Конспект урока по русскому языку на тему Развитие умения различать приставки и предлоги. (2 класс)
Технологическая карта урока
УМК: «Школа 2100»
Предмет: русский язык
Класс: 2.
Автор учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Тема: Развитие умения различать приставки и предлоги.
Цель урока: создание условий для формирования умения различать приставки и предлоги совершенствования навыка
написания предлогов и приставок.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Задачи:
Обучающие: формируем умение различать сходные приставки и предлоги, формируем умение правильного написания
приставок и предлогов со словами.
Развивающие: развитие речи и творческой индивидуальности учащихся, развитие мыслительных операций посредством
наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений
Воспитательные: воспитание коммуникативных навыков, умение включаться в совместную деятельность, познавательной
активности, чувства ответственности, уважения друг к другу.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения:
– для учителя: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы, презентация к уроку, карточки со словами.
– для учащихся: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы, карточки-опоры, таблички для работы в парах.
Педагогические технологии: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность
учащихся Формирование УУД
I.Мотивация к учебной деятельности
Цель:
– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
– уточнить тип урока, наметить шаги учебной деятельности. Ну-ка, проверь, дружок! Ты готов начать урок?Всё ль на месте?Всё ль в порядке: ручка, книжка и тетрадка?Все ли правильно сидят?Все ль внимательно глядят?
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
– Ребята, сегодня нам предстоит поработать в группах. Давайте вспомним правила общения.
– Девиз нашего урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай и запоминай!».
Слайд 1.
– Значит, …
– Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?
Слайд 2. Дети проверяют посадку, готовность к уроку.
Открывают тетради. Записывают число, классная работа.
Проговаривают правила общения
– Значит, мы открываем что-то новое.
– Определяем основной вопрос урока, открываем новые знания, применяем новые знания. Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Цель:
- повторить изученный материал, необходимый для «открытия» нового знания
- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения. - зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
1. Работа в парах.
- Чтобы нам приблизиться к тайне, я предлагаю вам поработать в парах.
(на доске карточки вразброс: перед корнем, самостоятельное слово, часть слова).
У детей карточки с началом предложения.
- Закончите предложения, вставив слова на свои места:
Приставка - это …
Предлог – ….
Приставка стоит …
- Давайте проверим это задание. Слайд 3
2. Проблемная ситуация.
Слайд 4
– Спишите предложение, раскройте скобки.
– Как вы записали слова?
– Что общего в словах каждой строчки?
Записывает разные варианты на доске.
Обращается к ученикам, которые написали раздельно слова:
– Почему вы написали раздельно?
Обращается к ученикам, которые написали слитно слова:
– Почему вы написали слитно?
– Чем похожи слова в предложении:
(про)читал (про)зверей)?
– Какой возникает вопрос? Дети работают в парах, дописывают предложения, используя карточки-опоры.
Приставка - это часть слова.
Предлог-самостоятельное
слово.
Приставка стоит перед корнем.
Самостоятельно выполняют задание.
Возможные варианты записи:
прочитал – про читалпрозверей – про зверей
– Это предлоги.
– Это приставки.
– Одинаковые буквы в написании предлогов и приставок.
– Как отличить друг от друга одинаковые приставки и предлоги? Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; высказывать свою версию (регулятивные УУД).
Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания
(познавательные УУД).
Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
III. Построение проекта выхода из затруднения
Цель:
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства.
1. Организует постановку цели урока.
- Так какую же цель мы с вами перед собой поставим?
– Значит, какая тема нашего урока сегодня?
Слайд 5.
2. Организует составление совместного плана действий.
– Составим план урока.
Что такое приставки?
Что такое предлог?
Как отличить приставку от предлогов?
– Что мы сейчас делали? – Найти способ, как различать одинаковые предлоги и приставки.
– Различие предлогов и приставок.
-Планировали свою деятельность. Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя .Прогнозировать предстоящую работу, составлять план.
(регулятивные УУД).
IV. Реализация построенного проекта
Цель:
-реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
– организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к
выдвижению и проверке гипотез диалога;
-найти способ, как различить одинаковые предлоги и приставки.
1. Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
– Какой наш следующий шаг?
Слайд 6.
Работа в группах
– Я предлагаю вам провести исследование и понаблюдать за словами. Попробуйте в группе выполнить задание и найти способ, как различить одинаковые предлоги и приставки.
(учитель подходит к каждой группе)
Побуждение к гипотезам:
– Какое есть предложение?
Подсказка к выдвижению решающей гипотезы:
– Попробуйте вставить подходящее по смыслу слово между предлогом и следующим словом: за … дом
Побуждение к проверке:
– Как проверить, какой способ верный?
Подсказка к плану проверки:
– Может быть, нужно проделать эти действия?
– Что получилось?
– Какой делаем вывод?
– Сравним свой вывод с авторским (с. 98).
– Какой способ различия предлога и приставки нам предлагает автор?
– Какая группа предлагала такой же способ?
- Молодцы, ребята! Вы справились с этой задачей.
– Какие умения формировали?
– Открываем новое знание.
Дети работают в группе, ищут способ различения предлогов и приставок.
Высказывают предложения (гипотезы).
Представление гипотез группами.
– Если можно вставить слово, значит это предлог и пишется раздельно.
– Между приставкой и корнем нужно вставить слово.
- Умение работать с информацией. Умение работать в группах Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).
Работать в группе (коммуникативные УУД).
Добывать новые
знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (познавательные УУД).
V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель:- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Цель:
– организовать выполнение самостоятельной работы;
– организовать самопроверку по эталону, самооценку по алгоритму.
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Применяем новые знания.
- Какой способ поможет выполнить задание?
Я предлагаю вам послушать сказку «В стране Грамматики», которая поможет выполнить задание. Слайд 7
Жили - были в стране Грамматики приставки и предлоги. У предлогов были свои домики, в которых они жили отдельно от других слов. Они указывали, где надо находиться: В или На, или куда двигаться От, За. А приставки своих домиков не имели. И придумали они прицепляться к другим словам и придавать им разные значения.
( подбежал, забежал, убежал).
Но многие приставки и предлоги были похожи: На, За и т. д. И стали ученики их путать. Рассердились предлоги. Задумалась царица - Грамматика: как быть? И тут на помощь пришли слова - признаки: «Вы отодвиньтесь немного от слова, и мы встанем между вами. Вы своего значения не потеряете, а от приставок будите отличаться. Например: Дети вошли в рощу. Дети вошли в берёзовую рощу. Решили этим воспользоваться приставки и тоже впустили слова - признаки. Вот что получилось: Дети во берёзовую шли рощу. Возмутилось предложение: «Кто же меня поймет?». Испугались приставки, приклеились к своим словам и больше с ними никогда не расставались.
Физминутка- Ребята, я предлагаю немного отдохнуть и закрепить новые знания.
- Я читаю стихотворение, если вы слышите слово с предлогом – хлопок в ладоши, если слово с приставкой – приседание.
Под пенёчком на горе ёж всю зиму спал в норе.
Вдруг почуял: в норку с горки натекает под иголки.
Встал. Немножко позевал. Гриб сушёный пожевал.
И пошёл с горы шажком на свидание с дружком.
Работа по учебнику с. 98, упр. 139.
Организует фронтальную работу по заданию.
Дифференцированная работа по степени сложности.
Выбор заданий разного уровня сложности.
- А сейчас, ребята, очень важный момент урока – самостоятельная работа. Я предлагаю вам выбрать задание. (на доске)
Белая снежинка – задание, с которым может справиться каждый, голубая – задание средней сложности и синяя – посложнее.
Белая снежинка:
1. Списать словосочетания, раскрывая скобки.
(на)мусорил (на) полу
(в)летела (в )окно
(с)летали (с) деревьев
Голубая снежинка:
2. Списать предложения, раскрывая скобки:
Лодка (от)плыла от берега.
Серёжа (с)катился (с) большой горки.
Вере (в)плели (в)косу ленту.
Синяя снежинка:
3. Составить со словами предложения, используя предлоги и приставки: с, по, на.
Дорожке, шел, мальчик, садовой.
Мешал, повар, сливки, мукой.
Бросила, плечи, платок, бабушка
Организует самопроверку по образцу. Слайд 8.
– Дайте оценку своей работе по алгоритму (в сжатой форме). Выполняют физминутку.
По одному человеку каждое предложение объясняют.
Выбирают задание
Самостоятельно выполняют задание в тетради
Самопроверка по образцу.
Проверяют, исправляют ошибки.
Объясняют причины ошибок.
Выполняют самооценку. Несколько человек вслух проговаривают алгоритм. Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).
Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД).
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
(регулятивные УУД).
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель:
– зафиксировать новое содержание урока;
– организовать рефлексию собственной учебной деятельности. – Какой вопрос задали в начале урока?
– Вы нашли ответ на поставленный вопрос?
- Какое новое знание открыли?
- А теперь вернёмся к работе в парах. Давайте завершим
заполнение таблички. К концу урока мы составили сравнительную таблицу «Предлог. Приставка».
Предлог Приставка
1.Как доказать, что перед нами предлог?
Между предлогом и следующим словом можно поставить вопрос или другое слово.
1. Как доказать, что перед нами приставка?
Можно назвать родственные слова с другой приставкой или без неё; или можно назвать другие слово с такой же приставкой.
2. Часть речи 2. Часть слова
3. Служит для связи слов в предложении. 3. Служит для образования новых слов.
4. Пишется раздельно. 4. Пишется слитно.
Слайд 9.
- А теперь оцените свою работу.
- Кто доволен своей работой, все ли было понятно?
Молодцы, ребята!
Хорошо вы потрудились,Вам пора и отдыхать.Переменку веселитесьИ начнём урок опять. – Как отличить друг от друга одинаковые приставки и предлоги?
- Да, нашли.
– Способ различения предлогов и приставок.
Проверка работы в парах.
Обсуждение.
Несколько человек оценивают свою работу на уроке вслух.
Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД).Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе
(личностные результаты)
VIII. Домашнее задание
Цель:
– организовать выполнение д/з. с. 99 упр. 141.
- Есть ли вопросы по выполнению домашнего задания?
- Что нужно сделать? Читают задание самостоятельно.
- Нет.
– Записать предложения правильно, выделить приставки, подчеркнуть пробел между предлогом и словом.
Работать по плану (регулятивные УУД).
Слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).
Литература:
1. Е. В. Бунеева, Н. А. Исаева. Русский язык 1-2 классы. Методические рекомендации учителю. Москва «Баласс»2011
2. Е. В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина. Русский язык. Учебник 2 класс. Москва «Баласс» 2012
Интернет-ресурсы:
http://school2100.com/pedagogam/lessons/http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/https://yandex.ruПриложения:
Карточки со словами:
перед корнем
самостоятельное слово
часть слова
Карточки для учащихся:
Приставка - это … Предлог – …. Приставка стоит … Сравнительная таблица «Предлог. Приставка».
Предлог Приставка
1.Как доказать, что перед нами предлог?
1. Как доказать, что перед нами приставка?
2. Часть 2. Часть
3. Служит для 3. Служит для
4. Пишется 4. Пишется