Программа здоровьесбережения Здоровье — это жизнь


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СТЕКЛЯНСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
протокол № 1
от «28» августа 2015 год УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 177
от «31» августа 2015 год
Директор МКОУ Стеклянской СОШ
__________________/В./
Программа
«Здоровье»
на 2015-2019 уч.г.
Паспорт программы «Здоровье»
Наименование программы «Здоровье»
2 Основание для разработки Нормативно-правовое сопровождение  механизмов обеспечения работы по сохранению и укреплению здоровья детей;
3 Основные разработчики программы Администрация школы
Творческая группа учителей:
1.Маруева О.Н.., заместитель директора по УВР;
2.Шумилова М.Н., заместитель директора по ВР;
3.КондратоваН.Н..,фельдшер (по согласованию);
4.Кутовой А.А., учитель физической культуры,
5.Тимонов С.Ь., учитель ОБЖ
6.Даничкина И.Н., завхоз школы
4 Цели и задачи программы Цель программы: Предоставление возможностей школы для формирования психически здорового, физически развитого и социально-адаптированного человека.
Задачи:
-предоставление качественного базового образования;
-формирование потребностей к здоровому образу жизни, нравственному поведению;
-формирование позитивных взаимоотношений с окружающим миром, обществом, самим собой;
-организация спортивно-оздоровительной работы, направленной на формирование у школьников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
6 Основные направления программы Медицинское направление
Просветительское направление
Спортивно-оздоровительное
Диагностичекое направление
7 Сроки реализации программы 2015-2019 гг.
8 Исполнители основных мероприятий программы. -администрация школы;
-учителя, классные руководители;
-родительский комитет школы, семья;
- совет школы;
-ЦРБ
9 Ожидаемые результаты - включение детей в проблематику по сохранению и укреплению собственного здоровья; сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе эмоций, получаемых от общения с компьютером;
-  информация о психологическом здоровье ребенка и технологиях его  сохранения;
- профилактика зависимостей у детей с учетом принципа информированной безопасности о факторах риска здоровью детей (Сниженная двигательная активность,  инфекционные заболевания, переутомляемость), зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ;
- введение, закрепление термина «инклюзивное образование» в УВП;
Пояснительная записка
По данным Всемирной организации здравоохранения, общественное здоровье на 20% зависит от состояния окружающей среды, на 15% от состояния здравоохранения, на 15% от социально-экономической ситуации и на 50% от образа жизни человека. На рубеже веков социально-экономическая и экологическая ситуация привела к резкому ухудшению состояния здоровья населения России, главным образом детского.
В рамках реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников. Однако еще более важен переход от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и, соответственно, одинаковых для всех обязательных занятий к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья школьников.
Это, в свою очередь, предполагает создание таких образовательных программ, которые адекватно возрасту учащихся вызывают заинтересованное отношение к учебе. Практика индивидуального обучения, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий – все это также позитивно сказывается на здоровье школьников. Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни.
Проблема организации помощи ребенку в сохранении, укреплении и формировании здоровья весьма актуальна. Решить проблему здоровья в рамках учебно-воспитательного процесса может созданная программа «Здоровье».
Актуальность программы заключается, в том, что она ориентирована на решение проблем по сохранению и укреплению здоровья школьников, развитию здоровьесберегающей, комфортной образовательной среды,  направлена на положительную динамику оздоровления учащихся.
Полнота состава действий, необходимых для достижения поставленной цели — формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся, согласованность в действиях специалистов разных профессий, соответствие между желаемым и возможным определяют целостность программы, ее реалистичность и рациональность.
Знание конечной и ряда промежуточных целей позволяет отслеживать результаты поэтапной деятельности и соотносить их с теоретически ожидаемыми результатами. Своевременное обнаружение отклонения реального положения дел от предусмотренного программой гарантировано максимально возможной детализацией функциональных специалистов в области здоровья.
Цель и планируемые действия по таким приоритетным направлениям, как учебно-воспитательная, спортивно-оздоровительная, научно-методическая, информационно-просветительская, коррекционная соответствует современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению и условиям его деятельности, что и определяет прогностичность данной программы.   Анализ состояния здоровья школьников по основным параметрам является
неотъемлемой частью анализа итогов учебного года на протяжении всех лет реализации программы.
Этапы формирования культуры здорового образа жизни:
Первый этап – анализ состояния и планирование работы по данному направлению, в том числе по:
- организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;
- организации просветительской работы  школы с учащимися и детьми;
- выделению приоритетов в работе школы с учетом результатов проведенного анализа, а также возрастных особенностей обучающихся;
Второй  этап – организация работы по формированию культуры ЗОЖ:
- просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:
- внедрение в систему работы школы дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
- лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;
- проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;
- просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями, направленная на повышение квалификации работников школы и повышения уровня знаний родителей по  проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:
- проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов;
- привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
-  Здоровьесберегающая инфраструктура  школы;
- Реализация дополнительных образовательных программ;
- Рациональная организация учебной и  внеучебной деятельность обучающегося;
- Эффективная организация физкультурно- оздоровительной работы;
- Просветительская работа с родителями;
Совершенствование деятельности школыпо сохранению, укреплению здоровья обучающихся и развитию физической культуры
1. Совершенствование системы  физической культуры, УМК по ФК.
2. Проведение спортивных соревнований, участие в соревнованиях районного уровня.
3. Создание условий для занятий физической культурой и спортом, в т.ч.,  для детей с ограниченными возможностями (инклюзивное обучение)
4. Обеспечение мониторинга здоровья обучающихся;
5. Обеспечение мониторинга ситуации с употреблением наркотических и психоактивных веществ несовершеннолетними
6. Обеспечение норм безопасности обучающихся в ОУ в соответствии с нормами САНПИНа.
7. Обновление содержания учебного предмета «Основы безопасности жизни» в ОУ
Здоровьесберегающая инфраструктура школы, необходимая для реализации программы:
состояние и содержание здания и помещений школы в соответствии с требованиями СанПина;
оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортивной площадки необходимым оборудованием и инвентарем;
наличие и необходимое оснащение школьной столовой;
организация качественного горячего питания;
необходимый (в расчете на количество учащихся) и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающий работу с учащимися (медицинский работник, учителя физкультуры, преподаватели).
Раздел 1. Технологии, применяемые для реализации программы.
1.1. Медико-гигиенические технологии.
Контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями Сан ПиНов, в том числе соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (домашние задания) учащихся на всех этапах обучения.
Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся (использование методик, прошедших апробацию). Введение любых инноваций в   образовательный процесс только под контролем специалистов.
Строгое соблюдение всех требований к использованию средств обучения (специального оборудования и инвентаря) в соответствии с требованиями техники безопасности.
Оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся участникам образовательного процесса.
Проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива.
Наблюдение за динамикой здоровья учащихся, организация профилактических мероприятий.
1.2. Физкультурно-оздоровительные технологии.
«Президентские состязания» (тест). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека в отличие от физически немощного.
Реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.
Рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера.
Индивидуализация обучения физической культуре (учет индивидуальных особенностей развития).
Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Организация активных движений (динамическая пауза) на  переменах.
Организация физкультурных пауз на уроках.
Создание условий и организация спортивных секций в школе.
Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дни здоровья, дни спорта, соревнования, турпоходы).
Обязательное участие сборной команды школы во всех спортивных соревнованиях и турнирах районного уровня.
Данный раздел программы охватывает все виды двигательной активности и в свою очередь решает определенные задачи по укреплению и сохранению здоровья, развивает все физические качества, улучшает работоспособность учащихся, как умственную, так и физическую.
Формирует устойчивый интерес и потребность заниматься физической культурой, воспитывает волю, смелость, настойчивость, дисциплину, чувство коллективизма, навыки культурного и физически компетентного поведения.
Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа может стать основой рациональной организации двигательного режима школьников, способствует нормальному физическому развитию и двигательной подготовленности учащихся всех возрастов. Позволит повысить адаптивные возможности организма, а значит, станет средством сохранения и укрепления здоровья школьников.
1.3. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Формирование и обеспечение функционирования системы безопасности.
Обеспечение функционирования школы в условиях ЧС, в том числе отработка планов по действиям в ЧС, антитеррористическая защищенность, проведение Дня защиты детей, тренировочных эвакуаций.
Соблюдение техники безопасности, охраны труда.
Образовательный процесс по курсу ОБЖ.
Обеспечение пожарной безопасности.
Сохранение здоровья рассматривается как частный случай главной задачи — сохранения жизни, поэтому рекомендации специалистов по охране труда, строителей, представителей коммунальной, инженерно-технической служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий.
1.4. Экологические здоровьесберегающие технологии.
Создание природосообразных, экологически оптимальных условий для жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой.
В школе это — обустройство пришкольной территории, наличие зеленых растений в классах и рекреациях,  участие в природоохранных мероприятиях.
1.5. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
технологии проектной деятельности;
дифференцированного обучения;
обучения в сотрудничестве;
разнообразные игровые технологии;
проблемное обучение;
ТИОТ (технология индивидуально-образовательных траекторий);
новые информационные технологии;
модульная технология;
развивающие технологии;
технология КТД (коллективных творческих дел);
исследовательские методы обучения;
эвристическое обучение.
1.6. Социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии.
Формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых необходимо привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов.
Включение в систему работы программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Проведение лекций, бесед, консультаций по проблемам сохранения здоровья, профилактики вредных привычек.
Организация и проведение конкурсов, праздников, дней здоровья.
Создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей.
Пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем оздоровительным вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.
1.7. Лечебно-оздоровительные технологии.
Полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья (на уроках, секциях).
Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся.
Использование рекомендательных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, фитотерапия).
Привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей.
1.8. Психолого-педагогические технологии.
Снятие эмоционального напряжения, через использование игровых технологий.
Проведение физминуток.
Создание благоприятного психологического климата на уроке.
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Субъект-субъектные отношения.
Традиционные недели и дни здоровья.
Повышение квалификации работников школы и уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья учащихся.
Проведение лекций, семинаров, консультаций, курсов по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье.
Приобретение необходимой научно-методической литературы.
Привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек.
Регулярный анализ и обсуждение на педагогических советах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога.
Организация работы с документацией (внесение данных углубленного диспансерного обследования учащихся в медицинские карты, листы здоровья в классных журналах).
Регулярное проведение анализа результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами и родителями.
Ведение карты здоровья класса, что позволяет наглядно увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины и своевременно принять необходимые меры.
Создание системы, комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами.
Наиболее значимы по степени влияния на здоровье. Главный их признак — использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
Их реализация достигает цели в полной мере лишь при осознании всеми педагогами своей солидарной ответственности за сохранение здоровья учащихся и получении необходимой профессиональной подготовки для работы в этом направлении.
Раздел 2. Приоритетные направления и формы деятельности.
1. Учебно-воспитательная работа.
Научно-обоснованная, строго-регламентированная, оптимально организованная учебная, физкультурно-спортивная и трудовая деятельность, которая должна способствовать формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся, обеспечению правильного физического и психического развития, формированию здорового образа жизни, повышению качества образования в целом.
2. Диагностическая работа.
Комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья учащихся, изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания.
3. Профилактическая и коррекционная работа.
Предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья школьников, профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса.
4. Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа.
Внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образования, разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс.
5. Информационно-просветительская работа.
Пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем оздоровительным вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.
Формы деятельности
Уроки, кружки, секции, хореография, танцы. Этикет, коррекция, дни здоровья, уроки спорта, спортивные соревнования, турниры.
Организация работы с учащимися:
Привитие школьникам чувства ответственности за свое здоровье.
Обучение школьников здоровому образу жизни.
Обучение школьников личной гигиене.
Беседы, семинары, конференции обучающего характера.
Выпуск школьной газеты о здоровье.
Вовлечение детей в спортивные секции.
Привитие школьникам чувства этики, эстетики.
Организация работы с родителями:
Родительские собрания, индивидуальная работа с родителями по созданию установки на совместную работу со школой, с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребенка.
Консультации врачей родительского комитета по итогам мониторинга здоровья детей.
Психологическое просвещение родителей, помощь в создании экологической и психологической среды в семье.
Включение родителей в учебно- воспитательный процесс.
Организация работы с педагогами:
Просветительская работа по программе здоровьесберегающих технологий.
Консультации учителей по результатам мониторинга здоровья и последующих рекомендаций. Постановка новых целей и задач по развитию школьников в социальном, психическом, физическом аспектах.
Консультации учителей по сохранению собственного здоровья.
Информирование педколлектива о состоянии и профилактике заболеваемости, об адаптационных изменениях психики при повышенной умственной нагрузке, о последствиях психической травматизации школьников в процессе обучения.
Для внедрения программы в полном объеме необходимо организовать и провести следующие мероприятия:
Теоретические:  изучение опыта работы других образовательных учреждений, нормативной литературы, проведение теоретических семинаров с сотрудниками.
Методические: корректировка действующих учебных программ с учетом психологических, оздоровительных требований, планирование учебно-воспитательной работы в соответствии с основными направлениями работы школы .Организационные: оснащение классных кабинетов. Обеспечение необходимыми учебниками, методическими пособиями, наглядными, раздаточными и дидактическими материалами, спортивным оборудованием и инвентарем.
Раздел 3. Модель здоровья школьника.
Здоровье физическое:
Совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.
Здоровье социальное:
Моральное самообеспечение, адекватная оценка своего «я», самоопределение.
Здоровье психическое:
Высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к действию.
Главное условие для успешного решения оздоровительной программы — воспитание соответствующей культуры у педагога и ученика:
культуры физической (управление движением);
культуры физиологической (управление процессами в теле);
культуры психологической (управление своими ощущениями, внутренним состоянием);
культуры интеллектуальной (управление мыслительным процессом и размышлениями).
Раздел 4. Этапы реализации программы и прогнозируемый результат.
Главный ожидаемый результат — человек, здоровый физически, психически, нравственно, с развитым мышлением, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни. Промежуточные результаты:
Прогнозирование результатов оздоровительной деятельности по итогам диагностики (2 раза в год).
Создание внутришкольной программы физкультурно-оздоровительного образования, в которую заложено образование и сохранение здоровья, оздоровление каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей семьи в формировании здорового образа жизни.
Этапы реализации программы:
1 этап (подготовительный) — 2015-2016 г.г.
Изучение и анализ ситуации в области здоровья в школе.
Подготовка кадров (повышение квалификации).
Создание материально-технической базы, системы учебно-воспитательного процесса в школе.
Создание благоприятного психологического климата в коллективе.
2 этап (основной) — 2016-2018 г.г.
Разработка и внедрение подпрограммы диагностического комплекса.
Разработка и внедрение подпрограммы по спортивно-оздоровительной работе в школе.
Разработка программы для родителей и педагогов по формированию здорового образа жизни.
3 этап (заключительный) — 2018-2019 г.г.
Организация мониторинга эффективности реализации программы
анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к вредным привычкам;
эффективность  системы профилактических и воспитательных мероприятий, форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;
коррекция деятельности.
Реализация программы направлена на формирование у учащихся
культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:
культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);
культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);
культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).
Базовыми компонентами на всех ступенях являются:
формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
Методы контроля над реализацией программы:
проведение заседаний Методического совета школы;
проведение семинаров-практикумов, мастер-классов по обобщению педагогического опыта по здоровьесберегающим технологиям;
посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОЖ;
создание методической копилки опыта;
издательская деятельность в СМИ (интернет-сайты, Профистарт, сборники занятий, мероприятий)
мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе;
контроль над организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, динамикой учебно-познавательной мотивации, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.
Основные направления деятельности программы:
Медицинское направление предполагает:
создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирования их здоровья;
составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
проведение физкультминуток;
гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;
планомерная организация питания учащихся;
реабилитационную работу;
обязательное медицинское обследование;
мероприятия по очистке воды.
Просветительское направление предполагает:
организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры).
Психолого-педагогическое направление предполагает:
использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;
предупреждение проблем развития ребенка;
обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
развитие познавательной и учебной мотивации;
формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
совершенствование деятельности психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствованию здоровьесберегающих технологий обучения;
организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.
Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнеров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
Диагностичекое направление предполагает проведение мониторинга состояния здоровья, в ходе которого выявляются:
общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;
текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);
режим дня, бытовые условия;
внешкольная занятость дополнительными занятиями.
12. Здоровьесберегающие образовательные технологии:
здоровьесберегающие медицинские технологии;
здоровьесберегающие технологии административной работы в школе;
здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;
здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.
13. Реализация основных направлений программы:
Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.
Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.
Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.
Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.
Контроль условий теплового режима и освещенности классных помещений.
Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе и вне ее.
В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учетом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.
Создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.
Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.
Применение разнообразных форм работы:
1. Учет состояния детей:
анализ медицинских карт;
определение группы здоровья;
учет посещаемости занятий;
контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
2. Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры;
динамические паузы;
индивидуальные занятия;
организация спортивных перемен;
дни здоровья;
физкультминутка для учащихся;
организация летнего оздоровительного лагеря при школе с дневным пребыванием
3. Урочная и внеурочная работа:
открытые уроки учителей физической культуры, ОБЖ;
открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности;
спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол.
План деятельности по реализации программы
№п/п Мероприятия Ответственные исполнители Сроки Планируемый результат
1. Медицинское направление.
1.1 Медико-педагогическая экспертиза:
анализ основных характеристик состояния здоровья детей в школе;
выявление учащихся специальной медицинской группы;
введение строгого учета детей по группам здоровья;
формирование групп здоровья по показателям. ЦРБ, фельдшер
(по согласованию) Ежегодно Медицинские карты, листы здоровья в классных журналах
1.2 Проведение диспансеризации учащимся школы Врачи ЦРБ, фельдшер (по согласованию) Ежегодно Медицинские карты, листы здоровья в классных журналах
1.3 Проведение медицинского осмотра учащихся. Врачи ЦРБ Ежегодно План медосмотров
1.4 Медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья Врачи ЦРБ,
фельдшер (по согласованию) Ежегодно План медосмотров
1.5 Обеспечение и организация профилактических прививок учащихся. Врачи ЦРБ,
фельдшер
(по согласованию) Ежегодно План прививок
1.6 Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. Классные руководители ЦРБ, Ежегодно Классные журналы
1.7 Анализ случаев травматизма в школе. ЦРБ, зам. директора по ВР Ежегодно Материалы отчетов
1.8 Анализ посещаемости и пропусков занятий по  болезни. Администрация школы ,классные руководители. Ежегодно Материалы отчетов
1.9 Контроль за качеством питания и питьевым режимом. Администрация школы, классные руководители Ежедневно Отчет по питанию, табель учёта
1.10 Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям:
проветривание; освещение; отопление; вентиляция; уборка. Классные руководители Ежедневно Аналитическая справка
1.11 Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа). Заместитель директора по УВР Ежегодно Справка по оценке расписания
1.12 Постоянный контроль над школьной столовой. Директор школы Ежедневно  
2. Просветительское направление.
2.1 Организация  просветительской работы с родителями о пользе спортивных мероприятий. Координаторы программы "Здоровье" Ежегодно График проведения лектория
2.2 Разработка и внедрение родительского лектория по здоровому образу жизни. Координаторы программы "Здоровье"   Тематика лектория
2.3 Разработка системы обучения родителей и учителей по проблемам охраны, укрепления и сохранения здоровья детей. Администрация школы Ежегодно План работы
2.4 Вовлечение родителей и учителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей. Администрация школы Ежегодно План работы
2.5 Подготовка и проведение педагогического совета по теме "Формирование здорового образа жизни". Заместители директора   Протокол педсовета
2.6 Организация просветительской работы с учащимися (лекторий, тематические классные часы и др. виды работ). Координаторы программы "Здоровье" Ежегодно План работы
2.7 Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, табакокурения и алкоголизма Заместитель директора по ВР Ежегодно План работы
2.8 Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ и физической культуры. Учителя-предметники В течение года Планы уроков
3. Психолого-педагогическое направление.
3.1 Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей учащихся:
определение влияния учебной нагрузки на психическое здоровье детей;
изучение психологических возможностей и готовность детей к школе;
выявление профессиональных интересов учащихся и способностей с целью профессионального самоопределения;
контроль над адаптацией учащихся 5-х и 1-х классов Классные руководители Ежегодно Диагностические исследования
3.2 Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности. Учителя-предметники Ежегодно Планы уроков
4. Спортивно-оздоровительное направление.
4.1 Организация спортивных мероприятий. Учитель физической культуры Ежегодно План работы
4.2 Разработка системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся. Заместитель директора по ВР Ежегодно План работы кружков и секций
4.3 Привлечение учащихся, родителей, социальных партнеров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы. Заместитель директора по ВР Ежегодно План работы
5. Диагностическое направление.
5.1 Мониторинг состояния здоровья детей. Классные руководители, врачи Ежегодно Результаты мониторинга
5.2 Подготовка и проведение семинара для учителей школы по теме "Выполнение требований ФГОС по здоровьесбережению". Администрация школы Ежегодно Материалы семинара
Календарный план реализации программы здоровьесбережения№п/п Мероприятие Дата проведения Ответственный
Сентябрь
1 Организация дежурства по классам и по школе. 1-я неделя Зам директора по ВР, кл.рук-ли2 Организация работы кружков и спортивных секций. 2-я неделя Зам директора по УВР,ВР, кл.рук-ли3 Включение в планы родительского пед. всеобуча, планы МО и план работы библиотеки мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровьесбережению детей. 30.08. Зам директора поУВР,  ВР, кл.рук-ли4 Включение в планы по руководству и контролю вопросов, способствующих улучшению работы школы по здоровьесбережению. 2-я неделя Зам. директора по УВР,ВР
5 Организация питания учащихся. В течение месяца Администрация школы, кл.рук-ли6 Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах. Ежедневно дежурные
7 "Уроки здоровья". По плану Классные руководители
8 Проведение внутришкольных и участие в районных спортивно-массовых соревнованиях. В течение месяца Зам. директора по УВР, ВР ,Классные руководители, учитель физкультуры
9 Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни. В течение месяца Зам. директора по УВР, ВР, Классные руководители, учитель ОБЖ
10 День здоровья. ежеквартально Зам. директора по УВР, ВР, Классные руководители, учитель ОБЖ
11 Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время Систематически Родители
12 Физкультминутки Ежедневно Учителя-предметники
13 Подвижные игры на переменах Ежедневно дежурные
Октябрь
1 Организация работы учащихся по поддержанию порядка на закрепленных участках, работа по созданию и поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению школьного имущества. По необходимости Классные руководители
2 Планирование занятости учащихся в каникулярный период.   Классные руководители
3 Проведение внутришкольных спортивных мероприятий и соревнований, участие в районных мероприятиях. По плану ОУ Учитель физической культуры
4 Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни. В течение месяца Зам. директора по ВР
5 Физкультминутки, динамические паузы. Ежедневно Учителя-предметники
6 Подвижные игры на переменах. Ежедневно дежурные
Ноябрь
1 Проведение спортивных игр, конкурсов 2 неделя Учитель физической культуры
2 Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме "Курение — вред". Итог: выпуск плакатов, посвященный борьбе с курением и наркотиками. 4-я неделя Учитель ИЗО, классные руководители
3 Экскурсии. каникулы Классные руководители
4 Совещание актива по проведению физкультурных праздников, игр на местности. В течение месяца Совет физоргов, Учитель физкультуры
5 Физкультминутки и динамические паузы. Ежедневно Учителя-предметники
6 Подвижные игры. Ежедневно дежурные
7 Акция «Осторожно! Ледостав на водоемах» 1 декада Кл.рук-лиДекабрь
1 Проведение открытых воспитательных часов, мероприятий, посвященных всемирному дню борьбы со СПИДом. 1 декабря Классные руководители,
2 Первенство школы по волейболу. 2-я неделя Учитель физ-ры3 Классные часы по вопросу соблюдения ПДД, ППБ «Школа безопасности» В течение месяца Классные руководители
4 Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.   Зам. директора по ВР, классные руководители
5 Физкультминутки и динамические паузы. Ежедневно Учителя-предметники
6 Подвижные игры на переменах. Ежедневно дежурные
Январь
1 Открытые воспитательные часы "Тренинг здорового образа жизни". В течение месяца кл. руководители
2 "Веселые старты" (1-4; 5-7 кл.). 4-я неделя Учитель физкультуры
3 Физкультминутки и динамические паузы. Ежедневно Учителя-предметники
4 Подвижные игры на переменах. Ежедневно дежурные
Февраль
1 Месячник оборонно-массовой и гражданско- патриотической работы. В течение месяца Учитель ОБЖ, физ-ры и зам. директора по ВР
2 День защитника Отечества. Смотр строя и песни. 20.02-22.02. Кл.руководители, учитель ОБЖ
3 Соревнования по шашкам. 1-я неделя Учитель физкультуры
4 Физкультминутки и динамические паузы. Ежедневно Учителя-предметники
5 Подвижные игры на переменах. Ежедневно дежурные
Март
1 Акция "Мы за здоровый образ жизни". 1-я неделя Координаторы
2 Лекторий для родителей "Причины и последствия употребления наркотиков". В течение месяца Зам. директора по ВР
3 Рейд "Подросток" 2-я неделя Зам. директора по ВР
4 День здоровья. 3-я неделя ШМО кл. рук-лей
5 Физкультминутки и динамические паузы. Ежедневно Учителя-предметники, кл. руководители
6 Подвижные игры на переменах. Ежедневно дежурные
7 Акция «Осторожно! Пожарная безопасность». 2 декада Учитель ОБЖ,
кл. руководители
Апрель
1 Всемирный день здоровья.   фелбдшер2 Операция "Внимание! Хрупкий лёд» 1 неделя Зам. директора по ВР
3 Благоустройство школьной территории. 3-я неделя Кл.руководители4 Первенство школы по кроссу. 3-я неделя Учитель физкультуры
5 Конкурс "Самый здоровый класс". 4-я неделя Зам.директора учитель ФК, кл.рук-ли6 Динамические паузы, физкультминутки. Ежедневно Учителя-предметники, кл. руководители
7 Подвижные игры на переменах. Ежедневно дежурные
Май
1 Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний период. В течение месяца Администрация, кл. руководители
2 Мероприятия, посвященные дню Победы в ВОВ. 1 декада мая Зам. директора по ВР,
3 "Веселые старты". 3 неделя Зам. директора по ВР, учитель ФК, кл.рук-ли4 Презентация уроков здоровья. 3-я неделя Зам. директора по ВР, учитель ФК, кл.рук-ли5 Общешкольный конкурс
"Спортсмен года". 4-я неделя Зам. директора по ВР, учитель ФК
6 Динамические игры, физкультминутки. Ежедневно Учителя-предметники, кл. руководители
7 Подвижные игры на переменах. Ежедневно дежурные
Июнь
1 Работа летнего пришкольного оздоровительного лагеря   Зам. директора по ВР, нач.лагеря,воспитателиЗдоровьесберегающая деятельность педагогического коллектива
Органы управления Мероприятия программы "Здоровье" Сроки выполнения
2015-2016 2016-2017 2017-2018
 
 
 
Управляющий совет 1. Работа творческой группы по разработке Программы здоровьесбережения. сентябрь — —
2. Анализ влияния состояния здоровья учащихся на качество знаний и уровень обученности. январь январь январь
3. Анализ результатов медицинского осмотра. После медицинского осмотра
4. Анализ дозировки учебной нагрузки:
учебные планы;
график контрольных работ. сентябрь август август
5. Анализ эффективности уроков физкультуры. апрель апрель апрель
6. Итоговый анализ состояния здоровья учащихся. май май май
 
 
 
 
Педагогический совет 1. Обсуждение и принятие программы здоровьесбережения. сентябрь — —
2. Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий. — январь —
3. "Аукцион" педагогических идей (здоровьесберегающие технологии). — — октябрь
4. Здоровьесбережение при применении ИКТ. январь — —
Методический совет 1. Обсуждение программы здоровьесбережения. август август август
2. Составление плана работы с учетом внедрения здоровьесберегающих технологий. август август август
3. Разработка критериев и индикаторов уровня здоровья участников образовательного процесса для мониторинга оценки качества образования. сентябрь — —
4. Методическая панорама "Здоровьесберегающие технологии". — — март
5. Организация методической недели "Обучение и воспитание с успехом". апрель — —
6. Мониторинг влияния состояния здоровья учащихся на качество знаний по предметам. июнь июнь июнь
7. Волонтеры: лекторские группы агитбригады старшеклассников "Жизнь без наркотиков". В течение года Общешкольный родительский комитет 1. Ознакомление родителей с деятельностью школы по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни. сентябрь сентябрь сентябрь
2. Круглый стол "Здоровье наших детей". — ноябрь —
3. День семьи "Папа, мама и я — спортивная семья". февраль февраль февраль
4. Ознакомление родителей с различными оздоровительными системами. — — ноябрь
5. Анализ результатов работы школы по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни. май май май
ШМО
кл. рук-лей.
Мониторинг здоровьесбережения1. Разработка анкет и проведение анкетирования по определению самочувствия учащихся в школе. октябрьмай октябрьмай октябрьмай
2. Комплектование полного пакета документов по реализации Программы здоровьесбережения. ноябрь — —
3. Подготовка памяток для учащихся по формированию здорового образа жизни. — март —
4. Составление рационального режима дня для учащихся. декабрь — —