Консультация для родителей ко дню Космонавтики
Консультация для родителей
Ко дню космонавтики
Разучите с детьми
Ничего нет неба выше,Там гуляют облака.Небо дуновеньем дышит,В небе звёзды с далекаСловно бусинки мерцаютУкрашая небосклон,А под утро исчезают,Растворяясь будто сон.В небе вольно веют птицы,Крылья только им даны,Но бывает людям снится:Над землёй летят они.Справа небо, слева небо,Ну, а ты летишь, летишь:Толи быль, а толи небыль,Сразу и не различишь!Как цветочки незабудки -Нежно - голубое.Иногда, как васильки,А порой, как море!Но бывают дни, когда,Злится и темнеет,Вот тогда меняет цвет -Хмурится, чернеет.Ночью - в ярких звездочках,Днем - с лучистым солнышком!С облаками, цвета снега...Что же это? Это ж... ( Небо.)
Солнечная система.Встречает первым солнечные буриНеуловимый, маленький Меркурий.Второй, за ним, летит Венера,С тяжёлой, плотной атмосферой.А третьей, кружит карусель,Земная наша колыбель.Четвёртый – Марс, планета ржавая,Красно – оранжевая самая.А дальше мчат, пчелиным роем,Своей орбитой астероиды.Пятый- Юпитер, очень уж большойНа звёздном небе виден хорошо.Шестой – Сатурн, в шикарных кольцах,Очаровашка, под лучами солнца.Седьмой – Уран, прилёг как лежебока,Ведь труден путь его далекий.Восьмой – Нептун, четвёртый газовый гигантВ красивой голубой рубашке франт.Плутон, Харон, девятые в системе,Во тьме дуэтом коротают время
Земля.Есть одна планета-сад,В этом космосе холодном.Только здесь леса шумят,Птиц скликая перелётных,Лишь на ней одной цветутЛандыши в траве зелёной,И стрекозы только тутВ речку смотрят удивлённо...Береги свою планету -Ведь другой, похожей, нету!Яков Аким
Путешествие по Луне Джанни Родари.У лунного моря Особый секрет, - На море оно не похоже. Воды в этом море, Ни капельки нет, И рыбы не водятся тоже. В волны его Невозможно нырнуть, Нельзя в нём плескаться, Нельзя утонуть. Купаться в том море Удобно лишь тем, Кто плавать,Ещё не умеет совсем!
Свети нам, солнышко, светиЯков Аким- Свети нам, солнышко, свети, Легко с тобой живётся! И даже песенка в пути, Сама собой поётся. От нас за тучи-облака, Не уходи, не надо! И лес, и поле, и река Теплу и солнцу рады. - Свети нам, солнышко, свети, Не уходи за тучки! На ярком солнце у ежей Быстрей растут колючки. -Напрасно пущена молва, Что солнце нас тревожит. Лягушка изредка - ква-ква, Погреться любит тоже! - Свети нам, солнышко, свети, Проснувшись утром рано. Пока ты здесь - не улетим На юг, в чужие страны.
Великий день! Низверглись небеса Для человека, занавес приподнят. Все смотрят вдаль, рукой прикрыв глаза – Открыт путь в космос человечеству сегодня. «Восток» взлетел, оставлен Байконур, «Поехали!..» в сердцах людей застыло, Когда с улыбкой Он рукой махнул, Когда корабль к звездам уносило. Полёт апрельский небо озарил, Рывок Земли в космические дали. Гагарин первым подвиг совершил Приблизив то, о чем мы лишь мечтали. Великий день! Не будет он забыт, Лишь первый шаг в глубины мирозданья. И подвига Отцов не умалит И не уменьшит временное пламя.
ЮРИЙ ГАГАРИН. Спросил я у папы однажды: "А кто такой Юрий Гагарин? Наверное, он очень важный, А я про него мало знаю..." И папа тогда мне ответил: "Я рад, что об этом меня ты спросил, Он летчик отважный и смелый, Прославил страну на весь мир. Гагарин был первым на свете, Кто в космос однажды полет совершил. Мальчишкам на нашей планете Мечту космонавтами стать подарил". Теперь я горжусь тем, что знаю, Кем же был Юрий Гагарин. Спросите меня, отвечу вам гордо: Он - космонавт, первым вышедший к
звездамСтать космонавтом я хочу, Гагарин мне пример. Он первый в космос полетел Тогда в СССР.
С волненьем слушал целый мир- Не чудо ли для всех?!- Впервые в космос полетел Советский человек! С тех пор прошло немало лет. Привыкли мы к тому, Что побывать случилось там Уже не одному. День космонавтики у нас. Я тоже так хочу- Мне надо только подрасти- И в космос полечу!!! Автор – Татьяна Шапиро
Звёзды Г. СапгирЧто такое звёзды?Если спросят вас -Отвечайте смело:Раскалённый газ.Комета.Какое роскошное диво!Почти занимая полсвета,Загадочна, очень красиваПарит над Землёю комета.И хочется думать: - Откуда,Явилось к нам светлое чудо?И хочется плакать, когдаОно улетит без следа.А нам говорят:- Это лёд!А хвост её - пыль и вода!Неважно, к нам Чудо идёт,А Чудо прекрасно всегда!
Загадки:
Есть специальная труба, В ней Вселенная видна, Видят звезд Калейдоскоп Астрономы в... (телескоп)
Специальный космический есть аппарат, Сигналы на Землю он шлет всем подряд. Как одинокий таинственный путник, Летит по орбите искусственный ...(спутник)
Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все: и млад, и стар, Что она – большущий шар. (Земля)
И ещё добавьте,Что притом всегдаЯдерный реактор -Каждая звезда.
Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)
Желтая тарелка на небе висит.Желтая тарелка всем тепло дарит.(Солнце)
В дверь, в окноСтучать не будет,А взойдетИ всех разбудит.(Солнце)
У бабушки над избушкойВисит хлеба краюшка.Собаки лают, достать не могут.(Месяц)
Сверкая огромным хвостом в темноте, Несется среди ярких звезд в пустоте Она не звезда, не планета,Загадка Вселенной - ...(комета)
Освещает ночью путь, Звездам не дает заснуть. Пусть все спят, Ей не до сна,В небе светит нам ...(Луна)
Интерес к Космосу пробуждается уже в раннем возрасте. Начать знакомить детей с космосом можно с помощью загадок. Их любят все дети, потому что детские загадки делают восприятие мира ярче. Это не только интеллектуальные упражнения, направленные на развитие мышления у детей, это один из видов устного народного творчества, где в шуточной, упрощенной форме показываются наиболее яркие признаки предметов или явлений, знакомят детей с животным и растительным миром.
Поиграйте с детьми
Подвижные игры: «Солнышко и дождик»1.Цель: Развивать умение детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал. Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Когда воспитатель говорит солнышко – все гуляют, играют, дождик – быстро убегают на места.Дождик, дождик, веселей-Капай, капли не жалей, Только нас не замочи, Зря в окошко не стучи!
«Солнечные зайчики»Цель: Учить выполнять разнообразные движения, развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.Материал: зеркальце.Ход игры: Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окошко, поймайте с помощью зеркальца лучик и обратите внимание малышей на то, как солнечный зайчик прыгает по стене, потолку, стульям
Предложите дотронуться до светового пятна – поймать солнечного зайчика.Солнечные зайчики,Скачут по стене,Солнечные зайчики, Скачут в тишине.Яркий лучик солнышкаЗайчиков пустил.Девочек и мальчиковЛучик разбудил.
Пальчиковая гимнастика «Солнышко светит»Цель: Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев рук, учить расстегивать и застегивать прищепки.Материалы: Круг желтого цвета (двусторонний), из плотного картона диаметром 15 см, прищепки.Ход игры. Начните игру с рассказа: «Посмотрите в окошко: видите, как ярко светит солнышко. Давайте сделаем такое же солнышко. Мы превратим этот круг (показывает) в солнышко. Мы сделаем ему лучики». Покажите детям, как прикрепить прищепки-лучики к краям круга. Обратите внимание малышей на то, что нажимать на концы прищепки нужно одновременно двумя пальцами. Затем предложите детям «снять» лучики. («Теперь солнышко светит не ярко»).
«Тучки»Мы наши пальчики сплелиИ вытянули ручки.Ну, а теперь мы от ЗемлиОтталкиваем тучки. (Упражнения выполняют стоя, дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперед, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше).
Сюжетно-ролевая «Полет в космос»
Цель: Дать знания детям о работе космонавтов, о полетах в космос; воспитывать любознательность, желание быть похожими на космонавтов; активизация словаря. Формирование умения выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой.
Игровой материал: строительный материал, игрушки, атрибуты для игры, иллюстрации.
Ход игры: Для развития интереса к игре с детьми рассматриваем иллюстрации «Космонавты», в энциклопедиях, книгах, беседуем с ними о космических профессиях, о качествах, которыми должен обладать космонавт. Обсуждаем с детьми характеристики людей – космонавтов. Командир корабля - спокойный и уверенный, сообщает на Землю о результатах наблюдений в космосе; диспетчер принимает информацию с космоса и передает на корабль. «Полет в космос» может включать следующие моменты: тренировка космонавтов, осмотр врача, посадка в ракету, пуск корабля, работа в космосе, сообщения с борта корабля, управление полетом с Земли, приземление, встреча на Земле, медицинский осмотр, отдых космонавтов после полета, сдача рапорта о прохождении и завершении космического полета.Затем предложить детям построить ракету из строительного материала.При сооружении постройки ракеты он выделяет ее части нос, люки, отсеки,иллюминаторы, пульт управления и т.д. Сначала воспитатель берет на себя роль космонавта, затем предложить детям (командир корабля, космонавт). Поощрять желания детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для обыгрывания , использовать предметы – заместители.
Дыхательная гимнастика «Ветерок»:
тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха. (Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем, как ветерок. Следить за тем, чтобы рот был закрыт при вдохе. Повторить 4-5 раз).
Расскажите детям
«Знакомим ребенка с космосом».
Космос - это огромное пространство без конца и края, которое окружает пашу планету. В этом пространстве движутся звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеоры. Земля - это планета, на которой мы живем. Из космоса она выглядит как прекрасный голубой шар (рассмотреть с детьми глобус или иллюстрации с изображением планет). Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пятна - это облака, снег и лед. Суша - это огромные пространства зелено-коричневого цвета, пространства, покрытые камнем и почвой. Земля - это единственная известная нам обитаемая планета. Люди, растения и животные могут жить на Земле потому, что она не слишком горячая и не слишком холодная. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. Они необходимы всем живым организмам. Планета Земля наряду с другими планетами, кометами, астероидами, метеоритным веществом входит в состав Солнечной системы, которая в свою очередь является частью громадной звездной системы – Галактики. Солнечную систему образуют девять больших планет со спутниками и единственная звезда - Солнце, около которой обращаются все тела системы.
«Почему Луна превращается в месяц?»
Вид Луны меняется каждый день. Сначала она похожа на узенький серп, затем полнеет и через несколько дней становится круглой. Еще через несколько дней полная Луна постепенно становится все меньше и меньше и снова делается похожей на серп. Серп Луны часто называют месяцем. Если серп Луны повернут влево, как буква «С», то говорят, что луна «стареет», и вскоре исчезает совсем. Такую фазу Луны называют «новолунием». Потом постепенно Луна из узкого серпа, повернутого вправо превращается снова в полную. Перед тем, как превратиться в полную, она «растет».
Для объяснения того, что Луна такая разная и постепенно меняется от едва заметного «серпика» до круглой яркой красавицы, можно обратиться к модели с глобусом. Для этого понадобится глобус, какой-нибудь источник света, например, свеча и маленький мячик – «Луна».
Покажите детям, как Луна вращается вокруг Земли и что происходит с освещением, как оно влияет на вид Луны. Обращаясь вокруг Земли, Луна поворачивается к ней то полностью освещенной поверхностью, то частично освещенной, то темной. Вот поэтому в течение месяца непрерывно меняется вид Луны (рассматривание иллюстраций с изображением луны, месяца).
Спутник близкий для планеты,Светит отражённым светом.То как месяц, то кругла,Мало дарит нам тепла.За собою тянет водуВ океанах с небосвода,И поэтому водаДвижется туда-сюда,Есть приливы и отливы.А ещё она красива,Если вся освещена –В небе полная Луна.
«Планеты и звезды».
Наша Земля – это огромный шар. Всё, что окружает нашу Землю, в том числе и сама планета, называется Вселенной, или космосом. Космос очень велик, и сколько бы мы ни летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края. Кроме нашей Земли, существуют и другие планеты: Марс, Венера, Юпитер, Сатурн, Уран, Меркурий, Нептун, Плутон. Кроме планет, существуют звезды. Звезды – это огромные светящиеся огненные шары. Солнце – тоже звезда, это раскаленный газовый шар, источник света, тепла и жизни в Солнечной системе. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло. Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе. Для того, чтобы ребенку было понятно данное явление, можно сравнить свет фонарика днем и вечером в темноте. Днем при ярком освещении луч фонарика почти не виден, зато он ярко светит вечером. Свет звезд похож на свет фонаря: днем его затмевает Солнце (наблюдение за солнцем и звездами на улице во время прогулок с ребенком). Поэтому звезды можно увидеть только ночью.
Итак, говоря о развитии познавательной активности детей, а именно по теме «Космос», Л.С. Выготский отмечал, что при отсутствии знаний вопросы не возникают. Следовательно, вопросы, задаваемые детьми, отражают уровень их осведомленности в той или иной области знаний и позволяют выявить зону ближайшего развития.