Методическая разработка по литературе для 11 класса «Судьбы людские в тоталитарном государстве»
Методическая разработка уроков литературы в 11 классе (2 часа)
Автор-составитель: Комарова Лариса Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа поселка Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»
Тема: «Судьбы людские в тоталитарном государстве» ( по творчеству А.И.Солженицына, В.Т.Шаламова, А.В.Жигулина)
Цель урока: показать особенности освещения «лагерной темы» в литературе периода «оттепели» ( на примере произведений А.И.Солженицына,В.Т.Шаламова,А.В.Жигулина)
Задачи:
1.Знакомство с биографией и творчеством писателей А.Солженицына, В.Шаламова,
А. Жигулина
2.Исследовать особенности представления «лагерной темы» в творчестве каждого писателя.
3.Закрепление умений работать в группах и защиты проектов;
умений работать в источниками разного жанра ( повесть, рассказы, стихотворения),
4.Формирование чувства ответственности и сопричастности за судьбу своей страны.
5.Воспитание чувства уважения к людям, сумевшим выстоять в нечеловеческих условиях и сохранить высокий моральный облик, нравственную чистоту.
Оформление урока: книжная выставка , презентация, муз.сопровождение песня «Узникам ГУЛАГа» ( исп.Андрей Кримнюк), песня «Россия» (исп. Игорь Тальков), презентация, стендовый доклад, стенгазета.
Тип урока: урок-семинар (защита проектов)
Ход урока:
I. «Погружение в эпоху» - звучит песня «Узникам ГУЛАГа» в исполнении Андрея Кримнюка, на её фоне демонстрируются плакаты 30- 40-х годов. (После слов песни «Лагеря…» - пауза.)
II. Работа по теме урока.
1.Слово учителя: Ребята, о чем мы сегодня будем говорить? ( Ответы учащихся).
- Да, действительно, мы будем говорить о лагерях, о ГУЛАГе, о судьбе человека в тоталитарном государстве.
-Что значат слова тоталитарный? Судьба? ГУЛАГ?
Слайд 2. Тоталитарный – в политике: террористический,характеризующийся насилием, полным подавлением демократических свобод и прав личности .( Словарь С.И.Ожегова, стр.657).
Судьба – 1.Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий. 2. Доля, участь. ( Словарь С.И.Ожегова, стр.635).
ГУЛАГ – государственное управление лагерями.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок, урок-семинар. И вы, ребята, покажете свои умения работать в группах по заданным темам, умения защищать проекты.
Две недели назад каждой группе было определено задание: Исследовать особенности представления «лагерной темы» в литературе периода «оттепели»
1 группа: на примере творчества А.И.Солженицына
2 группа: на примере творчества В.Т.Шаламова
3 группа: на примере творчества А.В.Жигулина.
Посмотрим, что у вас получилось.
Сообщения учащихся:
1ученик (Кочкин Олег) Среди новых тем, появившихся в литературе «оттепели», выделяется «лагерная» тема, затронувшая не одну тысячу судеб советских граждан. Сталинское правление осталось в истории как время репрессий и жестоких ограничений свободы личности, но об этом стало возможно говорить только после смерти «вождя народов».
Вот некоторые факты (историческая справка ).
Послевоенное время исследователи считают апогеем сталинизма, когда количество политзаключенных резко возросло. На 1 января 1950 г., по данным В. Н. Земскова, насчитывалось 2,6 млн. зэков (в 1946 г. почти в 4 раза меньше), в том числе 1,4 млн. лагерников, из которых 60 тыс. - каторжане. В тюрьмах - до четверти миллиона. В ссылке и высылке - 2,7 млн. человек. К ним прибавьте 2-3 млн. пленных. В 1947 году смертную казнь отменили, заменив 25-летним заключением. Через три года казнь восстановили, а срок оставили.
2 ученик (Парахин Денис): Через проверочные лагеря пропустили 2 млн. пленных и репатриированных, из них 0,9 млн. направили в лагеря или ссылку. Почти 50 % зэков во второй половине 40-х гг. - политические, многие из них «повторники», получившие новый срок после от сидки с 1937-1938 гг. Из Западной Украины выслали 175 тыс. человек, из Прибалтики - 160 тыс., с Черноморского побережья- 60 тыс. (в основном греков) и т. д. Они все были очень нужны: одновременно во многих местах строились разнообразные гиганты очередной пятилетки.3 ученик (Зайцева Виктория): Тоталитарный режим достиг верхней планки, невозможность его движения далее по нарастающей стала если не осознаваться, то ощущаться. Писатель К. М. Симонов (1915-1979) заметил, что с конца войны множились иллюзии: должно случиться нечто, двигающее страну в сторону либерализации. Возникла атмосфера ожидания обновления. Это понимал Сталин. Поэтому репрессивная машина стала усиливать свои обороты.
Учитель: Среди авторов, кто отличается широким охватом «лагерной» темы, выделяется Александр Исаевич Солженицын.
Слово о писателе и его творчестве Соловьевой Виолетте, руководителю 1группы.
- Наша группа ( 6 человек) работала по проекту «Лагерная тема» в произведениях А.И.Солженицына.
Цель и задачи нашего проекта : изучить биографию писателя, проследить, как эта проблема освещена в его произведениях.
Гипотеза: особенности освещения «судьбы человека в тоталитарном государстве».
Изучив биографию А.И.Солженицына, прочитав произведения «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ», мы подготовили стендовый доклад «Славный сын России». (Защита стендового доклада. Ответы на вопросы ).
1)В Нобелевской лекции А. И. Солженицын размышляет о двух типах писателей XX века: «Один художник мнит себя борцом независимого духовного мира и взваливает на свои плечи акт творения этого мира... - но подламывается, ибо нагрузки такой не способен выдержать смертный гений; как и вообще человек, объявивший себя центром бытия... Другой знает над собой силу высшую и радостно работает маленьким подмастерьем под небом Бога, хотя ещё строже его ответственность за всё написанное, нарисованное, за воспринимающие души».
2)Себя как художника он относит, безусловно, ко второму типу, что и определяет целиком его творческую позицию.
3) Биография и творчество А.И.Солженицына .4). Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести «Один день Ивана Денисовича».
Одним из первых произведений в творческой биографии Александра Исаевича Солженицына стала повесть «Один день Ивана Денисовича», напечатанная в «Новом мире» (1962, № 11). Автор дебютировал в солидном возрасте - в 1962 году ему было 44 года - и сразу заявил о себе как зрелый, самостоятельный мастер. «Ничего подобного давно не читал. Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши...» Это самое первое впечатление А. Твардовского, который прочитал произведение в рукописи.
5) Краткое содержание повести «Один день Ивана Денисовича» (сообщение подготовленного ученика).
6) Архипелаг ГУЛАГ (обзор произведения) (сообщение подготовленного ученика).
Зайцева Виктория. Чтение из произведения «Архипелаг ГУЛАГ» (стр.13, глава 1 «Арест»): «Как попадают на этот таинственный Архипелаг? Туда ежечасно летят самолёты, плывут корабли, гремят поезда, — но ни единая надпись на них не указывает места назначения. И билетные кассиры, и агенты Совтуриста и Интуриста будут изумлены, если вы спросите туда билет. Ни всего архипелага в целом, ни одного из его бесчисленных островков они не знали, не слышали.
...Вселенная имеет столько центров, сколько в ней живых существ. Каждый из нас — центр Вселенной, и мироздание рушится, когда вам шипят: "Вы арестованы".
Если уж вы арестованы, — то разве что-нибудь ещё устояло в этом землетрясении?
Что же такое арест? Арест — это мгновенный, разительный переброс, перекид, перепласт из одного состояния в другое. По долгой кривой улице нашей жизни мы счастливо неслись или несчастливо брели мимо каких-то заборов — гнилых, деревянных, глинобитных дувалов, кирпичных, бетонных, чугунных оград. Мы. не задумывались, что за ними. Ни глазом, ни разумением мы не пытались за них заглянуть — а там-то и начинается страна ГУЛАГ.Совсем рядом, в двух метрах от нас» (А.Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ»).Учитель: Что же такое арест?. За что можно было попасть в Архипелаг? Вслушайтесь в голоса страшного прошлого...
7. Ответ ученика ( чтение из произведения, Слепова Вера) : Вот как отвечает на этот вопрос А.И.Солженицын: «...арест: это ослепляющая вспышка и удар, от которых настоящее разом отодвигается в прошлое, а невозможное становится полноправным настоящим. Это резкий ночной звонок, или грубый стук в дверь. Это бравый вход невытираемых сапог оперативников... Это взламывание, вспарывание, сброс со стен, выброс на пол из шкафов, столов, вытряхивание, разрывание, рассыпание — и нахламление горами на полу, и хруст под сапогами! И ничего нет святого во время обыска!
При аресте паровозного машиниста Инохина у него в комнате на столе стоял гробик с только что умершим ребёнком. Юристы выбросили ребёнка на пол, они искали в гробу...
И вытряхивают больных из постели, и разбинтовывают повязки... |
В 1937 году громили институт доктора Казакова. Сосуды с лизатами, изобретёнными им, "комиссия" разбивала, хотя вокруг прыгали исцелённые и исцеляемые калеки, и умоляли сохранить чудодейственное лекарство. А ведь по официальной версии лизаты считались ядами. Так почему же их не сохранили хотя бы как вещественные доказательства?!
Аресты очень разнообразны по форме... Вас арестовывают в театре, по дороге в магазин и из него, на вокзале, в вагоне поезда, в такси. Иногда аресты кажутся даже игрой — столько в них положено выдумки, сытой энергии» (А.И.Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ»).— Железнодорожный чин Гудков: «У меня были пластинки с речами Троцкого, а жена донесла».
— Машинист, представитель общества анекдотистов: «Друзья собирались по субботам семьями и рассказывали анекдоты...» Пять лет. Колыма. Смерть...
— Миша Выгон — студент Института связи: «Обо всём, что я видел и слышал в тюрьме, я написал товарищу Сталину». Три года. Миша выжил, безумно открещиваясь, отрекаясь от своих близких товарищей, пережил расстрелы. Сам стал начальником смены на том же участке «партизан», где погибли, уничтожены все его товарищи.
— Костя и Ника. Пятнадцатилетние московские школьники, игравшие в камере в футбол | самодельным тряпичным мячом «террористы», убившие Хаджяна. Много лет спустя выяснилось, что Хаджяна застрелил в своём кабинете Берия.
А дети, которые обвинялись в его убийстве- Костя и Ника, — погибли на Колыме в 1938 году. Погибли, хотя и работать-то их особенно никто не заставлял... Погибли от холода...
Вступительное слово учителя о В.Шаламове.
О времени репрессий, политике беспросветной лжи, глумления и издевательства над человеческой личностью можно узнать из многих произведений, но в рассказах В. Шаламова показана еще одна сторона этой политики: в лагерях была целая система истребления, физического и нравственного уничтожения человека, осужденного по 58-й статье. Миллионам людей государственная машина «перемолола судьбы, самое лучшее, что было», как писал Шаламов, сам проведший в неволе почти два десятилетия
Слово 2 группе ( 5 человек).
Руководитель Зубавленко Александра:
- Мы работали по проекту «Лагерная тема» в творчестве Варлама Тихоновича Шаламова.
Цель и задачи нашей работы: познакомиться с биографией и творчеством писателя, исследовать особенности представления «лагерной темы» в произведениях В.Т.Шаламова.
Работая над проектом, мы выдвинули гипотезу: В чам загадка «Колымских рассказов»?
Изучив биографию В.Т.Шаламова, прочитав его «Комымские рассказы», мы подготовили презентацию и сообщение.
1) Жизнь и творчество Варлама Шаламова (обзор) - сообщение подготовленного ученика.(Зубавленко А)
2). Художественное чтение (рассказ) Из статьи О. В. Волкова «Незаурядный талант».
( Бадалян Эльвира).
«Есть люди, встречи с которыми вызывают не только сочувствие и сострадание, но и жгучее ощущение своей вины перед ними. Вины из-за того, что на твою долю не досталось и сотой доли перенесенных ими бед и унижений.
Я общался с Варламом Шаламовым после его реабилитации, когда уже были опубликованы его первые книги, сразу замеченные и получившие признание....
У Варлама Тихоновича слегка дергалась голова, и слушал он собеседника напряженно - следствие побоев, навсегда повредивших его слух. Выдавал и нездоровый, желтовато-бледный цвет лица - из-за длительного пребывания на сорокаградусном морозе, продубившем кожу на всю жизнь. Ходил он, прихрамывая и опираясь на палку. И в условиях однокомнатной московской квартиры Шаламов выглядел зэком, привыкшим к алюминиевой кружке и миске, нарезанным на столе ломтям хлеба, который он ел, держа кусок в одной руке, а другую подставляя горстью, чтобы не ронять крошек. В комнате было голо, хозяин не хотел заботиться о комфорте. Неприхотливая меблировка -железная кровать, не слишком аккуратно застеленная, кухонный стол и тройка разнобойких стульев - составляла убранство комнаты, однако пол был чисто выметен и книги на полке аккуратно составлены. На единственном столе, за которым мы чаевничали, стояла сверкающая чистотой новенькая пишущая машинка.
Говорил Варлам Тихонович медленно, с запинками, чувствовалась его выработанная годами привычка к одиночеству, замкнутость характера. Мы разговаривали на профессиональные темы - я и познакомился с Шаламовым после того, как написал рецензию на сборник его колымских рассказов, горячо рекомендуя его издательству «Советский писатель». Впрочем, бесполезно. В те годы никакое издательство не могло и помыслить их опубликовать. То был потрясающий своей правдивостью сборник свидетельств о страшных, тщательно засекречиваемых палаческих делах, творимых на Колыме.
На долю автора рассказов о Колыме пришлись как раз те тяжелые мучительства, что в них описаны. Да, именно он виделся мне с кайлом в руках, долбящим породу на лютом морозе.. Именно ему грозила казнь за невыполнение нормы выработки, о которой он писал в новелле «Одиночный замер». И, глядя на дрожащие руки Шаламова, на нервный тик, то и дело подергивающий его лицо, на застывший взгляд, я знал: в его свидетельствах нет ни грамма выдумки, передачи с чужих слов, все это испытал на себе сидящий передо мной истерзанный, но еще сильный, еще не сдающийся человек... Перед тем, как перенес колымчанин Шаламов проведенные на Колыме 17лет, меркнут испытания сонма зэков на прочих островах Архипелага...
Измученным инвалидом подошел писатель к концу своею трагического пути. Брали свое недуги: крепкий от природы организм, подточенный пытками и лишениями, не выдержал.
Язвит сознание, что кончил свои дни Шаламов в доме инвалидов. Около него не было родной души, которая бы скрасила его последние дни. Он выстоял, у него хватило сил, до конца остаться человеком вопреки ожесточавшим и принижавшим условиям. Однако ценой веры в возможности торжества добра, ценой отчуждения от людей....Он много знал, видел, помнил, как никто, и, обладая редкой памятью, эрудицией и начитанностью, был бы особенно нужен в новых условиях.»
3.Рассказы «Одиночный замер», «Ягоды», «Прокуратор Иудеи» - краткое содержание. (сообщения подготовленных учеников : Литвинова Алена, Астафьева Екатерина, Бадалян Эльвира). Учитель: Возникает вопрос: а много ли было в лагере заключённых, которые выражали протест, оказывали сопротивление злу, государственной машине, сталинизму и благодаря этому смогли выжить? Много ли было таких узников, которые, находясь в одинаковых с другими бесчеловечных обстоятельствах, не теряли ни чести, ни внутреннего достоинства? Шаламов отвечает: один процент. В рассказе «Инженер Киселёв» он констатирует: «Лагерь был великой пробой нравственных сил человека, обыкновенной человеческой морали, и девяносто девять процентов людей этой пробы не выдерживали» .Писатель не раз подчёркивал, что человек по-разному проявляет себя в разных обстоятельствах. В крайних ситуациях, повинуясь инстинкту самосохранения, униженный человек шёл на всё, даже на подлость, лишь бы спасти себя. И только немногие, наделённые особой духовной силой, сумели проявить великое терпение, мужество, стойкость. Яркий пример — сам автор, доказавший, прежде всего самому себе, что он не сломался, не предал заложенные в нём с детства высокие нравственные принципы, сумел сохранить в себе человеческие качества, а значит, способность к сопротивлению против всего бесчеловечного, безнравственного. Огромную силу черпал автор как художник в своём понимании необходимости поведать миру правду об увиденном и пережитом.
В одном из лучших своих рассказов «Последний бой майора Пугачёва» представлен героический опыт сопротивления. Пожалуй, это единственный рассказ Шаламова об открытом противостоянии и борьбе за свободу.
4. Краткое содержание рассказа «Последний бой майора Пугачёва»(сообщение Хвостовой Юлии).
«После войны в северо-восточные лагеря стали прибывать заключённые, репатриированные из Италии, Франции, Германии. Эти люди, которые не подверглись растлению, были «с привычками, приобретёнными во время войны — со смелостью, уменьем рисковать, верившие только в оружие. Командиры и солдаты, лётчики и разведчики...» Вся их «вина» была лишь в том, что они не по своей вине пережили окружение и плен. Но поскольку они были узниками немецких концлагерей, их приравнивали к изменникам и предателям. Пугачёв ясно понимает, что «их привезли на смерть...». И он стал действовать. Поднимает товарищей на редкий по смелости и дерзости побег. Готовились всю зиму, и весной двадцать заключённых бежали из лагеря.
Майор Пугачёв бежал из немецкого лагеря в 1944 году, когда фронт приближался к городу. Работая шофёром на грузовике, он на большой скорости покинул пределы лагеря. Затем погоня, брошенная машина, дорога ночами к линии фронта... И вот встреча со своими. Допрос в «особом отделе», обвинение в шпионаже, приговор — двадцать пять лет тюрьмы на Крайнем Севере... Потом голодная лагерная зима, побег, захваченный и скоро брошенный грузовик, лес, последний бой...
Неслучайно фамилия организатора вооружённого побега — бунтарская. Бежавшие бойцы пробыли на свободе несколько дней. Они решили умереть свободными, в бою, с оружием в руках.
-А кто же эти люди?
Это лётчик капитан Хрусталёв (подбитый немцами самолёт, плен, побег, трибунал и лагерь), его товарищи лётчики Левицкий и Игнатович, лейтенант танковых войск Георгадзе, бывший разведчик, механик«оружейный мастер Иващенко, танкист Поляков, военный фельдшер Малинин, ставший в лагере поваром Солдатов, сибирский охотник Селиванов, меткий стрелок Хачатурян. Их объединяет чувство братства, сила духа, желание жить достойно, стремление к победе ценой своей жизни. Побег заканчивается боем, в котором все беглецы погибают. Учащиеся с волнением читают о предсмертных муках майора, выраженных в его внутреннем монологе. Лёжа в пещере, он вспомнил прошлое — «трудную мужскую жизнь», — вспомнил всех, кого уважал и любил, начиная с матери Автор уважительно и с горечью говорит о Пугачёве. Для Пугачёва и его товарищей недосягаемой оказалась физическая свобода, но они одержали нравственную победу: «Он обещал им свободу — они получили свободу. Он вёл их на смерть — они не боялись смерти».
Обобщение учителя: Шаламова и Солженицына называют основоположниками «лагерной темы». Чаще всего в школе сравнивают «Колымские рассказы» и повесть «Один день Ивана Денисовича». Лагерный опыт у этих писателей был различен. Страшнее колымских «кругов ада» ничего не было (в рассказах Шаламова царствует смерть), и потому восприятие этого художника более трагично, пессимистично; повесть же Солженицына читать легче — герой выживает, несмотря ни на что... Если Шаламов более откровенен, объективен, беспощаден, многогранен, то Солженицын в своих оценках более сдержан. Шаламову близка эта повесть, хотя он и высказал в письме её автору ряд замечаний. Не соглашался с «героизацией» принудительного лагерного труда, с «лакировкой» жизни в зоне. В то же время Солженицын признавал, что Колыма как «полюс лютости»— это особое испытание, и здесь он полностью доверял свидетельствам Шаламова.
Смерть, унижения, холод, голод, воскрешения и казни, превращение в животных, переоценку ценностей, крушение привычных представлений о мире, о человеке, о его возможностях. Шаламову ничего не надо было придумывать. Выстраданное собственной кровью оборачивается обвинительным документом. Максимальная убедительность прозы достигается документальной верностью фактов и простотой, ясностью и безыскусностью изложения...
Шаламов считал: важно воскресить чувство, которое испытывал человек в нечеловеческих условиях. Он воскрешал это чувство, воскрешал убитых, замученных, умерших от голода холода, изнеможения...
Произведения Шаламова заставляют задуматься о цене человеческой жизни. Его проза и стихи - памятник жертвам ГУЛАГА. Проза Шаламова воспринимается и постигается глубже и полнее, если её рассматривать в соединении с лирикой в переплетении с ней.
6..Учащиеся читают наизусть стихи Шаламова. «Из колымской тетради» 1937-1956 г.
« Пещерной пылью…», « «Я разорву кустов кольцо», «Я забыл погоду детства» ,«Поэту».
Учитель:«Лагерная тема» в отечественной литературе была продолжена в таких произведениях, как «Крутой маршрут» Е.С.Гинзбург, «Чёрные камни» А.В.Жигулина, «Факультет ненужных вещей» Ю.О.Домбровского, «Верный Руслан» Н.Н.Владимова, «Дети Арбата» А.Н.Рыбакова, «Погружение во тьму» О.В.Волкова, «Ночевала тучка золотая» А.Приставкина, и др. (произведения перечислены на слайде)
Слово представителям 3 группы.( 6 человек), руководитель Дементьева Наталия:
- Наша группа в составе шести человек работала над проектом «Лагерная тема» в творчестве Анатолия Жигулина». Перед нами были поставлены цели и задача: Изучить биографию А.В.Жигулина, провести исследование, как изобразил судьбу человека в тоталитарном государстве в своих произведениях.
Решая задачу и выполняя цели, мы выдвинули гипотезу: Какова связь произведений Жигулина с его биографией? И защиту проекта мы подготовили в форме стенгазеты и сообщений.
1. Биография А. Жигулина. (сообщение Дементьевой Наталии).
2.Дополнения (Милицын Андрей): «В1949 году А.Жигулин привлечён к суду и приговорён к отправке в лагерь в Прибайкалье на строительство железнодорожной ветки Тайшет – Братск, а затем на Колыму. Восемнадцатилётнему юноше довелось испытать все тяготы лагерного быта, строительства железной дороги, работ на лесоповале, на Колымских рудниках.
Если большинство жертв сталинских репрессий были ложно обвинены, то о Жигулине этого не скажешь. К моменту ареста он состоялся как принципиальный противник сталинизма, один из создателей подпольной организации в Воронеже. Юный Анатолий и его романтично настроенные соратники через пропаганду подлинного марксизма-ленинизма надеялись изменить политический строй в стране.» Ему в полной мере пришлось испытать издевательства и лагерного начальства, и охраны, и тяжелейший физический труд, часто опасный для жизни. Лагерные лишения и мучения не сломили дух Жигулина, он не озлобился на весь белый свет и не проклял родную землю. С мудростью много испытавшего человека он утверждал, что проходят личные обиды на людей
3.Стихи А. Жигулина «Летели гуси», « «Бурундук» (читают наизусть Симонова Елена, Джантурина Ж.).
4.Краткое содержание повести А.Жигулина «Черные камни» (Зулкарнаева Александра) ( В повести «Черные камни» автор говорит, что изменил имена, фамилии предателей: «Сделано это из чувства милосердия. Но не к ним, а к их детям, их близким». Жигулин не демонстрирует свое милосердие. Милосердие и великодушие не должны быть громкими, иначе они превратятся в другие чувства. Во всех этих суровых испытаниях помогает выстоять любовь к родине, природа, чувство человечности, желание сохранить в себе человеческое. Даже в невыносимых условиях жизни многие из заключённых оставались настоящими людьми, сохранили человеческие чувства, надежду на достойную жизнь в будущем…)Составление Синквейна по творчеству А.И.Солженицына, В.Т.Шаламова, А.В.Жигулина.
1 группа:
Солженицын
Любознательный, првдивый
Рассказывает, изображает, доводит
Рассказал правду о судьбе людей.
Писатель
2 группа:
Варлам Шаламов
Мудрый, сильный
Работает, борется, сочиняет
Шаламов – талантливый писатель
Мастер
3 группа:
Жигулин
Талантливый, правдивый
Демонстрирует, помогает сохранить
Писатель помогает человеку выстоять .Мужество
Слайд 5. Д/З : Написать эссе «по следам урока:
1) Сочинение – рецензия на один из рассказов А.И.Солженицына,В.Т.Шаламова, А.В.Жигулина.
2) Сочинение – размышление «Не замирайте, друзья мои, ни перед ложью, ни перед подлостью, учитесь мужеству, будьте порядочными людьми» (А.Галич)
3)«Судьба человека в тоталитарном государстве» (мой взгляд на эпоху и на произведения).
Обобщение учителя:
Размышляя о природе русской литературы, В. Шаламов писал: «У писателей учатся жить. Они показывают нам, что хорошо, что плохо, пугают нас, не «дают нашей душе завязнуть в тёмных углах жизни. Нравственная содержательность отличительная черта русской литературы».
Жизнь и творчество этих и других авторов, пишущих на «лагерную тему» - это серьёзный урок для живущих и последующих поколений: как в экстремальных условиях выстоять остаться людьми. Писатели учат помнить о человеческой боли, чтобы не очерствели сердца. Хотя, например, Шаламов отмечал, что «лагерь-это отрицательный опыт», однако свою историю надо знать, чтобы удержать человечество от ошибок в будущем. Мы должны знать и помнить о прошлом.
Произведения актуальны и сегодня, т.к. в них поднимается вечная проблема жизни и смерти, свободы и рабства, истины и лжи, добра и зла, честности и подлости, мужества и трусости, смысла Бытия.
Чтение стихотворения ( Зайцева Виктория) при зажженной свече:
Учитель: Соплеменники, встаньте, окажите честь! Почтим минутой молчания память жертв «сталинских репрессий».(Все встают, минута молчания)
Рефлексия: Звучит песня «Россия» в исполнении Игоря Талькова ( до слов Россия…) Вопрос учителя: Так о чем же мы с вами говорили сегодня? Да, о судьбе людей в тоталитарном государстве. А в каком государстве мы сейчас живем?
( В демократическом.. ). Слава России!!! Слава!
Примечание:
1.Урок - семинар рассчитан на два урока.
2.Во время работы учащиеся делают записи в тетради, накапливая материал для эссе
(об этом сообщает учитель в начале урока) .3.В конце урока включается запись песни Игоря Талькова «Россия»,и возвращается слайд с перечнем произведений лагерной тематики и домашним заданием.
4. При подготовке стендового доклада и стенгазеты были использованы статьи журналов «Литература в школе» и приложений к ним «Уроки литературы» № 5-2008г. о В.Шаламове и №7-2005г. об А.Жигулине; ресурсы Интернета.
5.Материал сопроводительных статей к произведениям А.Солженицына взят из «Википедии»
6.Фотографии взяты из Интернета и журналов «Литература в школе».