Конспект урока по литературе Н.В. Гоголь: cведения о писателе его связь с Украиной. История создания комедии Ревизор


Н. В. Гоголь: сведения о писателе; связь его с Украиной. История создания комедии «Ревизор»
Цель: актуализировать знания учащихся о Гоголе; воссоздать исторический фон, на котором происходят события в пьесе; продолжить практику публичных выступлений; формировать умения делать выводы из имеющейся информации и фиксировать её письменно в концентрированном виде. Оборудование: раздаточный материал (см. в ходе урока); портрет Н. В. Гоголя.
ХОД УРОКА
1. Повторение знаний о Гоголе
2.Мини-исследование
3. Слово учителя, подводящее итог ученическому мини-исследованию
4. Литературная композиция
5. Подведение итогов урока
6. Оценки за урок
7. Домашнее задание
8. Рефлексия
Каким предстает перед нами, читателями, автор «Ночи перед Рождеством», «Майской ночи, или Утопленницы», «Тараса Бульбы» — произведений, которые мы читали в предыдущих классах?. Работа над темой урока
1. Повторение знаний о Гоголе
Слово учителя
— Сегодня мы начинаем работу над комедией Гоголя «Ревизор», познакомимся с историей создания и постановки комедии (слайд 1)
С одной стороны, мы легко узнаем по этой пьесе знакомые черты Гоголя как прозаика, мастерски владеющего пером, с другой — познакомимся с ним как с драматургом. Но для начала вспомним литературоведческие понятия, на которые мы сегодня будем опираться.
- Назовите роды литературы (лирика, эпос, драма) (слайд 2)
- До сего момента мы знали Гоголя- прозаика и вот знакомимся с Гоголем- драматургом. Что же такое драматургия? (слайд 3)
(Драматургия- это род литературы, в котором события воспринимаются как совершающиеся в настоящее время, речь автора отсутствует. Произведение пишется для постановки на сцене)- Какие жанры драматургии вы знаете? (слайд 4)
(трагедия, драма, комедия, водевиль, фарс)
- Интересен и сложен творческий путь Н.В. Гоголя. Какие прозаические произведения предшествовали появлению на свет комедии «Ревизор»? (слайд 5)
(1835 году в Петербурге появился на свет сборник под названием «Миргород»с подзаголовком «Повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки». В сборник вошли четыре повести: «Старосветские помещики», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Тарас Бульба» )- В седьмом классе мы познакомились с повестью Гоголя «Тарас Бульба».Что изобразил Гоголь в повести? (слайд 6)
(Героическое прошлое украинского народа)
- Н.В.Гоголь, как он сам писал, был «добрый христианин» и верноподданный государя. Он не собирался враждовать с властью, он просто писал правду. И делал это гениально. А уж дело власти- обидеться или нет на эту самую правду. Гоголь обращается к сатире (слайд 7)
(Кто такой сатирик? Сатирик – писатель, автор сатирических произведений. Сатирические произведения – художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности)- Интерес к драматургии у Гоголя возник не вдруг (слайд 8)
(Его отец играл в театре Трощинского Гоголь сам был прекрасным актёром и играл на ученической сцене)
Доклад ученицы
- Обучаясь в Нежинской гимназии, Гоголь с удовольствием участвовал в любительских спектаклях. Играл он, по словам очевидцев, очень хорошо. Особенно удавались ему роли старух. В роли госпожи Простоковой из «Недоросля» он был бесподобен. Весь город съезжался в Нежинскую гимназию, где гимназист Гоголь – Яновский затмевал своей игрой профессиональных актёров. Товарищи думали, что он поступит на сцену. Однако, на сцену его не приняли, не найдя «способностей»
- Чтобы представить 30-е годы XIX века — время, отразившееся в героях и событиях гоголевской пьесы, выполним задание, а заодно посмотрим на современную драматургу Россию…
2.Мини-исследование
Работа с раздаточным материалом
- Познакомьтесь с историческими свидетельствами, дайте характеристику государственным учреждениям России XIX века:
Карточка 1
Острогожск «буквально утопал в грязи. Его немощеные улицы становились непроходимыми: среди них, как в месиве, барахтались пешеходы и вязли возы с волами. Немало было у нас толков о сооружении мостовой… Дума ассигновала нужные деньги… денег скоро след простыл. Город тем временем выгорел, и дело о мостовой кануло в вечность…»
А. В. Никитенко, автор «Записок» о жизни уездных городов
Карточка 2
«Вступив в должность…, я нашел товарищами своими уездного судью майора…, человека доброго, честного, но в гражданской службе ничего не сведущего, и заседателя, коллеж. регистратора…, человека молодого и способного только набело переписывать; секретарем же был титулярный советник.., уже престарелый и занимавшийся одною скрепою журналов и др. бумаг…»
«Что принадлежит собственно до суда, обстановка его была самая бедная: столы ветхие, даже судейский был таков, что мы трое едва за ним могли поместиться… Шкапов не было ни одного, а дела валялись в каких-то коробках и под столами. Архив суда был в полном беспорядке…»
И. И Мешков, служивший в 1828 г. дворянским заседателем в Пензенском уездном суде
Карточка 3
«Генерал-губернатор Западной Сибири… был настоящий римский проконсул, да еще из самых яростных. Он завел открытый, систематический грабеж во всем крае, отрезанном его лазутчиками от России. Ни одно письмо не переходило границ нераспечатанное, и горе человеку, который осмелился бы написать что-нибудь о его управлении».
А. Герцен
Карточка 4
О больнице в Бориславле:
«…хотя помещение удобно, но содержится грязно; воздух в больничных камерах невыносимо тяжело-удушлив; белье на больных дурно вымыто и часто вовсе не мытое; тюфяки залежалые с неперебитою соломою, пропитанные разными нечистотами, заражают воздух в палатах; суконные одеяла положены, как видно, только напоказ; при встряхивании их наполнялась комната облаками пыли. Нет внимания, ни сострадания к больным, как от самого доктора, так и от смотрителя вместе с фельдшером».
П. Н. Клушин, «Русская старина», 1892
Карточка 5
Описание одной из больниц: «…груда грязного белья, только что снятого больными, и возле, на сквозном ветру, больной, не успевший еще совершить, по случаю приезда начальника губернии, общего переодевания. Воздух больницы спертый и пропитанный зловонием; на окнах пыль, на полах, стенах — грязь, паутина, пауки и пыль; белье на больных и койках в сальных пятнах и отвратительно грязное, тюфяки старые, в заплатах…»
Л. В. Крестова.
3. Слово учителя, подводящее итог ученическому мини-исследованию
(слайд 9)
— Тридцатые годы XIX века — это было время царствования Николая I. После разгрома декабристов общественная мысль в России жестоко подавлялась. В защите устоев самодержавно-крепостнического государства царь опирался на армию чиновников всех рангов. Их называли в народе «крапивным семенем», они были тяжелым бременем для страны. Чиновники разоряли страну взятками, всевозможными поборами и казнокрадством. Эти блюстители законов становились первыми их нарушителями. Обратимся к «афише» пьесы: какие же государственные структуры подвергает сатирическому осмеянию в «Ревизоре» Н. Гоголь? (Городское управление, почту, суд, «богоугодные» — больницы, приюты — заведения, просвещение.) Именно этим структурам и были посвящены те свидетельства современников писателя, с которыми мы с вами уже познакомились.
4. Литературная композиция
Какой же была премьера пьесы «Ревизор» — до сегодняшнего дня признанной жемчужины российской драматургии?
(Индивидуальное Домашнее задание.)
1-й ученик. 19 апреля 1836 г. в газете «Санкт-Петербургские ведомости» было напечатано: «Сегодня… в Александринском театре в первый раз «Ревизор» — оригинальная комедия в 5 действиях…»
2-й ученик. К 7 часам Александринский театр стал заполняться зрителями. На дешевых местах верхних ярусов сидели студенты, приказчики и простолюдины. Но ряды кресел и ложи были заняты избранной публикой. Перед поднятием занавеса появился Николай I.
3-й ученик. Напряженно следили за представлением зрители. Мертвая тишина показывала, что дело, происходившее на сцене, захватывало их сердца. Иногда звучал смех, веселый и громкий вверху, и сдержанный — среди чопорной публики.
1-й ученик. Зрители были поражены. В комедии не было привычной любовной интриги, не было борьбы между благородными героями и отпетыми злодеями. Смех здесь вызывали обыкновенные чиновники уездного города. Все это было хорошо знакомо в жизни, но было совсем новым на сцене. С каждым актом негодование избранной публики росло.
2-й ученик. Да это и понятно — наверняка среди этих зрителей было немало таких, которые в качестве грозных ревизоров бывали в глухих углах империи и, подкупленные взятками, приношениями, пышными обедами, закрывали глаза на гнуснейшие преступления.
3-й ученик. Но вот спектакль окончился. Опущен занавес. Не спеша расходились зрители, а Гоголя уже давно не было в театре — взволнованный и огорченный, он уехал сразу же после окончания спектакля. «Ревизор» был сыгран как обычный водевиль.
1-й ученик. А ведь сам Гоголь в одном из своих писем писал: «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь… Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Гоголь вслед за Фонвизиным и Грибоедовым определил дорогу, по которой пошла русская обличительная комедия. Драматург становился на трудный путь писателя-сатирика.
2-й ученик. Работу над комедией «Ревизор» Гоголь начал в 1834 году, закончил он её в ноябре–декабре 1835 г. В «Авторской исповеди» писатель рассказывает о том, что сюжет комедии был подсказан ему Пушкиным.
3-й ученик. Поистине восторженно приняло «Ревизора» большинство читателей и зрителей. Но у комедии и её автора появились и заклятые враги — те, кто узнал себя в гоголевских персонажах. Злоба чиновников всех рангов обрушилась на комедию и её создателя. Раздавались даже мнения, что «Гоголь — враг России… его надо в кандалах отправить в Сибирь». Повсюду хотели её видеть и везде почти её появлению на сцене всячески противодействовали губернские и уездные власти.
Учитель. Как небольшой экскурс в историю первой постановки «Ревизора» и в доказательство приведенных фактов я прочту фрагмент воспоминаний актера И. Лаврова о постановке комедии в 1848 году в Ростове-на-Дону:
«Давали «Ревизора»… При первых сценах начало городничего коробить: стал он озираться на публику, которая грохотала, взглядывая на него, их утеснителя. Едва кончился первый акт, как он взбежал на сцену и начал ругаться и кричать: «Как смели вы написать и представить такой пасквиль на начальство? Я запрещаю продолжать! Не дозволю! Не дозволю! В тюрьму всех спрячу!»
Вот с таким «страшным» драматическим произведением нам и предстоит познакомиться.
5. Подведение итогов урока
- К какому роду литературы обращается Гоголь в «Ревизоре»? Почему?
(Он обращается к драматургии и пишет в жанре комедии. Во- первых, его всегда интересовал театр, во- вторых, высмеивать общественные пороки проще, если их обыграть в виде драматической постановки).
- Что разоблачает Гоголь в своей знаменитой комедии? (слайд 10)
(Всю силу своего сатирического разоблачения Гоголь обратил на изображение «пошлости пошлого человека». Эту черту гоголевского дара впервые открыл в нём Пушкин. Её потом подтвердил критик Белинский, назвавший Гоголя «величайшим живописцем пошлой жизни пошлого человека». Своих пошляков великий сатирик нашёл в среде чиновников и помещиков.) 6. Оценки за урок
7. Домашнее задание
8. Рефлексия