Урок русского языка для 3 класса: «Приставка, её роль в слове. Отличие приставки от предлога»
Пояснительная записка.
Автор : Егорова Светлана Александровна
Образовательное учреждение: МАОУ «СОШ №42» Петропавловск- Камчатского городского округа.
Занимаемая должность: учитель начальных классов.
Предмет: русский язык.
Образовательная система: «Школа- 2100»
Учебник: Русский язык, Р .Н .Бунеев, Е. В .Бунеева, О. В. Пронина.
Класс: 3.
Название материала: Конспект урока «Приставка, её роль в слове. Различение приставок и предлогов».
Урок открытия новых знаний построен с использованием Проблемно-диалогической технологии и технологии Оценивания образовательных достижений.
Цели: повторить понятие о приставке как части слова; формировать навык правильного написания приставок; развивать умение правильно выделять приставки в словах.
Оборудование: учебник, раздаточный материал (карточки для групповой работы), рисунок «Госпожа Приставка», интерактивная доска, компьютер.Этап урока Деятельность учителя Формирование УУД
Орг. момент.
Актуализация знаний
Формулирование темы урока.
Создание проблемной ситуации.
Поиск решения проблемы
Закрепление нового материала
Итог урока.
.
Работа с тренажёрами для рук (суджок)
-садитесь. Открыли тетради, проверили осанку, записали число, классная работа, выделите орфограммы.
Мин. чистописания.
-Сегодня повторим правописание строчной и заглавной буквы, состоящей из полуовала.
-Что это за буква? (Сс)
-Соберите всю информацию об этой букве.
-Запишите под диктовку: Сс, ссс, Се, Ср, См, ас, ос, ус, си
-Какое сочетание букв является слогом, словом?
Словарная работа
Сорвать р.машку, надкусить ябл.к.,посадить .синку, посмотреть на обл.ко, уехать на м.шине.
-Какие буквы пропущены?
-Какие слова обозначают действия?
-Назовите часть речи.
-Назовите первый слог.
-Какой частью слова являются?
-Сегодня к нам на урок пришла гостья-_Госпожа Приставка.
-Определите тему урока.
(открываю на доске)
-Каким знаком обозначается приставка в слове?
-Нарисуйте на строчке этот знак, отметьте на нём уровень своих знаний по этой теме.
-Расскажите всё, что знаете о приставке.
Физминутка-Наша гостья принесла вам задание: Запишите слова:
(все дети пишут в тетради, а два ученика на закрытой доске): наводнение, надо, набег, надежда, наговорить, наши, написал, (на) рисунке.-Есть ли в этих словах приставки, если есть, выделите их.
Проверяются и сравниваются результаты.
-Почему вопрос один, а ответы разные?
--Что нужно уметь, чтобы правильно выполнить это задание? (анализировать состав слова)
-Какие цели на урок? (Учиться находить приставку в слове, отличать её от предлогов.)
Цели фиксируются на доске:
учиться находить…
отличать…
правильно писать…
сформулировать вывод о роли приставки в слове…
-Что поможет нам добиться целей?
( Прежние знания, умение рассуждать, наблюдать, учитель, учебник)
-Напомните тему урока. (Приставка, её роль в слове. Различие приставок и предлогов.)-Попробуем достичь целей, работая в группах.
ЗАДАНИЕ: каждая группа получает карточку, которую надо внимательно
изучить
вспомнить алгоритм разбора слова по составу
найти и выделить приставку
написать раздельно предлог
сделать вывод о роли приставки
КАРТОЧКА
Звездолёт, полёт, лётчик, вылет, отлёт, (у)лётчика.
ФИЗМИНУТКА
ОТЧЁТ ГРУПП
-Что заметили, работая с карточкой?
-Кто может сформулировать, какую роль выполняет приставка в слове? (Заметили, что образовывались разные слова с одинаковым корнем)
-В каком случае был предлог, а не приставка? ( у лётчика)
-Как написали? ( раздельно)
-Какая орфограмма? (пробел)
-Где мы можем проверить наше предположение? (в учебнике)
-Прочитайте правило на с. 122 учебника.
-Мы правильно сделали вывод? (да)
-Напомните цели нашего урока. (пошагово выясняем, что все цели выполнены)
СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ-ОПОРЫ
-Вернёмся к заданию вначале урока, проверим, кто был прав.
-Теперь предлагаю закрепить наши новые знания и выводы, выполнив самостоятельно упр. 144 на с. 120.
Проверка выполнения упражнения.
-Напомните тему урока. (…)-Цели (…).-Мы их достигли? (да).
-Какую роль играет приставка в слове? (…)-Как пишется со словами? (…).-А предлог? (…).-Приведите примеры.
-Спасибо за урок! Личностные
-умение контролировать себя, совершать действия по инструкции;
Познавательные:
-поиск и выделение необходимой информации;
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
-определение основной и второстепенной информации
.Познавательные:
-устанавливание причинно-следственных связей:
-осуществление анализа объектов.
Регулятивные:
-умение принимать и сохранять учебную задачу:
Личностные:
-развитие адекватности самооценки:
-умение формулировать сои знания в устной форме;
Личностные :-формирование учебно-познавательного интереса
Регулятивные:
-постановка цели, прогнозирование;
-определение средств достижения цели:
-оценка своей деятельности.
Познавательные:
-умение видеть и формулировать проблему;
Коммуникативные:
-умение высказывать свою точку зрения.
-умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;
Умение организовать учебное взаимодействие в группе.
Познавательные:
-умение выделять причины и следствия, делать на основе этого вывод;
-
Представлять информацию в виде схемы-опоры;
-уметь передавать информацию в сжатом виде.
Личностные:
-положительное отношение к учебной деятельности;
-
адекватная реакция на оценку учителя.
Регулятивные:
-умение сохранять заданную цель;
-умение находить и исправлять ошибку;
-вносить необходимые коррективы в действия.
Регулятивные:
Умение проводить самоконтроль и оценку результатов своей деятельности.
Личностные:
-развитие самостоятельности и личной ответственности да свои действия.
Коммуникативные
-готовность слушать других, излагать своё мнение.