Методы и приемы работы педагога с начинающими пианистами на подготовительном отделении ДМШ
Детская музыкальная школа №2
Иркутская область г.Тайшет
Доклад
Методы и приемы работы педагога с начинающими пианистами на подготовительном отделении ДМШ
Преподаватель фортепиано: Козлова И.М.
2015г.
Современная методика обучения игры на фортепиано основывается на таких принципах, при которых значительное внимание направленно на воспитание творческой личности, на развитие музыкального и эмоционального потенциала учащихся, повышение уровня их интеллектуального развития. Главная цель занятий расширить музыкальные представления детей, добиться их творческой активности, привить любовь к художественно ценной музыке и музицированию, сформировать эстетический вкус, научить мыслить.
Однако следует отметить, что и на сегодняшний день развитие основных музыкальных способностей (гармонический и мелодический слух, ритмическое чувство, музыкальная память) весьма актуально и является доминирующим на начальном этапе обучения.
Процесс обучения игре на фортепиано желательно начинать как можно раньше, с детьми четырех шести лет. Начав занятия в таком возрасте, эти учащиеся как правило, впоследствии опережают своих сверстников в музыкально-эстетическом и техническом развитии, умении концентрировать внимание на главном; они более эмоциональны и лучше адаптированы к сцене, так как имеют большую исполнительскую практику.
Полюбят ли дети музыкальные занятия, станут ли они для них “открытием” увлекательного и познавательного мира сказочных звуков зависит от профессиональной подготовки педагога, от его умения создать благоприятную, радостную атмосферу на уроке, от его заинтересованности, знания детской психологии и физиологии. Глубоко убеждена в актуальности слов А.Д. Артоболевской: “Постарайтесь околдовать ребенка музыкой, как интересной сказкой, не имеющей конца”.
Имея большой опыт работы на подготовительном отделении художественно-эстетической направленности (фортепиано), на котором были созданы все условия для всестороннего и гармоничного развития детей, формирования эмоционально-нравственных оценок и подготовки к дальнейшей учебной деятельности, остановлюсь на некоторых аспектах работы с начинающими пианистами.
Дошкольный период обучения имеет свои особенности, требует приоритетных направлений и дифференцированного подхода к каждому учащемуся.
Дети этой возрастной группы очень любознательны и отлично впитывают все новое и интересное, они покоряют своей непосредственностью, искренностью и доверчивостью, но, как правило, очень непоседливы.
Чтобы уроки проходили динамично, плодотворно, на высоком эмоциональном подъеме и высокой активности учащихся, стимулировали их интерес к новому, благотворно влияли на инициативу и желание творить, пробуждали глубокий длительный интерес к занятиям и радость общения, на уроках желательно использовать разнообразные элементы игры, вызывающие непроизвольное внимание у детей. А чтобы внимание не переутомлять и не перегружать, педагогу необходимо гибко чередовать формы своей работы, проявлять творческую изобретательность, вносить коррективы в структуру урока, исходя из индивидуальных особенностей каждого ученика.
Лев Аронович Баренбойм писал: “началу обучения игре на фортепиано и нотной грамоте, как правило, должен предшествовать период накопления определенного музыкального опыта, слуховых впечатлений и развития чувства ритма и слуха”.
Расширяет слушательский кругозор, активизирует эмоционально-слуховую сферу учащихся, способствует осознанию ритмического своеобразия жанра прослушивание на уроках в исполнении педагога программных, жанровых пьес с обязательным последующим их красочным описанием, вызывающим у детей яркие ассоциации. При прослушивании этих пьес дети могут выполнять те или иные действия (маршировать, кружиться в вальсе, или, хлопая в ладоши, тактировать звучащую музыку). Такие задания способствуют также развитию ритмического чувства учеников, тренируют их внимание, память, помогают в развитии координации движений.
Всем детям присуще образное мышление. Они с большим удовольствием “рисуют” звучащую музыку. Для иллюстрации можно использовать не только уже наработанный материал XIX-XX вв. таких композиторов, как П.Чайковский, А.Гречанинов, Р.Шуман, и др., но и обращаться к произведениям современных авторов, например Р.Петерсон, М.Шмитц, А.Билаш, А.Лепин, В.Коровицын, И.Парфенов, О.Геталова.
Свои впечатления от услышанного учащиеся выражают с помощью рисунков и путем подбора карточек определенного цвета. Подобный метод работы ведет к формированию навыков аналитического слушания, приучая детей сначала к ладовым, а затем и тональным сопоставлениям. Широко известен такой факт: Н.Римский-Корсаков каждой тональности давал определенную характеристику и наделял ее тем или иным цветом.
Б.Н.Теплов отмечал: “Музыкально- ритмическое чувство должно, прежде всего, проявляться в том, что восприятие музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями... Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. В основе его лежит восприятие выразительности музыки, поэтому вне музыки чувство музыкального ритма не может ни пробудится, ни развиваться”.
В своей педагогической практике часто использую прием ритмического “эха”. На первых уроках это могут быть самые простые ритмические “рисунки”, их следует несколько раз прохлопать или простучать, а можно и проиграть на инструменте, тогда сухие, не эмоциональные и не выразительные задания превратятся в “музыку”, где будут слышны и осторожные шаги, и капельки дождя, и журчанье ручейка, и пение птиц. Разнообразие ритмических “рисунков” не имеет границ, их можно все время варьировать и усложнять по-своему усмотрению и учитывая индивидуальные возможности учащихся. Желательно эти “рисунки” затем записывать. Такие задания могут выполнять даже дети, еще не освоившие нотную грамоту (зарисовка длительностей палочками различной длины).
Очень полезны упражнения, во время исполнения которых ученик одной рукой отсчитывает пульс, а другой ритм.
Следует отметить, что разнообразные ритмические задания, выполняемые на инструменте в различных октавах, стимулируют эмоциональную увлеченность учеников, развивают их фантазию, помогают лучше ориентироваться на клавиатуре.
Благодатной почвой для музыкально-ритмического воспитания учащихся на начальном этапе обучения является игра в ансамбле с преподавателем. Совместное творчество не только приводит к ритмической устойчивости ученика и развитию тембрового слуха, но и вызывает интерес, эмоциональный отклик, будит воображение, активизирует процессы запоминания.
Изучение нотной грамоты (запись нот, их длительность, паузы, размер) желательно начинать с загадок и игр, стишков и попевок, что повышает интерес детей к занятиям, способствует быстрому и успешному запоминанию изучаемого материала.
Стимулируют творческую увлеченность учащихся на начальном этапе обучения задания, связанные с метризацией слов, подтекстовкой, а в дальнейшем и декламацией, что помогает проводить параллель между словесной и музыкальной речью, а исполнение становится более ярким, выразительным и эмоциональным. Благодаря умело подобранному педагогом четверостишью (следить за совпадением текстового и музыкального членения) ускоряется процесс запоминания, решаются проблемы метроритмической устойчивости учащихся и развития их моторно-двигательного аппарата, воспитывается “линеарное” восприятие играемой мелодии.
Л.А.Баренбойм писал, что “восприятие слуха неотделимо от воспитания слуховой памяти”, и “чем крупнее художник-исполнитель, тем большую роль играют в его памяти слуховые компоненты”.
С первых же уроков следует вести целенаправленную работу по развитию музыкального слуха (звуковысотного, ладового, тембрового, динамического) и музыкальной памяти.
Развитию относительного слуха поможет чистое, выразительное интонирование учеником сначала отдельных звуков, а затем простейших детских песенок, подбирание их по слуху и транспонирование в одну-две тональности.
Хороших результатов можно добиться с помощью регулярных заданий такого плана: педагог начинает петь (играть) уже знакомую учащемуся песенку, а тот ее продолжает, далее ученик и педагог поют (играют) мелодию по очереди.
Чтобы ученик хорошо запомнил звучание, необходимо несколько раз нажать эти клавиши, а когда он отвернется нажать только одну. Учащийся должен отгадать, какая из двух клавиш прозвучала. Подобные задания необходимо усложнять, отмечая не две, а три, четыре, затем и пять клавиш. Постепенно можно включать и последовательности с пропущенными звуками.
Формированию навыков аналитической работы способствуют задания на отгадывание на слух количества звуков в незнакомой попевке, умение проследить направление этих звуков (вверх, вниз), определить их движение (поступенное, скачкообразное и т.д.).
По мере ознакомления учащихся с основами музыкально-нотной грамоты для развития слуха полезно следить за исполняемой педагогом мелодией по нотам. Для этой цели следует подбирать материал для иллюстрации с четкой ритмической структурой. Заинтересовать учащегося, удержать его внимание, внести в задания элемент творчества можно, если при выполнении этих заданий ученик будет отсчитывает ритм звучащей музыки с помощью любого детского музыкального инструмента (детский бубен, маракасы, треугольники).
По мере овладения учащимися первоначальными навыками игры на фортепиано и накопления мелодических слуховых и музыкально-ритмических впечатлений, дальнейшее воспитание слуха, ритма и музыкальной памяти проводится уже на материале изучаемых пьес из сборников, например “Котенок на клавишах. Фортепиано для самых маленьких” Е.Туркиной (1998), “Нотная грамота в играх, задачах и картинках” Е.В.Мстиславской (2002), “В музыку с радостью” О.Геталовой, И.Визной (2006), “Школа игры на фортепиано” Б.Поливода, В.Сластененко (2006). Задача педагога- тщательно подходить к выбору программы, ориентируясь на психофизические особенности каждого учащегося. Даже самая маленькая и “простая” пьеска должна служить не только определенной, четко поставленной цели, но и заинтересовать ребенка, увлечь его, пробудить фантазию и желание к творческому процессу разучивания.
Формирование пианистических навыков ребенка неразрывно связано с освобождением игрового аппарата. С этой целью педагог должен систематически использовать на уроке ряд упражнений, направленных на развитие координации движений, чуткости пальцев, на освобождение рук и плечевого пояса, помогающих активизировать и укрепить мышцы спины. Сам урок желательно начинать с гимнастики шеи, спины и рук.
Многие педагоги делятся своим опытом, дают рекомендации. Интересным и аргументированным является учебно-методическое пособие М.А.Ковалевской “Музыкальная гимнастика для пальчиков” (2008), в котором автор использует музыку русских народных прибауток и попевок, потешки и народные пальчиковые игры.
В своей педагогической практике пользуюсь и широко известными упражнениями, предложенными А.А.Шмидт-Шкловской, А.Д.Артоболевской и Л.А.Баренбоймом: “Маятник”, “Мельница”, “Колобок”, “Мячик”, “Подснежник”, “Поцелуй с карандашиком” и др.. Следует отметить, что все предлагаемые педагогом игровые упражнения должны быть доступны и интересны детям. Особенно благотворно влияет на независимость и свободу аппарата начинающих музыкантов игра несложных попевок и песенок поочередно каждой рукой. Такая игра способствует еще и одновременному развитию обеих рук. Правильная и грамотная организация игровых движений на начальном этапе обучения поможет в дальнейшем избежать зажатости рук, скованности игрового аппарата.
Тема технического развития учащихся достаточно обширна и требует более детального и тщательного анализа.
Наряду с традиционными формами и методами преподавания, в настоящее время появилось большое количество альтернативных методик и авторских программ. Однако каждый педагог идет своим путем, обогащая и совершенствуя методы свой работы для решения задач, направленных на развитие триады ведущих музыкальных способностей, раскрытие творческого потенциала учащихся.
Список используемой литературы
Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Москва, 1961 г.
Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. Москва. Советский композитор, 1987 г.
Артоболевская А.Д. Хрестоматия маленького пианиста. Издательство “Советский композитор” Москва, 1990 г.
Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика. Классика – XXI, Москва, 2007 г.
Мстиславская Е.В. Нотная грамота в играх, задачах и картинках. Учебное пособие для студентов и учащихся начальной школы. Издательство Саратовского университета 2002 г.
Смирнова Т.И. Методические рекомендации. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие Allegro. Москва, 2003 г.
Сугоняева Е.Э. Музыкальные занятия с малышами. Методическое пособие для преподавателей ДМШ. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2002 г.
Теплов. Б.Н. Психология музыкальных способностей. М., Ленинград, Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1947 г.
Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. Москва. “Советский композитор”, 1984 г.
Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. Ленинград. “Музыка”, 1985 г.
Заголовок 115