Программа воспитательной работы Система воспитательной работы в классе
Муниципальное казенное учреждение
Информационно-методический центр
Управление образованием Мысковского городского округа
Муниципальное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
ПРОГРАММА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
5А КЛАСС
Мыски 2015
Автор-составитель: Простомолотова Т.А., классный руководитель 5А класса МБОУ «СОШ№5»
Программа воспитательной работы 5 А класса обозначает цели, задачи, средства реализации и предполагаемые результаты воспитательной работы. Она рассчитана на ближайшие 4 года. При необходимости Программа предполагает уточнение и корректировку.
.
Паспорт программы
Наименование программы
Программа работы классного руководителя с коллективом класса
Автор-составитель Простомолотова
Татьяна Александровна
Тема программы Семья как основополагающий фактор в процессе воспитания
Сроки реализации программы
2014-2018 г.г.
Исполнители программы
Классный руководитель 5а класса, учащиеся 5а класса, родители учащихся 5 а класса, учителя – предметники, работающие в 5а классе
Степень реализации программы
Программа находится в стадии реализации – 1 год
Пояснительная записка
Воспитание – великое дело:
им решается судьба человека.
В. Белинский
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок находится в контексте семьи, сверстников, школы, средств массовой информации. Традиции всех этих пространств и контактов определяют специфику воспитательного процесса.
Цель программы: определение сроков и границ деятельности, целенаправленная систематизация воспитательной мотивации, формулировка целей и задач работы, отбор средств реализации, планирование конечных и промежуточных результатов, необходимая на промежуточных этапах коррекция.
Актуальность: реализуя данную программу, осуществляется возможность быть в постоянном творческом поиске эффективных средств воспитания традиций функционирования данного ученического коллектива.
В условиях сегодняшнего дня воспитательный процесс в школе состоит не столько в прямом воздействии классного руководителя на воспитанников, сколько во взаимодействии их с социумом, и требует особого отношения к роли каждого субъекта образовательного процесса: ученика, классного руководителя, учителя-предметника, родителя. Характеризуя 5А, можно констатировать, что основной состав сохранился с начальных классов. Успеваемость в нём 100%, качество – 1 четверть – 83%, 2 четверть - 56%, 3 четверть - 50%. Такой скачок показателей как раз и объясняется сменой условий и социума – новые учителя-предметники, классный руководитель, новая система занятий, эмоционально положительная мотивация. В классе после 2 четверти появилась отличница (Коломиец Д.) и 11 хорошистов, тогда как в начальной школе Коломиец Д. была хорошисткой, количество которых было на 2 человека меньше. В дальнейшем ситуация стала стабилизироваться и больше приближаться к прежним показателям.
Комплексная проверочная работа в 1 четверти в рамках ФГОС показала, что только 3 человека выполнили её на средний уровень (Шушакова К., Новосёлов Н., Коломиец Д.), остальные - на низкий. Такие результаты объясняются тем, что класс в начальной школе изучал программу в традиции.
Оценка уровня тревожности по Филлипсу на момент сентября 2014 года составляет в классе 40%. (Высокий уровень – 6 человек: Сальников М.- 68%, Мусатова О. – 63%, Тренин И., Демаков А. – 53%, Порываева Ю. -51%, Носковский Д. -50%). Данная информация послужила основой не только в анализе ситуации процесса адаптации, но и в формулировке целей и задач на весь учебный год. Как первостепенную, необходимо решить задачу повышения мотивации к обучению у 2 человек (Сальников М., Демаков А.) Оба ребенка из неполной семьи. С этими обучающимися составлен план индивидуальной работы.
Коллектив в целом сплоченный и сформирован, каждый болеет за себя и за своего одноклассника, охотно помогает друг другу в учебе. Большинство обучающихся живёт в микрорайоне у школы, поэтому с удовольствием общаются во внеурочное время.
Все ребята имеют общественные поручения, посещают кружки, секции или занятия в рамках внеурочной деятельности: «Борьба» - 2, «Сувениры» - 3, «Занимательная математика» -7, «Юный исследователь» - 6, «Планета загадок» - 3, «Риторика» - 4, «Загадки звёздного неба» - 1, «Батик» - 2, «Звонкие голоса» - 3, ДК им. Горького (вокал) – 2, ДК им. Горького (танцы) – 2, ДШИ №3 – 2.
Основные качества характера, проявляемые ребятами: ответственность, честность, искренность и раскрепощенность. Конструктивную коммуникацию строить умеют все. В группе лидеров Шушакова К, Тренин И., Нечушкина Ю., Коломиец Д, Андрущенко З., Забродин С, Простомолотов В., Сафонова Л.
Менее активны 3 человека: Сальников М., Демаков А. и Новосёлов Н., которые общаются между собой, обосабливаясь от остальных. На данный момент можно выделить проблему – конфликтное неприятие Сальникова Матвея. Тесты и наблюдение показывает, что психологически он неуравновешен, с заниженной самооценкой. Часто ребята его обижают, над ним подтрунивают, иногда прячут куртку. Разрешая сложившуюся проблему, в коллективе класса ведётся работа с целью обеспечения благоприятного, комфортного для всех ребят микроклимата. Проведена серия индивидуальных бесед с обучающимися, классные часы на тему толерантного отношения, несколько традиционных для класса КТД с привлечение всего классного коллектива, ряд родительских собраний с разбором этого вопроса. Персонально с мамой Матвея, Юлией Робертовной, обсуждались направления индивидуальной работы Достигнуты промежуточные результаты. Поскольку этот вопрос стоит ещё с начальной школы (Матвей был переведен мамой из школы №3 по причине конфликтных отношений, сложившихся там), в конце этого учебного года вопрос снова будет обсуждаться, будут подводиться итоги и планироваться дальнейшая воспитательная работа.
Состояние здоровья учащихся удовлетворительное. Дети подвижные. Часто участвуют в творческих конкурсах.
Таким образом, воспитание рассматривается как процесс, творящийся совместными усилиями с целью творческой бескорыстной и самоотверженной заботы взрослых членов общества о всестороннем развитии становящейся личности ребёнка.
Функции и содержание деятельности классного руководителя определяют принципы, цели и задачи Программы развития школы, которая ставит целью создание условий для развития у обучающихся высоких интеллектуальных, гражданских и нравственных качеств. Воспитательная система 5А класса реализует все заложенные в Программе направления и целенаправленно расширяет одно из важнейших - «Сотрудничество с семьёй».
Проведенный на предварительных этапах планирования анализ ситуации выявил, что 10 обучающихся из 26 (38%) - из неполных семей (9 человек воспитываются без папы, 1 девочка - без мамы. В классе есть девочки-двойняшки, которых воспитывает одна мама). Выяснено, что родители в этих семьях не живут совместно. Сопоставление с ситуацией выпускников того класса, который был выпущен мной в 2014 году, показывает, что процент по этому показателю выше в 3 раза.
Средний возраст родителей обучающихся 5А составляет от 30 лет. 5 человек в классе являются единственными детьми, т. е. у них нет родных или сводных братьев, сестёр. 9 обучающихся из семей, у которых количество детей в семье составляет 3 человека (они разного возраста – старшие уже взрослые, среди них есть сродные братья и сестры). Основной состав - 12 человек – растут в семье, где 2 ребёнка.
Социальный паспорт
Количество учащихся: 26, из них
девочек – 19
мальчиков – 9
Возраст: год рождения 2002 г. р. – 1 (Демаков А.)
2003 г. р – 24
2004 г. р – 1 (Носковский Д.)
девочки- 19 чел – 2003 г. р
мальчики - 7 чел – 2003 г. р, 1чел 2002 г. р, 1 чел 2004 г. р
Состав семей: многодетные – 1 (это та семья которая имеет статус «многодетные» и стоит на учете в соцзащите).
неполные семьи - 10,
Единственные дети в семье: 5
Имеют братьев сестер: 21
Образовательный уровень родителей: мать отец
Имеют высшее образование: 8 8
Среднее специальное 10 7
Среднее 6 1
Неполное среднее 0 0
Малообеспеченные семьи – 3
Состояние здоровья учащихся:
Группа здоровья: первая – 26, вторая – 0
Физкультурная группа: основная – 26
Опекаемых детей – 0
9.На учете у социального педагога – 3
10. На учете в ПДН - 0
Эта ситуация является определяющей в процессе формирования нравственных качеств обучающихся – основные коммуникативные навыки и нравственные ориентиры у основной части коллектива сформированы в семье и реализуются, прежде всего, дома, а также в классном коллективе и социуме.
Поэтому цель воспитательной работы, формулируемая классным руководителем, - создание условий для укрепления связи с семьёй, которая является первоосновой воспитания свободной, творчески развитой и социально ориентированной личности, способной к самореализации и саморазвитию.
Задачи:
1) создать эмоционально-насыщенную деятельность, адекватную возрастным особенностям школьника, носящую творческий характер и социальную направленность, имеющую эффективный результат воспитания в конкретных условиях с конкретными учениками;
2) организовать эффективные виды групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения;
3) развивать активность и инициативу, организаторские навыки у обучающихся и формировать ученическое самоуправление как эффективную форму жизни детского коллектива;
4) формировать целостное восприятие родителями деятельности своих детей.
Методологической основой разработки и реализации данной программы являются следующие документы:
Всеобщая декларация прав человека (издательство ЮНЕСКО, принята 10.12.1948);
Декларация прав ребенка (издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.1959);
Конвенция о правах ребенка (Издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.1989);
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 №120-ФЗ;
Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред из здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ;
Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.95 № 98-ФЗ.
8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утв. постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795.
9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (http://standart.edu.ru);
10. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 31.01.2001 №90/30-16);
11. Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательный учреждениях (приложение к письму Управления по делам молодежи федерального агентства по образованию от 03.03.2005 № 14-11-43/01);
12. Программы развития школы «Школа социального оптимизма» 2011-2016гг. МБОУ «СОШ№5» г. Мыски
13. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ№5» г. Мыски
Педагогическая технология
В основу программы положена технология воспитательной работы с коллективом класса по Е. Н. Степанову, которая основывается на убеждении, что воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Таблица1. Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса
Компоненты Составные части компонентов
индивидно-
групповой- классный руководитель;
- учащиеся;
- родители;
- педагоги и другие взрослые.
ценностно-ориентационный - цели и задачи воспитания;
- перспективы жизнедеятельности классного сообщества;
- принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
функционально-деятельностный - системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения;
- основные функции воспитательной системы;
- педагогическое обеспечение и самоуправление.
пространственно-временной - эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда;
- связи и отношения классного сообщества с другими детьми и взрослыми;
- место и роль класса в воспитательном пространстве школы;
- этапы становления и развития воспитательной системы.
диагностико-аналитический
- критерии эффективности воспитательной системы;
- методы и приемы изучения результативности воспитательной системы;
- формы и способы анализа, оценки и интерпретация полученных результатов.
-индивидуально-групповой компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, объединённых совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса;
-ценностно-ориентационный объединяет цели и задачи воспитания; перспективы жизнедеятельности классного сообщества; принципы построения воспитательной системы класса;
-функционально-деятельностный: основные функции воспитательной системы -педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества;
-пространственно-временной предполагает место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения; этапы становления и развития воспитательной системы;
-диагностико-аналитический включает критерии эффективности воспитательной системы, методы и приёмы изучения её результативности, формы и способы анализа, оценка полученных результатов.
Отвечая условиям информационного общества, в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте заложена новая дидактическая модель, основанная на компетентностной парадигме. При активном сотрудничестве всех участников образовательного процесса сформируется мотивированная компетентная личность, способная:
быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;
получать, использовать и создавать разнообразную информацию;
принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков, что станет реализацией цели российского образования – воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.
Принципы воспитательной работы:
1. Личностно-ориентированные:
- целостное развитие (физическое, интеллектуальное, духовное);
- психологический комфорт (атмосфера искренности, уважения, успешности, достижения поставленной цели);
- адаптивность (школа – мой дом!).
2. Культурно-ориентированные:
- смысловое отношение к окружающему миру;
- ориентир - культура, как основа мировоззрения;
- толерантность;
- целостная картина мира.
3. Деятельностно-ориентированные:
- овладение деятельностью (целеполагание, контроль, опора на самостоятельное развитие);
- креативность.
Поскольку ребёнок школьного возраста восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному и гражданскому развитию, то предполагается строгий отбор средств и форм, учитывающий закономерности процесса адаптации, возрастные особенности, периодичность становления ведущей деятельности, подбор личностных ведущих психологических характеристик.
Таблица 2. Формы и методы воспитательной работы.
Формы работы Методы работы
Классные часы;
Беседы;
Дискуссии;
Круглые столы,
Игровые тренинги;
Коммуникативные тренинги;
Праздники;
Коллективные творческие дела;
Игровые и конкурсные программы;
Викторины, выставки, познавательные игры;
Экскурсии. Беседа;
Пример;
Поощрение;
Убеждение;
Внушение (самовнушение);
Игровые методы;
Требование;
Метод саморегулирования;
Метод воспитывающих ситуаций;
Метод соревнования;
Метод анализа деятельности и общения ребенка;
Поручения.
1.Перспективный план
Ожидаемые результаты
1) создание единого благоприятного образовательного пространства, способствующего творческому развитию детского коллектива через самоопределение, самореализацию каждого его члена;
2) формирование коллектива, эмоционально насыщенного общественно-полезной деятельностью на пользу и радость людям, способного эффективно использовать формы проведения КТД в конкретных условиях с конкретными детьми;
3) формирование инициативного детского коллектива - организатора КТД, имеющего образовательную и воспитательную силу;
4) воспитание у учащихся качеств, соответствующих определенной модели:
-умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития;
-активная гражданская позиция;
-позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
-творческий подход к личности.
Образ выпускника 9 класса:
1. Выпускник – гражданин России, которому свойственно чувство гордости за свою Родину. Это целеустремленный человек, для которого близки понятия «культура», «гуманность», «любовь».
2.Выпускник готов к профессиональному самоопределению, самоутверждению, продолжению семейной династии. Он адекватно оценивает свои возможности.
3.Он активен, обладает организаторскими способностями.
4.Он умеет самостоятельно работать с информацией разного стиля и жанра, владеет информационными технологиями, стремится продолжить свое образование или включиться в трудовую деятельность.
5.Он коммуникабелен, владеет навыками культуры общения в разных социальных группах: в классном коллективе, в своей семье, в группе лагерной смены, в коллективе кружка и т. д. Может определять свое поведение и, при необходимости, может корректировать чужую агрессию, психологически устойчив.
6.Выпускник законопослушен, обладает основами правового образования.
7.Он стремиться строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, развивает свой творческий потенциал, продолжает лучшие культурные традиции своего народа.
8.Выпускник стремиться к физическому совершенству. Сторонник здорового образа жизни.
9.Выпускник наследует лучшие традиции своего рода, семьи.
Программа состоит из пяти ступеней:
1 ступень – 5 класс, девиз: «Научился сам – научи товарища!»
2 ступень – 6 класс, девиз: «Вместе мы – сила!»
3 ступень – 7 класс, девиз: «Моя позиция»
4 ступень – 8 класс, девиз: «Жить – значит действовать»
5 ступень – 9 класс, девиз: «Смело в будущую жизнь»
Прогнозируемые результаты I ступени:
- приобщённость к истории своей семьи, школы, города;
- наличие знаний, умений и навыков для сохранения своего здоровья;
- устойчивые положительные результаты обучения;
- приобщение к проектно-исследовательской деятельности;
- социальный комфорт в коллективе;
- сотрудничество с родителями в организации воспитательной работы.
Прогнозируемые результаты II ступени:
- наличие гордости за свою семью, уважение к членам классного коллектива, любовь к родному краю;
- сформированность интереса к рефлексии, проектно-исследовательской деятельности;
- расширение кругозора, формирование эстетического вкуса;
- активное участие родителей в жизни класса, школы.
Прогнозируемые результаты III ступени:
- наличие чувства гордости за свой край, страну;
-проявление учащимися самостоятельной творческой активности;
-умение учеников применять методы деятельностного подхода: цель, задачи - средства реализации, методы - результат - рефлексия - коррекция цели;
- развитие интеллектуального уровня;
- знания о вреде и негативном влиянии вредных привычек на судьбу и здоровье человека;
- позитивное отношение родителей к школьной деятельности своих детей;
-приобретённые субъектами деятельности полезные социальные практические умения.
Прогнозируемые результаты IV ступени:
-относительно высокая мотивация к познавательной деятельности обучающихся, умение работать с разного рода информацией;
-приоритет нравственных качеств личности, таких как: вежливость, чуткость, уважительное отношение друг к другу, проявлению сознательной дисциплины;
-управление собственными психическими процессами: наблюдение, самопознание, самовоспитание, саморегуляции чувств и эмоций;
- умение абстрактно мыслить;
-коррекция стиля общения;
-сформированность знаний, умений и навыков в рамках здорового образа жизни;
-развитие художественно - эстетического вкуса;
-приобретённые субъектами деятельности полезные социальные и практические умения.
Прогнозируемые результаты V ступени:
-умение ребят ориентироваться и адаптироваться в современных социальных условиях;
-активная позиция: проявление своих способностей и возможностей, реализация личностного потенциала;
-приобретение обучающимися позитивного социального опыта;
-участие обучающихся в решении проблем образовательного учреждения, местного социума;
-способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в преобразовании дел на своей улице, районе;
-расширение кругозора по профессиональной ориентации учащихся.
Условия реализации программы:
-создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива, органов местного самоуправления, общественных организаций;
-cовместная деятельность с родителями, с учреждениями дополнительного образования.
2. Содержание направлений воспитательной работы
Направления Цель Приоритеты в работе классного руководителя Функции классного
руководителяДиагностика в работе классного руководителя
Духовно-нравственное Воспитание гражданственности, высоких с точки зрения культуры нравственных чувств и этического сознания, ценностного отношения к природе, окружающей среде 1.Воспитывать этическую культуру учащихся;
2.Формировать нравственные отношения;
3.Развивать способность эмоционально отзываться на переживания других людей;
4.Развивать волевые качества учащихся, способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон, желание совершенствоваться;
5.Организовать сотрудничество с родителями, психологом, учителями с целью воспитания трудолюбия, ответственности за порученное дело; развития желания знать, понимать и действовать сообразно ценностям в жизни.
1.Проведение классных часов, уроков по этике, инструктажей по технике безопасности.
2.Анализ педагогических ситуаций в классе с целью выявления стиля общения и отношений, создаваемых в классе.
3.Реализовывать поставленные цели, решать задачи.
4.Создавать потребности в выполнении правил для учащихся.
5.Создавать атмосферу эмоциональной отзывчивости, защищенности, безопасности, взаимной ответственности для ощущения значимости ребенка, правильной оценки.
6.Формировать необходимость соблюдения порядка и дисциплины в школе, общественных местах, ПДД.
Формировать ответственность за свои (учеников) поступки. 1.Методика неоконченных предложений;
2.Анкета: «Чем я занят в свободное время?»
3.Анкета: «Какие качества я в себе взрастил?»
4.Уровень нравственного роста личности в коллективе
(социометрия)
Общеинтеллектуальное Качественное освоение предметных и метапредметных знаний, начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту; умение организовать процесс самообразования творчески и критически работать с информацией из разных источников 1.Деятельность по развитию познавательных интересов учащихся;
2.Формирование у учащихся умений и навыков самоорганизации, самовыражения и самовоспитания;
3.Способствовать в развитии способности действовать целесообразно, рационально и эффективно;
4.Определить круг реальных учебных возможностей учащегося, его развитие и перспективы, коррекция;
5.Определить методы, приемы, формы, стили индивидуальной работы с учащимися (в урочной и внеурочной деятельности);
6.Изучать и влиять на кругозор, любознательность (использовать во внеклассной работе);
7.Организовывать просветительскую и консультативную помощь семье;
8.Добиваться наблюдательности, активности, прилежания, устойчивости интереса. 1.Отслеживать и способствовать развитию «интеллектуального уровня класса» (уч. интересы, отношение к учению, отдельным дисциплинам, степень работоспособности и организованности, необходимость учебной деятельности, ЗУН);
2.Постоянно диагностировать причины отставания в учебной деятельности, состояние здоровья, причины пробелов и их коррекция, отношения «учитель -ученик», «ученик-ученик», особенности мышления.
3.Организовать взаимопомощь.
4.Проводить развивающие мероприятия: конкурсы, викторины, брейн-ринги, игры, конференции, диспуты, дискуссии с целью научить высказывать и доказывать точку зрения аргументированно, уметь выслушивать собеседников.
5.Организовать сотрудничество с учителями-предметниками для демонстрации интеллектуальных умений и навыков (олимпиады, кружки, марафоны).
6.Решать проблемы будущей профессиональной ориентации учащихся с учетом их возможностей. Развивать рефлективные умения, чтобы изменить самооценку и сформировать самокритичность, способность к самосовершенствованию. Диагностика с целью изучения мотивации и отношения к учебным предметам.
Методика неоконченных предложений с целью выявления степени сформированности умений учащихся, уровеня творческой активности учащихся.
Постоянное контактировать с учителями-предметникам, психологом, социальным педагогом.
Социальное Формирование активной гражданской позиции, умение конструктивно строить коммуникацию в классном коллективе, осуществлять выбор собственного поведения с учетом своих личностных потребностей, потребностей семьи и социальной группы, профориентация 1.Вести работу по изучению личности учащихся, их взаимоотношений в классе, индивидуальных особенностей и поблеем в общении.
2.Развивать коммуникативные навыки, осуществлять в досуговой и самоуправленческой деятельности.
3.Работу вести в совместной деятельности, дифференцировано (деятельности: «учитель - ученик», «ученик - ученик», «учитель - ученик - родитель») с целью:
-передать опыт социального общения (+ и - людей, поколений, их роли и последствий.
-обучить учащихся конструированию и моделированию в сфере взаимоотношений в активных формах деятельности.
4.Сформировать умение культурно проявлять симпатию и антипатию.
5.Изучить положения учащегося в классе, его проблемам во взаимоотношениях, выявить пути коррекции.
6.Формироть у учащихся активную гражданскую позицию. 1.Диагностировать уровень взаимоотношений ребенка в семье, выявлять проблемы взаимоотношений и, по возможности, их корректировать.
2.На среднем этапе обучения изучить уровень адаптации учащихся к школе, корректировать жизненные стратегии.
3.Проводить диагностику положения учащегося в коллективе и его взаимоотношения со сверстниками с последующей коррекцией (уровень социальных контактов, уровень изоляции, уровень тревожности).
4.На среднем этапе обучения проводить практикумы по этикету; на старшем этапе обучения - организовать классные часы по развитию у детей рефлексивных умений для будущего самоопределения и взаимодействия с другими в социуме.
5.Развивать общественную деятельность учащихся, привлекать к участию во всех делах, развивать инициативу и активную гражданскую позицию.
6.Сформировать навыки саморегуляции. Изучение детского коллектива и определение степени проявления лидерства или изолированности учащихся класса.
Диагностика:
проводить социометрию с пятого класса и ежегодно.
Провести ассоциативный тест «Поймем друг друга» с 5 по 9 класс.
Анкетирование:
«Выявление способов воздействия педагогов на учащихся», «Коммуникативная культура педагогов глазами учащихся».
Общекультурное Позитивное отношение к прекрасному, понимание искусства как особой формы познания и преобразования мира; способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни.
1.Использовать эстетическую потребность ребят воспринимать предметы и явления окружающей природной и социальной среды, а также наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.
2.Проводить досуговые мероприятия, позволяющие развивать инициативу и творчество учащихся. 3.Формировать организаторские и самоуправленческие навыки.
4.Изучить индивидуальные интересы и потребности учащихся во внеурочной деятельности.
5.Помогать ребятам в выборе кружков, клубов, секций.
6.Постоянно демонстрировать достижения, результаты, способности учащихся во внеклассной деятельности родителям, педагогам, сверстникам.
7.Развивать способности адекватно оценивать собственные результаты и быть справедливым к чужим достижениям, снисходительным к своим и чужим неудачам. 1.Создание особого психологического микроклимата, когда ученик чувствует себя комфортно, может проявлять свои творческие и коммуникативные способности.
2.Очень важно анализировать каждое классное мероприятие, замечать любой. Даже незначительный успех ребенка в том или ином деле.
3.Предоставление учащимся возможности самостоятельно планировать жизнь в классе, отвечать за ее выполнение.
4.Изучение мнения учащегося о результативности работы внеклассных объединений и личных результатах участия в них.
5.Демонстрация родителям достижений учащихся.
Стимуляция инициативы и достижений учащихся во внеклассной деятельности. Диагностика:
1.Нетрадиционные формы оперативной диагностики:
2.Рейтинг внеклассных дел;
3.Цветок «настроения»,
4Аанализ внеклассных мероприятий (кл. рук. совместно с детьми).
поисковая работа (семейное альбом;орден в твоем доме)
Методика изучения взаимоотношений в системе «родители-ребенок», (анкетирование опрос родителей, опрос детей, сочинения «Моя семья», конкурс рисунков «Мы и наша семья» и т. д.)
Спортивно-оздоровительное Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников. 1.С школьным медицинским работником провести совместно профилактическую работу: плановые медосмотры; вакцинации; консультации.
2.Создать условия для свободного развития духовных и физических сил (записать совместно с физруком в секции). 3.Показать учащемуся и его семье значимость его физического состояния для будущей жизни и профессионального становления.
4.Организовать просвещение учащегося по сохранению, развитию и коррекции здоровья (медсестра, родители, учитель). 1.Организация обследования здоровья детей.
2.Проводить работу с родителями по проблеме укрепления здоровья детей в семье.
3.Назначить ответственных за поддержание чистоты и порядка в кабинете.
4.Изучить влияние состояния здоровья на учебную деятельность, межличностных отношений, установить причины детских недомоганий.
5.Изучить различные методики диагностики перезагрузки учащегося в учебной деятельности.
6.Просвещение учащихся в плане необходимости осуществления личной гигиены. Осуществлять антиалкогольную и антиникотиновую пропаганду, разъяснять вред последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.
7.Организовывать профилактические беседы по предупреждению несчастных случаев, по оказанию первой помощи.
8.Организовывать активные формы развития и сохранения физического здоровья (соревнования, спортивные праздники, походы).
9.Организовать сотрудничество с учителем физкультуры. 1.Провести диагностику - определить степень переутомления и перегрузки учащихся и влияние этих факторов на учебную деятельность.
2.Диагностические методы: наблюдение, анкетирование, беседа, самооценка.
3.Провести экспресс-диагностику характерологических особенностей личности.
4.Провести самооценку психических состояний.
Семья Желание позиционировать себя как представителя своего рода, уважение к предкам, сотрудничество с людьми разных поколений 1.Строить работу по принципу: просвещение семьи должно опережать просвещение ребенка.
2.Изучать уровень культурный уровень образования и воспитанности семьи учащихся.
3.Организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, консультации, собеседования, беседы психолога).
4.Организовывать встречи с людьми, которые для учащихся значимы и имеют положительное влияние.
5.Организовывать совместное проведение досуга.
6.Демонстрировать и поощрять личную инициативу родителей, которые участвуют в жизни класса и школы.
7.Привлекать родителей к воспитательной работе в классе, активизировать работу родительского комитета. 1.Изучить уровень жизни семей учащихся, положение детей в семье и условия их жизни.
2.Регулярно проводить родительские собрания, темы которых соответствуют индивидуальным и возрастным особенностям учащегося, специфическим проблемам класса, задачам школы
3.Проводить индивидуальные и групповые консультации (по необходимости).
4.Привлекать родителей к сотрудничеству.
5.Организовывать взаимное творчество детей и родителей.
6.Поощрять родителей и учащихся, активно участвовавших в жизни школы и класса.
7.Привлекать (по мере необходимости) администрацию школы к решению проблемных ситуаций в классе Методика изучения взаимоотношений в системе «родители-ребенок», (анкетирование опрос родителей, опрос детей, сочинения «Моя семья», конкурс рисунков «Мы и наша семья» и т. д.)
Реализация программы воспитания осуществляется одновременно по всем направлениям и оказывает воспитательное воздействие, как на весь коллектив учащихся, так и на отдельно взятую личность ребенка.
453390432435Схема 1.Структурная модель воспитательной работы
Воспитательная работа осуществляется с учётом урочной, внеурочной и досуговой деятельности.
Целью создания необходимых условий для системной внеурочной деятельности классного руководителя, является координация деятельности органов самоуправления классного коллектива, родителей, общественных организаций и создание единого воспитательного пространства. Социум - культурное пространство – для обучающихся 5 А могут составлять ДШИ № 3, ДК им. Горького, с/к "Энергетик", ЦТР им. Г. Неунывахина, ФОК, школьные кружки: «Занимательная математика», «Риторика», «Загадки звездного неба», «Юный исследователь», «Звонкие голоса», «Батик», «Рукоделие», «Планета загадок».
Таблица 3. План воспитательной работы 1 ступени – 5 класс, девиз: «Научился сам – научи товарища!»
Направления работы
Сентябрь
«Научился сам – научи товарища!»
общекультурноеобщеинтеллектуальноедуховно-нравственное воспитание
спортивно-оздоровительное социальное воспитание семьяЗнакомство с ребятами через личные дела обучающихся.
Анкета «Какое общественное поручение хотел бы выполнять?»
Сбор информации и оформление соц. паспорта, документов на бесплатное питание.
«Встреча с учителями-предметниками» - экскурсия в учительскую.
Библиотечный урок «Встреча в школьной библиотеке». Акция «Найди себя!» (анкетирование «Чем я больше всего люблю заниматься?», запись в кружки, секции, клубы по интересам).
Организационные беседы «Посещение внеурочных занятий».
Классный час «Помним правила движении, как таблицу умножения»
Беседа с элементами ролевой игры «Какие мы: в школе и дома».
Урок милосердия и доброты (с приглашением родителей).
Оформление классного уголка.
День Знаний «Моя малая родина».
Ролевая игра:
«Путь от дома до школы. ПДД».
Оформление рубрики в классном уголке по теме «70 лет Великой Победе!» День Здоровья «В здоровом теле – здоровый дух».
Вылазка на природу-экскурсия, общение, игры на свежем воздухе. (с приглашением родителей).
кросс «Золотая осень».
- участие в л/а эстафете. Организация дежурства по классу.
Участие в операции «Сохраним тепло в классе». Генеральная уборка класса.
Классный час «Мой класс – государство, в котором я живу».
(По мотивам книги Кассиля о Швамбрании) Общешкольное и классное родительское собрание «Организация жизни школьников в начале учебного года».
Заседание родительского комитета «Давайте познакомимся.»
Октябрь
«Научился сам – научи товарища!»Изучение психологического климата в классе. Анкетирование «Цветок настроения».
Контроль успеваемости и посещаемости уроков.
Поздравление учителей с праздником.
Организация проектной работы с пятиклассниками.
Неделя естественных наук.
Классный час «Фото моего города».
Праздник «Посвящение в пятиклассники».
Круглый стол «Моё пространство» (с решением предложенных задач по семиотике).
Контроль внешнего вида обучающихся (рейд).
Акция «Тепло души» (поздравления на дому одиноких пенсионеров, ветеранов, беседа о милосердии в связи Днём пожилого человека, встречи с бабушками и дедушками, анкетирование «Можешь ли ты общаться со своим прадедом»). Беседа «Правила движения».
1 этап общешкольной игры «Зарничка».
Классный час «Осторожно, тонкий лёд!».
Классный час «Мои права и обязанности»
Субботник «Чтобы чистым стал наш дом, давайте с малого начнём» (уборка территории школы, классов)
Праздник «Именинники». Лекторий для родителей «Адаптация учащихся 5 класса».
Индивидуальные беседы с родителями.
2 четверть
Ноябрь
«Научился сам – научи товарища!»Конкурсно-развлекательная программа
«Варвара краса – длинная коса».
Изучение межличностных отношений в классе (Социометрия).
Самоконтроль успеваемости в классе, «Выполнение д/з уч-ся» (с привлечением учебного сектора). Предметная неделя естественно-научного дисциплин.
Школьная научно-практическая конференция.
Школьная и городская интеллектуальная игра.
Анализ успеваемости обучающихся за I четверть.
Рейтинг учебных предметов. Классно-ученическое собрание «Итоги одной четверти»
Беседа с элементами ролевой игры «Мои каждодневные дела в классе».
Встреча «Загляните в мамины глаза» (беседа-диалог)
Классный час «Жизнь одного горожанина» (Берестов, Солодов, Черников) Неделя правовых знаний. Акция «Полиция и дети».
Организация дежурства по школе.
Генеральная уборка в кабинете.
Тематический классный час «Всемирный день борьбы с курением».
Поездка в театр. Родительский лекторий
«Выход из конфликтной ситуации».
Организационное заседание родительского комитета.
Декабрь
«Научился сам – научи товарища!» Конкурс минипроектов-сценариев «Новогодний праздник в моём классе».
Творческий конкурс «Ало! Мы ищем таланты».
Предметная «Неделя иностранных языков».
Классный час
«Истоки моей души?»
(с использованием ситуаций из классной жизни).
Контроль за внешним видом, обучающихся. Конкурсная новогодняя программа и дискотека.
Дискуссионный час после просмотра кинофильма «Сволочи».
Беседы
«12 декабря День Конституции РФ».
Строительство новогодних фигур из снега во дворе школы.
Беседа «Правила обращения с пиротехническими изделиями.
Генеральная уборка кабинета.
Классный час
«Важно знать свои права».
Заседание родительского комитета.
«Новый год вместе с детьми».
Родительский лекторий
«Наши манеры в семье».
Индивидуальные беседы с родителями.
3 четверть
Январь
«Научился сам – научи товарища!» "Ученическое собрание
«Анализ успеваемости обучающихся за II четверть».
Беседа
«Мой дневник – моё лицо».
Сбор информации «Круг моих интересов» (о занятости уч-ся во 2 полугодии).
Конкурс минипроектов «Семейное древо». Неделя русского языка «Друзья, прекрасен наш союз…».
Городской КВН русскому языку по теме «Занимательный синтаксис». Классный час
«Минута славы» ( с демонстрацией результатов своего хобби).
Интернет -выставка тематической фотографии С. Сапегина «Добро пожаловать в Мыски»
День Кузбасса (26.01): классный час
«Адрес детства – Кемеровская область» Экскурсия в лес «Дух природы».
2 этап общешкольной игры «Зарничка».
Генеральная уборка кабинета.
Беседа «Всеобуч безопасности».
Участие в акции «70 пятёрок» к 70-летию Великой Победы.
Организационное заседание общешкольного родительского комитета.
Проверка состояния учебников и тетрадей.
Февраль
«Научился сам – научи товарища!»
Анкетирование «Мой любимый предмет в школе»
Контроль посещаемости и успеваемости класса. Конкурс сочинений о войне.
Подготовка открыток для мальчиков к 23 февраля.
Классный час
«Его имя - Солдат»
Классный час на параллель
«На полях боевых».
Городской конкурс патриотической песни «Виктория».
Спортивный праздник «Лыжня России».
Конкурсная программа: «Поздравляем наших мальчиков».
Спортивные состязания, посвящённые 23 февраля. Общешкольный месячник Мужества «Поклонимся великим тем годам…»:
-смотр строя и песни;
-конкурс чтецов «Стихи, оборванные пулей» к 70-летию Победы4
-конкурс сочинений. Родительский лекторий «Семья. Семейные традиции».
Индивидуальные беседы с родителями.
Март
«Научился сам – научи товарища!»
Мини сочинение «Как мне учится в 5 классе».
Рейд
«Внешний вид учебных принадлежностей». Фотовыставка «Моя любимая мама».
Музыкальная гостиная - конкурс об истории военных песен «То, что деды не допели, мы с тобою допоём» к 70-летию Великой Победы. Вернисаж детского творчества «Салют над городом в честь праздника Победы»
Посещение школьного музея.
Классный час
«О чём рассказал орден?» Спортивные состязания, посвящённые 8 марта
Конкурсно-игровая программа «8 марта». Дискотека.
Генеральная уборка
Праздник «Именинники»
Беседа «Профессии наших мам и пап». Общешкольный родительский комитет.
Организация весеннего отдыха обучающихся (поездка в кинотеатр).
4 четверть
Апрель
««Научился сам – научи товарища!»
Анкетирование
(диагностика уровня воспитанности).
Праздник «День смеха!»
Предметная «Неделя истории»
Городская научно-практическая конференция школьников.
Предметная
«Неделя естественных наук».
Неделя детской и юношеской книги.
Акция «Дни защиты от экологической опасности».
Всекузбасский День Здоровья, 7.04
Городской спортивный турнир
Декада профориентации:
-беседы с людьми разных профессий;
-экологический субботник;
-беседа «Все профессии важны – все профессии нужны».
Беседа «Сохранение личного имущества» Общешкольное и классное родительское собрание «После звонка»
Май
«Научился сам-научи товарища!»
Круглый стол
«Здравствуй, лето!»
Мониторинг уровня воспитанности учащихся, анкетирование.
Оформление классного альбома.
Подведение итогов интеллектуальной игры, посвящённой 70-летию Великой Победы.
Праздничный концерт «Этих дней не меркнет слава»
Классный час
«Этот День Победы, со слезами на глазах»
Уроки мужества «Через века, через года, – помните!» Праздник «Колесо безопасности».
3 этап игры «Зарничка».
Эстафета, посвященная Дню Победы
День здоровья «Спортивным рекордам - наши славные имена »Беседа «Профилактика нарушений и преступлений в летний период времени».
Работа на пришкольном участке.
Итоговое родительское собрание.
3.Органы ученического самоуправления в классном коллективе
Главным системообразующим фактором развития ребёнка служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер и проявляется в процессе самоуправления. Основу этой деятельности составляют организаторские способности обучающихся, которые он может реализовать в школьных традиционных мероприятиях: День знаний, осенний и весенний кросс, Новогодний праздник, праздник мам, бабушек и пап, общешкольные тематические слёты и вечера, Масленица, встреча с участниками ВОв, День здоровья, участие в акциях, предметных неделях, проектах и др.
Ученическое самоуправление - управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, способности совершенствовать собственную жизненную позицию, чувстве ответственности и взаимопомощи. В максимально благоприятных для развития творческого детского коллектива условиях воспитывающей среды происходит уникальное слияние общественных (коллективных) и личных (индивидуальных) интересов, развивается и совершенствуются все сущностные сферы ребенка: социальной, познавательной, поведенческой, мотивационной, эмоциональной…
В интеллектуальной сфере происходит формирование объема, и глубины знаний о нравственных ценностях: моральные идеалы, принципы, нормы поведения (гуманность, любовь, представление о долге, самокритичности, ответственности за себя). Несмотря на то, что формирование личности представляет собой процесс освоения специальной сферы общественного опыта, это процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений и способов действий. Здесь речь идет о таком усвоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т. д.
В мотивационной сфере целесообразно формировать правомерность и обоснованное отношение к моральным нормам: бережное отношение к человеку; сочетание личностных и общественных интересов; нравственные установки; цели жизни; смысл жизни и т. д. Развитие названных элементов мотивационной сферы является главной движущей силой формирования и развития личности.
Развитие мотивационной сферы никогда не происходит без подключения к нему эмоциональной сферы. В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанными с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, эмпатию, стыд и т. д.
В волевой сфере происходит формирование нравственно-волевых устремлений в реализации нравственных поступков: мужество, смелость. Важно не столько то, что личность ставит цели, сколько то, как она их реализует, на что пойдет личность ради достижения цели.
Когда в качестве оценивания выступает сам субъект, а его параметры оценки являются субъективными, проявляется сфера саморегуляции.
В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, самоконтроль, рефлексию. Саморегуляция осуществляется в соответствии с известной формулой С. Л. Рубинштейна о преломлении внешнего через внутреннее: саморегуляция осуществляется как система внутреннего обеспеченья направленности действия при наличии множества внешних условий, возможностей, задач.
В предметно-практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки. Психологи отмечают, что не всякая деятельность развивает способности и не все возникшие способности приводят к развитию личности в целом. Личность выбирает тот способ применения своих способностей, который выражает ее готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способ этот в свою очередь зависит от сформированности экзистенциальной сферы.
В экзистенциональной сфере требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела понимание морали. Эта сфера характеризуется умением человека управлять своими отношениями с миром. Среди целей развития этой сферы немаловажным являются: обеспечение развития позитивной Я-концепции и самоуважения, формирование навыков социального взаимодействия, формирование признаков плодотворной ориентации.
628651165860Развитие навыков самоуправления осуществляется через систему постоянных поручений. Каждый ученик отвечает за работу одной из служб, координирует и направляет работу которых совет класса.
Схема 2. Структура самоуправления класса
Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся.
Классное собрание решает вопросы жизни класса: избирает классный ученический совет: старосту, его заместителя, старшего дежурного, учебный, трудовой, культмассовый, спортивный сектора, ответственного за дежурство по кабинету, ответственного за сбор информации по питанию в столовой, ответственного за ведение дневника класса, цветовода, библиотекаря, редколлегию; представителя в школьный Совет; утверждает общественные поручения; слушает отчеты об их исполнении; решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса.
Староста класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Староста класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений. Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно при необходимости менять не чаще, чем раз в четверть.
Его заместитель всегда сотрудничает со старостой и классным руководителем.
Старший дежурный отвечает распределение ребят по постам школы, организацию линеек, за качество дежурства в столовой, у входа в здание.
Учебный сектор - отвечает за контроль посещаемости, самоподготовки учащихся. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин.
Трудовой сектор организует поздравление ветеранов, обеспечивает участие класса в проводимых школою акциях милосердия и прочих акциях. Принимает активное участие в организации трудовых праздников, трудовых десантов, субботников.
Культурно-массовый сектор помогает в организации культурно-массовых мероприятий в классе, выставок, конкурсов, вечеров, интеллектуальных игр, организует и проводит классные мероприятия по любой традиционно проводимой в школе тематике, составляет развлекательное программы, помогает в организации возложения цветов к памятникам воинов.
Спортивный сектор формирует команду для участия в школьных соревнованиях, в «Дне Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе, помогает в проведении ежегодного смотра песни и строя.
Ответственный за дежурство по кабинету отвечает за график дежурства, следит за санитарно-гигиеническом состоянием кабинетов (чистота парт и стен, проветривание, помогает в организации мероприятий по уборке и озеленению территории школьного двора).
Ответственный за питание в столовой помогает классному руководителю отслеживать питание детей в школьной столовой.
Ответственный за ведение дневника класса отвечает за систематичность выставления оценок в дневник класса.
Цветовод контролирует озеленение класса.
Библиотекарь помогает библиотекарю следить за состоянием учебников, отслеживает уровень «читаемости» учащихся.
Редколлеги - осуществляет выпуск газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизнедеятельности учащихся в «Уголке класса», осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классных стендах.
Представитель в школьный совет осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, осуществляет связь с Советом школьной дружины, участвует в обсуждении обшешкольных проблем и знакомит ребят своего класса с принятыми решениями, помогает в реализации этих решений.
Таблица 4 Список учащихся 5 класса
№ Фамилия Имя Отчество дата рождпоручение1 Андрущенко Захар Владимирович 30.10.2003 цветовод2 Демаков Андрей Сергеевич 08.12.2002 цветовод3 Забродин Сергей Сергеевич 18.06.2003 спортивный сектор
4 Казанцева Виктория Сергеевна 12.08.2003 спортивный сектор
5 Канин Арсений Андреевич 11.02.2003 заместитель старосты
6 Кожевникова Рената Владимировна 22.04.2003 редколлегия7 Коломиец Дарья Евгеньевна 19.04.2003 редколлегия8 Левченко Вероника Алексеевна 01.08.2003 культурно-массовый сектор
9 Маренкова Екатерина Анатольевна 21.08.2003 культурно-массовый сектор
10 Машева Екатерина Владимировна 30.08.2003 отвественный за дежурство по классу
11 Мусатова Ольга Александровна 03.06.2003 редколлегия12 Мусатова Полина Александровна 03.06.2003 редколлегия13 Мнеян Алина Овиковна12.12.2003 учебный сектор
14 Нечушкина Юлия Романовна 21.10.2003 библиотекар15 Новосёлов Никита Александрович 30.05.2004 культурно-массовый сектор
16 Носковский Данил Артёмович 17.10.2003 трудовой сектор
17 Простомолотов Владислав Игоревич 08.03.2003 трудовой сектор
18 Порываева Юлия Евгеньевна
10.07.2003 представитель в школьный совет
19 Репина Ольга Олеговна 19.12.2003 учебный сектор
20 Сафонова Елизавета Александровна 16.10.2003 культурно-массовый сектор
21 Солопова Арина Вадимовна
18.04.2003 культурно-массовый сектор
22 Сальников Матвей Дмитриевич 30.03.2003 библиотекарь23 Тренин Илья Евгеньевич 28.12.2002 староста24 Фоминых Марина Викторовна 14.09.2003 ответственный за ведение классного дневника
25 Царегородцева Елизавета Дмитриевна 14.07.2003 учебный сектор
26 Шушакова Екатерина Сергеевна 23.08.2003 старший дежурный по школе
4.Работа с родителями
Большую роль в решении воспитательных задач играет родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель Левченко Оксана Николаевна.
Функции родительского комитета
-принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
-оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
-решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
-организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.
Таблица 5. Состав классного родительский комитет
№ ФИО адрестелефонребёнок1 Левченко Оксана Николаевна 17-12-13 89043710402 Левченко Вероника
2 Фоминых Галина Николаевна 17-11-70 89089466162 Фоминых Марина
3 Шушакова Ольга Николаевна ул. Кузнецкая 9-10 89089484954 Шушакова Катя
Представитель в общешкольный комитет - Левченко Оксана Николаевна
Таблица 6. План работы родительского комитета
№ п Мероприятия, направления работы Сроки Ответственные
1. Планирование и организация мероприятий: праздников, совместных КТД. в течение года родительский комитет
2. Помощь классному руководителю и Совету класса в проведении мероприятий для обучающихся. в течение года родительский комитет
3. Коммуникация с родителями класса по вопросу: «Повышение ответственности семьи за обучение и воспитание детей». в течение года родительский комитет
4. Коммуникация с родителями класса по вопросу: «Обеспечение посещаемости родителей на собрания". в течение года родительский комитет
5. Осуществление работы по охране и укреплению здоровья учащихся. в течение года родительский комитет
6. Организация патрулирования здания и школьного двора во время проведения вечерних праздников. в течение года родительский комитет
7. Привлечение родителей к добровольной помощи по ремонту кабинета. в течение года родительский комитет
Тематика родительских собраний в 2014-2015 учебном году
I.Тема «Организация и обеспеченье учебного процесса пятиклассников».
Срок: сентябрь 2014
Повестка:
Организация безопасного пути ребёнка в школе.
Помощь родителей в организации начала учебного года.
Выборы классного родительского комитета.
Обеспечение ребят специализированными рабочими тетрадями по предметам.
Разное.
II.Тема «Адаптация учащихся пятого класса».
Срок: октябрь 2014
Повестка:
1.Родительский лекторий «Характерные признаки процесса адаптации пятиклассников».
2.Формы родительской помощи своим детям в момент адаптации.
3.Перспективы решения проблемной ситуации, сложившейся в 5а классе.
4.Разное.
III. Тема «Итоги одной четверти».
Срок: ноябрь 2014
Повестка:
Обсуждение результатов проверочной комплексной работы.
Организация новогодних праздников.
Разное.
IV. Тема: «Наши манеры в семье».
Срок: декабрь
Повестка:
1.Родительский лекторий «Наши манеры в семье».
2.Ситуация в классе с точки зрения манер в поведении обучающихся 5а.
3.Разное.
V. Тема «Семья. Семейные традиции».
Срок: февраль
Повестка:
1.Родительский лекторий «Семья. Семейные традиции».
2.Итоги участия в мероприятиях месячника мужества.
3.Посещение и успеваемость в 5а. Проблемы и перспективы.
4.Школьная форма: плюсы и минусы.
VI. Тема: «После звонка»
Срок: апрель
Повестка:
1.Организация каникулярного периода.
2.Итоги успеваемости и обучения.
3.Мониторинг воспитательной работы.
4.Планирование ремонта кабинета.
5.Обеспечение школьной формой.
6. Разное
5.Мониторинг воспитательной работы
Эффективность воспитательного процесса - это соотнесенность полученных результата» с целями а прошлыми достижениями в воспитательной практике
В качестве частных задач изучения могут быть избраны следующие:
-выявить уровень воспитанности обучающихся класса;
-выяснить степень влияния отдельных педагогических средств на личность ребенка и процесс его развития;
-получить информацию о результативности работы;
-определить степень удовлетворенности учащихся и родителей воспитательным процессом и его результатами.
Методологическим основанием деятельности по определению эффективности воспитательной работы является парадигма личностно-ориентированного образования и воспитания, в которой личность ребенка рассматривается как цель, субъект и результат воспитательного процесса. В цели данной программы не входит диагностика на период 5-9 класс, т. к. прописать её наперёд не целесообразно – сохранятся основные направления, а коррекция всё равно предполагается.
Таблица 7. Критерии диагностики.
критерийпоказательсредство контроля
1.Духовно-нравственное
1.Сформированность основных нравственных качеств (отношений) личности ребенка.
2.Уровень воспитанности. 1.Честность, трудолюбие, патриотизм, толерантность, воля.
2.Психологическая уравновешенность, адекватность.
3.Ответственное отношение к учению.
4.Неприятие безнравственного поведения.
5.Понимание сознательной дисциплины как нормы духовно-нравственных отношений. 1.Наблюдение и составление карты количественных показателей (наличие конфликтных ситуаций, степень участия в классных мероприятиях).
2.Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников» (составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым).
Общеинтеллектуальное
1.Интеллектуальная развитость учащегося. 1.Уровень обученности по предметам.
2.Развитость познавательных процессов
3.Широта интересов личности. 4.Развитость мышления. Познавательная активность
4.Уровень сформированности учебной деятельности.
5 Потребность и умение отстаивать свои взгляды и убеждения.
1. Успеваемость по предметам (качество обученности).
2.Качество участия в предметных олимпиадах.
(Портфолио).
3.Тест умственного развития (ШТУР).
4.Методика «Составление расписания». (подготовлена профессором Л.В Байбородовой).
5. Речь
3.Социальное
1.Умение работать в команде. 1.Социальная активность учащихся. 2.Сформированность коммуникативной культуры учащегося. 3.Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.
4. Осознание прав и обязанностей человека в обществе. 1.Методика «Какой у нас коллектив» (разработана профессором А. Н. Лутошкиным).
2.Методика для изучения социальзированности личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым).
3.Анкетирование «Каким я вижу себя и свой класс?»
4. Ролевая игра.
5.Наблюдение: диалогичная или монологическая речь.
4.Общекультурное
1.Внешний вид.
2.Широта интересов.
3.Речь.
4. Вкус. 1.Развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств.
2. Стремление формировать разноплановые знания.
3.Уровень владения своими эмоциями, чувствами.
4.Осознанность роли человека в преобразовании окружающей среды и деятельности по охране природы
1.Портфолио.
2. Конкурс тематических сочинений.
2.Количественный показатель участия в общешкольных и классных мероприятиях (субботниках, акциях, КТД, общешкольных мероприятиях),
2.Участие в дополнительном образовании.
3.Речь.
5.Стортивно-оздоровительное
1.Показатели физического здоровья.
2.Стремление соблюдать ЗОЖ: не курить, не пить, заниматься спортом и др.
1.Развитость физических качеств: (ловкость, сила, выносливость).
2.Уровень сформированности ответственности за своё здоровье.
3. Экологичность мышления. 1.Медицинские показатели.
2.Наличие спортивных достижений и побед (Портфолио).
3.Наблюдение за поведением во время спортивных праздников и соревнованиях.
4.Время переключения с одного типа работы на другой.
5.Карта частоты участия в физминутках, экскурсиях, поездках, вылазках.
6.Активность участия в просветительской работе среди одноклассников.
Семья
1.Дружность и отзывчивость.
2.Наличие родовой биографии (трудовой династии, общности по интересам). Бережное отношение к истории своей семьи, народа.
3.Умение сотрудничать.
1.Частота посещений родителями школы (учебных занятий, собраний, торжественных линеек, отрытых мероприятий).
2 Степень активности и открытости к сотрудничеству со школой. 1.Анкета «Классный руководитель глазами воспитанника».
2.Анкета для родителей «Чего я ожидаю от учебной деятельности сына (дочери)?»
3.Совместные КТД.
6.Промежуточные результаты
За семь месяцев в период 2014-2015 учебного года между классным руководителем и обучающимися 5А класса достигнуто взаимопонимание. 35% ребят предпочитают за советом обратиться к классному руководителю, 55% - к родителям и классному, 10% - к старшим братьям, сестрам или друзьям.
На вопрос анкеты «Что нравится в классе?» 55% ответили: «Смена учителей», 20% - «новые предметы», 15% - «новые кабинеты», 10% - «снижение контроля со стороны родителей».
Исследования спектра интересов показал, что 20% ребят стремятся проявить себя в спорте, 45% - в художественном творчестве, 20 % - на сцене (петь, танцевать), 4 % - в математике, 11% - в лидерской деятельности.
Рейтинг личностных качеств определился следующий: из 25 опрошенных ребят на первое место умение общаться поставили 56%, на втором месте – разум и интеллект 25%, умение учиться оценили 19%.
Согласно этим данным мнение коллектива же очень значимо для половины ребят. Авторитет взрослого человека (учителя) начинает уступать.
Было проведено изучение детского коллектива как условия развития личности школьника (по методике А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив») Наш класс имеет 2-ю ступень развития из 5 - «Мягкая глина».
Занятость во внеурочное время: 8% ребят посещают ДШИ № 3, 16% занимаются в ДК им. Горького, 76% посещают школьные кружки.
Соответствие распорядка дня требованиям ЗОЖ: соблюдают режим дня 89% (вовремя кушают, отдыхают, ложатся спать), 11% не соблюдают распорядок дня.
В пространство общения вовлечены родители обучающихся. Процесс этот отслеживается. Так 90% родителей постоянно интересуются итогами успеваемостью своих детей у классного руководителя, регулярно посещают родительские собрания. 11% родителей наладили связь с учителями-предметниками, 7,2% - с социальным педагогом.
В отношениях с родителями ребята больше всего ценят отзывчивость 75%, ласку 15%, безотказную помощь 10%.
Анкета по изучению психологического климата в классе и удовлетворённостью работой классного руководителя.
1. Класс, в котором учится ваш ребёнок, можно назвать дружным.
2. В среде своих одноклассников ваш ребёнок чувствует себя комфортно.
3. Классный руководитель проявляет доброжелательное отношение к вашему ребёнку.
4. Мы испытываем чувство взаимопонимание в контактах с классным руководителем.
5. Классный руководитель справедливо оценивает достижения вашего ребёнка.
6. Классный руководитель учитывает индивидуальные способности вашего ребёнка.
7. В классе проводятся дела, которые интересны и полезны вашему ребёнку.
8. Классный руководитель заботиться о физическом развитии и здоровье вашего ребёнка.
9. Классный руководитель способствует формированию достойного поведения вашего ребёнка.
10. Классный руководитель способствует созданию условий для проявления и развития способностей вашего ребёнка.
Результаты мониторинга показали высокий уровень удовлетворённости родителей работой классного руководителя у 80%, средний 18%, 2% низкий.
Уровень воспитанности на момент I полугодия: 38% обучающихся - высокий уровень,37% - средний, 25 % - низкий
По результатам анкетирования можно судить о том, что класс достаточно дружен и сплочен, но есть проблемы, над которыми необходимо работать.
Используемая литература
1.Воспитание индивидуальности: Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 224 с.
2.Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова.- М.: ТЦ «Сфера», 2001 - 128с.
3.Воспитательная система класса: Теория и практика: Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.
4.Дьюи Д. Моя педагогическая вера // Воспитательная работа в школе. 2008г №4. С. 5-14.
5.Контроль процесса воспитания: сущность, содержание технология. Выступление Е. Н. Степанова, доктора педагогических наук, профессора Псковского областного ИП. [Электронный ресурс] URL:
http://www.youtube.com/watch?v=fR__ev9Lcm86.Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. [Электронный ресурс] URL: http://www.r-komitet.ru/school/program/action2009/razdel/cdn
7.Никитина Н.Н. Игровой тренинг в школьном классе // Классный руководитель. - 2006. - №5.
8.Образовательная программа МБОУ «СОШ №5»
9.Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.
10.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] URL: http://www.fgos-kurgan.narod.ru/norm_federal.htm (12.10.2014г.)
11.Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. -М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997.
12.Щуркова Н.Е. Противоречия школьного воспитания: семь проблем семь решений.- М.: «Педагогическая мастерская», 1998г.