Интегрированный урок литературы и истории Человек в тоталитарном государстве 11 класс

Человек в тоталитарном государстве.
Интегрированный урок литературы и истории с элементами лабораторной работы.
Задачи:
Образовательная: усвоить наличие в послевоенном СССР двух альтернатив общественно-политического развития – демократической и тоталитарной.
Развивающая: совершенствование умение учащихся выделять главное в изученном материале, анализировать, делать выводы. Развивать речь учащихся, мышление, внимание, память; формировать умения и навыки работы с документами, видеоматериалами, схемами, таблицами.
Воспитательная: расширить познавательный интерес школьников к истории своей родины, воспитать уважение к людям, ставшим жертвами политических репрессий, научить быстро и четко организовывать свой учебный труд.
Основные понятия: тоталитаризм, ГУЛАГ, политические репрессии, террор, спецпоселения,
Оборудование: компьютер, компьютерный учебник «История России. 20 век»
Ход урока.
Диалог учащихся:
- Вы арестованы!
-Я? За что? Это ошибка! Разберутся! Там же люди.
Учитель литературы: Этот вопрос повторяли миллионы раз и никогда не получали ответа. И человек идёт безропотно
Диалог учащихся:
- Вы не узнаёте меня, Пётр Иванович?
- Как будто нет, хотя
- Ну как же, как же я Вам напомню одну минуточку отойдёмте
Учитель литературы: И – навсегда или на 10 лет. Вас арестовывает монтёр, велосипедист, кондуктор, шофёр такси или возлюбленный.
Учитель истории: О каком времени идет речь в диалоге?
Как описывают и вспоминают то время очевидцы? Проанализируйте документ № 1 (Социальная политика 30 –ых годов) и ответьте на этот вопрос. Работа над документом 1.
Опишите политическую ситуацию в стране (тоталитарный режим, основные его черты: полный контроль над всеми сферами жизни, господство единой идеологии, репрессии, господство одной партии, командно-административная экономика)
А теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока. Над чем мы сегодня с вами будем работать (формировать навыки работы с историческими документами, графиками, таблицами)
Учитель литературы: Вдумайтесь в такую цифру. В 1934 году в состав союза писателей входило 2 500 человек. А репрессировано было 2 000! Почему? За что?
Наша задача не выносить приговор, не судить категорично и жестко бросать оскорбления в адрес прошлого. Попытаемся увидеть судьбу человеческой личности в тоталитарном государстве.
Это была эпоха невиданного энтузиазма: всё соседствовало, всё было рядом – аресты, лагеря и упоение «коммунистической мечтой». Голод в Поволжье и на Украине и массовые праздники в больших городах. Взлёт кинематографа и советской песни.
У вас на столах лежат тексты песен 30-х годов (документ 2). Представьте государство на основании этих текстов. Подберите эпитеты, которые характеризуют страну того времени.
Звучит песня «Москва майская»
Учитель истории: Проанализируйте текст Уголовного кодекса (документ 3) и таблицу о лагерях НКВД 1935 года (документ 1). О чем говорят документы и цифры? Какова была обстановка в стране? Каждый человек мог стать жертвой хорошо отлаженной государственной карательной системы.
Учитель литературы: Пусть наша встреча будет своеобразным памятником всем репрессированным.
- Вспомните, в чём обвинили поэта Гумилёва?
- Он не донёс Советской власти, что ему предлагали вступить в ряды заговорщиков. Поэт категорически отказался от предложения. Но доносить не пошёл. Почему?
- Мешало понятие чести. Что такое честь?
- По словарю В. Даля, это «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».
- Поэтому отправляли на Лубянку тех, кто стремился в чистоте сохранить свою совесть.
Следующий слайд фото О. Мандельштама.
Ученик 1: Пусть имена цветущих городов
Ласкают слух значительностью бренной
Не город Рим живёт среди веков,
А место человека во вселенной.
Им овладеть пытаются цари,
Священники оправдывают войны,
И без него презрения достойны,
Как жалкий сор, дома и алтари.
Учитель литературы: Это стихотворение О. Мандельштама. Одного из творческих людей, пострадавших в годы репрессий.
Многие свято верили в непогрешимость Сталина и власти, они писали полные недоумения и веры строки.
Ученик 2: За что? Пусть Господь разберёт
И движется длинный-предлинный
Наш, к гибели нашей черёд.
Но, брат мой, вмурованный в камень,
Пойми, мы недаром легли,
Мы то, чем крепится фундамент
Всей будущей жизни земли.

Учитель литературы: Но не все были так наивны. Осип Мандельштам напишет откровенное стихотворение, полное горечи и презрения.
Ученик 3: Мы живём под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
И слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются глазища
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет.
Как подкову, дарит за указом указ –
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него – то малина
И широкая грудь осетина.


Учитель литературы: Что могло ожидать поэта после этих стихов?
Эти стихи прямые и потому самоубийственные.
Ученик 4: Он читает их знакомым, предаёт огласке. К этому времени он очень изменился внешне, отяжелел, поседел, стал плохо дышать (ему было 42 года), но глаза по-прежнему сверкали.
13 мая 1934 года его впервые арестовали. Ордер на арест был подписан самим Ягодой. Провожали его Надежда Мандельштам и Анна Ахматова.
Ученик 5: Из воспоминаний Анны Ахматовой: «Обыск продолжался всю ночь. Искали стихи, ходили по выброшенным из сундучка рукописям. Мы все сидели в одной комнате. Было очень тихо. Следователь нашёл «Волка» и показал Осипу Эмильевичу. Он молча кивнул. Прощаясь, поцеловал меня. Его увели в 7 утра.
Ученик 4: Волк
За гремучую доблесть грядущих веков
За высокое племя людей
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.

Мне на плечи кидается век-волкодав
Но не волк я по крови своей,
Запихай меня лучше как шапку в рукав
Жаркой шубы сибирских степей.

Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
Ни кровавых кровей в колесе,
Чтоб сияли всю ночь голубые песцы
Мне в своей первобытной красе,

Уведи меня в ночь, где течёт Енисей
И сосна до звезды достаёт,
Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьёт.
Ученик 5: Мандельштамы прибыли в Чердынь – предписанное им место ссылки. Поэт очень плохо себя чувствовал. Друзья Ахматова и Пастернак, пытаются ему помочь. Телеграммы правительству в связи с болезненным состоянием поэта дали результат: место ссылки было заменено на Воронеж. В Воронеже, живя скудной помощью немногих друзей, скитаясь по углам, Мандельштам вновь почувствовал себя свободным. За три года он написал около 100 стихотворений - Это почти треть написанного им. В мае 1937 года закончился срок ссылки. Мандельштамы покидают Воронеж и возвращаются в Москву. Но в Москве их не прописывают – по закону о ссыльных им не разрешается жить в Москве. После года мытарств и скитаний по городам Московской области поэт снова был арестован. В ночь с 1 на 2 мая его задержали за контрреволюционную деятельность на пять лет лагерей; в формулировке приговора были слова о том, что он мешал работать литературным организациям.
Ученик 6: Из Бутырок Мандельштам Этапом попал во Владивосток, в пересыльный лагерь на Второй речке. Отсюда был путь на Колыму, но Мандельштама, ослабленного физически и морально, задержала медицинская комиссия. В конце 1938 года Мандельштам умер от болезни и истощения в больничном бараке пересыльного лагеря.
Учитель литературы: Поэт разделил судьбу своего поколения. Закончился его земной путь; началась посмертная жизнь его стихов.
-Репрессии не прекращаются и после войны. Изображение карты лагерей СССР слайд 5.
Учитель истории: какие категории граждан попали под колесо репрессивной машины после войны?
Трансляция видео «Репрессии послевоенных годов» (Компьютерный учебник Данилова А.А. «История России XX век»).
Проанализируйте график «Распределение заключенных по лагерям, колониям, тюрьмам». Какой вывод можно сделать на основании этих данных?
Сделайте анализ графических данных «Число осужденных за контрреволюционные и другие особо опасные гос.преступления». О чем говорят эти цифры?
О чем говорят данные таблицы «Состав заключенных ГУЛАГа по срокам наказания (по состоянию на 1 января 1951 г.)?
Учитель истории: данные о численности заключенных колеблются от 4,5 до 15 млн. человек. Общее количество лагерей по западным источникам 165.
Для нас представляет интерес информация о исправительно-трудовых лагерях в Иркутской области. Формирование Исправительно-трудовых лагерей для строительства БАМа началось в конце 1932 года в соответствии с приказом ОГПУ. В 1935 г. в лагпунктах БАМлага работали 150 тысяч заключенных, в 1939 – 260 тысяч, и это был самый большой объединенный советский исправительно-трудовой лагерь.                         С этим напрямую связаны Тайшетлаг, позже ставший Озерлагом, и его ближайший сосед Ангарлаг. Озерлаг – один из островов печально знаменитого архипелага ГУЛАГ. Он представлял собой целую систему лагерей, лагпунктов, колонн, протяженностью на многие километры по железной дороге от Тайшета до Братска, построенной заключенными.
            История Озерлага, этого особого режимного лагеря, где отбывали наказание осужденные по политическим статьям, сегодня известна многим.             В 1937 году началось строительство железнодорожной ветки Тайшет – Лена. Строительство было возобновлено уже после войны, в 1946 году. В послевоенные годы лагерь пополнили немецкие военнопленные, полицаи, старосты и другие военные преступники, а также солдаты и офицеры Советской армии, жители оккупированных немцами территорий, депортированные народы Западной Украины, Прибалтики, Средней Азии, Кавказа, Европы.             Дорога к Ангаре и к Братску нужна была срочно, но дело шло медленно. Тяжёлый труд, часто на грани человеческой выносливости и терпения, усугублялся плохим питанием, трудностями быта. Положение особенно ухудшилось после войны.             Вскоре на подмогу прибыли огромные контингенты японских военнопленных. Архивные данные говорят, что в Иркутской области работали 70 тысяч японских военнопленных, в том числе 40 тысяч в седьмом лагерном Управлении (Тайшетлаг), которых сразу бросили на трассу.             
Озерлаг стал местом заключения для десятков тысяч людей, среди которых были такие выдающиеся личности, как              всенародно любимая певица Лидия Андреевна Русланова
             её муж, Герой Советского Союза, генерал Владимир Викторович Крюков;              заслуженный советский писатель Борис Дмитриевич Четвериков,              вчерашний воронежский школьник Анатолий Жигулин;
Учитель литературы: послушайте отрывок популярной в то время песни «Песня о Родине». Вдумайтесь в слова.
- И вот недавнего вольного человека, иногда гордого, следствие пытается согнуть, сломать, чтобы взмолился он о другом конце. Достаточно было личного признания обвиняемого, а добывались они двумя методами, которые сламывают волю и личность арестанта.
У вас на столах лежат отрывки из произведения А.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».
Прочитайте и выделите, какие методы применялись для того, чтобы добиться нужных показаний.
Учитель литературы: На допросе, как правило, совмещались все способы. И сломленный обессиленный человек подписывал самые фантастические заявления.
Для чего нужны были такие изощрённые способы?
А. И. Солженицын напишет: «Брат мой! Не суди тех, кто так попал, кто оказался слаб и подписал лишнее».
А.И.Солженицын был ещё одним человеком из огромного множества людей, кто подвергся репрессиям, только теперь уже послевоенным.
- В 1945г. А.И.Солженицын был арестован из-за подслеженной в переписке критики Сталина и осуждён на 8 лет. 2 года провёл на следствии и в пересылке, 3года – в тюремном НИИ, 4 года – на общих работах в политическом Особлаге. А что такое общие работы?! Каждый заключённый знал - любой ценой не попасть на общие работы. Общих работ не перечесть: носилки таскать, кирпичи разгружать голыми руками (покров кожи быстро снимается с пальцев), ломать из карьеров камень и уголь.
Затем был сослан в Казахстан. Реабилитирован был в 1957 году.
В 1974 году с выходом первого тома «Архипелаг ГУЛАГ» насильственно выгнан на Запад.
-Солженицын всегда политик, его «ковчеги» плывут «сквозь извилистый поток проклятой истории». С чего началось и что получилось? (карта)
Вы видите карту лагерей..
Архипелаг родился на Соловках. К 1930г. 50тыс. зэков.
И как же удержать, чтоб не восстали? Только ужасом. Это карцеры: от стены до стены укреплены жерди и велят наказанным весь день сидеть на этих жердях. Либо привязывают по длине человека к бревну и сталкивают (365 ступенек) вниз. Жёрдочками (ставят на ребристый валун, тоже не устоишь). Комариками (летом, голого под комары). Зимой обливают водой на морозе; целые роты в снег кладут; в топь по горло и держат так.
Новичок раздавлен духом, ещё не начав соловецкой жизни.
-Солженицын заставляет каждого читателя представить себя «туземцем» Архипелага – подозреваемым, допрашиваемым, пытаемым. Любоё поневоле проникается противоестественной, извращённой психологией человека, изуродованного террором.
- Послушайте выдержки из главы «Туземный быт».
- Каково жилось так называемым туземцам ГУЛАГА?
-Почему необходимо было сделать так, чтобы у человека в голове жила только одна мысль «Как бы поесть»?
Из Соловков 58-ю статью слали в далёкие гиблые места для открытия новых лагерей.
Лагерь создан ради убийства. Нацелен на погубление в человеке его главного – внутреннего мира: мысли, совести, памяти.
ГУЛАГ родил звонкое и нахальное слово – малолетка! (работа с текстами).
Прочитайте отрывки из главы «Малолетка» и ответьте на вопросы:
- Как меняется содержание статьи с 1926 по 1941гг?
-Можно ли осудить подростков за проявленную жестокость по отношению к старикам?
-Почему дети вынуждены быть такими жестокими? Работа с текстом главы «Малолетка»
Учитель истории. Давайте вспомним тех, кто стал жертвой репрессий в Советском Союзе. Использование материалов компьютерного учебника «История России. 20 век»
Жертвами необоснованных репрессий после войны стали командующий Военно-воздушными силами страны Главный маршал авиации А.А.Новиков, заместитель министра обороны маршал артиллерии Н.Д. Яковлев, министр Военно-Морского Флота, адмирал флота Н.Г.Кузнецов, заместитель адмирала флота Л.М.Галлер, начальники Главного Военно-Морского штаба – адмиралы Алафузов и Степанов, маршал авиации С.А.Худяков.

Учитель истории: А.И. Солженицин рассказывает о 1937 годе и 8-летней девочке Зое Власовой: «Она любила отца взахлеб. Больше она не смогла учиться в школе (ее дразнили: «Твой папа вредитель! Она вступала в драку: «Мой папа хороший»). Она прожила после суда всего один (до того не болела), за этот год ни разу не засмеялась, ходила всегда с опущенной головой, и старухи предсказывали: «В землю глядит, умрет скоро». Она умерла от воспаления мозговой оболочки и при смерти все кричала: «Где мой папа? Дайте мне папу!».
Можно ли эту девочку считать жертвой репрессий в СССР?
Рассказ ученицы о своем дедушке Сараеве Владимире Никифоровиче, репрессированном в 1938 году и реабилитированном 12 апреля 1957 года. Его имя обозначено на мемориале памяти подвергшимся репрессиям в г.Иркутске.
Учитель литературы: Почему Солженицын обращается к этой теме?
Учитель литературы: В истории общества бывают периоды, когда от людей апатичных, живущих по инерции, ничего не замечающих (или не желающих видеть по каким – то причинам зависит столь же многое, сколько и от людей активных. Запуганность, скрытность и прочее – неистощимый ресурс для тоталитарной идеологии.)
Лагерь был создан ради убийства. Нацелен на погубление в человеке его главного – внутреннего мира: мысли, совести, памяти.
Итог урока:
- Итак, что же всё-таки явилось причиной возникновения Архипелага ГУЛАГ?
-Что нужно сделать, чтобы такого больше не повторилось?
- Какими нравственными качествами должен обладать человек?
Учитель:
Тоталитарное государство уродует, убивает внутренний мир человека.
Каждый человек ответственен за Историю.
15