Статья на тему Использование дистанционных образовательных технологий в обучении
Использование дистанционных образовательных технологий в обученииСкучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому.Жан-Жак Руссо
Какой ученик поспорит с великим французским философом? Правда нам, жителям XXI века, можно только позавидовать: компьютерные технологии дают столько возможностей провести урок еще интереснее и продуктивнее! Покажите своим ученикам, что учёба может быть не менее увлекательной, чем игра на смартфоне, и они обязательно захотят читать и узнавать ещё больше!
Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь.
Плутарх
Успешное обучение сложно представить без грамотного и энергичного учителя, который может предложить детям нечто большее, чем заурядный урок. А задача учителя заинтересовать познанием.
Выявление и развитие способностей каждого ученика – это важнейшая задача школы. Поиск ее решения активно ведется в последние годы и в профессиональной среде, и в широких кругах общественности. Новый образовательный стандарт ориентируют нас на выявление и развитие природной одаренности ребенка с целью его успешной социализации в будущем. При этом новом векторе развития образования выстроить образовательный процесс возможно только на основе максимальной индивидуализации обучения, в том числе с использованием технологий дистанционного обучения. В последнее время дистанционное образование стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры.
Дистанционное обучение - широкий спектр образовательных услуг, в рамках которых ученики обучаются на расстоянии, а не располагаясь в учебном классе. Оно решает задачи, которые традиционное обучение решить не может, это, прежде всего:
усиление активной роли школьников в собственном образовании, использование доступных образовательных ресурсов
повышение мотивации к обучению
применение интерактивных форм занятий
усиление творческой составляющей образования, наличие условий для самовыражения, насыщенность и интенсивность обучения
возможность получения экспертного заключения результатов своей учебной деятельности без широкой огласки
Модель организации обучения школьников с использованием дистанционных технологий рассчитана:
на школьников, желающих приобрести новые знания, увлеченных конкретным предметом, участников олимпиад и конкурсов;
на учащихся, испытывающих затруднения при обучении;
на тех, кто не имеет возможности получить образовательные услуги на уроке (отсутствующие в школе по причине болезни);
для работы при форс-мажорных обстоятельствах (отмена занятий в школе по причине погодных условий, карантина и т.д.)
Основными принципами применения дистанционных образовательных технологий являются:
- принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников учебного процесса с помощью специализированной информационно-образовательной среды (в том числе электронная почта, видеосвязь, Интернет-конференции, on-line - тесты);
- принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса;
- принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время; позволяющий использовать ученику необходимые учебные ресурсы для реализации индивидуальных учебных интересов;
- принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений учащихся.
Необходимая часть системы дистанционного обучения - самообучение. ДО носит более индивидуальный характер обучения. Учащийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным заданиям, пропускать какие-то. Дистанционное обучение делает процесс обучения творческим и индивидуальным, открывает новые возможности для творческого самовыражения учащегося.
Несмотря на множество достоинств, ДО имеет и свои недостатки.Один из главных недостатков дистанционного обучения - отсутствие прямого общения между сверстниками, между учащимся и учителем. Когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения.
Дистанционное обучение накладывает ряд своих требований на организацию учебного процесса, таких как необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет, высокие требования к постановке задачи на обучение, организации мотивации ученика. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
При дистанционном обучении используется широкий диапазон инструментов - интерактивных компьютерных технологий: электронная почта, телефон. Инструментом передачи знаний может стать и персональный сайт учителя. У меня есть опыт дистанционной работы с детьми-инвалидами (основное и дополнительное образование). Такое обучение подразумевает наличие специальной образовательной площадки, образовательного сервера с предметными модулями. Где по темам размещён учебный материал: теория в виде текста, видео, практические задания, тесты для контроля. Сейчас в своей работе в качестве инструментов дистанционного обучения для учащихся обычной школы я использую электронную почту, Skype, свой, так называемый, мини-сайт. В настоящее время свои странички в Интернете имеют все: от Президента России до мелких предпринимателей. Учителю, как представителю системы образования, вполне возможно, а наверное и необходимо иметь свой сайт.
Свой мини-сайт я создала в «Социальной сети работников образования». Основной составляющей в моей работе при дистанционном сотрудничестве с учениками является именно эта площадка. Структура сайта определяется предметными линиями. На сайте размещаются интересные дополнительные материалы по предмету, ссылки на цифровые образовательные ресурсы. Здесь мои ученики могут прибегнуть к материалам мною рекомендуемых готовых проверенных электронных ресурсов для углубленного изучения темы. В своей работе я активно пользуюсь тестами-online как уже готовых электронных ресурсов, так и самостоятельно составленных, что имеет свои плюсы. Готовые тесты являются спасением современного учителя, у которого основная проблема – нехватка времени. Но самостоятельно составленные тесты с помощью специальных серверов, таких как Simpoll это возможность подобрать каждое задание для учащихся своего класса, оформить внешний вида теста по своему вкусу, возможность контроля прохождения теста, контроль затраченного времени на прохождение опроса, контроль за успешностью выполнения заданий, учитель может посмотреть с какими вопросами не справился ученик, у ученика есть возможность пройти тест не один раз (по разрешению настроек). Очень важно поддерживать обратную связь с учащимися. Считаю обязательно рецензировать пройденные тесты, где учителю необходимо для мотивирования дальнейшей работы подчёркивать удачные стороны выполненной работы и в целях корректировки отмечать промахи ученика. Для оценки работы пользуюсь возможностями электронной почты, почтовые ящики которой заведены почти у всех родителей моих учеников и SMS-услугой телефонной связи. Возможно работу с тестами (дистанционно) построить и иначе, при помощи тестового документа. Так тест, размещённый на сайте, к примеру, в текстовом редакторе Word ребёнок скачивает, распечатывает, заполняет, сканирует и отправляет учителю на проверку по средствам электронной почты или Skype. Этот вариант осложнён обязательным наличием у учащихся принтера и сканера, что имеется не у каждого ученика. Важно отметить при дистанционном обучении использование такой программы как Skype. Хоть это и не прямое общение, всё же, видеосвязь имеет гораздо больше плюсов, чем общение и обмен файлами только средствами почты. Однако этот главный плюс часто исключается отсутствием одного обстоятельства – наличия видеокамеры у ученика.
Хочется отметить, что возникающие в процессе человеческой коммуникации специфические барьеры, которые носят социальный или психологический характер, при дистанционном общении исчезают совсем либо уменьшается их значимость. К примеру, большая часть детей, отвечая на уроке в школе, испытывают стресс: страх и подавленность из-за неуверенности при публичном ответе, «нездоровом» соперничестве при сравнении себя с другими.
У ребенка, активно использующего возможности дистанционного обучения, расширяются возможности пользования электронными библиотеками, информационными фондами, каналами и увеличиваются способы доступа к ним. Следовательно, расширяется информационно-познавательное поле ребенка, позволяющее поддерживать его мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие. Дистанционные технологии ориентированы на использование различных форм самостоятельного обучения. Переход к обучению, где инициативной стороной является не только преподаватель, но и, прежде всего, сам учащийся, ведет к разрушению образовательных стереотипов и к тому, что сам учащийся может выбирать время и формы взаимодействия с преподавателем. Развитие навыков самостоятельного обучения расширяет возможности ребенка и может в дальнейшем обусловить его профессиональные интересы. А также при использовании ДТ повышается эффективность (скорости, полноты и, главное, объективности) проверки деятельности обучаемых и контроля усвоения благодаря легкореализуемым в сетях различным формам проверки.
Очевидно, что дистанционное обучение предоставляет большие возможности для учащихся.
Исходя из своего, пока небольшого, опыта дистанционной работы, можно сделать несколько выводов:
Для образования в любой форме нужен мотив. Дистанционное образование поначалу может привлекать некоторой новизной. Но оказывается, что дальше требуются такие нешуточные качества как ответственность, умение планировать время, самостоятельность при выполнении работ и т.д. – все, что требуется от взрослого человека.
Значит, для детей школьного возраста дистанционное образование нужно осуществлять в особой среде, например, игровой. Такую среду создают олимпиады и конкурсы с одной стороны, и серьезные игры, тесты – с другой.
Родители или другие значимые для ребенка взрослые обязательно должны участвовать в процессе обучения. Причём участие этих взрослых не требует технических, профессиональных знаний, умений. Они должны проявлять глубокую заинтересованность деятельностью школьника, говорить с ним о его занятиях, не опускать руки перед трудностями, радоваться его успехам.
Дистанционное обучение позволяет повысить качество образования за счёт широкого использования электронных образовательных ресурсов и увеличение доли самостоятельного освоения материала, что обеспечит выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать сои силы и принимать взвешенные решения.
Использование дистанционных образовательных технологий в обучении школьников позволит индивидуализировать обучение. Роль педагога заключается в организации индивидуальной и коллективной работы учащихся, в определении и оперативном решении проблем в обучении, в рецензировании работ учащихся.
Преимущества модели обучения с применением технологий дистанционного обучения:
нет пространственных и временных ограничений;
это домашнее обучение, оно обеспечивает здоровьесберегающую обстановку при обучении в удобное время и посильном режиме;
это дополнительное образование: углубляет и расширяет знания при подготовке к участию в олимпиадах;
это опережающее обучение;
это демократичное образование: нет жёсткого регламента, поддерживается мотивация учащихся к самообразованию.