Урок на тему: «Человек в тоталитарном государстве по творчеству А.И.Солженицына (11 класс)


Русская литература, 11 класс
Тема. «Человек в тоталитарном государстве» / по творчеству
А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» /.
Цель: показать значение фигуры А. Солженицына, ставшего символом
открытости;
углубить знания о тоталитарном режиме, уродующем
внутренний мир человека;
попытаться понять, что каждый человек ответственен за историю.
Оборудование: портрет Солженицына, Сталина, фотографии Соловецкого
монастыря, Секирной башни, песня на слова В. Лебедева-Кумача
«Песня о родине», кластер, выставка книг А. И.Солженицына.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
«Архипелаг ГУЛАГ» - это опыт художественного исследования, опыт многих людей, прошедших через лагеря. А. Солженицын использовал 227 свидетельств бывших узников ГУЛАГа /главное управление лагерей/, а также документы, которые представляют собой художественную ценность. Главная тема «Архипелага» - тема сопротивления антинародному режиму.
II. Краткая летопись жизни и творчества А.И.Солженицына / доклад
ученика/. Итог подводит учитель.
Итак, А.И.Солженицын был осуждён к 8 годам лагерей, а по окончании срока в марте 1953 года сослан навечно в Казахстан /Коктерек Жамбылской области/. Преподаёт физику, математику, астрономию. До последних лет жизни очень тепло отзывался о казахском народе. В 1956 годуссылка была снята, он возвращается в Среднюю Россию. Из-за выхода в свет повести «Один день Ивана Денисовича» А.Солженицына исключают из Союза писателей /познакомить учащихся со статьёй «Как Солженицына исключали из Союза писателей, газета «Труд», 1967 год/. В 1974 году после появления первого тома «Архипелага ГУЛАГ» обвинён в измене родины и выслан за границу . Безвыездно прожил 18 лет в штате Вермонт , США. Женат, трое сыновей.
III. Эпоха тоталитаризма /на доске плакат со словарной статьёй из философского словаря, 1986 года – объяснение учителя.
Итог подводят учащиеся.
- Власть сосредоточена в одних руках. Государство вмешивается во все сферы общественной жизни. Ключевое слово этой эпохи – аресты. /Учащиеся показывают сценку «Аресты» о том, как осуществлялись аресты/. Арестовывали за каждую мелочь, за каждое слово. Ведь лагерям нужна была бесплатная сила.
Учитель: 5 сентября 1918 года был издан Декрет о Красном Терроре. В нём говорилось, что необходимо очистить страну от «врагов народа», отправить их в лагеря /концентрационные, принудительные/.
Так кто же такие «враги народа»?
Учащиеся зачитывают из текста эпизоды:
Полуграмотный печник расписался на газете, где росчерк пришелся по лицу Сталина. За это он получил 10 лет тюрьмы, то есть он уже «враг народа».
/И так далее, 8-10 примеров/.
Далее звучит «Песня о Родине» на слова В.Лебедева-Кумача / припев/.
Вопрос:
Какое слово из этой песни не ассоциируется с эпохой тоталитаризма? (Вольно). Учащиеся рассказывают о физических методах, с помощью которых вольных людей следствие пыталось согнуть, сломать, чтобы загнать в лагерь. Например: голод, битьё, карцер, гашение папиросы и т.д. Надо сказать, что лагерь был создан исключительно ради убийства. Он убивал в человеке главное – мысли , совесть, честь.
Учитель: - Но прежде чем перейти к разговору о лагерной жизни, поговорим о том, как же образовался Архипелаг? Где?
Учащиеся:
Архипелаг родился и созрел на Соловках и начал своё злокачественное движение по стране. То есть из Соловецкого монастыря образовалась соловецкая тюрьма. До этого там был процветающий монастырь /показать фото/. И вот решено было сделать на Соловках образцово-строгий лагерь. Монахи на коленях просили оставить их умирать на святой земле. Им отвели особый от лагеря уголок Кремля со своим выходом – Сельдяные ворота.
Из этой соловецкой опухоли открывались всё новые и новые лагеря. И столицей всего Архипелага стала Караганда – прилагерный мир.
Учитель:
Сталин отдавал приказы: строить быстро, а самое главное, без особых затрат. Поэтому труд заключённых был экономически выгоден. У Сталина было шесть главных надсмотрщиков Беломора, шесть наёмных убийц, за каждым из которых тысяч по сорок жизней: Семён Фирин, Матвей Берман, Нафталий Френкель, Лазарь Коган, Яков Рапопорт, Сергей Жук /показать фото/ - это были жестокие, безжалостные люди.
Это издеватели, которые заставляли выкладывать стены канала камнями для
красоты, а длина канала – 128 км. И это всего лишь Беломор. А сколько работ выполняли зэки! Даже МГУ построили.
На Соловецких островах образовались северные лагеря Особого назначения – СЛОН.
Хочу обратить ваше внимание на следующую аббревиатуру:
Из ГУИТЛа , сына ГУМЗака , получился ГУЛАГ.
ГУИТЛ – Главное Управление Исправительно-трудовых лагерей.
ГУМЗак – Главное Управление Мест Заключения.
ГУЛАГ – Главное Управление Лагерей.
Зачем же нужны лагеря?
Вообще надо сказать, что лагерь был создан исключительно ради убийства. Он убивал в человеке главное – мысли, совесть, честь.
Итак, как и где образовался лагерь мы знаем. А теперь предлагаю перейти уже к жизни лагерной.
Жителей Архипелага ГУЛАГ называли туземцами.
Как кормили туземцев? (работа с текстом)
Наливалась в котёл вода, ссыпалась в него нечищенная мелкая картошка, а то и капуста чёрная, свекольная ботва. Мясо падших животных – это пир.

Как были одеты туземцы? (работа с текстом)
Сами бушлаты одного цвета, рукава к ним – другого. Или бушлат-огонь (лохмотья как языки пламени). А на ногах – русские лапти… Или кусок автопокрышки, привязанный прямо к босой ноге проволокой.
( Обратить внимание учащихся на номерной знак, который крепили на шапку, на грудь или сзади на спину. Друг друга знали только по номерам /позаимствовали у фашистов/. Щ-262 – это номер А.Солженицына).

Самое страшное в лагере – попасть на общие работы.
Что же это такое?
Учащиеся:
- Это ломать из карьера голыми руками камень и уголь. Три недели лесоповала называли сухим расстрелом. Работали в лесу до полуночи, замёрзших списывали, ползучих – конвой пристреливал /ответ зачитывается из текста/.
Учитель:
Многих и очень многих лагерь перемолол в пыль.
В 1926 году вышла статья 12, разрешающая судить детей с 12-летнего возраста. В 1927 году заключённых от 16 до 26 лет было 48% от всех заключённых.
Откуда же брались юные преступники?
Что же нужно было сделать, чтобы попасть в лагерь в возрасте 12 лет?
За десяток огурцов с колхозного поля – 5 лет.
За карман картошки – 8 лет.
За стрижку колосьев – 8 лет.
Голодная девочка пошла вдоль улицы собрать вместе с пылью узкую струйку зерна, просыпавшегося из грузовика – 3 года.
(примеры берутся из текста).
Жертвы, жертвы, груды жертв. После всего услышанного и увиденного возникает вопрос: почему же терпели? Почему не возмущались?
У Солженицына даже глава называется «Почему терпели?». Дело в том, что были и протесты, и голодовки, и мятежи, и побеги. Было. Но с бунтовщиками очень быстро расправлялись, их просто-напросто убивали.
Потому-то и терпели. Ведь каждый хотел выжить, отбыть срок и выйти из этого ада.
V. Итог урока.
1. К чему же призывает автор каждого?
2. Зачем же нам надо знать о том, что было?
Кластер после подведения итогов.
ТОТАЛИТАРИЗМ : страх, недоверие, доносы, аресты, предательство, ложь,
жестокость, тюрьмы, лагеря и т.д.


Лазарь Коган Френкель Нафталий
Матвей Берман Яков Рапопорт
Генрих Ягода Сергей Жук