Работа по логопедии Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.
Причины для занятий артикуляционной гимнастикой
возможность исправить дефекты на начальной стадии более быстрое
устранение эффекта «каши во рту» у детей с правильным, но вялым звукопроизношением;
возможность научить ребенка говорить правильно, четко и красиво
"Окошко"широко открыть рот — "жарко"закрыть рот — "холодно"
"Чистим, зубки"улыбнуться, открыть роткончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы
"Месим тесто"улыбнутьсяпошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя..."покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)
"Чашечка"улыбнутьсяшироко открыть ротвысунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)
"Дудочка"с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
"Заборчик"улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
"Маляр"губы в улыбкеприоткрыть роткончиком языка погладить ("покрасить") нёбо
"Грибочек"улыбнутьсяпоцокать языком, будто едешь на лошадкеприкососать широкий язык к нёбу
"Киска"губы в улыбке, рот открыткончик языка упирается в нижние зубывыгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы
"Поймаем мышку"губы в улыбкеприоткрыть ротпроизнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик)
"Лошадка"вытянуть губыприоткрыть ротпроцокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)
"Пароход гудит"губы в улыбкеоткрыть ротс напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."
"Слоник пьёт"вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника""набирать водичку", слегка при этом причмокивая
"Индюки болтают"языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба..."
"Орешки"рот закрыткончик языка с напряжением поочередно упирается в щекина щеках образуются твердые шарики - "орешки"
"Качели"улыбнутьсяоткрыть роткончик языка за верхние зубыкончик языка за нижние зубы
"Часики"улыбнуться, открыть роткончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
"Блинчик"улыбнутьсяприоткрыть ротположить широкий язык на нижнюю губу
"Вкусное варенье"улыбнутьсяоткрыть ротшироким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу
"Шарик"надуть щёкисдуть щёки
"Гармошка"улыбнутьсясделать "грибочек" (т.е. присосать шарокий язык к нёбу)не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)
"Барабанщик"улыбнутьсяоткрыть роткончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."
"Парашютик"на кончик носа положить ваткушироким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх
"Загнать мяч в ворота""вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)
Необходимо проводить артикуляционную гимнастику в игровой форме. Такие упражнения можно начинать с 3 лет – главное, чтобы малышу было интересно. Вместе с артикуляционной гимнастикой необходимо развивать фонематический слух. Ребенок должен слышать и не путать близкие по звучанию звуки.Все звуковые дефекты желательно исправлять в дошкольном возрасте. В школу ребенок должен пойти с правильным произношением, так как часто неправильно говорящие дети делают много ошибок на письме.