Роль танцевальных движений в укреплении здоровья дошкольников.
Роль танцевальных движений в укреплении здоровья дошкольников.
Что самое дорогое в жизни человека? Здоровье, и еще раз здоровье. Будет ребенок здоров душой и телом - вырастет и уверенно пойдет по жизненному пути. Из каких бы хороших кирпичей мы не строили здание, если фундамент плохой - здание разрушится. Заложить крепкий фундамент здоровья - наша основная задача. Именно в дошкольном детстве формируются основные дыхательные функции ребенка, особенно его физические качества и способности. И такой своевременной, такой нужной для меня оказалась программа В. Т. Кудрявцева «Развивающая педагогика оздоровления»( 1999 г., в которой нашли свое отражение идеи Э. В. Ильенкова (здоровый дух сам строит «для себя» здоровое тело, А. В. Запорожца (значение двигательного выражения в управлении детскими движениями, Н. А. Бернштейна (двигательное упражнение-это повторение без повторения, Ю. Ф. Змановского (педагогика оздоровления на стыке физиологии, психологии, педиатрии и педагогики). В своей работе руководствуюсь главными принципами программы В. Т. Кудрявцева:
-развитие воображения через особые формы двигательной активности детей (игровое экспериментирование, имитация, импровизация) ;
-формирование осмысленной моторики (упражнения типа «Стоп-кадр», «Скульптор и глина», «Лепим умелую и уверенную руку») ;-формирование у детей способности к содействию и сопереживанию.
Оздоровительное направление программы обеспечивает укрепление здоровья детей средствами физической культуры. В программу включены физические упражнения, способствующие развитию физических качеств двигательных способностей: координация, сила, быстрота, равновесие, точность, гибкость, выносливость; упражнения на формирование осанки, стопы, на развитие органов дыхания, т. е. двигательный статус ребенка. Воспитательное направление программы обеспечивает создание эмоционально- положительной атмосферы для детей. Музыка диктует логику движений. Дети учатся уверенности в движениях, умению держаться свободно, естественно и красиво. Включение элементов программы «Театр - Творчество - Дети» Н. Сорокиной (этюды) и программы «Старт» Л. Яковлевой, Р. Юдиной (подражательные движения) активизируют положительные эмоции и творческие способности детей. Основная моя задача состоит в создании интереса и потребности к танцевально - ритмической деятельности. В этой деятельности важен не конечный результат, а процесс творчества.
Систематическое использование материалов программы помогает мне подготовить детей к последующему звену в формировании ребенка, является хорошим средством повышения эмоционального тонуса малышей, их гармонического развития гуманистическим путем, средством повышения интереса к самовыражению, к активно- творческой танцевально - ритмической деятельности. В течение ряда лет руковожу спортивно-танцевальной студией «Светлячок».
Мною разработано около 10 танцевальных композиций, которые классифицированы в следующем порядке: комплексы ритмической гимнастики, танцы - выходы, танцы - представления, танцы - финальные композиции, танцы с предметами, танцы с элементами спортивной гимнастики, танцы с элементами пантомимики и балета, танцы - пародии, лирические танцы, танцы - образы, шуточные танцы, танцы ретро, русские народные танцы, танцы народов мира.Танцы и отдельные танцевальные движения являются прекрасным средством физического воспитания. Упражнения и задания на развитие мелких мышц лица и мимики (по В. Кудрявцеву) органично входят в Программу, ведь мимическому компоненту в танцах отводится существенная роль. Лица бывают эмоционально - невыразительными, застывшими. Детям нравятся мимические разминки «Спать хочется», «Вкусное варенье», «Кислый лимон», «Солнышко проснулось». Для ребенка участие в драматизациях и театрализованных играх - всегда праздник. Поэтому на каждом занятии я стараюсь использовать этюды образной выразительности программы Н. Сорокиной; подражательные движения из программы «Старт» Л. Яковлевой, Р. Юдиной.
Главное, на что я обращаю внимание, это приобщение к движению под музыку всех детей - не только способных и одаренных, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности, раскрыть «изюминку» и индивидуальность, а слабые стороны завуалировать. Да, творческий потенциал у всех разный, но возможность научиться одна. Музыкально - ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая, основанная на движениях под музыку, программа будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а так же те психические процессы, которые лежат в их основе. По желанию родителей осуществляю плановые индивидуальные консультации, где рассказываю о конкретных приемах снятия стрессов у детей (медитация, релаксация, дыхательные, мимические, психо - моторные упражнения и элементы самомассажа) .Хотелось бы, чтобы воспитатели групп и дальше были моими соратниками по идее, и большая часть мебели в МДОУ выполняла бы роль «малого физкультурного комплекса», где ребенок может реализовать свой двигательный статус (сквозь, через, под, по и над оборудованием) ; чтобы в спортзале появились современные мягкие модульные комплексы, тренажеры. Надеюсь на участие в практических семинарах по обмену опытом