Методическая разработка урока МДК.02.01. «Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей»
Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Коркинский горно-строительный техникум»
Методическая разработка урока
МДК.02.01. «Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей»
Составитель: Камкова Н.И
г. Коркино 2016
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u 1.Методическое обоснование темы PAGEREF _Toc442248583 \h 32.Методические рекомендации по проведению урока PAGEREF _Toc442248584 \h 43.План урока (с технологической картой) PAGEREF _Toc442248585 \h 53.1.План урока PAGEREF _Toc442248586 \h 53.2.Технологическая карта PAGEREF _Toc442248587 \h 74.Список литературы (источников) для студентов PAGEREF _Toc442248588 \h 95.Список литературы для преподавателей PAGEREF _Toc442248589 \h 9Приложение Дидактический материал к уроку PAGEREF _Toc442248590 \h 10
Лекция: Рулевое управление PAGEREF _Toc442248591 \h 10 Тест………………………………………………………………………………………………15
Плакаты…………………………………………………………………………………………17
Презентация18
Методическое обоснование темы
Методическая разработка урока по изучению темы Рулевое управление направлена на ознакомление студентов с основными деталями рулевого управления. Целью данной работы было выяснение сути устройство и принцип работы рулевого механизма
Методическая разработка содержит методические материалы по теме, в которой рассмотрены следующие вопросы:
Общая классификация рулевого механизма. Здесь приводится схемы рулевого управления
Основные понятия по мере совершенствования рулевые механизмы. Предмет изучения устройство автомобиля.
Назначение рулевого управления. В этом вопросе рассмотрены для чего служит рулевое управление.
Рулевые механизмы. На современных легковых автомобилях применяются два самых распространенных типа рулевых механизмов: червячный и реечный. 5.Основные понятия об Электроусилители руля (ЭУР). Использование электронных элементов, отличающихся высокой точностью, обеспечивает высокую информативность рулевого управления, в котором применяется данный вид усилителя.
Устройство автомобиля предмет, на котором студент получает прочные знания по устройству и работе механизмов и систем автомобиля. Изучение данной темы тесно связано с профессиональной деятельностью студентов и в дальнейшем с изучением специальных дисциплин.
Эти материалы могут использоваться как преподавателем для проведения урока, так и студентом для самостоятельного изучения данной темы на уроке или дистанционно дома.
Методические рекомендации по проведению урока Устройство автомобиля относят к сложным изучаемым курсам, признавая при этом, что именно устройство рулевого управления автомобиля по теме способствуют развитию мышления, который формирует общепрофессиональные навыки.
Данный урок приобретения новых знаний проводится в рамках темы Основные понятия о рулевых механизмах. Он имеет основную цель познакомить студентов с устройством рулевых механизмов и их работой.
Действительно, для успешного решения указанной цели, требующей понимания принципа работы рулевого управления построения схем, учебные занятия надо проводить таким образом, чтобы студент мог:
четко сформулировать цель;
2.общю классификацию рулевого механизма;
3.устройство рулевого механизма;
4.типы рулевых механизмов;
5.принцип работы рулевого управления ;6.поворот управляемых колес на разные углы.
Для достижения поставленных целей урока, он содержит лекционный материал, тест, плакаты и презентацию по теории, электронный учебник и тесты заданий для самостоятельной работы и домашнее задание.
План урока (с технологической картой)План урокаДата урока
Группа СМ-15 Профессия 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин Предмет: МДК.02.01. «Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей»
Тема по рабочей программе: Тема 1.1. Общее устройство автомобилей
Тема урока: Рулевое управления
Тип урока: Усвоение новых знаний Форма урока: лекция Цели урока:
Обучающая:
Способствовать осмыслению изученной темы
Ознакомить с основными понятиями по теме
Показать применение темы в практической деятельности
Развивающая:
Развивать умения правильно работать с информацией и выделять главные аспекты
Способствовать развитию познавательной активности обучающихсяРазвивать информационные компетенции обучающихсяВоспитательная:
Активизировать умственную работу, умение мыслить критически, углублять знания
Воспитывать у обучающихся интерес к предмету и добросовестное отношение к труду
Воспитывать навыки самоорганизации и самоконтроля
Формируемые ОК и ПК ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ПК 2.1. Определять техническое состояние систем, агрегатов, узлов, приборов автомобилей.
ПК 2.2. Демонтировать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей и выполнять комплекс работ по устранению неисправностей.
Оснащение урока: АРМ, презентация, интернет, ПО АСУ Pro College. электронный учебник, презентация, плакаты, тесты
Междисциплинарные связи: ОП.02. Материаловедение, ОП.03. Слесарное дело, ОП.04. Черчение, МДК.01.01. Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание строительных машин
Литература:
Шестопалов С. К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей : учебник / С. К. Шестопалов. — М. : Изд. центр«Академия», 2010. — 368 с.
Интернет – ресурсы
http://www.viamobile.ru/index.php-Структура урока:
Организация занятия 1- 2 мин
Сообщение темы, целей и плана урока 2- 3 мин
Последовательное изложение темы 65 -55 мин
Самостоятельная работа решение тест 10мин
Заключение 10-15 мин
Домашнее задание 3-5 мин
Технологическая картаЭлементы внешней структуры урока Элементы внутренней (дидактической) структуры урока Задачи
этапа Деятельность преподавателя Деятельность обучающихсяРезультат
1. Вводная часть 1.1 Организационный момент Организовать обучающихся к работе Приветствует и отмечает отсутствующих, проверяет готовность обучающихся к уроку Приветствуют преподавателя, готовятся к уроку Готовность группы к уроку
1.2 Сообщение темы и постановка целей
Поставить четкие цели урока и наметить план их достижения Сообщает тему и цели урока. Проводит мотивацию, опираясь на межпредметные связи и необходимость знаний данного материала для изучения спецпредметов. Слушают тему и цели урока
Группа нацелена на изучение темы Обучающиеся мотивированы на учебно- познавательную деятельность.
2. Основная часть Последовательное изложение темы Способствовать осмыслению изученной темы Излагает вопросы темы, используя презентационный материал (АСУ ProCollege) Контролирует процесс освоения темы обучающимися
Обучающие внимательно слушают преподавателя и записывают в конспект вопросы темы Сформировано понятие механизмов рулевого управления Обучающиеся ознакомлены с устройством рулевого управления
3.Заключительная часть 3.1 Закрепление нового материала
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Проверить уровень усвоения темы Задает вопросы на понимание и закрепление:
Назовите назначение и устройство рулевого управления.
Назовите, какие типы рулевых механизмов применяют в автомобилях?
Объясните, как устроены рулевые приводы? Отвечают на вопросы Оценен уровень усвоения материала обучающимися3.2 Подведение итогов урока Дать качественную оценку усвоения темы Оценивает работу обучающихсяОсмысливают свою деятельность на уроке Подведен итог урока
3.3 Выдача домашнего задания
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Сообщить и разъяснить принцип работы рулевого управления Сообщает и объясняет домашнее задание:
учить конспект
записать в тетради, где применяются реечные рулевые механизмы
записать в тетради, принцип работы рулевого механизма гидроусилителем, электроусилителемЗаписывают домашнее задание в конспект Обучающиеся получили домашнее задание
Краткий самоанализ учебного занятия:
В результате урока студенты имеют возможность повторить и закрепить изученную ранее тему. Повторение проходит в момент выполнения и совместной проверки теста.
В результате обучающиеся составляют конспект рулевое управление.
В результате урока у обучающихся сформировано понятия о видах рулевого управления и о назначении основных элементов, схемы рулевого управления самостоятельно составляли конспект, решили тест.
Список литературы (источников) для студентов1.Шестопалов С. К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей : учебник / С. К. Шестопалов. — М. : Изд. центр«Академия», 2010. — 368 с.
Интернет – ресурсы
http://www.viamobile.ru/index.php-5 Список литературы для преподавателей1.Родичев В.А. Грузовые автомобили. Учебник для 10-11 кл. / В.А. Родичев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 216 с.
2.Чумаченко Ю.Т., Герасименко А.И., Рассанов Б.Б. Автослесарь. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2014. – 566 с.
3.Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей: Учеб. Для нач. проф. образования. – М.: ИРПО; Изд. центр «Академия», 2012. – 544 с.
http://www.viamobile.ru/index.php- библиотека автомобилиста
3.Пузанков А.Г. Автомобили: Устройство автотранспортных средств: Учебник СПО, ИЦ "Академия" 2004.
Отечественные журналы
«Мастер-автомеханик», htpp://avtomeh.panor.ru/;
Приложение Дидактический материал к урокуЛекция: Рулевое управление
План
1 Общая классификация рулевого механизма 2 Назначение рулевого управления
3 Рулевые механизмы
1 Общая классификация рулевого механизма
Система рулевого управления служит для управления автомобилем и обеспечения его движения в заданном направлении по команде водителя.
Система рулевого управления включает в себя:
рулевой механизм
рулевой привод.
По мере совершенствования рулевые механизмы разделились на три части:
Червячный рулевой механизм;
Реечный рулевой механизм;
Активная рулевая система
Схемы рулевого управления автомобилей с управляемыми колесами передней оси
2 Назначение рулевого управления
Рулевое управление (рисунок 1) предназначено для изменения направления движения автомобиля. Обычно управляемыми являются колеса передней оси, но это преимущественно на легковых автомобилях. Иногда для улучшения управляемости автомобиля и сохранения над ним полного контроля его делают полноуправляемым, то есть управляемыми являются не только основные передние колеса – задние также имеют возможность отклоняться на определенный угол.
Устройство рулевого механизма
Рулевое управление может быть с усилителем или без него, может устанавливаться на поперечине кузова в моторном отсеке или на подрамнике (практически на всех современных автомобилях).
1475105116205
Рисунок 1 Рулевой механизм1 – рулевое колесо; 2 – гайка крепления рулевого колеса; 3 – верхний кожух рулевой колонки; 4 – шестерня рулевого редуктора; 5 – фланец рулевого вала; 6 – рулевой вал; 7 – труба рулевого вала; 8 – нижний кожух рулевой колонки; 9 – шаровой шарнир; 10 – наконечник рулевой тяги; 11 – пыльник; 12 – рейка рулевого редуктора; 13 – болт крепления рулевой тяги; 14 – стопорная пластина; 15 – рулевая тяга; 16 – поворотный рычаг передней стойки.
Рулевое колесо и рулевая колонка
В современных автомобилях руль — это и место для установки подушки безопасности, и пульт управления аудиосистемой вместе с телефоном, также это контроллер для управления бортовым компьютером. Рулевое колесо современного автомобиля иногда бывает попросту перегружено всяческими переключателями и кнопками, которые имеют различное назначение.
Рулевая колонка, это, по сути, два вала (реже один), соединенных между собой универсальными шарнирами (похожими на карданные). Она призвана передавать вращение от рулевого колеса к рулевому механизму. На многих нынешних автомобилях предусмотрена регулировка угла наклона рулевого колеса и расстояния его вылета. 3 Рулевые механизмы
На современных легковых автомобилях применяются два самых распространенных типа рулевых механизмов: червячный и реечный. Рулевой механизм червячный, (рисунок 2) состоит из глобоидного червяка и углового сектора, на который установлен ролик. К угловому сектору подсоединен вал, а на валу закреплена сошка. Перемещение сошки передается на рулевую трапецию, которая состоит из рулевых тяг. Тяги, перемещаясь, поворачивают колеса в ту или иную сторону. Сейчас автомобили с червячным рулевым механизмом встречаются все реже.
Рисунок 2 Червячный рулевой механизм.
Червячная передача – это такой тип передачи, в которой имеется червяк, представляющий собой резьбовую часть болта, но только с увеличенными во много раз витками, и шестерня, входящая в зацепление с этим червяком.
Глобоидным червяк называется из-за своей формы: его профиль вогнутый, как показано на рисунке 3.
Рисунок 3 Внешний вид глобоидного червяка
Реечный рулевой механизм (рисунок 4) - является самым распространенным типом механизма, устанавливаемым на легковые автомобили. Основными элементами рулевого механизма являются шестерня и рулевая рейка
Он состоит из шестерни и зубчатой рейки. Шестерня соединена с валом рулевой колонки, а рейка через тяги – с поворотными кулаками колес.
Рисунок 4 Реечный рулевой механизм Реечный механизм (рисунок 5) конструктивно прост, имеет высокий КПД и высокую жесткость. Однако такой механизм чувствителен к ударным нагрузкам по причине дорожных неровностей и склонен к вибрациям. Данный тип механизма устанавливается на автомобилях, имеющих передний привод с независимой подвеской управляемых колес.
Рисунок 5 Конструкция реечного механизма
Принцип работы 1. С вращением рулевого колеса рулевая рейка перемещается влево и вправо. 2.С движением рулевой рейки происходит перемещение присоединенной к ней тяги рулевого привода и поворачивание колеса автомобиля. При повороте управляемые колеса (рисунок 6) автомобиля проходят различные расстояния. И если оба колеса будут поворачиваться на одинаковый угол, автомобиль будет смещаться с заданной траектории, при этом шины колес будут значительно быстрее изнашиваться.
Рисунок 6 Поворот управляемых колес на разные углы.
Для того чтобы избежать этого, рулевое управление проектируют таким образом, чтобы обеспечить поворот внутреннего колеса на больший угол (рисунок 7) относительно наружного.
Рисунок 7 Поворот управляемых колес на различные углы
Рулевое управление современных автомобилей оснащается специальной дополнительной опцией — усилителем. Усилитель рулевого управления рисунок 8 — это подсистема, состоящая из механизма, позволяющего значительно снизить усилия водителя при повороте руля и управлении автомобилем.
153606578740
Рисунок 8 Усилитель рулевого управления
Различают несколько типов усилителей руля. Гидроусилитель состоит из гидравлического насоса, в действие который приводит двигатель, системы шлангов высокого давления, и бачка для жидкости. Корпус рейки выполнен герметически, так как в нем находится жидкость гидроусилителя
167195540640
Рисунок 9 Рулевое управление с гидроусилителем:1 — рулевая сошка; 2 — продольная рулевая тяга;3 — рулевой механизм;4 — всасывающий шланг;5 — сливной шланг;6 — бачок;7 — правая боковая рулевая тяга; 8 — правый маятниковый рычаг; 9 — поперечная рулевая тяга;10 — входной вал рулевого механизма;11 — нижний карданный шарнир;12 — карданный вал;13 — верхний карданный шарнир;14 — вал рулевой колонки;15 — рулевое колесо;16 — левый маятниковый рычаг;17, 21 — наконечники левой боковой тяги;18 — хомут регулировочной трубки;19 — левый рычаг рулевой трапеции;20 — чехол шарнира; 22 — шарнир;23 — нагнетательный шланг;24 — насос гидроусилителя
Электроусилитель рулевого управления (ЭУР). Предназначен для того, чтобы снизить необходимый уровень усилий, прилагаемых к рулевому колесу для осуществления управления автомобилем. Электроусилитель руля используется как на легковых, так и на микроавтобусах и грузовых автомобилях. Отсутствие гидравлических частей обуславливает надежность системы, так как исключается вероятность появления протечек, разгерметизации и других неполадок, характерных для ГУРа. Использование электронных элементов, отличающихся высокой точностью, обеспечивает высокую информативность рулевого управления, в котором применяется данный вид усилителя.
Рисунок 10 Электроусилитель рулевого управления Электроусилитель позволяет снизить усилие на рулевом колесе, облегчая управление автомобилем. Основу электроусилителя составляет бесщёточный электродвигатель с редуктором, расположенный под кожухом рулевого управления. Принцип действия электроусилителя рулевого управления Электрический усилитель работает не всегда, он вступает в работу только при повороте руля водителем. Двигатель усилителя руля выдает крутящий момент который зависит от крутящего момента на рулевом механизме. Этот момент измеряется датчиком крутящего момента, который передает данные в блок управления усилителем. Так же блок управления рассчитывает необходимую мощность включения двигателя усилителя в зависимости от угла поворота рулевого колеса. Угол поворота измеряется датчиком, который встроен в подрулевой переключатель. На роторе самого двигателя тоже установлен датчик, измеряющий его частоту вращения для получения обратной связи в блок управления.
Решить тест
ТЕСТ №1
I. Какой позицией на рисунке обозначена рулевая сошка?
II. Какой позицией на рисунке обозначен маятниковый рычаг?
III. Какой позицией на рисунке обозначен «ролик» с валом сошки?
IV. Какой позицией на рисунке обозначены боковые рулевые тяги? V. Какие из перечисленных неисправностей не могут вызвать затрудненное вращение рулевого колеса?
А) Повышенное давление воздуха в шинах.
Б) Отсутствие зазора между червяком и роликом.
В) Повышенный люфт в подшипниках червяка.
Ответ: 1-Л, 2-С, 3-М, 4-Б, 5-В.
ТЕСТ №2
I. Какой позицией на рисунке обозначен маятниковый рычаг?
II. Какой позицией на рисунке обозначен поворотный кулак?
III. Какой позицией на рисунке обозначена рулевая передача?
IV. При измерении люфта передние колеса, как правило...
А) поддомкрачивают,
Б) не поддомкрачивают?
V. Как надо действовать, если выявлен большой люфт в шарнирных соединениях рулевых тяг?
А) При износе деталей в допустимых пределах подтянуть резьбовую пробку и установить шплинт, при большом износе заменить шарнир в сборе на новый.
Б) Заменить шаровой палец либо сухарики, при необходимости поджать резьбовой пробкой пружину.
Г) Использовать любой из указанных способов.
Ответ: 1-Е, 2-Б, 3-З, 4-Б, 5-А.
ТЕСТ №3
I. Какой позицией на рисунке обозначен винт регулировки зацепления червяка с роликом?
II. Какой позицией на рисунке обозначена рулевая сошка?
III. Какой позицией на рисунке обозначен червяк?
IV. При каких положениях передних колес замеряют усилие, необходимое для поворота рулевого колеса?
А) В положении, соответствующем движению по прямой.
Б) В положении максимального поворота колес вправо.
В) В положении максимального поворота колес влево.
Г) Во всех указанных положениях.
V. Люфт рулевого управления определяют по перемещению рулевого колеса между двумя крайними положениями. Начало измерения люфта характеризуется тем, что ...
А) уменьшается усилие на рулевом колесе,
Б) начинают поворачиваться передние колесПлакаты
Ответ: 1-С, 2-В, 3-О, 4-А, 5-Б.
Механизм реечного типа Рулевое управление ВАЗ-2108
Механизм с червячной передачей Рулевой механизм с электроусилителем
Механизм с гидроусилителем
1511300210820
Презентация