Презентация по литературе. История создания комедии Н.В.Гоголя Ревизор
История создания комедииНиколая ВасильевичаГОГОЛЯ«Ревизор»
Представления Гоголя о театреРусскому зрителю уже были известны «Недоросль» Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, в которых Гоголь находил новые принципы раскрытия человеческих характеров.Гоголь продолжил развитие творческих достижений своих предшественников. Он отказался от светской тематики, не удовлетворяла его и обличительная комедия с добродетельными героями, с резким нравоучением, с наказанием порока прямо на глазах зрителей.Автор должен стремиться к тому, чтобы мысль, которая «правит пьесою», доказывалась через правдивые и живые образы.
История создания комедии «Ревизор»В октябре 1835 года Н.В. Гоголь писал А.С. Пушкину:«Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит тем временем писать комедию… Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и, клянусь, будет смешнее черта».И Пушкин дал сюжет: рассказал ему про случай, бывший в г. Устюжне Новгородской губернии — о каком-то проезжем господине, выдавшем себя за чиновника министерства и обобравшем всех городских жителей.Да и самого Пушкина однажды приняли за важное лицо, прибывшее в Петербург с тайным поручением, когда он в Оренбурге собирал сведения о Пугачеве. Гоголь использовал это анекдотическое происшествие как ситуацию, типичную для бюрократического мира.О возникновении замысла автор позже писал:«Я решился собрать в одну кучу все дурное в России... и за одним разом посмеяться над всем».
Пушкин и Жуковский были в полном восхищении, но многие не увидели или не захотели увидеть за классической ширмой типичного сюжета «комедии ошибок» общественный фарс, в котором за уездным городком обозначена вся Россия.Сценическая судьба пьесы сложилась не сразу. Добиться разрешения на постановку удалось лишь после того, как Жуковский сумел убедить лично императора, что «в комедии нет ничего неблагонадежного, что это только веселая насмешка над плохими провинциальными чиновниками», пьеса была допущена к постановке.
Премьера спектакля состоялась 19 апреля 1836 года в Александринском театре в Санкт-Петербурге.На петербургской премьере присутствовал сам Николай I. После премьеры «Ревизора» император заявил: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!» Императору постановка очень понравилась. Положительное восприятие венценосной особой рискованной комедии впоследствии благотворно сказалось на цензурной судьбе произведения Гоголя. Комедия Гоголя поначалу была запрещена, но после апелляции получила высочайшее дозволение к постановке на российской сцене.
Для того чтобы понять произведение «Ревизор», мы с вами поговорим о том, каковы же особенности литературного произведения, предназначенного для театра, для постановки на сцене (это произведение называется пьесой). обозначается место действия (комната в доме городничего), указывается, что делает герой пьесы и как он произносит слова роли («оглядываясь», «в сторону»). Гоголь очень внимательно относился к своему читателю. Комментариями к пьесе он стремился помочь воспринять комедию.В ремарках, пояснениях для постановщиков спектакля и актеров, сообщается, какие действующие лица участвуют в пьесе, каковы они по возрасту, внешнему виду, положению, какими родственными отношениями связаны (эти авторские ремарки называются афишей);
Но… герои Н.В. Гоголя разоблачаются не при помощи морали и нравоучений, а путем осмеяния. «Только смехом поражается здесь порок». (Гоголь). Автор поражает моральных уродов беспощадным, карающим смехом, который он считал «единственным честным, благородным лицом своей комедии». Автор избрал для борьбы со всем дурным, что было в царской России, высокий, благородный смех, потому что был глубоко убежден, что «смеха боится даже тот, кто ничего не боится». С верой во врачующую силу смеха он и создавал свою комедию.Гоголь осмеял тёмные стороны российской действительности: произвол властей, взяточничество, казнокрадство. невежество, хамство. И разоблачение отрицательных героев давно в комедии не через благородное лицо, а через действие поступки, диалоги их самих. Отрицательные герои Гоголя сами разоблачают себя в глазах зрителя».Итак, не пора ли нам сделать остановку в городе, где правит Сквозник-Дмухановский, а правосудие вершит Ляпкин-Тяпкин, в компании с полицейскими Уховертовым, Свистуновым и Держимордой, больницами же ведает Артемий Филиппович Земляника, а исцеляет больных уездный лекарь Христиан Иванович Гибнер...
Комедия в пяти действиях.«На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Народная пословица.Вспомните эпиграф к «Капитанской дочке» Пушкина, тоже открывающейся народной пословицей. У Пушкина – призывно-патетическое: «Береги честь смолоду», у Гоголя – подзадоривающе-издевательское: «зеркало» и «рожа», в нем отраженная!Ни один драматург не открывал так пьесу: чтобы в ней вроде бы ничего не произошло, но вместе с тем едва ли не «все» уже состоялось, случилось, и это «все» – настроение читателя-зрителя: он не может удержаться от смеха при таком «зеркале» и такой «роже».
Домашнее задание:Подготовить сообщение: «Образ Городничего», «Образ Хлестакова» Таблица «Характеристика образа» {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Внешность Характер Речевые особенностиПоступки