Разработка урока по биологии на тему Многообразие Млекопитающих НСО (7 класс)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №2»
630063,г.Новосибирск 63, ул.Чехова,271 тел. 262-48-13
Урок биологии, 7 класс
Тема: "Многообразие Млекопитающих НСО"
Учитель биологии
высшей квалификационной категории
Утева С.Б.
Цель урока: познакомиться с обычными и редкими видами животных Класса Млекопитающие в НСО с использованием ИКТ-технологии, технологии сотрудничества (работы в группах), игровые технологии в условиях реализации ФК ГОС.
Задачи:
Образовательные:
рассмотреть многообразие Млекопитающих НСО;
выяснить, какие виды занесены в Красную Книгу НСО.
привлечь интерес обучающихся к данной теме.
Развивающие:
развивать способность учащихся к самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время;
продолжить формирование умения работать с различными источниками информации, умения анализировать, обобщать и отбирать необходимую информацию;
способствовать умению применять полученные знания в практических жизненных ситуациях.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природному богатству нашей малой родины;
экологическое, эстетическое и природоохранное воспитание школьников.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация с использованием ЭОР, листочки для оценки работы.
Тип урока: урок обобщения с применением ИКТ.
Методы: самостоятельная групповая работа, демонстрация презентации, сообщение учащихся, викторина.
Оформление классной доски: записана тема и основные вопросы урока.
План урока:
1. Организационный момент (2 минуты).
2. Обобщение изученного материала (30 минут).
Физкультминутка
3. Закрепление знаний (8 минут).
4. Итоги урока (3 минуты)
5. Домашнее задание (2 минуты).
Ход урока:
I. Организационный момент (2 минуты).
Приветствие. Организация групповой работы.
Тема урока, её место в разделе «Класс Млекопитающие». Задачи урока. Работа в тетради.
II. Обобщающее повторение (30 минут)
Учитель: Известный новосибирский биолог, орнитолог, эколог Н.Н. Балацкий в систематическом списке млекопитающих НСО (диких и одомашненных) выделил 9 отрядов, 24 семейства, 58 родов и 88 видов млекопитающих, из которых 10 видов занесены в Красную книгу НСО.
Сегодня на уроке мы познакомимся с представителями отрядов млекопитающих НСО. Для этого мы разделили класс на 5 групп, каждая группа в качестве домашнего задания приготовила презентацию о представителях отряда по заданному алгоритму:
составить презентацию фотографий представителей отряда;
описать по плану по одному из представителей отряда;
придумать интересный вопрос о любом из рассмотренных группой животных.
1 группа – Отряд Ежеобразные (Еж обыкновенный) и Отряд Грызуны (Сурок лесостепной);
2 группа – Отряд Землеройкообразные (Крот сибирский) и Отряд Зайцеобразные (Заяц-русак);
3 группа – Отряд Рукокрылые (Вечерница рыжая) и Отряд Хищные (Барсук);
Физкультминутка
4 группа – Отряд Парнокопытные (Косуля сибирская) и Отряд Непарнокопытные (Лошадь домашняя);
5 группа – Млекопитающие из Красной книги НСО (Тушканчик большой, Выдра речная).
Задача выслушать группу, рассмотреть предложенные материалы, ответить на вопросы докладчиков и заполнить таблицу:
Отряд/
представитель Особенности строения Место обитания Особенности питания Значение для природы и человека
Вопросы групп:
1 группа: В эпидемиологии есть понятие «ежечас», что оно выявляет?
2 группа: Зачем зайцу длинные уши?
3 группа: Почему существует выражение о том, что летучая мышь «видит ушами»?
4 группа: Какой сигнал подают косули хвостом?
5 группа: Чем уникальны лапы тушканчика?
III. Закрепление изученного (8 минут):
Викторина (презентация)
IV. Итоги урока
Выводы:
в НСО 88 видов диких и домашних млекопитающих, из них 10 видов занесены в Красную книгу НСО;занесенные в Красную книгу млекопитающие имеют статус редкого таксона, имеющего малые по численности популяции в НСО.
Предлагается каждому ученику на отдельном листочке оценить работу участников своей группы и выбрать наиболее активного ученика (ов).
V. Домашнее задание (2 минуты): стр. 240-246, записи в тетради, подготовиться к тестовой работе по теме Класс Млекопитающие,
по желанию творческое задание: составить схему, кроссворд, ребусы, подобрать загадки по теме Класс Млекопитающие.
Список литературы:
Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2014;
Уроки биологии по курсу «Биология.7 класс. Многообразие живых организмов»: Сборник. - М.: Дрофа, 2008;
Красная книга Новосибирской области/Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области. – 2-е издание, Новосибирск, Арта, 2008.
ЭОР www/ balatsky.ru