Урок по литературе на тему Стихотворение М.Ю.Лермонтова Бородино. Недаром помнит вся Россия… (5 класс)

Технологическая карта Урока литературы в 5 классе по теме:
«Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». «Недаром помнит вся Россия»
Автор: Станько Юлия Александровна, учитель русского языка и литературы , «Карлукская средняя общеобразовательная школа» г. Иркутска

Тема:«Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». «Недаром помнит вся Россия»


Цели для ученика Обучающие: формирование умений анализа произведения;
формирование практических умений и навыков правильного понимания произведения, умения аргументировать свои мысли.
Развивающие: развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса.
Воспитывающие: воспитание бережного отношения к слову, культуры поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе.
Цели для учителя Образовательные: знакомство со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его исторической основой, обучение основам анализа лирического произведения.
Развивающие: создание мотивационной основы для восприятия учебного материала, развитие навыков осмысленного чтения, умения «всматриваться и вслушиваться» в слово художественного произведения, развитие речи, аналитического мышления учащихся, умения актуализировать личный жизненный опыт.
Воспитательные: воспитание бережного отношения к слову, любви и уважения к великому прошлому России, воспитание чувства патриотизма.

Тип урока Анализ лирического произведения
Методы: частично- поисковые, проектный, устного рисования, методы погружения в текст

Педагогическая технология
Технология проблемного диалога, элемент здоровьесберегающей технологии

Опорные понятия, термины
Лирическое произведение Заимствованные слова
Устаревшие слова
Новые понятия
Эпитет
Метафора
Сравнение

Формы контроля:
Фронтальный опрос Работа в группах
Индивидуальная работа


Используемое оборудование
Портрет М.Ю. Лермонтова
Аудиозапись
Раздаточные материалы на печатной основе (таблица средств выразительности)
Компьютерная презентация
репродукция картины Тропинина В.А. «Старый солдат».
Материально-технические ресурсы: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Дополнительная литература
1. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. М.: Паритет, 2007
2. Брагин М. В грозную пору.1812 год. М.: Издательство «Малыш», 1984
3. Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Словарь устаревших слов русского языка. По произведениям русских писателей 18-20 вв.- М.: Дрофа, 2005
4. Словарь иностранных слов. / Под редакцией И.В. Лёхина и др. – Государственное издательство иностранных и национальных словарей, Москва, 1954

Планируемые результаты
Предметные
Освоение содержания произведения, умение работать с текстом, анализировать его.
Метапредметные
Регулятивные: постановка учебной задачи, планирование работы;
Познавательные: использование различных источников информации;
Коммуникативные: умение работать в группе;умение слушать и вести диалог
Личностные
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности



Межпредметные связи: история, обществознание, искусство.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Используемые методы, приёмы, формы
Формируемые УУД

I.Мотивация
(2 минуты)
Ребята, я приветствую вас на уроке литературы.
Задает вопросы: Скажите, пожалуйста, кто, по-вашему, может называться богатырем? Кто такой богатырь? Какие черты характера присущи человеку, которого вы назвали бы богатырем? (вопросы на доске)





Отвечают на вопросы учителя
Составляется кластер на доске.
Богатырь-
-сильный человек; -храбрый; -справедливый; -мужественный; -любящий свою Родину.
Ответы учащихся.
Словесная форма.
Постановка проблемного вопроса, подводящий к теме диалог.
Личностные: самоопределение;
регулятивные: целеполагание; коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний
Актуализация опорных исторических и литературных знаний, полученных в начальной школе.
(3 минуты)

-Какая одна из основных обязанностей была у богатырей?
-Какие военные исторические события описаны в произведениях художественной литературы, в которых были герои- богатыри?
-Какие проблемы поднимаются в этих произведениях?


- А сегодня эти проблемы актуальны?
-Какие примеры вы можете привести?


-Защищать русскую землю.
-Великая Отечественная война, Отечественная война 1812 года.
-Храбрость, мужество, честь и бесчестие, патриотизм и предательство.
-Эти проблемы актуальны всегда.
-Война в Афганистане, Чечне, Северной Осетии, события на Украине.
Беседа Иллюстративно-словесный метод.

Личностные:
самопроверка, оценивание своего ответа;
познавательные:
работа с ассоциациями; коммуникативные: изложение своего мнения, подтверждение его фактами.

III. Формулировка темы урока
(1 минута)
- Ребята, как вы считаете, о чём пойдёт речь на уроке? Кто из русских писателей 19 века рассказывал о богатырях?
Презентация в течение всего урока
Спасибо. Сегодня мы познакомимся с героями, которых называет богатырями Михаил Юрьевич Лермонтов.
- Почему М.Ю.Лермонтова интересовали темы: «Человек на войне», «Поведение солдата перед боем»?
- Кто попробует сформулировать тему урока? Что будет темой нашего урока?
- Сегодня мы должны изучить произведение М.Ю.Лермонтова «Бородино».
- Речь пойдёт о богатырях. Будем изучать произведения о богатырях.
-М.Ю.Лермонтов.




- Сам принимал участие в войне с горцами, отец военный, слушал рассказы тархановских крестьян.



Организация познавательной деятельности
(5 минут)
Стихотворение «Бородино» было написано в 1837 году. Ровно 25 лет назад была война 1812 года, которая вошла в нашу историю как Отечественная война, потому что на нашу землю вторглись огромные иноземные полчища под предводительством Наполеона.
Сегодня на уроке мы будем говорить о подвиге русского народа, который одержал великую победу над Францией.
- Тема нашего урока: «Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино».
- Как выдумаете, какова цель нашего урока?
Сейчас мы прослушаем сообщение и ответим на вопрос:
- Какое же историческое событие легло в основу данного произведения?

















Ученик выступает с заранее подготовленным сообщением о Бородинском сражении.








Вспомнить факты истории о войне 1812 года, познакомиться со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино», проанализировать его и высказать свое мнение
12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу и громкую славу в случае победы. Русская армия, которой командовал М. Кутузов, понимала, что в сражении решается судьба Москвы, а значит- России. Потери русских составили 46 тыс. человек, французы потеряли от 50 до 58 тыс. человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тыс. человек, а у французов- 19 тыс. человек. Сломить русское войско врагам не удалось, но оно было обескровлено.
Беседа Иллюстративно-словесный метод.

Личностные:
самопроверка, оценивание своего ответа;
познавательные:
работа с ассоциациями; коммуникативные: изложение своего мнения, подтверждение его фактами.


IV. Словарная работа. Проверка индивидуального домашнего задания
(5 минут)
В стихотворении встретятся неизвестные слова. Ребята нам сейчас о них расскажут, зачитают лексическое значение этих слов, покажут подобранные иллюстрации.
- Как называются главные персонажи произведения? (герои)
- Что такое диалог?
1 ученик: редут , зимние квартиры, лафет, бивак.
2 ученик: кивер, уланы, драгуны. картечь

Работа со словарями.
Личностные:
самопроверка, оценивание своего ответа;
познавательные:
работа с новыми словами; коммуникативные: изложение своего мнения, подтверждение его фактами.

V. Работа по теме урока 1.Работа с текстом стихотворения.
Выразительное чтение.
(2 минуты)
2. Компьютерная презентация «Бородинская битва» и работа с классом по вопросам
(10 минут)


Выразительное чтение стихотворения учителем.
-О чём повествуется в произведении? Где происходит описанное событие? Кто является героями событий?
- От чьего лица ведётся повествование?

Слушая произведение М.Ю.Лермонтова, вы обратили внимание на то, от чьего имени ведется повествование?

-А каким вы его себе представляете?
Учитель предлагает рассмотреть картину В.А. Тропинина «Старый солдат» и сравнить, чем похожи эти персонажи.


-Почему русские войска отступали?
Слово учителя. Кутузов прекрасно понимал, что русской армии необходимо собрать силы, а сделать это можно было только не вступая в схватки с врагом. Но в 108 верстах от Москвы Суворов остановил свои войска около села Бородино. Видя, что русское войско горит желанием сразиться, Кутузов решил вступить в бой с французами на Бородинском поле.
-Как русские солдаты относились к отступлению? Какие чувства испытывали русские воины в первые дни схватки?



Как ведут себя солдаты перед решающей битвой? Зачитайте строчки из произведения.
-А как ведут себя французы и почему? Зачитайте строчки из произведения. Что значит ликуют? Почему ликуют?

-Зачитайте, как описана ночь перед решающей битвой. Какие слова подчёркивают торжественность происходящих событий?
Слово учителя. Генерал Дохтуров, назначенный командиром вместо раненого Багратиона. Дохтуров обратился к солдатам со словами: «За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад!» Найдите этот отрывок в тексте.

-Что обещали русские солдаты своему командиру перед боем?
-Удалось ли русским солдатам сдержать клятву? Найдите подтверждение в тексте. Зачитайте.


-Наступил третий, решительный день. Какая героическая картина боя проходит перед нами? Зачитайте.
Как поэту удаётся подчеркнуть стремительность происходящих событий?
Какие сравнения помогают ощутить грозную картину боя? Подтвердите строчками из текста.
Слово учителя. Русские солдаты погибали, но не отступали назад. Бой был поистине страшный и кровопролитный. Ядра сыпались со всех сторон градом, залпы пушек и другого оружия сливались в один протяжный вой. Земля дрожала. От дыма не было видно даже солнца. Невероятные потери несли обе стороны: «Ядрам пролетать мешала гора кровавых тел».
Взгляните на иллюстрации с «Бородинской панорамы» Ф.Рубо. Какие строчки точно передают изображенную картину боя?
Зачитайте, как описано окончание сражения?

Михаил Юрьевич Лермонтов так нарисовал эту картину, что мы без труда все наглядно представляем, ощущаем накал того страшного боя.
А какие художественные изобразительно-выразительные средства использует автор?



- От лица старого солдата, который был участником героического сражения.

- Старый воин-артиллерист, он имел дело с пушками, на груди- ордена, он был ранен, на лице шрамы. Он очень горд за себя и за своих товарищей.

Вынуждены были отступать, чтобы сохранить силы, армию для дальнейшего наступления.








Безграничную любовь к своей Родине, самоотверженность, готовность русских солдат вступить в сражение, умереть за свою Родину, защищая свою землю. Воины были полны доблести, силы, сохраняли крепкий моральный дух.

Русские солдаты готовятся к бою, каждый занят своим делом: кто-то чистит кивер, кто-то точит штык. Деловито, без страха и суеты готовятся к бою.
Французы ликуют. Они тоже знают, что предстоит великая битва, но они чувствуют себя победителями.

«И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.»


И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

Да, удалось. На это указывают строки:
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.


Здесь почти нет прилагательных, много глаголов.«Носились знамена, как тени», «земля тряслась- как наши груди», солдаты




«Вам не видать таких сражений»
Очень сжато: отступление французов, скорбь об убитых.

Эпитеты, метафоры, сравнения.
Групповая работа.
Практический метод. Приём познавательной активности через творческое задание. Работа с раздаточным материалом. Выразительное чтение текста.

Личностные:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
познавательные: владение смысловым чтением, представление информации в разных формах;
регулятивные:
поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;
коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, изложение своего мнения, уважительное отношение к чужой позиции

3.Презентация выполненных заданий
(3 минуты)
Работа в группах
Работа по тексту, выявление изобразительно- выразительных средств.
Учитель делит класс на 3 группы и просит найти примеры.

Учащиеся выполняют задание, пользуясь таблицей. (см.приложение).
После подготовки выступают с сообщениями.
1 группа. Эпитеты: «боевые схватки», « синие верхушки», «грозная сечь», «открытый бивак», «избитый кивер», «протяжный вой».
2 группа. Метафоры: «ушки на макушке», «ломить стеною», «постоим головою», «сражен булатом», «гора кровавых тел», «считать мы стали раны».
3 группа. Сравнения: «умремте ж под Москвой», «как наши братья умирали»; «французы двинулись, как тучи»; «земля тряслась-как наши груди».
Работа в группах, выбор человека, который сможет обобщить сказанное.
Личностные:
самопроверка и взаимопроверка;
регулятивные:
контроль, оценка,
коррекция;
познавательные:
общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение
осознанно строить высказывание;
коммуникативные:
контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

VI. Работа над выразительностью стихотворения (3 минуты)
-Ребята, с какой интонацией мы должны читать это произведение?
-Какие чувства мы при чтении должны передать?
Составляется элементарная партитура.
2 учащихся читают стихотворение.
Прослушивание аудиозаписи.
Работа над выразительностью
Прослушивание аудиозаписи
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать своё отношение через интонацию голоса;

VII. Актуализация знаний.
(2 минуты)
Итак, наш урок подошёл к концу. Какой можно сделать вывод по нашему уроку? (В начале урока мы говорили о богатырях. -Кого автор в этом стихотворении называет богатырями? Почему?) 203 года прошло со дня Бородинского сражения. 178 лет со дня создания произведения «Бородино».
-Актуально ли это произведение сегодня? Почему мы до сих пор «помним про день Бородина»?
Нас и сегодня волнует это произведение и событие, в нем описанное. Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно, и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”. Есть в истории нашей Родины немало событий, о которых мы помним всегда. Они - наша гордость и честь.
-Каким чувством проникнуто это стихотворение?


-Какие чувства испытали вы после прочтения стихотворения?



Героев Бородинской битвы. Эти люди обладали огромной моральной силой.



Произведение актуально, потому что тема защиты Родины - всегда актуальная тема






Любовью к Родине, к товарищам, гордостью за нашу славную историю.
Чувство гордости за свой народ и за свою Родину. Русская армия одержала нравственную победу над французами.

Беседа.

Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные:
применять знания
личностные: смыслообразование.

VIII.Домашнее задание.
(1 минута)
- Какое домашнее задание можно сформулировать по теме нашего урока?
-Выучить понравившийся отрывок из стихотворения наизусть ( 5строф)
По желанию:
1) нарисовать иллюстрацию к стихотворению, подписать строками из произведения;
2) написать небольшую заметку «В жизни всегда есть место подвигу» (на выбор учащихся).
- выразительное чтение, выучить отрывок из произведения

Записывают в дневник.
Беседа
Коммуникативные:
умение выбирать задание по интересу; познавательные:
применять знания
личностные: проявлять творчество.

IX.Подведение итогов
(1 минута)
Учитель выставляет оценки за работу на уроке.
Комментирует домашнее задание, мотивирует на выполнение дополнительного задания. Просит подумать о том, можно ли совершить геройский поступок в мирное время. Кто способен на подвиг?
Учащиеся говорят о том, что запомнилось, что особенно понравилось.


Обсуждение результата работы с лирическим произведением

Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

X.Рефлексия

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Беседа.
Заполнение таблицы
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные:
рефлексия; личностные: смыслообразование.

Таблица «Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» выведена на экран

Эпитеты
Эти слова помогают передать быстроту происходящего, динамичность и напряженность описываемого боя

Метафоры
Метафоры делают текст ярче и выразительнее, создают звуковые ощущения, образно показывают грандиозность сражения, ужасающее количество жертв

Сравнения
Помогают увидеть несметные полчища врага, передают динамичность боя, показывают грандиозность сражения, тяжесть его.

Рефлексия
Заполнить таблицу:
1.На уроке я работал/а 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно доволен / не доволен /довольна/не довольна коротким / длинным не устал/а / устал/а понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Заголовок 315