«Мое педагогическое кредо: смыслы, ценности, приоритеты. Всё для детей, всегда с детьми»
Таймырское муниципальное казенное образовательное учреждение
«Дудинская средняя общеобразовательная школа №7»
Тема эссе:
«Мое педагогическое кредо: смыслы, ценности, приоритеты. Всё для детей, всегда с детьми»
учитель физики
ТМКОУ «Дудинская средняя школа №7»
Прохоров Денис Викторович
Дудинка
2016 год
Только живой пример воспитывает ребенка,
а не слова, пусть самые хорошие,
но не подкрепленные делом.
А. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Моё педагогическое призвание зародилось в далёком детстве, когда дома в роли учителя в возрасте 7-8 лет проводил уроки с моим младшим братом. Посередине комнаты ставили детский стол, стульчики. Обкладывались тетрадками, учебниками. Звон ложки о сковородку – урок начался
«Дар передается по наследству», - говорят в народе. Мои родители по образованию далеки от учительской профессии. Однако в душе мой отец всегда был Учителем. Он мечтал видеть меня инженером-физиком и делал все, чтобы претворить свою мечту в жизнь: знакомил меня с автомобильной техникой, возил на новом ЗИЛ-131, которые собирались у нас в городе, с его братом-водителем катались на маршрутном автобусе, ежемесячно покупал журнал «Юный натуралист»
Мечта родителя переросла в мечту сына. Я стал тем, кем мечтал стать с детства. Ещё в начальной школе, в сочинении на тему «Кем я хочу стать?», я ответил – «Инженером». Чуть-чуть не попал в точку. Выбор оказался окончательным: хотя сомнения в определенный жизненный период меня посетили.
Зерна любви к физике, посеянные в моей душе отцом, были заботливо взращены моими учителями в школе и ВУЗе. Учеба в Уральском государственном педагогическом университете стала логическим продолжением моих педагогических наклонностей. Моим учителем по общей физике был профессор кафедры молекулярной физики УПИ Геннадий Иванович Пилипенко – настоящий профессионал своего дела: совершенно точно определял способности и возможности каждого ученика и максимально развивал их. Его уроки восхищали, самое сложное преподносилось умело, легко и интересно
И, наконец, долгожданная школа, в которую пришел 23-летним молодым специалистом. Сразу испытал ощущение, что я попал в свою родную стихию, в свой родной дом. Ведь это счастье: находиться среди детей, учить их и учиться у них, а также иметь общие точки соприкосновения в общении на уроке и за пределами школы. Не разочаровать, каждый день, встречаясь взглядами с ними, ожидающими чуда. Это навсегда мое. Взрослели мои ученики, вместе с ними взрослел, набирался опыта и я. Это очень важно - «вместе с ними», ибо нельзя стать успешным учителем, не воспитав потребность в успехе у своих учеников.
Что может помешать учителю добиться успеха? Причин обычно называют много: нехватку времени и сил для самообразования, отсутствие сильного контингента учащихся. Не могу согласиться с теми, кто считает, что хороших результатов можно добиться только при наличии благоприятных объективных условий. Я работал с разными детьми и добивался с ними неплохих результатов. Главное, как мне кажется, насколько учитель верит в себя и своих учеников. Девиз моей педагогической деятельности: «Успех моих учеников – мой успех! Мой успех – успех моих учеников!»
Передо мною, учителем физики, великая цель: помочь каждому ребенку пройти путь от простой радости быть хорошим учеником до осознания себя частью глобального мира. И быть в нем счастливым. Любовь к знаниям, трудолюбие, стремление к поиску, открытию нового для себя станут основой его профессионального роста в будущем. Нелегко бывает достичь этих прекрасных целей.
Учитель должен быть вынослив, как спортсмен, находчив, когда звучат каверзные вопросы. Очень важно быть терпеливым, тактичным и сдержанным, чтобы невзначай не обидеть и самых честолюбивых учеников. В работе мне помогают и моя жизнерадостность, артистичность и тактичное чувство юмора.
Как научить? «Природа повторяет себя, - писал Б. Паскаль, - зерно, посеянное в тучную землю, плодоносит; мысль, посеянная в восприимчивый ум, плодоносит...». Что способствует восприимчивости ума? Знания. Благородное любопытство, высокая неудовлетворенность.
В своей педагогической деятельности предпочтение отдаю деятельностному методу. Моя роль состоит в том, чтобы у ученика возникло желание самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос, открыть для себя неизвестные ранее знания, способы решения проблем и задач.
Я стараюсь быть не только педагогом, но и другом для своих учеников, человеком, который учит жизненной мудрости. Но не забываю при этом о своей любви к физике, стараюсь показать ребятам её жизненность и актуальность.
Легок ли путь к успеху? Нет, труден. Трезвый, даже ироничный взгляд на себя самого, на свои ошибки, заблуждения, вольные или невольные погрешности – необходимое условие педагогического роста. Что в этом случае может поддержать учителя и вновь вселить веру в себя? Признание тебя учениками, коллегами.
Участие в конкурсах профессионального мастерства мне помогает определить ценностные ориентиры, транслировать свой педагогический опыт на регион, знакомиться с личным уникальным опытом коллег. А для моих учеников это наглядный пример активного отношения к жизни.
Я давно уже не работаю учителем – я им живу! Всё для детей, всегда с детьми – вот моё педагогическое кредо! А моя главная цель – не просто научить детей учиться, но и привить им любовь к учению. Убеждён: всё, что знаю, умею, чувствую, должен передать им. Они в этом очень нуждаются. И ни в коем случае нельзя предать, нельзя обмануть. Фразу о том, что ребёнок – «факел, который нужно зажечь», знают все. А как зажечь? Для этого необходимо только одно условие: педагог сам должен гореть!
13PAGE \* MERGEFORMAT14215
Прохоров Д.В.