Доклад на тему: «Обучение математике с использованием информационно-коммуникационных технологий и интернет-технологий»
Выступление на августовской конференции учителей математики
Учителя математики МБОУ СОШ № 21
Шакировой Натальи Владимировны
Тема: «Обучение математике с использованием
информационно-коммуникационных технологий и
интернет-технологий»
«Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит,
что предела достижений совершенства не существует.
Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том,
чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни»
(Е.И.Рерих)
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых условиях жизни? Какую роль должна играть школа в подготовке человека к полноценной жизни и труду?
Роль информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе определена в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования. Информационно-коммуникативная компетентность - один из основных приоритетов в целях общего образования, и связано это не только с внутриобразовательными причинами. Меняется весь характер жизни, необыкновенно возрастает роль информационной деятельности, а внутри нее - активной, самостоятельной обработки информации человеком, принятия им принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технических средств.
Выпускник сегодня должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, обладать высоким уровнем толерантности.
Одной из важнейших задач, стоящих перед образованием, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. Используя только традиционные методы, решить эту задачу невозможно.
Использование ИКТ в учебной деятельности предоставляет большие возможности в развитии творчества как учителя, так и учащихся. Применение ИКТ на уроках математики дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся.
Использование ИКТ в учебном процессе предполагает повышение качества образования, т. е. решение одной из насущных проблем для современного общества.
По мнению многих специалистов, ИКТ на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%.
Преимущество современного урока математики в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ.
Информационные технологии позволяют:
Построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения;
Изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление;
Рационально организовать познавательную деятельность школьников;
Использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса.
Возможности компьютерных технологий безграничны, они позволяют использовать компьютер как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинговое устройство или средство контроля и оценки качества обучения. Именно это и определяет место компьютерных технологий не только в организации учебного процесса, но и в домашних условиях.
Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет:
•сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
•эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях;
•индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
•раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки; самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
•осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.
Информационные технологии, на мой взгляд, могут быть использованы на различных этапах урока математики:
— самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;
— самостоятельное обучение с помощью учителя-консультанта;
— частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);
— использование тренинговых (тренировочных) программ;
— использование диагностических и контролирующих материалов;
— выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
— использование компьютера для вычислений, построения графиков;
— использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
— использование игровых и занимательных программ;
— использование информационно-справочных программ;
при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения:
— графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;
— возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.
Используя компьютерные технологии на уроках математики, могу отметить, что компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и, что немаловажно, выдержкой, спокойствием и «дружественностью» машины по отношению к ученику. Информация, представленная в электронном виде, как правило, не воспринимается школьниками в качестве дополнительной нагрузки.
Повсеместное внедрение в жизнь современного человека ИКТ ставит учителя перед дилеммой: либо ты идёшь в ногу со временем, учишь детей по-современному, с использованием современных обучающих технологий, либо отстаёшь и уходишь из профессии.
Использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса:
•создание уроков с использованием ИТ;
•творческая проектная работа учащихся;
•дистанционное обучение, конкурсы;
•библиотека, ресурсы Интернет;
•элективные курсы;
•социально – психологический мониторинг становления личности учащегося;
•творческое взаимодействие с педагогами.
В преподавании математики ИКТ можно применить:
•для диагностического тестирования качества усвоения материала;
•в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;
•в обучающем режиме; при работе с отстающими учениками, для которых применение компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения;
•в режиме самообучения;
•в режиме графической иллюстрации изучаемого материала.
Возможны различные виды уроков с применением информационных технологий: уроки-беседы с использованием компьютера как наглядного средства, уроки дидактических игр, уроки практической работы, уроки-диспуты, уроки-зачеты, и т.д.
При выборе условий для использования ИКТ мною учитываются:
— наличие соответствующих изучаемой теме программ;
— количество компьютеризированных рабочих мест;
— готовность учеников к работе с использованием компьютера;
— возможностями ученика использовать компьютерные технологии вне класса.
Используемые мною направления можно представить в виде следующих основных блоков:
•мультимедийные сценарии уроков;
•проверка знаний на уроке;
•подготовка к ГИА, ЕГЭ (спецкурс)
•внеурочная деятельность
Мультимедийные сценарии уроков. Одно из преимуществ использования ИКТ является резкое увеличение времени самостоятельной работы. Такой процесс обучения позволяет развивать мышление, активизировать мыслительные процессы. Работа будет творческой, если в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи вновь добываемых знаний.
Практикую проведение таких уроков как при изложении нового материала, так и при повторении пройденного.
Контроль знаний на уроке.
В данном блоке реализуется принцип доступности, компьютер выступает в роли рабочего инструмента как средство подготовки и хранения заданий и тестов и оценивании знаний учащихся.
Так, на уроке математики, проходящем в кабинете информатики, можно организовать работу учащихся с использованием мультимедийных учебных пособий, которые по сути своей являются идентичными электронными версиями печатных учебников. Для проверки знаний используется тест. Учащиеся сначала решают задачу, а затем набирают ответ в числовом или аналитическом виде или выбирают его из числа предложенных программой. Именно в этом заключается неоспоримое преимущество использования компьютера в педагогике: мы получаем индивидуального наставника персонально для каждого ученика. Однако, если ответ неверен, то программа лишь констатирует этот факт, но она не в состоянии провести анализ ошибок.
Одним из наиболее эффективных методов подготовки к ЕГЭ является метод решения тестовых заданий. Учащиеся, заинтересованные в сдаче ЕГЭ уже в 10 классе приобретают диски с тестами, выполняют задания тестов, тренируют себя.
Важным фактором при использовании информационных технологий, который оказывает большое влияние на качество обучения является программное обеспечение. Сейчас создан огромный фонд обучающих программ.
Всё чаще используются программное обеспечение учебных дисциплин: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий, тематические компьютерные игры.
Возможности компьютера, при использовании адаптированных к нему дополнительных технологий: программных продуктов, Интернета, сетевого и демонстрационного оборудования, составляют материальную базу информационно-коммуникативных технологий.
По функциональному назначению компьютерные программы условно можно разделить на четыре основных вида:
информационно-иллюстративные (заменяют обычные наглядные пособия и традиционные аудио-визуальные средства обучения);
развивающие программы (ориентированы на развитие памяти, внимания, логики, пространственного мышления учащихся);
обучающие программы (предполагают исследовательскую работу учащихся за компьютером или программы-тренажеры для получения определенных навыков);
контролирующие программы (чаще всего программы тестирования уровня обученности учащихся. Такие программы предполагают индивидуальный опрос каждого учащегося). Среди самых основных плюсов формирования материала на электронном носителе, по-моему, мнению, можно отметить разнородность учебного материала (текст, иллюстрации, анимация), интерактивность, мгновенный поиск. Все это информационное богатство, открывающее большие перспективы для учителя, конечно, невозможны на бумаге. Электронный учебник обладает рядом, несомненно, положительных свойств, выгодно отличающих его от традиционных учебников — текст учебника сопровождается большим количеством слайдов и видеофрагментов, усиливающих эмоционально-личностное восприятие учащимися изучаемого материала; использование такого учебника позволяет сделать на уроке намного больше, чем с помощью традиционных средств, повысить интерес к предмету математики.
Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, тесты в режиме on-line.
Интернет — прежде всего важный источник информации. В связи с ростом объёмов информации необходимо формировать информационную культуру. Под ней понимается знание источников информации, приёмов и способов рациональной работы с ними, применение их в практической деятельности. Поэтому вместе с учителем математики учащиеся используют ресурсы сети Интернет.
Заключение
Школьный урок — это социальный заказ общества в системе образования, который обусловлен социально-психологическими потребностями общества, уровнем его развития, нравственными и моральными ценностями этого общества.
ИКТ в образовательном процессе — это норма жизни современного учителя и ученика. Использование ИКТ в образовательном процессе обязательно приводит к положительным результатам обучения, а
именно:
знания приобретают качества системности;
умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях;
усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учеников;
более эффективно формируются их убеждения, достигается всестороннее развитие личности;
усиливается оптимизация, интенсификация учебной и педагогической деятельности.
К сожалению, процесс модернизации в системе образования проходит трудно. Связано это с тем, что педагоги нацеливают учащихся только на получение твердых теоретических знаний, часть которых, на мой взгляд, не получит практического применения в будущей жизни.
Не секрет, что сложившуюся практику преподавания математики характеризуют традиционное изучение математических формул, абстрактность математических понятий, которые обычно запоминаются механически.
На мой взгляд, на уроках математики заявленная проблема в какой-то степени может быть решена путём использования компьютерных технологий, которые, во-первых, имеют в своей основе строгий алгоритм действий ученика. Ведь не каждый ученик, выучив правила, может ими пользоваться. Использование алгоритмов, схем-карт, таблиц, то есть ориентирующих схем, упорядочивает процесс обучения.
Во-вторых, в связи с острой проблемой экономии времени в ходе учебного процесса перед современной школой также ставится задача — найти средства и приёмы обучения, позволяющие максимально экономить время на уроке. На мой взгляд, использование компьютера на уроках и является одним из таких средств.
В-третьих, я считаю, что обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий, — это и уровневая дифференциация, потому что в условиях этой технологии ученик имеет право на выбор содержания своего образования, уровня усвоения. При этом деятельность учителя должна обеспечить возможность каждому школьнику овладеть знаниями на обязательном или более высоком уровне (по выбору ученика).
В соответствии с поставленными целями, ИКТ должны помочь ученику получить более качественные знания, которые необходимы для успешной сдачи Единого Государственного Экзамена.
Вводить компьютерные компоненты можно в уроки любых предметов. Все дело заключается в целесообразности, наличии соответствующих качественных программ, условиях использования.
На сегодня нет ни одной специальности, ни одной сферы деятельности, где бы ни использовался компьютер, поэтому без профессионального роста в освоении информационно-коммуникационных технологий не обойтись.