Эссе «Мои методические находки»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа дер. Средние Шуни Вятскополянского района Кировской области Мингазова Ляйсина Наиловна,
учитель татарского языка и литературы
Эссе «Мои методические находки»
Я очень уважаю и люблю свою профессию. Быть полностью счастливой можно лишь тогда, когда делаешь то, что любишь и считаешь это великим делом. Для того, чтобы у ребенка появилось желание получать знания, нужно увлечь, заинтересовать его своим предметом. Вот где открывается простор для творчества и фантазии учителя! Нужно показать общекультурную ценность родного языка и ее ценность для каждого как средства интеллектуального и духовного развития, самореализации в профессии.
Готовясь к одному из проводимых методических семинаров, я прочитала слова великого писателя 19 века Максима Горького: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый, возвышается до творчества». Почему тогда я остановилась именно на этих словах? Может быть, мне показалось, что они, как нельзя, лучше подходят к моему труду или к моему творчеству? Моя работа с детьми – это труд или творчество? И не только моя? А работа всех учителей? Именно об этом я и поразмышляю в своём эссе.
Сейчас у многих учителей происходит процесс переосмысления ценностей и идеалов, и не каждый из нас способен полностью отдаваться своему делу, относиться к нему с любовью и душой.
На протяжении своей педагогической деятельности я провела и посетила у других учителей немало уроков. Каждый учитель старается: передает знания ученикам, прочитывает тексты, учит размышлять, задает домашнее задание…. Но в глазах детей нет блеска, нет радости, нет удовлетворенности, нет вдохновения от общения с учителем.
Но порой бывает всё абсолютно по-другому - не хочется, чтобы урок заканчивался. Сидишь и ждешь продолжения, как в многосерийном фильме с любимыми героями. Все «герои» фильма активны, отвечают, перебивая друг друга, в глазах блеск от содержания материала урока и общения с учителем. И тут приходит время удивлению! Как же так?! Учитель прекрасно себя чувствовал и не устал, готов к дальнейшему продолжению многосерийного фильма.
Ответ со временем пришёл сам собой. Такие учителя просто приобщают детей к творческому процессу на своем уроке, и дети становятся не просто слушателями или исполнителями, но и творцами.
Я думаю, что те учителя, которые осуществляют не трудовую, а творческую деятельность – это настоящие учителя будущего. Ведь именно учитель помогает ребёнку на пути становления его личности, а, значит, является творцом индивидуальностей. Наверное, на это способен не каждый учитель. А только тот, кто любит своих детей и верит в них, может находить общий язык с детьми, кто любит и знает свой предмет, способен повлиять на взгляды детей, наставляя на правильный путь и формируя глубокую личность. Ведь ещё Калинин Михаил Иванович говорил, что «Учитель работает над самой ответственной задачей — он формирует человека».
Я пытаюсь организовать учебный труд так, чтобы он был радостным, успешным, чтобы дети развивали свой ум и смекалку, память и воображение. Видеть радость в глазах учеников, наблюдать их восхождение на гору познания – для меня очень важно. Любимый мой вопрос: «Почему?» Дети воспринимают это как игру, но на самом деле учатся размышлять, рассуждать, доказывать.
В последнее время все чаще наблюдается пренебрежительное отношение некоторых людей к родному языку. Сложившаяся ситуация ставит перед учителем татарского языка проблемные вопросы, связанные с преподаванием родного языка в школе. Для того чтобы поднять интерес учащихся к изучению родного языка, я в своей работе добиваюсь реализации следующих целей:
-углубить знания в изучении обычаев и традиций татарского народа;
- воспитание бережного отношения к истории родного края;
- обогащение духовного мира учащегося через уроки татарского языка.
Главным ориентиром в обучении предмету является развитие творческого потенциала учащихся. Уроки излагаю в виде урока-путешествия, урока-викторины, урока-аукциона, урока-газеты, урока-размышления, урока-зачета.
Изучая литературное произведение с учащимися, я не ограничиваю работу детей пересказом прочитанного. Требование времени диктует творческого подхода учителя к разработке каждого урока литературы. Это составление своеобразных вспомогательных схем и таблиц, используемых при анализе литературного произведения (таблица системы образов, схема анализа словесного портрета, работа со схемой: роль второстепенных персонажей в выявлении авторской позиции, работа с таблицей: смысл названия произведения и т.д)
Для того чтобы обогатить внутренний мир учащихся, нужны не только готовые знания. Здесь важен процесс самого познания, который должен постоянно обогащаться и обновляться учителем. Данная цель осуществляется при помощи глубокого изучения и анализа добрых обычаев и традиций народа.
Педагогическая деятельность каждый день раскрывает передо мной секреты, загадки детских душ, преподносит сюрпризы, заставляет учиться, познавать и открывать новое, дарит неповторимую радость общения, мобилизует все душевные и интеллектуальные возможности, стимулирует к постоянному творчеству и саморазвитию. Самообразование учителя –непременное условие его профессионального роста. Но самое ценное это то, что я имею возможность не только учить своих учеников, но и учиться у них. Я учусь у них умению радоваться жизни, несмотря ни на что, умению преодолевать себя, любить всё живое и не переставать удивляться новому и прекрасному. Ведь не зря Ш. Вульф говорил:
« Учитель, который ничему не учится у своих учеников, выбрал не ту профессию»
Подводя итог, я смело могу сказать, что Максим Горький абсолютно прав в своём высказывании. Действительно, труд, выполненный с любовью, можно приравнивать к творчеству, которое, будет являться его высшей ступенью. Я нашла именно то дело, которое приносит мне удовольствие и даёт возможность для самовыражения. Ведь творчество невозможно без самовыражения, так как выступает его мотивом, побуждающим человека к созданию чего-то нового, оригинального и неповторимого. Я благодарна своей судьбе, своей выбранной профессии, своим ученикам.