Виды химических связей. Открытый урок.
МКОУ СОШ с. Карджин
Учитель химии
МКОУ СОШ с.Карджин
Дзиова Б.А.
2013-2014 учебный год
Тема урока: Виды химической связи
Цели урока:
- научить определять виды химической связи и составлять схемы образования ионной связи, ковалентной связи, показывать смещение электронной плотности;
- продолжить развитие умений анализировать, систематизировать, делать выводы.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- продолжить развитие представлений о строении вещества;
- продолжать формировать понятие об электроотрицательности на основе знаний о строении атома, понятия химическая связь;
- повторить ЗУН учащихся о механизмах образования различных видов химической связи;
- способствовать развитию умений составлять электронные и структурные формулы соединений и объяснять механизм образования различных видов химической связи.
2. Развивающие:
- продолжить формирование умений и навыков работы с ПСХЭ Д. И. Менделеева;
- способствовать развитию коммуникативных навыков, логического мышления;
- развивать умения обобщать и делать выводы при изучении и закреплении материала
3. Воспитательные:
- продолжить развивать химическую речь, обогащать ее словарный запас при устных ответах и грамотное выполнение при самостоятельных заданиях;
- прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради.
Основные понятия: Металлы; неметаллы; ионная связь; ковалентная полярная и неполярная связь; металлическая связь, ион, катион, анион, электроотрицательность. Электронная формула, структурная формула.
Форма учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная, самостоятельная работа, тестирование.
Оборудование и реактивы:
- периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева,
- таблица «Виды химической связи»,
- шкала электроотрицательности неметаллов,
- карточки с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Эпиграф урока:
«Вопрос о природе химической связи – сердце всей химии» (Брайк Кроунфорд. ).
- «Сегодня на уроке мы повторим и обобщим имеющиеся знания и умения по теме: «Химическая связь».
1) актуализировать знания о различных видах химической связи
2) повторить схемы образования веществ с разным видом связи
3) продолжить формирование умения записывать их на примерах
4) распознавать и сравнивать сравнить разные виды связи,
3. Повторение и обобщение изученного материала.
Повторение основных понятий темы:
1. Дайте определение понятия «электроотрицательность».
2. От чего зависит электроотрицательность атома?
3. Как изменяется электроотрицательность атомов элементов в периодах?
4. Как изменяется электроотрицательность атомов элементов в главных подгруппах?
5. Сравните электроотрицательность атомов металлов и неметаллов. Отличаются ли способы завершения внешнего электронного слоя, характерные для атомов металлов и неметаллов? Каковы причины этого?
6. Каким образом на последнем энергетическом уровне атома может образоваться октет электронов? (Объясните на примере атомов Na и Cl. ) 7. Какие химические элементы способны отдавать электроны, принимать электроны?
Что происходит между атомами при отдаче и принятии электронов?
Как называют частицы, образовавшиеся из атома в результате отдачи или присоединения электронов?
8. Что произойдет при встрече атомов металла и неметалла?
9. Как образуется ионная связь?
10. Химическая связь, образуемая за счет образования общих электронных пар называется …
11. Ковалентная связь бывает … и …
12. В чем сходство ковалентной полярной и ковалентной неполярной связи? От чего зависит полярность связи?
13. В чем различие ковалентной полярной и ковалентной неполярной связи?
14. Металлическая связь – это…
Виды химической связи
Вид связи Тип
связываемых
элементов Вид связываемыхчастиц Механизм
образования
связи Примеры
веществ
Ионная Металл —
неметалл Ионы Переход
электронов отатомов металлов к атомам
неметаллов NaCl,
CaF2,
Li2O
Ковалентная неполярная Один и тот же
элемент-
неметалл Атомы Образование
общих электронных пар Н2, Г2
О2, N2
Ковалентная полярная Разные
неметаллы Атомы Образование
общих электронных пар со смещением их в сторону атомов более электро-
отрицательного элемента HC1,
OF2, CO2
Металлическая Металлы Атом-
ионы Обобществление внешнихэлектронов Металлы и
сплавы
Тесты для закрепления:
1.Химическая связь в соединении хлора с элементом, в атомекоторого распределение электронов по слоям 2ё, 8ё, 7ё:
ионная;3) ковалентная неполярная;
металлическая;4) ковалентная полярная.
2.Ковалентной полярной связью образовано вещество, формулакоторого:
1)N2;2) NaBr;3) Na2S;4) HF.
Ионной связью образовано вещество, формула которого: l)Na;2) СаС12;3) SiO2;4) Н2.
Соединениями с ковалентной неполярной и ковалентной полярной связью являются соответственно:
1) НВг и Вг2; 2)S4 и H2S; 3) Na2S и SO3; 4) Р8 и NaF.
5. В соединении калия с кислородом химическая связь:
1) металлическая; 3) ковалентная неполярная;
2) ковалентная полярная; 4) ионная.
6. Ковалентная неполярная связь в веществе:
1) аммиак; 2) сероводород; 3) хлор; 4) железо.
Поиграйте в «крестики- нолики».
Покажите выигрышный путь, состоящий из формул веществ с ионной связью.
I вариантII вариант
NH3 Ca S MgCl2
H2O KClO2
Na2O SO2 BaF2
Mg CuSH2S
KF Na2S BaONa3N CO2 PH3
2. Покажите выигрышный путь, состоящий из формул веществ с ковалентной неполярной связью.
I вариантII вариант
Ca I2 H2O
CaOCl2 HBr CaCl2 O2 ClFBr2 NO2 CO2
Na2O O2 HClH2O CuCl2 N2
3. Покажите выигрышный путь, состоящий из формул веществ с ковалентной полярной связью.
SCl2 H2 MgONaClHF HBrSO3 Cl2 NH3
Br2 O2 CO2
Na2O HClNO2
N2 KI H2O
Д/з: подготовить кроссворд.