия самый … материк. «Самый … Какой?» Помоги мне определить и доказать.
Задачная формулировка:
Используя карты атласа, текст учебника подумай и найди своеобразные особенности материка Австралия.
Сделай краткие записи о материке «Самый …
Источники информации:
карты атласа для 7 класса, текст учебника §53.
Бланк для выполнения задания.
1) __________________________________________
2) «Самый …________________________________
Инструмент проверки:
Модельный ответ
Площадь Австралии с Океанией составляет 9 млн. км2, что в 6 раз меньше Евразии.
Большую часть его территории занимают пустыни.
Был открыт позже других материков.
Численность населения материка сопоставима с численностью крупнейших городов мира.
Обитают виды животных и растений, которых больше нигде не встретишь.
Австралия
- самый маленький материк
- самый сухой материк
- самый удаленный материк
- самый малонаселенный материк
- самый удивительный материк с точки зрения органического мира.
Критерии оценки:
«5»- выполнены полностью все задания
«4»- выполнено правильно первое задание, найдены особенности Австралии. Частично дан ответ на второе задание.
«3»- выполнено полностью первое задание.