Программа воспитательной работы Развитие творческого потенциала личности через систему воспитательной работы


Программа воспитательной работы «Развитие творческого потенциала личности через систему воспитательной работы»
Пояснительная записка
Данная программа воспитательной работы предназначена для реализации в классном коллективе 5-11 класса и направлена на построение эффективной  воспитательной системы в классе. При создании программы учитывались условия, социум, которые окружают школу, а также задачи, которые ставит перед школой общество и государство сегодня. 
Воспитание- это создание условий, для развития личности. К сожалению, сегодня для многих детей единственным местом, где хоть кому-то есть дело до ребенка и его проблем, остается школа. Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу как на место, где он может пережить радость достижения, почувствовать себя победителем.
Главная ценность человека заключается не в знании, которое он приобретает, а в той уникальности, которую он воплощает. Человеческая уникальность тесно связана с проблемой творчества. Творчество предполагает новое видение, новое решение, новый подход. Способствуя проявлению человеком собственной индивидуальности, мы способствуем проявлению его творческого потенциала.
Развитие личности - это развитие его разносторонних интересов, склонностей, потенциальных возможностей, способностей и таланта.
Развитие- это умение ориентироваться во всевозможных жизненных ситуациях.
Цель воспитательной деятельности образовательного учреждения:
Реализация компетентностного подхода в процессе хозяйственного производственного обучения. Создание условий для духовно- нравственной, творческой деятельности, здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Целью классной воспитательной работы является предоставление учащимся психологических средств, обеспечивающих их личностное саморазвитие, понимание самих себя и своего места в мире, других людей, а также закономерностей мира, в котором они живут, понимание перспектив будущего, которые затронут их самих.
Основная цель деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Саморазвитие личности.
Осознание своего места среди других людей.
Понимание своего места в мире.
Для меня, как классного руководителя:
управление процессом развития личности
взаимодействие всех участников воспитательного процесса
Для учащихся:
формирование Я
самореализация
формирование коммуникативных компетенций
Для родителей:
научение социальным навыкам, формирование социо-культурных компетенций
Для школы:
включенность класса в воспитательную систему школы
В основу моей воспитательной системы взяты принципы сотрудничества, сотворчества, самоуправления, взаимопонимания, взаимоответственности и развития социальной активности.
В данной программе я привела лишь основные направления воспитательной работы.
Все мероприятия по каждому блоку даны в соответствии с задачами и с учетом физиологических и психологических особенностей возраста школьника.
Ожидаемые результаты воспитательной работы в классе:
* Обеспечение каждому ребёнку адекватных условий для развития, воспитания, получения полноценного образования;
* формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, способной адаптироваться к условиям жизни в России в XXI веке;
* создание условий для самостоятельного осознанного выбора каждой личностью своей стратегии поведения, способа существования, направлений самореализации и самосовершенствования в контексте общечеловеческих ценностей;
* создание благоприятного социально – психологического климата в классе;
* формирование предпосылок успешной профессиональной карьеры.
Программный материал подразделяется на пять блоков:
1-ый Блок: «Я- Я» (Я в общении с самим собой) – 5 класс
Задачи на учебный год:
Помочь почувствовать и раскрыть свою собственную уникальность.
Помочь осознать изменения, произошедшие при переходе на вторую ступень обучения.
3.Формировать умение высказывать свою точку зрения и отстаивать свое мнение.
4. Помочь осознать свою индивидуальность в коллективе.
2-ой Блок: «Я – другой» (Я в общении с другим) – 6-й, 7-й класс.
Задачи на учебный год:
1.Формировать навыки восприятия и принятия мнений и суждений сверстников.
2.Учить умению соотносить свои желания с возможностями других.
3.Развивать навыки владения ситуацией с разных позиций.
3-й Блок: «Я – общество»
(Как Я общаюсь с общественными институтами) – 8 класс
Задачи на учебный год:
1.Формировать нормы ролевого поведения.
2.Готовить к взаимодействию с различными социальными институтами, группами и организациями.
3.Формировать навыки группового взаимодействия.
4 -й Блок: «Я – мир» (Как Я исследую этот мир) – 9 класс
Задачи на учебный год:
Интеллектуальное понимание мира.
Понимание единства мира через принятие тезиса « Мы - сограждане».
5 -й Блок: Программа «Лидеры» (перспективная) 10 – 11 класс
Задачи на учебный год:
Повышение уровня ответственности, самоорганизации и самоконтроля.
Развитие способности, которая позволяет уверенно себя чувствовать, решать проблемы, общаться с людьми, организовывать их, достигать эффективности и продуктивности в деятельности.
Психолого – педагогическая характеристика класса
С данным классом работаю шестой год. В классе 14 учащихся, из них девочек - 4, мальчиков – 10. Соколов Слава находится на домашнем обучение по состоянию здоровья, но он посещает школу.
По итогам предыдущего года: получили аттестаты особого образца (с отличием) 6 учащихся: Бадмаева Мирра, Кречетова Лена, Грыдин Рома, Лобанов Владик, Зайцева Саша, Иванова Юля. Успевают на «хорошо» и «отлично» - 2 учащихся: Добрецкий Алёша, Кожарский Костя.
Отношение к учебной деятельности у большинства учащихся класса хорошее. Учащиеся выполняют домашнее задание, умеют работать с текстом, большинство из них хорошо читают, читают дополнительную литературу.
Учащиеся принимают активное участие в мероприятиях класса, а также вне школы. Учащиеся принимают активное участие в подготовке и проведении классных часов вместе с родителями, участие в выставке цветов, поделок, а также ежегодное участие в выставке «Золотая осень», проводимая Домом культуры. Совершили экологический поход в окрестности Ильинки и др.
После каждого мероприятия, соревнования и т.д., подводится итог, отмечаются как положительные, так и отрицательные моменты.
За данный период времени проявили организаторские способности, навыки, следующие учащиеся: Бадмаева Мирра, Лобанов Руслан, Иванова Юля, Зайцев Серёжа, Грыдин Рома, Кречетова Лена, Зайцева Саша.
Психологический климат в классе в целом нормальный. Дети открыты, задают много вопросов, для них всё интересно, дети взрослеют, много новых впечатлений, новые отношения. Как классный руководитель стараюсь им выделять больше внимания, много разговариваем, стараюсь ответить на все интересующие детей вопросы.
Дети доброжелательны, способны к сопереживанию, взаимопомощи, взаимопониманию.
Но вызывает тревогу следующие учащиеся: Терентьева Оксана, Каратаева Даша. Этим девочкам уделяется пристальное внимание, отмечается каждый успех с целью повышения их статуса в классе, проводятся индивидуальные беседы с целью коррекции их поведения.
Хорошие взаимоотношения сложились с родителями, большинство которых интересуется жизнедеятельностью класса, достижениями своих детей: Добрецкая Н.Н, Лобанова Т.В., Кречетова Т.П., Бадмаева Н.Б., Зайцева Л.В.и др.
Учащиеся посещают спортивные секции «Бокс», «Борьба», «Баскетбол», принимают участие в спортивных соревнованиях, проводимых в школе и в районе.
Многие дети занимаются в системе дополнительного образования: девочки посещают кружки ДДТ: «Рукодельница», «Цветоводство». Мальчики «Художественное выпиливание», «Деревообработка», «Пчеловодство». Учащиеся также посещают элективный курс «Химический эксперимент». В свободное время я вместе с группой учащихся занимаемся «Квиллингом»(по просьбе учащихся).
Дети отзывчивы, работоспособны, внимательны к окружающим.
В классе сформировался работоспособный актив, в состав которого входят все учащиеся класса.
С детьми интересно работать как мне, так и педагогическому коллективу школы. Учащиеся стараются всё делать сами, вносят, свои предложения, пожелания. Моя роль, как классного руководителя, заключается в том, чтобы поддерживать и развивать коллектив, проводить необходимую коррекционную работу.
Формы работы на 1-ом блоке
«Я – Я» 5 класс
Классный час «Мы составляем наш автопортрет»
Классный час «Наш класс»
Классный час «Откровенный разговор о нас самих»
Классный час «Час творчества»
Классный час «Роскошь человеческого общения»
Классный час «Сильные, смелые, ловкие, умелые»
7. Классный час «Я и мой класс»
Внеклассные мероприятия:
Праздник цветов, поделок, панно «Это наш дружный класс».
«Посвящение в пятиклассники»
Выставка творческих работ учащихся
«Мир моих интересов»
Традиционные школьные мероприятия (23 февраля, 8-е марта)
Формы работы на 2 - ом блоке
«Я – другой» 6 – 7 класс
6 класс
Классный час «Я – оптимист, я – счастливчик, я – неудачник. Каким я был и кто я сейчас?».
Диспут «Сколько нас – столько и мнений».
Ролевая игра «Хочу и могу».
Внеклассные мероприятия:
Постановка театрализованного представления к Новогоднему празднику.
Туристический поход в местность «Ильинка»
Творческий конкурс «Что мне ближе? Я – ученик, я – учитель, я – родитель, я – директор».
7 класс
1. Классный час «Мой класс и Я».
2. Классный час «Как прожить без конфликтов».
3. Классный час «Учитесь властвовать собой».
4. Классный час «Я – гражданин России».
5. Деловая игра «Правила школьной жизни – одни правила для всех».
6. Оформление уголка по правовой информации «На службе у детства».
Внеклассные мероприятия:
Экологический поход в лес.
Туристический поход в местность Титово.
Творческие работы учащихся «Озеро Таглей».
Шефская помощь. Проведение игр, викторин, конкурсов.
Творческий отчёт «Любимый уголок нашего края»
Формы работы на 3 - ом блоке
«Я – общество» 8 класс
Классный час «Чувствовать рядом с собой человека».
Классный час, посвященный жизни и творчеству
Д. Банзарова.
Цикл классных часов «Этика и этикет».
Классный час «От всей души».
Деловая игра «Если друг оказался вдруг…».
Внеклассные мероприятия:
Осенняя экскурсия в лес (смотры, конкурсы, эстафета).
Конкурс среди учащихся 5-8 классов «Бал овощей».
Оказание шефской помощи (первому классу).
Оказание шефской помощи детскому саду (игры, показ театрализованных представлений, акция «Каждой птичке по кормушке»).
Выставки творческих работ по «Квиллингу»
Формы работы на 4-ом блоке
«Я- мир» 9 класс
Цикл классных часов по темам:
* Охрана окружающей среды.
* Мое место во Вселенной.
* Я и моё будущее.
Семинар «Перспективы будущей профессии».
Внеклассные мероприятия:
Экскурсии на предприятия «Я бы в … пошел, пусть меня научат».
Диспут «Разговор по существу» (с приглашением администрации школы).
3.Посещение музеев с последующими творческими отчетами.
Формы работы на 5- ом блоке:
Программы «Лидеры» (перспективная) 10-11 класс.
Задачи на учебный год:
Повышение уровня ответственности, самоорганизации и самоконтроля.
Развитие способности, которая позволяет уверенно себя чувствовать, решать проблемы, общаться с людьми, организовывать их, достигать эффективности и продуктивности в деятельности.
Перспектива работы в 10 -11 классахМероприятия должны быть направлены на развитие самоорганизации, изучение социальных контактов, разрешение конфликтов, умение планировать групповую деятельность. Необходимо включить в работу правоведческий цикл по отработке футурологических позиций на концепции.
«Я- общество - государство» или «Государство – общество - я».
Внеклассные мероприятия:
Линейка «День знаний». Классные часы во всех классах школы (классные часы проводят учащиеся).
Проведение праздника «День Учителя». Классный час для учителей. Линейка. День самоуправления.
Классный час «Мы – граждане России!».
Классные часы, диагностическая работа, связанные с выбором профессии.
Результаты.
Что же дает работа? Постепенный и планомерный переход от одного к другому, включающий преемственность и взаимосвязь, предполагает формирование ребенка как самостоятельной, развитой личности. Такой ребенок способен успешно адаптироваться в динамичном, быстро меняющемся мире. Хочется надеяться, что эта личность будет обладать чертами лидера, уметь выражать себя, будет способна принимать ответственность за свои поступки, научится организовывать себя и других и принимать решения.
И в целом, итогом своей деятельности, хотелось бы видеть своих учеников во взрослой жизни не только состоявшимися юристами, врачами, учителями, учеными, менеджерами, но и просто счастливыми людьми.
Данная программа была апробирована в течение 7 лет и получила хорошие отзывы: от учащихся, родителей, коллег. В настоящее время, работая классным руководителем десятого класса, вновь работаю по данной программе.
Литература:
1.Алоева М.А, Бейсова В.Е. «Классные часы и родительские собрания в 7 – 11
классах». г. Ростов – на – Дону, «Феникс», 2013 год.
2. Гуткина Л.Д. «Спутник классного руководителя»
Москва, центр «Педагогический поиск», 2010 год.
3. Журнал «Классный руководитель»
Москва, № 3, 2012 год., № 4,5, 2012 год.
4.Научно – методический журнал «Классный руководитель»
Москва, №2, 2013 год.
http://www.uchportal.ru/lood/8 - сайт классному руководителю.