Программа здоровьесбережения на тему Образование и здоровье


Пермь – 2014
Пояснительная записка
Охрана здоровья детей является приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительным трудом. Однако в России наблюдается общее снижение человеческих ресурсов, ухудшение качества питания, деградация личности, рост алкоголизма, наркомании, разрушение института семьи, увеличение детской смертности, рост инфекционных заболеваний.
Ухудшение состояния здоровья детей прослеживается от начала обучения в школе к его концу, то есть процесс обучения в школе является фактором риска для здоровья учащихся. Стремительно увеличивается число функциональных нарушений и хронических заболеваний. Половина детей школьного возраста 7-9 лет и более 80 % старшеклассников имеют хронические болезни, растёт число отклонений в нервно-психическом здоровье, главным образом пограничных психических расстройств с различной степенью выраженности. По официальным данным, только 10 % российских школьников можно считать в этом плане относительно здоровыми. К такому выводу пришли медики, проанализировав данные о состоянии здоровья юных россиян за последние 20 лет.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 50 % детей, приходящих в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей резко уменьшается. Частично ухудшения здоровья школьников лежат в семье и социуме, а определённая часть зависит от обучения в школе.
Школьный возраст характеризуется перестройкой организма на интенсивный рост и развитие. Быстрый скачкообразный темп роста и развития ребёнка приводит к несоответствию между структурой и функцией органов и систем, поэтому организм становится чрезвычайно чувствительным к неблагоприятным факторам внешней среды, к которым можно отнести ограничения двигательной активности, статические нагрузки, связанные с учебной деятельностью. Именно этим обусловлено ведущее место в учебном процессе школы педагогики оздоровления.
Основная задача, стоящая перед педагогами нашей школы – организовать учебно - воспитательный процесс так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Мы считаем, что:
- здоровый ребёнок – практически достижимая норма детского развития;
- оздоровление – форма развития психофизиологических возможностей детей;
- индивидуально – дифференцированный подход – основное средство оздоровительной работы.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения /ВОЗ/, здоровье – это состояние полного физического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Нами определены показатели здорового ученика:
- умение преодолевать усталость /физический аспект/;
- проявление хороших умственных способностей, любознательности, воображения, способности к самообучаемости /интеллектуальный аспект/;
- честность, самокритичность /нравственное здоровье/;
- коммуникабельность /социальное здоровье/;
- уравновешенность /эмоциональный аспект/.
Немаловажное значение в школьном возрасте имеет двигательная активность. Биологическое значение движения для растущего и развивающегося организма имеет особое значение как фактор, способствующий физиологическому развитию и воспитанию личности в целом. Нами выделены следующие факторы, негативно влияющие на здоровье учащихся:
- недостаток двигательной активности учащихся;
- несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;
- перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;
- авторитарный стиль преподавания;
- отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
- неправильное питание учащихся;
- недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий;
- низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья.
Только при правильной организации учебной деятельности возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики – сохранение высокой работоспособности, исключения переутомления учащихся. Интенсификация школьного обучения, повышение требований к образовательному процессу требует использования в работе с младшими школьниками эффективных средств и методов, повышающих и удерживающих на должном уровне умственную работоспособность. Педагогическим коллективом начальной школы разработана программа «Здоровье», которая реализуется в нашей школе с 2010-2011 учебного года. Программа предполагает укрепление и сохранение физического, нравственного, психического здоровья учащихся. Основной показатель – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике /начало-конец учебного года/.
Мы считаем, что необходимо научить детей с раннего возраста ценить, беречь, и укреплять своё здоровье, подражая взрослым, демонстрирующим здоровый образ жизни. Только в этом случае можно надеяться, что наши учащиеся будут более здоровыми и развитыми не только личностно, духовно, интеллектуально, но и физически.
Нормативно-правовая база: В 2003 году был издан  ПРИКАЗ Минздрава РФ от 21-03 2003 113 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, где роль здоровья населения признана стратегическим потенциалом, фактором национальной безопасности, стабильности и благополучия обществ.  Следует отметить, что в Российской Федерации уже принят ряд законодательных актов и программных документов в области охраны здоровья населения. К ним, в частности, относятся:
“Основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан”, определившие профилактическую деятельность одним из основных направлений здравоохранения;
Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ряд статей которого определяет, что гигиеническое воспитание и обучение граждан, направленные на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни, являются обязательными;
Федеральный закон “О физической культуре и спорте в Российской Федерации”, в которой физическая культура и спорт рассматриваются как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека;
Федеральный закон "Об ограничении курения табака", определивший правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения;
Постановление Правительства Российской Федерации “Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге”, направленное на определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека и совершенствование информационной системы в сфере охраны здоровья населения"
Закон Российской Федерации «Об образовании от 29.12.2012 года № 273 
Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации», № 124-ФЗ от 24.07.1998г.;
«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22.06.1993 г. (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993г. № 2288; Федеральных законов от 02.03.1998 г.; № 30-ФЗ, от 20.12.1999г. № 214-ФЗ, от 02.12.2000 г. № 139-ФЗ);
Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования;
Закон Российской Федерации «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний»;
Постановление Правительства Российской Федерации «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, развития детей, подростков и молодежи» № 916 29.12. 2001 г.;
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации « О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации» № 176/2017 от 31. 05. 2002 г.
Приказ Министерства образования российской федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, Российской Академии образования « О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» № 2712/227/166/19 от 16.07.2002 г.;
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);
   Выполняется ряд федеральных целевых программ: "Дети России" (включающая 10 подпрограмм в том числе "Безопасное материнство", "Дети-инвалиды"), "Молодежь России".
Участники Программы.
Субъекты здоровесберегающей деятельности взаимодействуют друг с другом в системе опираясь на партнерские отношения, каждый из субъектов процесса выполняет определенные функции.
Функции субъектов образовательного процесса здоровьесберегающего направления
Функции администрации.
Директор:
- осуществляет общее руководство реализацией системы: организация, координация, контроль;
- комплектует штат сотрудников квалифицированными специалистами, обеспечивающих проведение здоровьесберегающей работы в образовательном учреждении;
- заключает трудовой договор с работниками учреждения при приеме на работу;
- не допускает работников учреждения к выполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), а также в случае медицинских противопоказаний;
- направляет деятельность всех подразделений учреждения на повышение мотивации субъектов процесса образования в усилении значимости здорового и безопасного образа жизни, стремления сохранять свое здоровье и здоровье окружающих;
- создает комиссию по трудовым спорам;
- осуществляет контроль состояния зданий, территории, помещений и соответствия оборудования требованиям санитарных и гигиенических норм, правилам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда участников процесса образования;
- согласовывает с профсоюзным комитетом, утверждает:
правила внутреннего трудового распорядка, режим рабочего времени (продолжительность рабочей недели, работа с ненормированным рабочим днём для отдельных категорий работников, время начала и окончания работы, время перерывов в работе и т.д.);
положение об отраслевой системе оплаты труда работников учреждения, соглашение по охране труда;
коллективный договор по регулированию социально-трудовых отношений между работодателем и работниками образовательного учреждения;
предварительное комплектование на учебный год (с указание учебной нагрузки);
расписание занятий детских объединений;
график отпусков работников учреждения.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
- составляет расписание занятий с учетом требований СанПиН;
- координирует работу педагогов дополнительного образования и других педагогических работников по разработке и реализации дополнительных образовательных программ, планов учебно-воспитательной работы, ориентированных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни участников процесса образования;
- организует работу по соблюдению в образовательном процессе норм и правил охраны труда;
- посещает занятия с целью контроля обеспечения безопасности жизни и здоровья детей;
- контролирует правильное и своевременное проведение инструктажа по технике безопасности с учащимися и его регистрации в журнале учета работы педагогов;
- организует диагностику, прогнозирование и планирование подготовки, переподготовки повышения квалификации, прохождения аттестации педагогических работников.
- изучает, корректирует на основе наблюдения, анализа состояние учебно-методической и воспитательной работы в области здорового и безопасного образа жизни;
- изучает передовой педагогический опыт в области здорового и безопасного образа жизни;
- проводит:
диагностику информационных потребностей в повышении профессионального уровня педагогов ОУ в области здоровьесбережения;
учебно-методическую, практическую, консультационную работу с педагогами дополнительного образования по вопросам воспитания у учащихся здорового и безопасного образа жизни;
- разрабатывает методические рекомендации и предложения по повышению эффективности учебно-воспитательного процесса и методической работы, по вопросам просвещения здорового и безопасного образа жизни педагогов, учащихся и их родителей;
- осуществляет методическое сопровождение педагогов по разработке и реализации дополнительных образовательных программ, воспитательных мероприятий;
- посещает занятия с целью диагностики качества преподавания безопасности жизни и здоровья детей;
- проводит обучающие семинары, круглые столы и т.п.;
- создает банк:
нормативно-правовых документов;
методических разработок, проектов, конспектов открытых занятий, мастер-классов и т.п.;
диагностических методик и измерителей качества образовательного процесса в области здорового и безопасного образа жизни;
видеотеки.
Заместитель директора по направлениям деятельности:
- организует анализ и прогнозирование перспектив деятельности по воспитанию здорового и безопасного образа жизни;
- осуществляет контроль за наполняемостью и посещаемостью детских объединений, принимает меры по сохранению контингента учащихся;
- контролирует учебную нагрузку учащихся;
- контролирует своевременное проведение инструктажа по технике безопасности с учащимися и его регистрации в журнале;
- посещает учебные занятия с целью проверки использования методов обучения и воспитания, приемов, педагогических технологий в области здоровьесбережения в соответствии с возрастными возможностями учащихся;
- готовит аналитические справки по итогам проверки.
Заведующий хозяйством:
- обеспечивает:
соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности;
учебные кабинеты, спортивные, хореографические залы и другие рабочие помещения естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил;
соответствие учебных кабинетов, спортивных, хореографических и актовых залов, других рабочих помещений, спортивной площадки необходимым оборудованием инвентарём;
медицинскими аптечками.
Профсоюзный комитет:
- разрабатывает и утверждает коллективный договор по регулированию социально-трудовых отношений между работодателем и работниками образовательного учреждения;
- выносит мотивированное мнение по согласованию:
положения об отраслевой системе оплаты труда работников образовательного учреждения;
соглашения по охране труда;
графика отпусков работников учреждения;
предварительного комплектования на новый учебный год (с указание учебной нагрузки);
расписания занятий детских объединений;
- организует досуг членов профсоюзной организации (вечера, Дни здоровья, поездки на природу, посещение бассейна, экскурсии, посещение театра и т.п.);
- подготавливает ходатайства в РК о предоставлении путевок на оздоровление членов профсоюзной организации, детей членов профсоюзной организации.
Функции педагогических работников.
Методист по охране труда ГО и ЧС:
- разрабатывает и проводит инструктажи по технике безопасности, пожарной безопасности;
- информирует при приеме на работу о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте;
- организовывает обучение и проводит проверку знаний по охране труда рабочих, связанных с работами, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, в том числе лиц, поступающих на работу с вредными или опасными условиями труда;
- разрабатывает план эвакуации, организовывает учебные тренировки по эвакуации работников учреждения и учащихся.
Педагоги ОУ:
- способствуют формированию благоприятного психологического климата в детском коллективе;
- соблюдают здоровьесберегающий режим обучения и воспитания при использовании технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, в соответствии с требованиями санитарных правил;
- обеспечивают соблюдение санитарных норм, правил пожарной безопасности, предъявляемые к организации образовательного процесса (объем нагрузки по реализации дополнительных образовательных программ, время на самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей учащихся в двигательной активности);
- организуют самоуправление в детском объединении;
- анализируют свою профессиональную деятельность в области культуры здоровья и безопасного образа жизни учащихся;
- изучают специальную учебно-методическую литературу, информацию в сети Интернет по вопросам здорового и безопасного образа жизни;
- разрабатывают и реализуют авторские дополнительные образовательные программы, проекты, инновационные технологии, методики обучения, воспитания, формы работы с учащимися, ориентированные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни участников процесса образования;
- совершенствуют дополнительные образовательные программы, перспективные планы учебно-воспитательной работы разделами и темами по воспитанию здорового и безопасного образа жизни;
- организуют учебно-воспитательный процесс с учетом состояния здоровья детей;
- обучают профилактическим методам: оздоровительная гимнастика (пальцевая, дыхательная, для глаз, бодрости и т.п.);
- изучают простейшие навыки первой медицинской помощи;
- организуют и проводят с учащимися мероприятия по профилактике:
простудных заболеваний;
детского травматизма на дорогах;
наркомании, токсикомании, алкоголя, табакокурения;
нарушение осанки на занятиях;
- проводят инструктажи с учащимися по обеспечению здорового и безопасного образа жизни;
- осуществляют учебно-воспитательную, просветительскую и профилактическую работу с учащимися, направленную на воспитание здорового и безопасного образа жизни;
- диагностируют динамику ценностных ориентаций учащихся к объектам здоровья и безопасности;
- осуществляют деятельность научного общества учащихся (НОУ) по проблемам здоровьесбережения и безопасности;
- реализует основные направления деятельности регионального инновационного комплекса в сфере образования Омской области «Школа – территория здоровья», проводит экспериментальную работу, представляет результат инновационной практики на различных уровнях;
- пропагандируют здоровый и безопасный образ жизни среди учащихся и родителей (законных представителей);
- организуют и проводят тематические родительские собрания;
- консультируют родителей по вопросам воспитания здорового и безопасного образа жизни;
- обобщают и распространяют свой передовой педагогический опыт работы, участвуя в профессиональных конкурсах, педагогических советах, семинарах;проводя открытые занятия, мастер-классы, воспитательные мероприятия, акции; демонстрируя достижения на городском, областном, региональном, всероссийском, международном уровнях;публикуясь в социальной сети;
- проводят диагностику сформированности знаний и навыков здорового и безопасного образа жизни;
- формируют банк методических материалов по здоровьесбережению;
- используют специальное оборудование во время занятий.
Функции учащихся:
- соблюдают установленные Правила внутреннего распорядка, Правила поведения, технику безопасности, правила противопожарной безопасности, санитарии и гигиены;
- поддерживают межличностные отношения на основе уважения человеческого достоинства;
- принимают участие в:
детских учебно-исследовательских конференциях;
конкурсах рисунков, плакатов, телекоммуникационных проектах по пропаганде здорового и безопасного образ жизни;
физкультурных и спортивных мероприятиях по видам спорта и комплексных мероприятиях (соревнования, дни спорта, дни здоровья, праздники спорта и т.д.);
спортивных, подвижных, сюжетно-ролевых, народных играх;
учебных тренировках по технике безопасности, пожарной безопасности, эвакуации из здания учреждения;
добровольческих акциях;
- ведут дневники здоровья, саморазвития.
Функции родителей (законных представителей):
- знакомятся с Уставом образовательного учреждения, дополнительной образовательной программой детского объединения, условиями обучения ребенка;
- контролируют соблюдение требований СанПиН;
- посещают родительские собрания;
- обмениваются опытом семейного воспитания по ценностному отношению к здоровому и безопасному образу жизни;
- получают консультации по вопросам воспитания здорового и безопасного образа жизни;
-участвуют в:
работе родительского комитета;
организации и проведении спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.;
анкетировании, диагностике по вопросам здорового и безопасного образа жизни.
Функции социальных партнеров:
- принимают участие в организации образовательных событий по здоровьесбережению, оказывают спонсорскую помощь, предоставляют дополнительные ресурсы;
- специалисты здравоохранения, медицинские работники проводят просветительскую, профилактическую, консультативную и тренинговую работу.
Срок реализации программы 3 года.
Цели программы:
- формирование у учащихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни;
- создание в школе организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья участников образовательного процесса;
- усиление контроля за медицинским обслуживанием участников образовательного процесса;
- создание материально-технического, содержательного и информационного обеспечения организационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
- развитие организационного, программного и материально-технического обеспечения дополнительного образования учащихся в аспектах здоровьесбережения, их досуга, отдыха;
- обеспечение системы полноценного сбалансированного питания в школе с учетом особенностей состояния здоровья участников образовательного процесса;
- разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья педагогических работников школы.
Задачи программы:
четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;
формирование системы выявления уровня здоровья учащихся и его целенаправленного отслеживания в течение периода обучения;
гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся;
развитие психолого-медико-педагогической службы школы для современной профилактики психологического и физического состояния учащихся;
привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
посещение научно-практических конференций, семинаров, лекций по данной проблеме и применение полученных педагогами знаний на практике.
Направления деятельности.
Система работы по воспитанию здорового и безопасного образа жизни представлена в виде шести направлений деятельности.

5. Профилактическая работа
- медицинский осмотр работников учреждения;
- диспансеризация работников учреждения;
- сезонная вакцинация;
- создание здоровьесберегающего режима работы учреждения;
- проведение физкультурных пауз на рабочем месте и во время учебных занятий;
- проведение «Уроков здоровья» для учащихся;
- профилактика травматизма и оказания первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях;
- проведение инструктажей по технике безопасности, противопожарной безопасности;
- профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;
- организация и проведение обучающих семинаров для педагогов по вопросам здоровьесбережения и безопасности;
- организация учебных тренировок по эвакуации из здания работников учреждения и учащихся;
- создание «Уголка здоровья».
6. Программно-методическое обеспечение
Деятельность образовательного учреждения, ориентированная на реализацию системы воспитания здорового и безопасного образа жизни, включает в себя внедрение инновационных дополнительных общеобразовательных программ и образовательных технологий; интегрирующих образовательные и оздоровительно-профилактические компоненты; инновационных технологий для совершенствования и развития двигательных качеств, выносливости, физической работоспособности.
Важной составляющей дополнительных образовательных программ для детей школьного возраста являются:
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.
Образовательные программы для учащихся направлены на:
- знакомство учащихся с основными нормами морали, осознание ими ценности человеческой жизни;
- пробуждение в учащихся желания заботиться о своем здоровье;
- использование оптимальных двигательных режимов для учащихся с учетом их возрастных, психологических возможностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование знаний о негативных факторах риска для здоровья детей (сниженная двигательная активность, табак, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества).
Образовательные программы для учащихся подросткового и юношеского возраста направлены на формирование:
- осознанного отношения к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни, факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье;
- личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска для здоровья в повседневной жизни;
- выработку безопасного поведения избегания рисков и внешних провокаций (болезни предающиеся половым путем и ВИЧ инфекция; наркомания, алкоголизм, тоталитарные секты и пр.)
Программы, направленные на воспитание здорового и безопасного образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий и досуговых мероприятий:
проведение часов здоровья, дней здоровья;
проведение спортивно – оздоровительных праздников, утренников, викторин, экскурсий, коллективно-творческого дела и т. п.;
встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путешественники, любители активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации (преклонный возраст, травма и т.п.), с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью, со спортсменами–любителями и профессионалами;
интегрированные, театрализованные занятия;
занятия в форме дидактической, деловой, сюжетно-ролевой игры.
7. Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы,направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья человека и безопасного образ жизни включает:
рациональную организацию занятий физкультурно-спортивной направленности и занятий активнодвигательного характера;
выполнение комплекса упражнений во время регламентированных перерывов для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии, гипокинезии, утомления;
организацию динамических пауз (динамических перемен), физкультминуток на занятиях, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
создание условий, соблюдение режима занятий в соответствии с требованиями санитарных правил;
организацию физкультурных и массовых мероприятий с учащимися по видам спорта и комплексных мероприятий (соревнования, дни спорта, дни здоровья, праздники спорта);
обеспечение участия учащихся в региональных, межрегиональных, всероссийских культурных и спортивных мероприятиях;
организацию и проведение мастер-классов для педагогов дополнительного образования в области здорового и безопасного образа жизни.
8. Просветительская работа
Просветительская работа предполагает:
организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, инфекций передающихся половым путем;
активную пропаганду здорового образа жизни (тематические утренники, праздники, соревнования);
информационную деятельность: выпуски стенных газет, участие в конкурсах рисунков, плакатов, стихотворений, акциях;
получение знаний по основам медицины, гигиены, психологии, возрастной анатомии и физиологии человека, достаточных для обучения основам здорового и безопасного образа жизни и профилактики вредных привычек;
консультативный встречи с работниками здравоохранения.
9. Работа с родителями (законными представителями)
лекции, семинары, консультации по вопросам развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.
родительские собрания в форме «семейного совета», круглого стола, тренингов по запросам родителей;
открытые учебные занятия здоровья и безопасности;
привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;
создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т. п.;
организация совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
10. Диагностика
Диагностика реализации системы воспитания здорового и безопасного образа жизни участников образовательного процесса включает:
отслеживание динамики ценностного отношения к здоровому и безопасному образу жизни у учащихся;
отслеживание динамики показателей количества пропусков рабочих дней работниками учреждения, посещаемости и пропусков занятий учащимися по болезни;
отслеживание динамики простудных заболеваний участников процесса образования;
отслеживание динамики случаев травматизма в образовательном учреждении, в том числе дорожно-транспортного травматизма;
отслеживание динамики улучшения организационных условий (расписание, режим занятий, физкультминутки, релаксирующие минутки, температурный режим, соблюдение техники безопасности и др.);
проведение социологических исследований на предмет удовлетворенности учащихся, родителей (законных представителей), педагогических работников комплексностью и системностью работы образовательного учреждения по сохранению здорового и безопасного образа жизни;
включение в ежегодный публичный отчет образовательного учреждения обобщенных данных о сформированности здорового и безопасного образ жизни.
11. Особенности осуществления образовательного и воспитательного процесса Для реализации каждого профиля имеются учебные кабинеты разделенные на зоны деятельности:
- зоны теоретической подготовки оснащены учебной мебелью (парты и стулья) согласно возрасту и росту учащихся; классной доской хорошо очищающейся, имеющей соответствующий цвет и антибликовое покрытие, а также дополнительное освещение;телевизорами, установленными в соответствии с требованиями;
- зоны специальной подготовки ( мастерские, спортивные залы, тренажерные залы, кабинеты изобразительного искусства, компьютерный класс, ) оснащенные специальным оборудованием, соответствующим параметрам безопасности и требованиям СанПиН;
- стены, пол учебных кабинетов дают возможность проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств;
- кабинеты имеют естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями.
В МАОУ «СОШ № 83» города Перми обучается 1005 учащихся, из них 502 человека - учащиеся младшего школьного возраста; 503 человека – учащиеся подросткового и юношеского возраста.
Исследования физического состояния здоровья, учащихся за 2013-2014 учебный год показали, что доминирует 3 группа здоровья, незначительный процент учащихся 1 и 4 групп здоровья, достаточно высокий показатель детей со 2 группой здоровья (Рис. 1).

Рис. 1. Группы здоровья учащихся МАОУ «СОШ № 83»
На рисунке № 2 представлены заболевания, которыми ребята страдают или перенесли в течение года. Из рисунка видно, что наиболее распространенными являются простудные заболевания, в общей сложности ими переболел каждый ребенок от 1 до 6 раз в течение года. Нарушения зрения и осанки занимают второе место после простудных заболеваний. Зафиксировано наличие заболеваний желудочно-кишечного тракта. 6 ребят перенесли полученные травмы рук и ног. Травмы были получены за пределами ОУ.

Рис. 2 Выявленные заболевания учащихся за 2013-2014 уч.г. в МАОУ «СОШ № 83» города Перми
Таким образом можно сделать вывод, что основная работа в коллективе должна быть направлена на профилактику простудных заболевание, укрепления мышц спины и глаз, снятие эмоционального и физического перенапряжения, а также формирования знаний и умений в области рационального и правильного и рационального питания.
Результаты исследования психолого-педагогической ситуации констатируют, что у учащихся достаточно развита внутренняя мотивация к занятиям по выбранному профилю. Эмоциональный климат для ребят достаточно комфортный, ребята чувствуют себя защищенными, радостными, уверенными в своих силах, получают удовлетворение от образовательного процесса и полученных результатов. Процент потери контингента учащихся за год составил 15%, что является естественным процессом добровольности выбора учащимися того или иного профиля деятельности.
12. Принципы реализации Программы.
Система воспитания здорового и безопасного образа жизни основывается на принципах:
принцип командного взаимодействия действует в случаях, когда формируется команда в образовательном учреждении (администрация, методисты, педагоги дополнительного образования, учащиеся, родители (законные представители), готовая решать задачи воспитания здорового и безопасного образа жизни;
принцип сопровождения предусматривает: изучение затруднений субъектов процесса образования, выявление проблем в воспитании здорового и безопасного образа жизни;
принцип прогнозирования опирается на организацию работы по воспитанию здорового и безопасного образа жизни, использования моделей организации образовательного процесса, которые будут реализованы в перспективе;
принцип непрерывности и преемственности предусматривает постоянный рост субъектов процесса образования, обеспечение систематичности, координации, согласованности деятельности всех субъектов процесса образования; сохранение эффективных форм работы, а также внедрение новых;
принцип мобильности и адресности предусматривает оперативное реагирование на изменяющиеся потребности субъектов процесса образования и создание необходимых условий для решения проблем, повышения компетентности в решении определенного круга вопросов воспитания здорового и безопасного образа жизни.
Реализация Программы опирается на компетентностный и личностно-ориентированный образовательные подходы, которые позволяют:
- внедрять разнообразные индивидуальные образовательные траектории и обеспечивать индивидуальное развитие каждого учащегося и сохранять его здоровье;
- учитывать индивидуальные, возрастные, психологические и физиологические особенности учащихся при построении образовательного процесса и определения образовательных целей и путей их достижения.
В процессе реализации Программы у учащихся будут формироваться компетенции личностного самосовершенствования, которые направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам учащийся. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Для организации и реализации здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе используются следующие образовательные формы и технологии:
Для учащихся:
Развитие критического мышления позволяет учащимся соотнести внешнюю информацию с имеющимися у них знаниями по ЗОЖ, выработать решение о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. Таким образом, происходит коррекция собственных убеждений. Учащиеся начинают активно действовать и понимают, как надо поступать в соответствии с полученной информацией.
Метод проектов направленна решение учащимися какой-то проблемы и на получение конкретного результата по ЗОЖ. Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов. Проектная деятельность включает в себя составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода её выполнения, проводится экономическая и экологическая оценка выполняемых работ.
Практические тренинги позволяют сформировать технические навыки выполнения и исполнения определенных элементов, упражнений, комбинаций в процессе освоения практики изучаемой предметной области.
Дебаты обучают учащихся выстраивать сюжет доказательств собственной позиции, определять стратегию утверждения и отрицания, развивать коммуникативные умения и формировать опыт публичного выступления, тем самым повышать уверенность в своих силах и развивать умение конструктивно решать конфликты.
Дискуссии помогают учащимся обмениваться мнениями, суждениями, овладеть приемами аргументации, научного доказательства в разрешении спорных неоднозначных вопросов, а также развивают у них творческое и критическое мышление, что способствует развитию умения конструктивно решать конфликты.
Культурно-образовательное событие позволяет развивать у учащихся образовательную мотивацию, а также осуществлять индивидуальные образовательные программы и проекты по ЗОЖ.
Образовательная картография позволяет учащимся выстраивать образовательный маршрут собственного развития согласно индивидуальным личностным образовательным ожиданиям, интересам и потребностям, а также учитывать физическое здоровье и рассчитывать собственные силы.
Информационные технологии позволяют сформировать у учащихся информационно-коммуникативные компетентности, которые достигаются в каждой предметной области собственными средствами.
Деловая игра позволяет учащимся объединяться в одну команду в процессе решения какой-либо проблемы по ЗОЖ для разработки коллективного плана, коллективного мнения в процессе защиты решений собственной группы, а также при критике решений других групп.
Имитационные игры помогают ребятам выработать модель рационального поведения, то есть, как следует себя вести в определенных условиях, а также позволяют им психологически подготовиться к стрессовым ситуациям (концерты, конкурсы, соревнования и т.д.).
Философская игра позволяет развивать у учащихся ценностно-смысловые и нравственные личностные ориентации, развивать рефлексивные навыки и творческое отношение к жизнедеятельности.
Здоровьесберегающие технологии помогают учащимся овладеть оздоравливающими методиками в рамках изучения предмета, соблюдать личную гигиену, выработать у себя полезные привычки, овладеть навыками безопасного поведения.
Кейс-стади (анализ конкретных ситуаций) предполагает организацию прагматического обучения через рефлексию, а также организации деятельности на творческом уровне в процессе самостоятельного или группового экспериментирования.
АМО Активные Методы Обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, побуждающие их активно мыслить, действовать.
Отличительной особенностью современных образовательных технологий является то, что они работают на достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов в комплексе, что способствует более эффективному формированию ключевых компетенций.
13. Ожидаемые результаты реализации Программы.
Планируемые результаты в развитии учащихся
Личностные результаты:
формирование здорового и безопасного образа жизни – отношения к здоровью как значимой ценности человека;
развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения; снижающего и исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью;
формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми;
умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;
способность рационально организовывать физическую и интеллектуальную деятельность;
умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;
формирование умений позитивного и коммуникативного общения с окружающими;
умение планировать и организовывать собственную жизнедеятельность.
План
мероприятий по здоровьесбережению
на 2014-2015 учебный год
№ Название Сроки Ответственный Планируемые результаты
1. Планирование работы в МАОУ «СОШ № 83» «Школа – планета здоровья» на 2014-2015 уч.г. 30.08.14.г.
10.00 – 12.00 Пономарев О.В., директор, Мустафина Р.Х., Глухова Л.А. заместители директора,
Профсоюзный комитет 1.Составлен план опытно-экспериментальной работы по теме «Развитие ключевых компетенций учащихся в области здоровьесбережения в условиях ОУ»
2. Сформирована творческая группа.
3. Разработан план мероприятий на год
2. «День здоровья» для сотрудников ОУ 10.09.14г.
09.00-11.00 Бородкина О .П.., Орлов Ю.Е., учителя физической культуры Проведен праздник для сотрудников учреждения со спортивными и оздоровительными процедурами. Проведена стресс терапия. Состоялось общение сотрудников в неформальной обстановке. Сотрудники получили опыт организации досуговых мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности
3. Входная диагностика.Динамика развития ценностного отношения субъектов образовательного процесса к ЗОЖ 08.09.14-15.09.14 Завуч по УВР Глухова Л.А., Учителя нач.классов Филиппова Н.В., Маркова Ю.Н. Выявлен уровень ценностного отношения к здоровью субъектов образовательного процесса, определены направления организации здоровьесберегающей работы в МАОУ «СОШ № 83»
4. Педагогический совет «Развитие компетенций в области здоровьесбережения у учащихся в условиях ОУ» 26.09.14
09.00-12.00 Мустафина Р.Х., Глухова Л.А. заместители директора по УВР, Филиппова Н.В., Маркова Ю.Н. Освещены основные направления здоровьесберегающей работы в ОУ на год.
Представлена матрица организации здоровьесберегающей деятельности.
Педагоги получили опыт разработки компетентностно-ориентированных заданий для учащихся по здоровьесбережению (бесконфликтное поведение, таймменеджмент, безопасное поведение, режим дня, рациональное питание, релаксация и пр.).
Педагоги получили опыт разработки критериально-оценочных карт полученных результатов.
5 Родительское собрание «Правила школьной жизни. Что это такое?» 3.10.14 Зам. Директора, Мустафина Р.Х. Родители познакомились с организацией здоровьесберегающей работы в учреждении.
Родители заполнили анкеты по ЗОЖ.
Родители получили информацию об организации ЗОЖ в семье и о возможных способах сотрудничества с педагогами по вопросам здоровьесбережения.
Родители получили памятки о рациональном питании детей согласно профилю деятельности.
6. Этическая встреча для старших учащихся «Молитва о здравии» 17.10.14 Учит.нач.классов Филиппова Н.В., Маркова Ю.Н., церковнослужащий из церкви «Святого князя Владимира» Старшие учащиеся ОУ проанализировали понятие здоровье с духовной точки зрения.
Приняли участие в дискуссии по вопросам нравственного здоровья.
Получили опыт рефлексии собственного нравственного фона и осмыслили свою личностную позицию по вопросам:
-Почему я должен быть здоров?
-Как жить если случится инвалидность?
-Как мое здравие поможет моим друзьям, моей семье, моей стране?
7 Спортивный праздник «Осенняя эстафета» для уч-ся ОУ с 1-11 класс (по графикам) 19.10.14 Учитель физической культуры Орлов Ю.Е. Учит.нач.классов Филиппова Н.В., Маркова Ю.Н Проведен физкультурно-оздоровительный праздник для учащихся ОУ с целью пропаганды ЗОЖ. Ребята испытали свои силы, проявили смекалку и находчивость, были физически активны, получили положительные эмоции
8 Проведение уроков здоровья (организация рационального питания, безопасное поведение, режим дня, встречи со специалистами медицины, бесконфликтное поведение) В течение года согласно календарно-тематическим планам ОУ Учителя нач. классов Филиппова Н.В., Маркова Ю.Н. У учащихся ОУ сформировать теоретические представления, развивать компетенции в области здоровьесбережения согласно заявленным темам в воспитательных программах педагогов.
9 Деловая игра для педагогических работников ОУ «Тайм-менеджмент» 5.11.2014 Учителя нач. классов Филиппова Н.В, Маркова Ю.Н. Педагоги познакомились с основными вопросами тайм менеджмента.
Проанализировали составляющие тайм-менеджмента
Составили собственные карты организации своей жизнедеятельности.
Получили пакет с методическими рекомендациями по обучению учащихся тайм менеджменту.
10 Спортивный праздник для начальных классов «Непоседа» 15.12.14 Учитель физической культуры Орлов Ю.Е. ,Бородкина О.П. Учителя нач. классов Филиппова Н.В, Маркова Ю.Н. Получить результаты по общей и физической подготовке учащихся начальных классов.
11 Текущая диагностика.Динамика уровня здоровья учащихся за первое полугодие. Динамика ценностного отношения к ЗОЖ субъектов к образовательному процессу До 17.12.14. Зам. директора по УВР Мустафина Р.Х.,Глухова Л.А.., учителя нач. классов Филиппова Н.В, Маркова Ю.Н. Получить текущие результаты здоровьесберегающей работы в учреждении. Творческой группой провести коррекцию дальнейшей работы
12 Игровая программа на свежем воздухе «Рождественские встречи» 16.01.15 Учителя физкультуры Орлов, Бородкина учителя нач. классов Филиппова Н.В, Маркова Ю.Н. Ребята познакомятся с народными традициями проведения праздника Рождества Христова, разучат зимние народные игры, примут участие в играх на свежем воздухе.
14 Тренинг для родителей «О времени, детях и себе» 21.01.15 Учителя нач. классов Филиппова Н.В, Маркова Ю.Н. Родители учащихся получат опыт тайм -менеджмента.
15 Серия открытых учебных классных часов «Мой урок здоровья» В течение марта Зам. Директора по УВР Глухова Л..А, учителя нач. классов Филиппова Н.В, Маркова Ю.Н. Серия открытых учебных занятий по здоровьесбережению и безопасности. Лучшие учебные занятия будут отобраны для участия в открытом профессиональном конкурсе «Урок здоровья и безопасности»
16 Спортивный фестиваль «Все звезды в гости к нам» для учащихся ОУ 15.03.15 Учителя физкультуры Орлов, Бородкина Спортивный фестиваль для учащихся ОУ с целью пропаганды спорта и ЗОЖ
17 «Неделя здоровья».
Интеллектуально-творческая игра для учащихся .01.04.15 –08.04.15 Зам. Директора Мустафина Р.Х, учителя физической культуры Орлов Ю.Е., Бородкина О.П., учителя нач. классов Филиппова Н.В, Маркова Ю.Н. В честь празднования Всемирного дня здоровья будет проведено культурно-образовательное событие «Неделя здоровья 2015». В рамках «Недели здоровья» проведутся познавательные викторины для уч-ся, конкурсы плакатов, конкурс «Динамическая перемена 2015», конкурс «Физкультминутка», социально-значимая акция «Мы за здоровый образ жизни», производственные физкультпаузы; встречи со специалистами медицины и пр.
18 Посещение сотрудников ОУ «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Диамид»» для прохождения профилактического скрининга 08.04.15 Сотрудники учреждения Сотрудники учреждения получили паспорта здоровья с результатами скрининга и подробными рекомендациями специалистов
19 Интеллектуально-творческая игра для учащихся «Сделай здоровый и безопасный выбор» 18.04.15 Зам. директора Мустафина Р.Х., учителя нач. классов Филиппова Н.В, Маркова Ю.Н. Учащиеся ОУ продемонстрируют свой кругозор и творческие способности в области здорового и безопасного образа жизни.
20 Детская учебно-исследовательская конференция «Береги здоровье смолоду!», работа секции здоровьясбережения, для учащихся ОУ 22.05.15 Зам. Директора, учителя физической культуры Орлов Ю.Е., Бородкина О.П., учителя нач. классов Филиппова Н.В, Маркова Ю.Н. На секции здоровьесбережения ребята представят учебно-исследовательские проекты по вопросам ЗОЖ и безопасности
21 Турнир по ОФП «День бегуна». Мероприятия, посвященные Дню Победы. 05.05.15 Учителя физической культуры Орлов Ю.Е., Бородкина О.П.,Изместьева Л.В. Выявится уровень общей физической подготовки учащихся ОУ22 Итоговая диагностика До 15.05.15 Зам. Директора Мустафина Р.Х., учителя физической культуры Орлов Ю.Е., Бородкина О.П., учителя нач. классов Филиппова Н.В, Маркова Ю.Н. Творческой группой определится эффективность здоровьесберегающей работы за 2014-2015 уч.г.
23. Составление отчета о проделанной работе До 15.06.15 . Зам. директора Мустафина Р.Х., Глухова Л.А. Сформировть портфолио результатов опытно-экспериментальной работы ОУ, представить аналитический отчет координаторам «Школа – планета здоровья»
14. Система организации контроля за выполнением программы.
Реализация данной Программы зависит от эффективного управления, заинтересованности педагогических работников в своей деятельности и социального заказа родителей к дополнительному образованию детей.
На успешность реализации программы влияют следующие факторы:
- комплектование кадрового состава;
- рациональное распределение учебной нагрузки;
- обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ с точки зрения здоровьесбережения;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в области здоровьесбережения;
- методическое сопровождение образовательного процесса;
- мониторинг качества образовательных результатов учащихся в области здоровьесбережения;
- максимальное раскрытие и развитие способностей учащихся;
- разработка индивидуальных программ развития учащихся;
- участие учащихся в соревнованиях, выставках, конкурсах различного уровня;
- внедрение современных образовательных технологий, способствующих здоровьесбережению.
В реализации Программы принимает участие весь коллектив сотрудников.
Для эффективного управления реализацией Программой была разработана структурно-функциональная модель.
Директор – контролирует работу заместителя и руководителей структурных подразделений, регулирует деятельность всего коллектива Центра творчества по выполнению задач по здоровьесбережению, стоящих перед образовательным учреждением.
Заместитель директора – занимается вопросами контроля над образовательным процессом, анализирует, регулирует и планирует деятельность педагогического коллектива по выполнению задач здоровьесбережения, ведет документацию в соответствии с функционалом.
– контролируют образовательный процесс в отделах, реализацию дополнительных общеобразовательных программ по направлениям деятельности, организацию и проведение физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятий и культурно-образовательных событий.
Методический отдел – занимается сопровождением развития образовательного процесса в инновационном режиме, повышением профессиональной компетентности педагогов на рабочем месте, проводит информационно-аналитические исследования, мониторинг эффективности осуществления образовательного процесса с точки зрения здоровьесбережения.
Педагогический коллектив – ориентирован на реализацию дополнительных общеобразовательных программ по направлениям деятельности, регулярно совершенствует свое педагогическое мастерство, внедряет современные образовательные технологии, способствующие здоровьесбережению учащихся, проводят диагностику эффективности работы по формированию ЗОЖ.
Завхоз – обеспечивает материально-техническую базу учреждения и гигиенические требования для организации образовательного процесса.
Для проведения мониторинга эффективности реализации программы «Здоровье - путь к успеху» был подобран диагностический инструментарий, который включает в себя:
Анкеты для родителей (законных представителей).
Анкеты для учащихся, позволяющие определить психоэмоциональный климат в детском коллективе.
Диагностика «Обеспечение здорового и безопасного образа жизни учащихся».
Динамика развития ценностного отношения к здоровью у учащихся.
Диагностика здорового и безопасного образа жизни участников образовательного процесса.
Динамика снижения простудных заболеваний учащихся.
Динамика активности участия учащихся и их родителей в спортивно-массовых мероприятиях.
Компетентность педагогов в области здоровьесбережения.
15. Методическое обеспечение программы.
Конспекты «Уроков здоровья».
Конспект «Метапредметное учебное занятие».
Сценарии спортивных праздников.
Памятки о рациональном питании по возрастным группам.
Сценарии родительских собраний.
Сценарии деловых игр.
Конспект учебного занятия «Помогать другим зачем».
Тренинг «Тайм менеджмент».
Тренинг «Разрешаем конфликты».
Матрица организации здоровьесберегающей деятельности по профилям в условиях ОУ.
Система оценивания развития компетенций у учащихся в области здоровьесбережения.
Компетентностно-ориентированные задания и тесты в области здоровьесбережения.
Сценарии педагогических советов по здоровьесбережению.
Положения конкурсов, викторин и спортивных мероприятий.
Литература
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.- М.: ТЦ Сфера, 2013
Кучегура Л.А., КривопаленкоЕ.И., Васильева Н.В. Школа здоровья: методические рекомендации по формированию культуры здорового образа жизни у детей. - Омск: БОУ ДПО ИРООО, - 2011.
Пашкевич А.В. Создание системы оценивания ключевых компетенций учащихся массовой школы: Монография. - М.: РИОР: ИНФРА – М, 2013г.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос», 2002. Интернет ресурс: http: //www.eidos.ru/gournal /2002 /0423.htmЧупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2006
Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технгологии. –
М.: Академия, 2011.
Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельностьи развитие личности // Тревога и тревожность/ под ред. В.М. Астапова. – СПб., 2001.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной
школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с
Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного
процесса» 1982г. – 480 с.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.  С. 147
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.
http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Список методразработок
Сентябрь
Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах.
«Уроки чистоты».
Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.
Октябрь
Физкультминутки (ежедневно).
Подвижные игры на переменах (ежедневно).
Родительское собрание «Правила школьной жизни. Что это такое?»
 
Ноябрь
Проведение мероприятий, приуроченных к празднику « День матери».
Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме « Курение - вред». Итог: выпуск плакатов, посвященных борьбе с курением и наркотиками.
Физкультминутки и динамические паузы (систематически)
Деловая игра для пед. работников ОУ «Тайм-менежмент».
 
Декабрь
Проведение   открытых   воспитательных   часов,   мероприятий,   посвященных всемирному дню борьбы со СПИДом.
Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно).
Январь
Открытые воспитательные часы «Тренинг здорового образа жизни».
Физкультминутки и динамические паузы.
Игровая программа «Рождественские встречи»
 
Февраль
Классные часы по теме: «День защитника Отечества.»
Физкультминутки и динамические паузы.
 
Март
Физкультминутки и динамические паузы.
Серия открытых классных часов «Мой урок здоровья».
 
Апрель
Интеллектуально-творческая игра для учащихся.
Динамические паузы, физкультминутки.
Детская учебно-исследовательская конференция «Сделай здоровый и безопасный выбор».
 
Май
Презентация уроков чистоты.
 Детская учебно-исследовательская конференция «Береги здоровье