Практическое пособие для развития музыкально-ритмических движений у дошкольников Пляски, танцы, хороводы
РАЗРАБОТАЛА:
Дженкова Ольга Юрьевна,
музыкальный руководитель
МБДОУ «Буратино»
2016
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Танец «Полька для малышей»
Танец капелек
Танец «Маленький ёжик»
Танец с платочками
Танец «Веселый хоровод»
Танец с погремушками
Танец Снегурочки и снежинок
Парный танец «Дружба»
«Танец с игрушками»
Танец «Веселые матрешки»
Танец пекарей
Хоровод «Березка»
Танец «Озорные петушки»
Танец «Озорные мышки»
Парный танец с хлопками
Танец с воздушными шарами
Танец лягушат 3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Танец «Полька для малышей»
Эстонская танцевальная мелодия
1-я фигура
1-8 тактДети держась за руки, бегут на носочках по кругу
и в конце музыкальной фразы останавливаются лицом друг. к другу.
9-12 тактДети выполняют «Пружинку».
13-16 тактКружатся в паре «лодочкой».
2-я фигура
1-8 тактДети держась за руки, бегут на носочках по кругу и в конце музыкальной фразы останавливаются лицом друг к другу.
9-12 тактДети выполняют «Топотушки».
13-16 тактКружатся в паре «лодочкой».
3-я фигура
1-8 тактДети держась за руки, бегут на носочках по кругу и в конце музыкальной фразы останавливаются лицом друг к другу.
9-12 тактДети выполняют хлопки в ладоши.
13-16 тактКружатся в паре «лодочкой».
Танец капелек
Автор слов неизвестен. Музыка М.Гоголевой
1. Вот какие капельки:
Три, четыре, пять.
Капельки, капельки,
В сад идут гулять.
Дети выходят вперед лицом к зрителю,
высоко поднимая колени.
Выстраиваясь в две - три линии.
Припев:Кап-кап-кап,
Кап-кап-кап,
В сад идут гулять. Хлопают
Топают.
Кружатся
Проигрыш:Пружинка, ручки подняты вверх, и кистями рук,
как бы ловим капельки.
2. Капельки в ладошки,
Хлопают звончей.
Музыка дождинок,
Играет веселей.
Дети в паре хлопают в ладоши.
Припев: Слова и движения те же.
3. Если мы под солнышком
Будем танцевать.
Будут во лесочке,
Грибы расти опять.
Дети бегут по кругу на носочках.
Припев: Слова и движения те же.
Проигрыш:Движения те же.
4. Не сердись, ты дождик,
Выходи гулять.
Будем вместе дождик,
Танец сочинять.
Дети грозят пальчиком.
Машут ручкой «зовут дождик».
Выставляют поочередно ножки на каблучок
Припев: Слова и движения те же.
Проигрыш:Движения те же.
Танец «Маленький ёжик»
1. Маленький ёжик,
Четверо ножек.
На спине листок несет,
Песенку поет.
Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Дети ставят руки на пояс и кружатся.
Припев: Фуф-ты фуф-ты фуф-ты фу,
На спине листок несу.
Самый сильный я в лесу,
И боюсь одну лису. Поочередно поднимают и опускают согнутые в локтях руки.
Руки на поясе, повороты корпусом вправо-влево.
Сжимают пальцы в кулачок, разводят руки в стороны и сгибают их к плечам.
Прижимают ручки к груди, кисти опущены вниз, и встряхивают ими «дрожат».
Проигрыш:Повтор движений припева.
2. Маленький ежик,
Четверо ножек.
На спине грибок несет,
Песенку поет.
Выставляю поочередно ножки на каблучок.
Дети берут руки на пояс и кружатся.
Припев:Слова и движения те же.
Проигрыш:Движения те же.
3. Маленький ежик,
Четверо ножек.
На спине лису несет,
Песенку поет.
Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Дети берут руки на пояс и кружатся.
Припев:Слова и движения те же.
Проигрыш:Движения те же.
Танец с платочками
Автор слов Н. Зарецкая. Автор музыки М.Гоголева
1. Мы платочки все возьмем,
Выйдем и попляшем.
Вот как весело идем,
И платочком машем. Дети бегут на носочках друг за другом, образуя круг,
или идут высоко поднимая колени.
Платочек в правой руке и машут платочком.
Проигрыш:
Музыка А – дети выполняют пружинку и прячутся за платочек 2-4 раза.
Музыка Б – дети на носочках бегут в круг, выполнить взмах платочком, идут из круга – выполнить взмах платочком.
Музыка В – выполняют ковырялочку вперед с переступанием, возможно вариации с ковырялочкой в поворотом на 180 градусов на переступаниях.
2. Вот потопают ногой
Ножкою детишки.
Топай весело, не стой,
Ножкою малышка.
Дети поочередно топают правою и левою ногой.
Проигрыш:Повтор движений, указанных выше.
3. Мы покружимся сейчас,
На носочках с вами.
Этот дружный перепляс,
Потанцуйте с нами.
Дети кружатся на носочках.
Проигрыш:Повтор движений, указанных выше.
4. Как «пружинить» мы начнем,
Быстренько ногами.
И легонечко платком,
Мы помашем с Вами.
Дети выполняют пружинку с разворотом корпуса
вправо-влево, и машут платочком.
Проигрыш:Повтор движений, указанных выше.
Танец «Веселый хоровод»
Слова М. Семернина Музыка Л. Бирнова
1. Эй, дружок, все в кружок.
Станем по порядку.
Сапожок – на носок,
А потом на пятку. Пружинка с поочередным раскрытием правой и левой руки в сторону.
Поочередно выставляем ножки вперед на носок.
Поочередно выставляем ножки на пятку.
Припев:
Закружился хоровод,
Все кружится, все плывет.
Хорошо, хорошо,
Хорошо, мы пляшем.
Дети берутся за руки и бегут по кругу
по линии танца,
потом против линии танца.
Проигрыш:
Два хлопка перед собой, два шлепка по коленям и кружатся вокруг себя.
Повторить еще раз хлопки и покружится вокруг себя в другую сторону.
2. Эй, дружок, все в кружок,
Протяни мне руку.
Поспевай, не зевай,
Побежим по кругу. Плие и одновременно правой рукой как бы зовут детей, правой рукой, затем левой.
Открывают в сторону правую руку, затем левую.Берутся за руки и бегут в круг, затем из круга.
Припев:слова и движения те же.
3. Эй, дружок, все в кружок, Стали по порядку.
Кулачок на бочок
И пошли вприсядку Пружинка с поочередным раскрытием правой и левой руки в сторону.
Пружинка с выносом ножки на каблук.
Выносим ножки поочередно, правую затем левую.
Припев:Слова и движения те же.
Повторить еще раз хлопки и покружится вокруг себя в другую сторону.
Танец с погремушками
Автор слов неизвестен
И.П. - дети врассыпную стоят по залу в руке у каждого ребенка – погремушка.
1. Погремушки в руки взяли,
И по залу побежали.
Погремушки у ребят,
Очень весело шумят.
Дети бегут по кругу на носочках
и гремят погремушками.
Проигрыш:
Ударяют поочередно погремушками выше колена поднятой и согнутой ноги.
2. Погремушки показали,
И за спинки их убрали.
Погремушки у ребят,
За спиною не шумят.
Открывают руки вперед с погремушками,
прячут за спинку погремушки,
выполняя легкое приседание.
Проигрыш:
Поочередно выставляют ногу на каблук в сторону, руки с погремушками
раскрывают в сторону к ноге, которая выносится на каблук.
3. Где-же, где-же погремушки,
Наши звонкие игрушки?
Погремушечки звенят,
Над головкой у ребят.
Поднимают погремушки вверх, над головой,
одновременно выполняя легкое приседание,
а после подняться на носочки.
Проигрыш:
Легкое приседание, и гремят погремушками сначала воле правого ушка,
затем возле левого ушка.
Танец Снегурочки и снежинок
Исходное положение – дети снежинки становятся в полукруг.
Вот снежок, летит, летитДевочки «снежинки» бегут стайкой за
Снегурочкой,
И на солнышке блестит. в руках держат серебристый дождик.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля Выполняют поочередно махи снежком
И на солнышке блестит.– правой затем левой ручкой.
Проигрыш:Кружение в паре.
Дует ветер-ветерок, Останавливаются и покачивают вправо –
И летит, летит снежок.влево с вытянутыми вперед руками
Ля-ля-ля, ля-ля-ля
И летит, летит снежок.Взмахи снежком вверх-вниз.
Проигрыш:Кружение в паре.
Закружился, заблестел, Девочки медленно кружатся вокруг себя
Над полями полетел.опустив руки вниз.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля
Над полями полетел.Девочки вращают кистями.
Проигрыш:Кружение в паре.
Ветер стих и наутек, Девочки «снежинки» медленно
приседают на
А снежок на землю лег.корточки, опускают ручки и наклоняют
голову вниз.
Парный танец «Дружба»
Исходное положение – дети по кругу стоят в парах.
1-4 такты: – «Пружинка»
5-й такт: – Два хлопка перед собой.
6-й такт: – Два хлопка по коленям.
7-й такт: – Два хлопка перед собой.
8-й такт: – Два хлопка по коленям.
9-10 такты – 4 шага назад.
11-й такт: - 3 хлопка вправо.
12-й такт: - 3 хлопка влево.
13-14 такты – 4 шага вперед.
15-й такт: - 3 хлопка вправо.
16-й такт: - 3 хлопка влево.
17-18 такты: - Руки «лодочкой» 2 приставных шага в сторону.
19-20такты: - Кружатся.
21-22 такты: - Руки «лодочкой» 2 приставных шага в сторону.
23-24такты: - Кружатся.
Данную композицию повторить еще раз сначала.
Танец с игрушками
Исходное положение – дети по кругу в руках держат игрушки.
Мы игрушки в руки взяли,
И по залу побежали.
А, как начали бежать,
Никому нас не догнать.Бегут по залу на носочках с игрушкой в руках.
А сейчас остановились,
Веселее в пляс пустились.Останавливаются и выполняют «Пружинку».
Будем мы сейчас плясать,
Будем ножками стучать.Дети выполняют «топотушки» на месте.
Как присядка хорошо,
Игрушка пляшет не спеша. Полуприседание с выносом поочередно
Ты за нами повторяй, правой и левой ножки на каблук вперед.
И легонько приседай.
Ты, игрушка, отдохни, Сажают игрушку на пол.
На пол сядь и посиди.
Бей-ка в ладошки, Хлопки в ладоши.
Наши детки – крошки.
Мы игрушку поднимаем, Поднимают игрушку, обнимают и покачивают.
Приласкаем, обнимаем.
Вот как весело у нас, Дети кружатся, подняв игрушку вверх.
Вы похлопайте сейчас.
Танец «Веселые матрешки»
Музыка Ю. Слонова.
Мы веселые матрешки,Легкие приседания, ручки на юбочке.
Ладушки, ладушки.Хлопают в ладоши.
На ногах у нас сапожки,поочередно выставляют ногу на каблук
Ладушки, ладушки.Хлопают в ладоши.
Проигрыш:
1-я часть. «Ковырялочка» вперед с правой и левой ноги с тройным притопом.
2-я часть. Кружение на носочках вокруг себя, и остановиться по парам лицом друг к другу
В сарафанах наших пестрых,Легким бегом на носочках, меняются местами.
Ладушки, ладушки.Хлопают в ладоши.
Мы похожи словно сестры,Возвращаются на свои места,
Ладушки, ладушки.легким бегом на носочках и хлопки.
Проигрыш:
1-я часть. «Ковырялочка» вперед с правой и левой ноги с тройным притопом.
2-я часть. Кружение на носочках вокруг себя, и остановиться по парам лицом к зрителю.
Завязали мы платочки,Наклон корпуса вперед, одновременно
Ладушки, ладушки взявшись за концы платка.
Раскраснелись наши щечки, Рисуем круги указательным пальчиком на Ладушки, ладушки.щечках, наклоняя и поворачивая корпус к
своей паре.
Проигрыш:
1-я часть. «Ковырялочка» вперед с правой и левой ноги с тройным притопом.
2-я часть. Кружение на носочках вокруг себя, и остановиться по парам лицом друг к другу
Танец пекарей
Музыка В.Локтева
Музыка А.
Мальчики «пекари» с подносами в руках (на подносах, разные испеченные изделия), выходят высоким шагом, и строятся двумя шеренгами в шахматном порядке.
Музыка А1.
1-2 такт Приставной шаг вправо-влево с полуприседанием.
3-4 такт Высоким шагом, мальчики выполняют поворот вокруг себя, держа подносы в двух руках перед собой.
5-8 такт Повтор 1-4 такта.
Музыка Б.
Мальчики – пекари, стоят лицом к зрителю и выставляют поочередно, то правую, то левую, ногу на каблук.
Музыка Б 1.
Мальчики выполняют «пружинку», поворачиваясь слегка вправо-влево, показывая свои испеченные изделия на подносах.
Музыка В.
Мальчики перестраиваются в одну шеренгу, идут высоким шагом на зрителя. Все вместе выставляю руки с подносами вперед и выполняют поклон.
Хоровод «Березка»
Слова А.Матлиной. Музыка Р.Рустамова.
Исходное положение: В центре зала стоит березка. Дети встают в круг вокруг березки. В руке у детей платочек.
Мы вокруг березки,
Хороводом стали.Дети выполняют легкие приседания,
Яркие платочки,с разворотом корпуса вправо – влево,
Высоко подняли.взмахивая платочком.
Припев:
Ты березка посмотри,
Дети идут в круг к березке, и в конце выполняют притоп и взмах платочком.
Это пляшут малыши, малыши.
Дети идут с круга от березки, и в конце выполняют притоп и взмах платочком.
Ты березка посмотри,
Это пляшут малыши, малыши. Дети кружатся на месте.
Мы вокруг березки,
Весело гуляли.Дети идут по кругу друг за другом вокруг березки.
Весело гуляли,
Ножками шагали.
Припев:Повторить движения припева, указанные выше.
Мы с тобой березка
Поиграем в прятки. Дети выполняют плие и прячутся за платочки.
Отгадай березка,
Где же все ребятки.
Припев:Повторить движения припева, указанные выше.
А теперь березка,
Нам пора проститься. Приставной шаг вправо и влево,
Нам пора проститься, и поклон
Низко поклониться.
Танец «Озорные петушки»
Слова и музыка Е.Гомоновой.
Весело идут шагают,
Озорные петушки. Дети идут друг за другом, по кругу,
Выше крылья поднимают, высоко поднимая ноги и ритмично
Задирают гребешки.выполняя взмахи руками «крыльями».
Припев:
Петушки распетушились,
Дети сходятся в круг, положение рук за спиной.
Но, подраться не решились.
Грозят пальчиком.
Если очень петушиться,
Дети расходятся с круга, положение рук за спиной.
Можно перышек лишиться.
Грозят пальчиком.
Проигрыш:
Дети кружатся вокруг себя, высоко поднимая ноги, ритмично выполняя
взмахи руками «крыльями».
В конце музыкальной фразы дети стают парами, поворачиваясь друг к другу лицом.
Весело идут, шагают, Дети меняются местами, выполняя три шага.
Озорные петушки.Три хлопка руками «крыльями» по бокам.
Выше крылья поднимают, Меняются местами, возвращаясь на свои
Задирают гребешки.места, выполняя три шага.
Три хлопка руками «крыльями» по бокам.
Припев:
Петушки распетушились,
Дети сходятся в круг, положение рук за спиной.
Но, подраться не решились.
Грозят пальчиком.
Если очень петушиться,
Дети расходятся с круга, положение рук за спиной.
Можно перышек лишиться.
Грозят пальчиком.
Проигрыш:Дети сходятся и кружатся в паре.
Танец «Озорные мышки»
Автор слов и музыки Е. Ремизовкая
Мы веселые мышата, Легкие приседания с поворотом
Будем дружно все плясать.корпуса вправо, влево.
Озорные мы ребята, Хлопают в ладоши, «топотушки»,
Любим польку танцевать.согнув немного колени.
Припев:
Ох, как скачем мы
На полянке, у сосны. Выполняют поочередно прыжки вправо-влево.
Хвостиком машем, Прыжок – спиной к зрителю, крутят «хвостиком».
Полечку пляшем! Прыжок – лицом к зрителю, крутят «хвостиком».
Проигрыш:
Два хлопка в ладоши перед собой, три притопа, поворот на носочках вокруг себя- 2 раза.
Посмотрите на сапожки,
Как красивы наши ножки! Приседание с выносом нож на каблук вперед.
Будем с мамой приседать,
Лихо польку танцевать! Движение выполняется поочередно
с правой и левой ноги.
Припев:Повтор выше указанных движений.
Проигрыш:Повтор выше указанных движений.
Выставляем все носочки,Выставить носок правой ноги вперед,
делая ее несколько «уколов» в пол.
Мамины сыны и дочки.Выставить носочек левой ноги вперед,
делая ее несколько «уколов» в пол.
Шире круг, веселей!
Пляши, ножек не жалей!Дети берутся за руки и перестраиваются
на круг.
Припев:Повтор выше указанных движений.
Проигрыш:Повтор выше указанных движений.
Лапкой влево, лапкой вправо, Взмах кистью левой руки влево,
правой руки-вправо.
Ох, для нас, мышат, забава.Прыжки на двух ножках.
Повернись, покружись!Дети кружатся вокруг себя.
Вместе с мамой веселись!Выполняют «топотушки» с хлопками.
Припев:Повтор выше указанных движений.
Проигрыш:Дети убегают.
Парный танец с хлопками
Исходное положение – Дети стоят парами по кругу.
Музыка А
1-7 такт. Дети двигаются мелким бегом на носочках (или подскоками – на выбор педагога) парами по кругу по часовой стрелке.
8 такт. Дети разворачиваются в другую сторону.
9-16 такт. повтор движений 1-7 такта. В конце музыкальной фразы, останавливаются и поворачиваются лицом друг к другу.
Музыка Б
1-4 такт. Дети выполняют два хлопка в ладоши перед собой, и два хлопка по коленям. Повторить 2 раза.
5-8 такт. Мелким бегом на носочках (или подскоками) меняются местами
со своим партнером.
6-16 такт. Повтор движений 5-8 такта.
Музыка В
1-4 такт. Дети парами берутся за руки и выставляют поочередно ноги
вперед на носок.
5-8 такт. Дети кружатся, меняясь местами, держась за руки.
9-16 такт. Повтор движений 5-8 такта.
Далее танец повторяется сначала.
При повторе танца можно
в музыке А – заменить бег на носочках на подскоки,
а в музыке В – заменить вынос ноги на носочек, на пятку.
Танец с воздушными шарами
Вступление
Дети стоят по кругу друг за другом, (девочки между мальчиками)
Каждый держит в правой руке воздушный шарик (за ниточку у основания).
Девочки – одного цвета, мальчики – другого цвета.
Первая часть
Такты 1-15. Легко бегут по кругу друг за другом, подняв шарик вверх.
Такт 16. Останавливаются, повернувшись лицом в круг.
Вторая часть
Такт 1-8. Подняв шарик вверх покачиваются с одной ноги на другую
Такты 9 -16. Дети кружатся.
Такт 17. Слегка приседают.
Третья часть
Такт 1. На сильную долю такта двумя руками подбрасывают
шарик, слегка приседая.
Такты 2-3. Медленно приседают и ловят шарик обеими руками
почти у пола.
Такт 4. Выпрямляются. Шарик держат на ладонях.
Такты 5 - 16. Повторяют движения тактов 1-4.
Четвертая часть
Такты 1-15.Поднимают шарик вверх и бегут по кругу друг за другом.
Такт 16.Останавливаются, повернувшись лицом в круг.
Руки опускают вниз.
Пятая часть
Такты 1-4. Девочки легко бегут к центру круга, плавно поднимая шарик вверх.
Такты 5-8. Отбегают назад (спиной), плавно опуская шарик вниз.
Одновременно мальчики бегут к центру круга, поднимая вверх шарик.
Такты 9-16. Повторяют движения тактов 1-8.
Шестая часть
Такты 1-4. Кружатся вправо. Рука с шариком поднята вверх.
Такты 5-18. Девочки бегут в одну сторону, мальчики – в другую (два концентрических круга), подняв шарик вверх.
Такт 19. Останавливаются, поворачиваются лицом в круг и опускают руки.
Такты 20-24. Выполняют небольшие шаг, сужают оба круга.
Такты 25-26. Поворачиваются спиной к центру круга, лицом к зрителю.
Такт 27. Подбрасывают шарик высоко вверх – «имитируя салют».
Танец лягушат
Дети врассыпную разбегаются по залу
Мы – зеленые лягушки, Выполняют пружинку,
Пучеглазые квакушки.руки согнуты в локтях, пальцы растопырены
Вышли из канавкиШагают на месте,
Поскакать по травке.покачивая корпусом вправо и влево
Припев:
Прыг да скок, прыг да скок, Прыжки, руки согнуты в локтях.
Вышли из канавки. Покачивание корпусом, шагая на месте.
Прыг да скок, прыг да скок, Выполняют прыжки.
Поскакать на травке.Покачивают корпусом, шагая на месте.
Проигрыш:
Дети кружатся вокруг себя и поворачиваются по парам лицом друг к другу.
Мы – зеленые лягушки, Поочередно выставляют ногу
Пучеглазые квакушкив сторону на каблук с притопом.
Очень любим квакать, Пружинка с хлопком в ладоши,
Не умеем плакать.и открывая согнутые руки в локтях в стороны.
Припев:
Ква-ква, ква-ква-ква,Выполняют наклоны корпуса вперед, назад
Очень любим квакать.Выполняют быстрые топотушки.
Ква-ква, ква-ква-ква,Выполняют наклоны корпуса вперед, назад.
Не умеем плакать.Выполняют быстрые топотушки.
Проигрыш:
Дети кружатся вокруг себя и поворачиваются лицом к зрителю.
Мы – зеленые лягушки, пружинка с поворотом
Пучеглазые квакушки.корпуса вправо-влево.
Кушать нам охота,
Побежим в болото.Полное приседание на корточки, касаясь ладошками пола.
Припев:
Ква-ква, ква-ква-ква, Шагают на месте, покачиваясь из стороны
Кушать нам охота.в сторону, руки согнуты в локтях.
Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп-шлеп,
Побежим в болото.Бег на месте.
Проигрыш:Дети кружатся вокруг себя и садятся на пол.