Разработка урока по биологии Особенности строения и жизнедеятельности млекопитающих. Лабораторная работа Скелет и внутреннее строение млекопитающих
Урок биологии 7 класс
Тема урока: Особенности строения и жизнедеятельности млекопитающих. Лабораторная работа «Скелет и внутреннее строение млекопитающих».
Цели: формирование знаний учащихся об особенностях строения, процессов жизнедеятельности млекопитающих; показать черты их усложнения по сравнению с пресмыкающимися.
Задачи:
образовательные: добиваться усвоения учащимися знаний об особенностях строения, процессов жизнедеятельности млекопитающих, как наиболее организованных позвоночных.
воспитательные: продолжать формирование научного мировоззрения учащихся, на основе раскрытия взаимосвязи строения систем органов с их функциями; филогенетических взаимоотношений с пресмыкающимися. Осуществлять экологическое воспитание: прививая бережное отношение к млекопитающим, как важного компонента среды обитания.
развивающие: совершенствовать умения вести наблюдения за животными, распознавать их на таблицах, рисунках; сравнивать животных одного типа между собой; составлять общую характеристику класса, работать с учебником: использовать текст, рисунки в качестве источника знаний, составлять план статьи параграфа.
Этапы урока.
№ учебного
элемента
Учебный материал с указанием заданий
Рекомендации
По выполнению задания
УЭ-0
Интегрирующая цель: в результате л.р. раскрыть особенности скелета млекопитающих. Продолжить развитие навыков учебной деятельности.
Постановка проблемы:
Сегодня мы с вами приступаем к изучению внутреннего строения млекопитающих.
Какие особенности строения млекопитающих позволили им стать одной из господствующих групп животных на нашей планете?
Внимательно прочитайте цели урока.
Ответь на ?
УЭ-1
Изучить особенности строения, процессов жизнедеятельности млекопитающих.
Формирование новых понятий и способов деятельности по теме.
1.Лабораторная работа
Тема: Изучение скелета млекопитающих.
Цель: Изучить особенности скелета и внутреннего строения млекопитающих, в связи с выполняемыми функциями.
Материалы: инструктивные карты, схемы, учебники.
Ход работы:
1. вспомните отделы скелета лягушки. Изучите скелет млекопитающего по таблице и рис.167.
Беседа по вопросам:
каково значение скелета для животных?
перечислите отделы скелета пресмыкающихся.
Каково значение скелета?
Заполните таблицу, пользуясь материалами §61 (стр 208-209)
Отдел скелета
Кости, особенности
значение
череп
Скелет туловища
1.Позвоночник
А)шейный отдел
В)грудной
С)поясничный
Д)крестцовый
е)хвостовой
2. грудная клетка
12 позвонков
6-7позвонков
4слившихся
Разное кол-во у разных видов
Грудные позвонки, рёбра и грудина
Пояс передних конечностей
Скелет передней конечности
Скелет задней конечности
Пояс задних конечностей
? чем отличается скелет собаки от скелета ящерицы?
Рассмотрите особенности строения по таблице, скелету и по рис. стр.210 учебника.
Работайте в паре, записи в тетрадь.
В помощь: «Дидактика»
Стр.175 и инструкция для самопроверки
УЭ-2
Цель: получить представление о внутреннем строении .
Работайте с учебником. Прочти текст параграфа стр.209 со слов «пищеварительная система» до «наземные» и заполни таблицу.
Система органов
особенности
пищеварительная
дыхательная
кровеносная
выделительная
нервная
Работаем в парах
1 пара
2 пара
3 пара
4 пара
Обмен знаниями.
УЭ-3
Цель: получить представление о размножении.
1.Просмотри кадры электронного учебника «размножение млекопитающих»
2. Пользуясь текстом стр.211 «органы размножения», вставь пропущенные слова.
Млекопитающие - ., оплодотворение - .
Зародыш развивается в .. Зародышевые оболочки соединяются со стенкой матки, образуется ., или .. Чем больше животное, тем .. его беременность.
3. Млекопитающие вскармливают детёнышей молоком, которое образуется в млечных железах и содержит все необходимые питательные в-ва.
У хищных и грызунов детёныши слепые.
У большинства растительноядных – зрячие и вполне сформировавшиеся. Забота о потомстве.
Работай с классом, учителем.
Рис.169 стр.211
Запомни!
УЭ-4
закрепить знания по изученной теме.
Проверьте знания по электронному учебнику: «скелет кота» и «внутреннее строение»
Работай с классом
УЭ-5
Итог урока. 1. Прочитайте цели урока.
2.Достигли вы этой цели?
Что было трудным?
Домашнее задание: п61, диаграмма «отряды млекопитающих»
Обсуждайте вместе с классом.
15