Урок по русской литературе Жизнь и творчество Марины Цветаевой»


Тема урока: «Жизнь и творчество Марины Цветаевой»
Цели:
- познакомиться с фактами биографии Цветаевой, с основными темами и мотивами ее лирики, особенностями ее художественного мира;
- рассмотреть разнообразие тематики ее поэзии;
- развивать навыки анализа поэтического текста;
- воспитать в учащихся трепетное отношение к поэзии, поэтическому слову, уважение к истории России, ее трагическим страницам, развить эстетический вкус.
Оборудование: портрет М. Цветаевой, сборники стихов, выставка книг «Моим стихам…», компьютер.

Эпиграф урока (на доске): «Вся моя жизнь – роман с собственной душой».
«Возьмите стихи – это и есть моя жизнь…»
Ход урока:
Оргмомент.
Опрос-повторение.
Основная часть.
1. Вступительное слово учителя к теме:
- Особое место среди поэтов Серебряного века принадлежит М.И. Цветаевой (фото). Пожалуй, сегодня мы впервые будем говорить о женщине-поэте, о человеке необычайно интересной и трагической судьбы. (слайд №1)
Звучит романс «Мне нравится, что вы больны не мной…».
- Знаком ли вам этот романс? В каком популярном телефильме впервые прозвучал этот романс?
- Правильно, во всеми любимом фильме «Ирония судьбы, или с лёгким паром».
- Для многих открытие Цветаевой началось с этого романса на её стихи. (слайд №2)
– Почему? Потому что при жизни её стихи были мало кому известны. И после её смерти сборники не печатались. Свой читатель у Цветаевой появился недавно: лет 15 назад, после 85-го года.
Книги о Цветаевой, о её творчестве, сборники стихов были изданы к знаменательным датам: к 100-летию и 50-летию со дня смерти. А в этом году мы отмечаем 120- летие со дня рождения М.И.Цветаевой. Обращение к выставке книг “Моим стихам...”
Поразительно, что сама Цветаева ещё в 20 лет предугадала свою неизвестность, свою нелёгкую творческую судьбу.
В 20 лет она напишет эти пророческие строки: «Моим стихам, написанным так рано...» (Читает учитель). (слайд №3)
В этом стихотворении Цветаева как бы предсказала долгую жизнь своим стихам.
- Как вы понимаете смысл этого стихотворения?
-Обратите внимание на вскользь данную характеристику святилища («где сон и фимиам»). Она
свидетельствует об отношении к храму (церкви) как к чему-то застывшему, сонному. Но когда в храм врываются черти, разрушается его сонная гармония. Очевидно, уже в этом раннем стихотворении Цветаева характеризует свои стихи как мятежные, нарушающие покой и гармонию.
-Какое словосочетание трижды повторяется в стихотворении? Как вы думаете, усиливает ли троекратный повтор этого словосочетания эмоциональную выразительность стиха?
-Найдите в тексте оригинальные и необычные сравнения, которые использует Цветаева?
-Поэт сравнивает свои стихи с «брызгами из фонтана», «искрами из ракет», с «драгоценными
винами», с маленькими чертями, ворвавшимися в святилище. Как вы понимаете эти сравнения? С какой целью они использованы Цветаевой?
-Вспомниме эпиграф к уроку: «Вся моя жизнь – роман с собственной душой». «Возьмите стихи – это и есть моя жизнь…», т.е. стихи для Цветаевой есть сама жизнь. Вся ее жизнь отразилась в стихах. Обратимся к её стихам, хотелось бы, что бы, читая и слушая их, вы могли представить: какой она была, к чему стремилась её душа, о чём её стихи?!– А теперь слово вам! (Чтение стихов наизусть учащимися)
- Стихи Цветаевой непросты, в них нужно вчитываться, вдумываться. Я думаю, узнав её биографию, вы лучше её поймёте.
2.Рассказ учителя.
1.М.И. Цветаева родилась в 1892 году 26 сентября. В пору ее рождения, на исходе осени и в преддверии зимы, костром горят ягоды рябины. Именно рябина станет символом цветаевской судьбы, горькой, надломленной, трагичной:
Жаркой кистью Рябина зажглась.Падали листья.Я родилась.
Спорили сотниКолоколов.День был субботний:Иоанн Богослов.Мне и донынеХочется грызтьЖаркой рябиныГорькую кисть.
- Особое место среди поэтов Серебряного века принадлежит М.И. Цветаевой (фото). Пожалуй, сегодня мы впервые будем говорить о женщине-поэте, о человеке необычайно интересной и трагической судьбы. (слайд №1)
Звучит романс «Мне нравится, что вы больны не мной…».
2. Марина росла среди музыки и книг. Любимыми стали немецкие сказки, Наполеон, Бетховен, она любила родной Трехпрудный переулок, Москву и воображаемый Париж.
Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У нее появилась глубокая страсть – книги. С шести лет Муся (так называли ее в семье) писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает ее целиком. (слайд №5)
Марина Цветаева очень рано начала писать стихи, рано выпустила свои первые книжки – «Вечерний альбом» - в 1910 году, и в 1912 году – «Волшебный фонарь». И хотя книги вышли маленьким тиражом, их заметили, о них писали В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Волошин. В этих полудетских стихах привлекает искренность, непохожесть, желание оставаться самой собою. Эту особенность поэзии М. Цветаевой первым заметил М. Волошин. Он прислал ей письмо со стихами:
К вам душа так радостно влекома!О, какая веет благодатьОт страниц Вечернего Альбома!(Почему альбом, а не тетрадь?)…Кто вам дал такую ясность красок?Кто Вам дал такую точность слов,Смелость все сказать от детских ласокДо весенних новолунных снов?Ваша молодость – это весть оттуда,Утренняя благостная весть.Я давно уж не приемлю чудо,Но как сладко слышать: чудо – есть!
В последствии М.Волошин станет её учителем и другом на всю жизнь.
3. В 1911 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии ее мужем. Именно ему, любимому, мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи. (слайд №6)
Звучит музыка А.Петрова из кинофильма «Жестокий романс».
Я с вызовом ношу его кольцо!
- Да, в Вечности – жена,
Не на бумаге! –
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза – прекрасно-бесполезны! –
Под крыльями раскинутых бровей –
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
- Всем вам, кто жил и умирал
без страху! –
Такие – в роковые времена –Слагают стансы – и идут на плаху.
Марина Цветаева обвенчалась с Сергеем Эфроном в январе 1912 года в Палашевской церкви Рождества Христова перед иконой «Взыскание погибших». Затем их ожидало свадебное путешествие в Париж и Италию. В сентябре 1912 года у Марины родилась дочь Ирина.
4. Годы 1 мировой войны, революции, Гражданской войны были очень тяжёлыми для неё. От голода в 1920 году умерла дочь Ирина. Её муж был белогвардейцем, после революции Марина почти 3 года не знала о его судьбе. В 1922 году вышла ещё одна книга «Вёрсты». В том же году, узнав, что муж жив, Цветаева покидает Россию. Уезжает в Чехию к мужу. (слайд №7)
В 1925 году родился сын Георгий. С 1925 по 1939 годы живёт в Париже. Ей тяжело, читатели остались в России, но её стихи туда не доходят. В 1937 году муж с дочерью вернулись в СССР.
- В 1939 году М. Цветаева возвращается в Советский Союз, сделав еще один выбор, который привел ее к новым трагедиям в семье, к роковому – последнему – выбору. Арестованы муж и дочь Ариадна. Много писала, переводила. Силы были на исходе. Мужа расстреляли за измену Родине. Вскоре началась Великая Отечественная война, принесшая всему народу тягчайшие бедствия. Цветаева оказывается вместе с сыном, родившимся в эмиграции, в маленьком татарском городке Елабуге. Потерявшая близких, разлученная с немногочисленными друзьями, оторванная от литературной среды, находясь в состоянии глубокой депрессии, 31 августа 1941 года Цветаева покончила с собой. (слайд №8)
Поэт умирает, а стихи остаются. Её слова сбылись: «Моим стихам настанет свой черёд…»
Пора! для этого огня – стара! - Любовь – старей меня!- Пятидесяти январейГора!- Любовь еще старей:Стара, как хвощ, стара, как змей,Старей ливонских янтарей, Всех привиденских кораблейСтарей! – камней, старей – морей…Но боль, которая в груди, - Старей любви, старей любви.
Так трагически завершился жизненный путь Цветаевой, но жизнь ее поэзии имеет продолжение.
Домашнее задание: 1.Рассказать о жизненном и творческом пути М. Цветаевой.
2.Выучить одно стихотворение М. Цветаевой.
Обобщение урока.
- О чём писала М.Цветаева?
- Что больше всего из её биографии вам запомнилось?
Вывод: М.Цветаева писала, что вся её жизнь – роман с собственной душой «Мне не нужно ничего, кроме своей души».