Проблема выбора человека в условиях тоталитарного государства. (Интеллигенция и власть в тоталитарном государстве)
Лыжина Л.А., учитель русского языка и литературы СШ № 43 г. Петропавловска
Тема урока : Проблема выбора человека в условиях тоталитарного государства. (Интеллигенция и власть в тоталитарном государстве)
Цель урока:
- познакомить учащихся с материалами о ситуации в культурной жизни СССР в 30 – 50-е годы 20 века;
- обсудить в группах позиции писателей по отношению к власти;
- использовать полученные знания для участия в пресс-конференции;
- проанализировать причины выбора позиции писателем и способы её проявления в творчестве.
Ожидаемый результат: учащиеся познакомятся с дополнительным материалом по теме, обсудят в группах, выступят с представлением позиции писателя в группе, будут участвовать в пресс-конференции в качестве «писателей» от группы или журналистов
Оборудование: видеоролик по стихотворению, видеофрагмент из фильма «Белые одежды», тексты романа «Белые одежды» В.Дудинцева, материалы о писателях.
1 Вызов
Просмотр видеоролика по стихотворению Ю. Левитанского «Каждый выбирает по себе»
Беседа
Выделите ключевую фразу этого стихотворения. Как вы думаете, как связаны между собой просмотренный видеоролик и тема сегодняшнего урока? Итак, давайте сформулируем проблему , которую будем решать сегодня (проблема выбора человека в нелёгких условиях тоталитарного общества).
В центре видеоролика средневековые битвы, в 30-50-е годы 20 века такого рода битв мы не увидим, но сражения этого времени не менее кровопролитны, а ситуации , в которых оказываются люди, не менее опасны.
Основой для нашего разговора стали повесть В.Ф.Тендрякова «Охота», роман В.Д.Дудинцева «Белые одежды», воспоминания К.Симонова «Глазами человека моего поколения», Е Долматовского «Воспоминания доверенного лица», письма правительству, руководству страны А.Фадеева, М Булгакова, Б Пильняка, М.Зощенко.
2 Работа в группах по роману В.Дудинцева
Начнём разговор с анализа ситуации в стране на примере фрагмента из романа В.Дудинцева «Собрание учёных-биологов»
Просмотр видеоролика из фильма
Обсуждение фрагмента из романа в группах
Вопросы по книге В.Дудинцева «Белые одежды»
1 группа
1 Какова точка зрения Варичева на наследственность? (генетик или последователь Лысенко)
2 Приведите доводы, которые использует Варичев для доказательства своей правоты. Какие они: научные или идеологические?
2 группа
1 Приведите примеры, которые использует Варичев для разоблачения «врагов»
А) Как он называет своих врагов? («наклеивание ярлыков»)
Б) Открещивание от тех, кто против (пример…)
В) Обвинения в адрес противников ( пример…)
2 Сделайте вывод о причинах использования этих способов в речи выступающего.
3 группа
1 Найдите прямые угрозы, которые использует Варичев по отношению к противникам.
2 Найдите в тексте доказательства того, что точка зрения Варичева поддерживается властями
4 группа
1 Какова точка зрения Хейфеца на наследственность (генетик или последователь Лысенко)?
2 Выделите его аргументы (как он доказывает свою правоту)
А) что он ставит на первое место в работе учёного?
Б) как он относится к сомнениям в науке?
В) какие конкретные доказательства приводит в докладе? (пример с Анной Богумиловной)
5 группа
1 Какими моральными принципами руководствуется Хейфец? (выделите своеобразный моральный кодекс учёного)
2 Найдите аргументы Стригалёва. Что его беспокоит? Что в его понимании входит в понятие «мужество»?
Вывод: итак, мы посмотрели ситуацию в науке. На какие 2 группы разделились учёные? Почему некоторые отказались от науки? Почему Хейфец и Стригалёв не отказались? (позиция настоящего учёного подразумевает способность отстоять свою позицию даже в очень сложных условиях)
3 Работа в группах по ситуации, в которой оказались писатели
Рассмотрим ситуацию в писательской среде. Для того, чтобы ответить на вопросы, необходимо было познакомиться с дополнительной информацией
М.Зощенко
(Б Сарнов СЛУЧАЙ ЗОЩЕНКО. Повесть в письмах и документах с прологом и эпилогом, 1946-1958)1 В чём обвиняет Зощенко В Вишневский?
2 Кто был инициатором травли, как это выглядело, в чём истинная причина?
3 В чём оправдывается Зощенко в письме к Сталину?
4 В чём разница в решении Союза писателей о Зощенко и Ахматовой? К каким выводам вы пришли, познакомившись со стенограммой заседания Союза писателей? Что вас удивило в позиции выступавших писателей?
А Фадеев
(Евгений Долматовский «Воспоминания доверенного лица», предсмертное письмо А.Фадеева)
1 Как относился Фадеев к Сталину и его распоряжениям? Каковы недостатки романа «Молодая гвардия» , по мнению Сталина? Как отнёсся к ним автор?
2 Почему Фадееву не пишется в последние годы жизни? Чем можно объяснить его тревогу и напряжённость?
3 Что не принимает в современном ему состоянии литературы?
4 Почему уходит из жизни?
5 Какова его роль в литературном процессе, по мнению Шолохова?
М.Булгаков
(письма писателя Сталину, правительству)
1 Каковы причины обращения Булгакова к правительству СССР:
2 Какие способы выхода из ситуации возможны? Почему он их отвергает?
3 Что входит в понятие «свобода» для Булгакова?
4 Какова политическая и творческая позиция писателя?
5 Чего хочет на самом деле, когда просит разрешить выезд из страны?
6 Каково отношение Сталина к писателю?
К.Симонов
(К Симонов. Глазами человека моего поколения)1 Какую должность занимал при Сталине?
2 Зачем приводит воспоминания о Кольцове?
3 В чём одобряет Сталина?
4 Как объясняет историю с Платоновым? Как относится к травле Платонова, Зощенко, Ахматовой?
5 Как исправляет ситуацию при появлении недоброжелательных статей о повести «Дым отечества»? Почему не любил свою пьесу «Чужая тень»? Как Сталин руководил его творчеством?
Б Пильняк
(«Одинокий волк революции», стенограммы Политбюро о писателе, письма Б.Пильняка)
1 Какова его позиция по отношению к партии, почему его причислили к «попутчикам»?
2 Каково его отношение к революции? Как вы думаете, что не устраивает власть в политической позиции писателя?
3 Как поплатился писатель за «Повесть непогашенной луны»? Что в ней не устраивало власти?
4 Что мы узнаём об отношении автора к своей повести из письма Рыкову?
5 Что вас удивило или поразило в письме к Сталину? Зачем оно написано?
4 Пресс-конференция писателей по вопросам от групп
От каждой группы выходит представитель, исполняющий роль писателя на пресс-конференции, все остальные учащиеся задают вопросы для прояснения позиции писателя
5. Оценивание работы на уроке
Подведём итоги работы на сегодняшнем уроке, оценим выступления одноклассников
- Самая убедительная группа
- Самый лучший оратор
- Самый находчивый и убедительный «писатель»
6 Подведение итогов урока с помощью рефлексивного экрана
Выберите начало фразы, которую вы хотели бы продолжить:
1 сегодня я узнал…
2 было интересно…
3 было трудно…
4 я выполнял задания…
5 я понял, что…
6 теперь я могу…
7 я почувствовал, что…
8 я приобрёл…
9 я научился…
10 у меня получилось…
11 я смог…
12 я попробую…
13 меня удивило…
14 урок дал мне для жизни…
15 мне захотелось…
Литература
1.В.Ф.Тендряков «Охота»
2. В.Д.Дудинцев «Белые одежды»
3. К.Симонов «Глазами человека моего поколения»
4 Е Долматовский «Воспоминания доверенного лица»
5 Письма правительству, руководству страны А.Фадеева, М. Булгакова, Б Пильняка, М.Зощенко.