Программа внеурочной деятельности по биологии в 5 классе «Проект «Благородная плесень»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Борисоглебского городского округа
Борисоглебская средняя общеобразовательная школа № 6
Рассмотрено
на заседании экспертного совета Борисоглебского
городского округа
от «_____» ____________2014г.
Протокол № _____
Председатель:
________________Т.В. Морозова Утверждено решением
педагогического совета
МБОУ БГО СОШ № 6
от «_____» ___________2014г.
Протокол № ______
Программа внеурочной деятельности
по биологии в 5 классе
«Проект «Благородная плесень»
Автор: учитель химии и биологии
МБОУ БГО СОШ № 6
Михайлова Ольга Ивановна
Борисоглебский городской округ
2014г
Пояснительная записка
Знание составляется
из мелких крупинок ежедневного опыта.
Д. И.ПисаревИнтерес и способности человека развиваются в процессе деятельности, поэтому в начале изучения биологии, как предмета, необходимо заинтересовать школьника, что биология – это наука, она необходима человеку, т.к. он сам не разделимая часть природы. Человек живет в мире науки. Он постоянно учится, осуществляя свою связь с природой не только генетически, но и пользоваться полученными знаниями. Используя эти знания, анализируя их, он может видеть плоды своей деятельности. Знакомя с начальным курсом биологии, очень важно заложить этот интерес, и привить его.
Курс внеурочной деятельности по биологии «Благородная плесень» знакомит обучающихся с разнообразием плесневых грибов, некоторыми физиологическими процессами, протекающими в них, а так же о их вреде и пользе. Он направлен на формирование у обучающихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о царстве грибов.
Содержание программы имеет общеинтеллектуальное направление, т.к. ориентировано на формирование творческого мышления обучающихся, расширение их кругозора, наблюдательности, исследовательских навыков, а также способствует самореализации в учебной деятельности. В ходе реализации программы «Благородная плесень» обучающиеся могут проявить не только вербально-лингвистический интеллект, но и развить чувства толерантности, эмпатии, умение рефлексии.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности,
Современный учитель все чаще стремиться предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены, поэтому выполнение творческих проектов ребенком интенсивно развивается в сфере дополнительного образования.
Проектная деятельность обучающихся способствует обеспечению таких условий в образовательном процессе, когда полученные знания становятся инструментом решения творческих теоретических и практических задач и инструментом формирования у ребенка потребности и способности к саморазвитию.
Программа внеурочной деятельности «Благородная плесень» направлена на формирование методологических качеств обучающихся – способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Актуальность данной программы очевидна. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, а методы и приемы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы. Знания, умения и универсальные учебные действия, необходимые для организации проектно-исследовательской деятельности в школе, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности во всех типах высших и средне — профессиональных учебных заведениях и позволят стать конкурентно-способным на рынке труда и в любой сфере профессиональной деятельности.
Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса, потому что именно она способствует развитию универсальных учебных действий, что является весьма актуальным в наше время.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально отобранных предметных, культурно-исторических ценностей, норм и традиций к продуктивному образованию, ориентированному на организацию самостоятельной деятельности учащегося, направленной на создание им образовательных продуктов. Необходимость такого перехода обусловлена экономическим и социальным развитием современного общества, тем фактом, что на смену индустриальному приходит информационное общество. Поэтому умение работать с информацией, находить нужную информацию, становится жизненно важным для современных школьников.
В стандартах второго поколения раскрываются новые социальные запросы, которые определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Программа внеурочной деятельности носит комплексный характер, что отражено в метапредметных связях с такими учебными дисциплинами как: биология, история, медицина, экология.
Цель программы: формирование умений проектно-исследовательской деятельности обучающихся; изучить, что такое плесень, ее происхождение и разновидности.
Задачи:
познакомить с понятием «проектная деятельность», видами проектов;
развивать специфические умения и навыки проектирования (формулирование проблемы и постановка задач, целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация в различных формах);
расширить и конкретизировать знания о плесени (ее происхождении, разнообразии и основных жизненных процессах плесневых грибов);
изучить, какую пользу и вред плесень приносят людям.
исследовать влияние условий и различных веществ на возникновение и рост плесени на продуктах питания.
обучить умениям и навыкам самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, различным приемами исследования плесневых грибов;
формировать умения и навыков способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.
развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.
Сроки реализации программы: 9 часов, 1 раз в неделю.
Методы обучения: наблюдение, выполнение простейшего эксперимента, демонстрация наглядных пособий и опытов, самостоятельная работа со справочной литературой, проблемного обучения, проектно-исследовательская деятельность.
Формы обучения: групповая, индивидуальная, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, творческая работа, самостоятельная работа, защита проектных работ, консультация.Формы продуктов деятельности: компьютерные презентации, сборник проектно-исследовательских работ
Общая характеристика проекта
Тип проекта: практико-ориентированный.
Виды деятельности: творческий, информационный, прикладной.
Применяемые умения:
– проектные (организационные, информационные, поисковые, коммуникативные, презентационные, оценочные);
– предметные (биологические, экологические, химические, исторические).
Предполагаемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС
Предметные результаты:
- развитие интереса к познанию мира природы;
- освоение ключевых понятий, связанных с изучением царства грибов;
- осознание места и роли плесневых грибов в природе и в жизнедеятельности человека;
- освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.
Личностные результаты:
- развитие обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
- умение активного включения в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- умение работать в группе;
- воспитание дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей, развитие критического и творческого мышления;
- развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания;
- формирование умения ориентироваться в информационном пространстве;
- умение оказания бескорыстной помощи своим сверстникам, находить общий язык и общие интересы со сверстниками;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, эстетического оформления работы;
- умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
- планирование своих действий в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату;
- умение учиться отражается в освоении навыков решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;
- владение умениями работать с информацией, использовать современные источники информации;
- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- формулирование собственного мнения и позиции.
Формы контроля: тесты, биологические викторины, проекты (практические и творческие работы) в виде компьютерных презентаций.
Критерии оценки выполнения проектно-исследовательских работ
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
- практическое использование предметных и универсальных учебных действий;
- количество новой информации, использованной для выполнения исследования;
- степень осмысления использованной информации;
- уровень сложности и степень владения использованными методиками;
- оригинальность идеи, способа решения проблемы;
- осмысление проблемы исследования и формулирование его цели;
- уровень организации и проведения презентации исследования: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности;
- владение рефлексией;
- творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
- социальное и прикладное значение полученных результатов.
Основные этапы внеурочной проектной деятельности:
1. Подготовительный этап Выбор темы.
2. Аналитический этап. Сбор сведений.
3. Практический этап. Выбор проектов.
4. Презентационный этап.
5. Контрольный этап.
Учебно-тематический план
№ п/п Этапы работы Тема занятия Количество часов Вид занятия
Подготовительный этап Вводное занятие. Что такое проект?
1 Беседа о правилах поведения в кабинете.
Аналитический этап. Что такое плесень?
1 Практическое занятие: работа с различными информационными источниками
Виртуальная экскурсия «Царство грибов»
Практический этап. Условия образования и роста плесени.
Исследование роста плесени при разных температурах на различных продуктах питания.
Исследование роста плесени при разной влажности на различных продуктах питания.
Влияние фитонцидов на рост плесени
Влияние некоторых химических веществ на рост плесени 4 Эксперимент
Практическая работа: коллективно-
творческое дело наблюдение и исследование плесени.
Практическая работа: коллективно-
творческое дело наблюдение и исследование плесени.
Презентационный этап. Защита творческих проектов.
2
Практическая работа: изготавливаем мини-компостер из пластиковых бутылок.
Контрольный этап. 1 Презентация проектов.
Викторина.
Всего 9 ч Содержание изучаемого курса
Этап 1. Подготовительный этап. Тема 1. Вводное занятие. Что такое проект?
Беседа о правилах поведения в кабинете, знакомство с целями и задачами программы. Понятие о проекте, классификация и виды проектов. Цели и задачи проекта. Этапы работы над проектом. Проблематизация. Определение темы и целей проекта «Благородная плесень».
Исследовательские проекты: гипотеза, цели, задачи, методы исследования, источники информации, анализ полученных данных, способы представления результатов исследования. Выбор темы исследования. Требования к оформлению исследовательских работ.
Этап 2. Аналитический этап. Тема 2. Что такое плесень?
Знакомство с многообразием грибов. Выяснить происхождение, разнообразие плесневых грибов. Изучить основные жизненные процессы плесневых грибов, строение и структуру плесени. Собрать информацию о плесени: изучение информации о видах, происхождении и значении плесени, ее существования на планете Земля. Планирование (определение источников необходимой информации; определение способов сбора и анализа информации; определение способа представления результатов (формы проекта); установление процедур и критериев оценки результатов проекта; распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы).
Этап 3. Практический этап. Тема 3. Условия образования и роста плесени.
Рассмотреть возможности плесени в окружающем мире. Оценить роль плесневых грибов в жизнедеятельности человека, выявив преобладающее положительное или отрицательное их значение.
Наблюдение и исследование плесени. Экспериментально определить и проверить на практике благоприятные условия появления и развития плесени, способы защиты продуктов питания от неё.
Исследования сроков появления плесени на продуктах питания.
Экспериментально определить условия, необходимые для развития плесневых грибов
Возникновение плесени на различных продуктах питания в различных условиях среды
Этап 4. Презентационный. Тема 4. Защита творческих проектов.
Несколько простых полезных советов как предотвратить появление плесени на хлебе. Выяснить, как гриб лечит людей. Изучить вкусную плесень.
Методические рекомендации
Подготовительный этап
Знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности учитель осуществляет через знакомство с работами учащихся средних классов. Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся.
Работа над проектом начинается с обсуждения темы будущего проекта. При этом, происходит обмен мнениями между участниками проектной деятельности, выдвигаются первые гипотезы, и только после этого предложенные темы проектов выносится на обсуждение.
Класс делится на 6 групп. Каждая группа выбрала из предложенных 6-ти тем одну.
Темы проектов:
- Плесень: удивительная и опасная. (1 группа)
- Вкусная плесень. (2 группа)
- Как гриб лечит людей. (3 группа)
- Откуда берется плесень?. (4 группа)
- Где образуется плесень? (5 группа)
- Плесень - неотъемлемая часть жизни на Земле. (6 группа)
Аналитический этап
Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый обучающийся уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности, ищет и собирает информацию.
На этом же этапе членам группы необходимо договориться о распределении работы и формах контроля работы над проектом. Каждый школьник может вести «индивидуальный журнал», в котором он будет записывать ход работы. Можно вести общий журнал для всех участников проекта. Это поможет учителю (да и самому обучающемуся) оценить индивидуальный вклад каждого в работу над проектом, а также облегчить контроль. Ведение индивидуального журнала для школьника зависит от конкретных ситуаций и не является обязательным. Учитель знакомит детей с памяткой.
Памятка обучающемуся “Как работать над проектом”.
Проект – это ваша самостоятельная работа по решению какого-то вопроса
1. В проект входит: постановка вопроса
2. Выбор способа его решения
3. Осуществление решения
4. Представление результатов
Порядок работы над проектом
1. Выберите вопрос - тему проекта по вашим интересам.
Помните, что вы можете предложить свою собственную тему проекта, согласовав её с учителем.
2. Определите способ и план решения вопроса, распределите этапы (части) и время выполнения этих этапов. Если проект коллективный, распределите среди товарищей обязанности, необходимые для выполнения проекта.
3. Если проект коллективный, организуйте работу так, чтобы все участники группы отвечали за различные части решения вопроса.
Для слаженной работы коллектива у членов группы могут быть особые обязанности, например:
Командир проекта – организует работу всей группы над проектом, отвечает за своевременное выполнение проекта.
Помощник командира – помогает командиру организовывать работу группы над вопросами темы, отвечает за представление результатов выполнения проекта учителю и товарищам по классу.
Библиограф – отвечает за сбор информации об источниках обществоведческих знаний по теме проекта.
Компьютерный дизайнер – отвечает за создание компьютерных презентаций проекта.
Художник – отвечает за художественное оформление материалов, которые создаются в ходе проекта.
План подготовки проекта.
- Тема проекта.
- Обоснование проблемы и выбор темы.
- Формулировка цели и задач.
- Актуальность проблемы.
- Поиск необходимой информации.
Оформление проекта.
- титульный лист (название учебного заведения, класс, автор, название проекта, научный руководитель, место, год выполнения проекта);- оглавление (перечень частей проекта);
- краткая аннотация
- введение;
- основная часть (главы, разделы, параграфы и т. д.);
- заключение;
- список используемых источников и литературы;
- приложение.
Что нужно помнить при работе над проектом?
А. Работайте в тесном сотрудничестве, будьте единой командой, помогайте друг другу. Умейте восхищаться достижениями товарищей.
Б. Начиная разрабатывать проект, не берите работы больше, чем Вы могли бы выполнить. Взяв же на себя работу, обязательно выполните ее.
В. Не опускайте руки в случае неудачи: ошибки и трудности неизбежно сопровождают любую деятельность, в том числе могут появиться и при работе над проектом.
Г. Умейте договариваться друг с другом в своей команде. Будьте терпимы к мнениям других членов вашей группы, убеждайте делами, а не словами. В то же время, не бойтесь признаваться в своих ошибках и исправлять их.
Практический этап.
Создать условия для проведения эксперимента по изучению плесени. Необходимо креативное мышление при работе над проектами. Умение взглянуть на проблемную ситуацию с непривычной точки зрения, работать в команде. Практическая деятельность по развитию креативного мышления и командной работы над проектом. На этом этапе осуществляются сбор и структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. При этом обучающиеся: систематизируют полученные данные; объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию; выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов. Каждый ученик выполняет свою работу в эксперименте и вместе с группой все этапы работы рассматриваются и доводятся до совершенства. Если случиться так, что ребята испытывают затруднения в процессе решения какой-либо проблемы, учитель должен прийти им на помощь, но только с личного приглашения ребят. Не следует вмешиваться в их творческий исследовательский процесс без их согласия. В то же время следует помнить, что пускать все на самотек, допускать стихийную самостоятельность нельзя. Процесс обобщения информации важен потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученные всей группой знания, умения, навыки, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта.
4. Презентационный этап
На этом этапе обучающиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом. Школьники представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Любая форма презентации также является учебным процессом, в ходе которого обучающиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности. Основные требования к презентации каждой группы и к общей презентации: выбранная форма должна соответствовать целям проекта, возрасту и уровню аудитории, для которой она проводится. В процессе работы по обобщению материала и подготовки к презентации у обучающихся, как правило, появляются новые вопросы, при обсуждении которых может быть даже пересмотрен ход исследований. Задача учителя – объяснить школьникам основные правила ведения дискуссий и делового общения; научить их конструктивно относиться к критике своих суждений; признавать право на существование различных точек зрения решения одной проблемы. Работая над проектом, учителю не следует забывать, что основными критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков.
5. Контрольный этап.
При использовании метода проектов существуют, по крайней мере, два результата. Первый (скрытый) - это педагогический эффект от включения школьников в «добывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. Вторая составляющая оценки результата - это сам проект. Причем оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели.
Оценка проектной деятельности будет осуществляться следующим образом: - Самооценка - Педагог - Коллеги по команде (классу) - Итоговая оценка (ставит педагог)
Литература
для учителя
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли // Система заданий: пособия для учителя // 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев. / Е.В. Тяглова. – М.: Глобус, 2009. – 255 с.
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
Гузеев В. В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В. В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
Зверкова П. К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П. К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
Зиновьева Е. Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е. Е., 2010, - 5с.
Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1.
Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005, №2.
Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2009. - №5. - С. 51-60.
Самошкина Т. Г. Проектная деятельность на уроках биологии [Текст]/Т.Г. Самошкина//Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 138-140.
Фамелис С.А. Организация исследовательской работы учащихся // Биология в школе. – 2009. – №1 Система работы по организации исследовательской деятельности учащихся. В помощь учителю. – Экибастуз, 2010 htth://school1.ekibastuz.kz/…/systema_deyat.doc
Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И. Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.
Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И. Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.