Урок по теме Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве и ответственность народа и его руководителей за настоящее и будущее страны.(11 класс)


Тема :Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве и ответственность народа и его руководителей за настоящее и будущее страны.
(По страницам романа А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»)
Цели урока:
1. Познакомить обучающихся со страницами романа.
2. Развивать навыки анализа текста, подготовки развернутого ответа на вопрос.
Задачи урока:
1. Формирование у учащихся представления о масштабах массовых репрессий в СССР .2. Развитие информационной культуры и объективного отношения к историческому прошлому страны .
3. Привлечение внимания к проблеме памяти.4. Воспитание чувства гражданственности и ответственности за судьбу страны.
5.Формирование самосознания на основе исторических ценностей.
.
Эпиграф:
Солженицын стал кислородом нашего непродыхаемого времени. И если общество наше, литература, прежде всего, ещё дышат, то это потому, что работают солженицынские меха, качают воздух в задыхающуюся, обезбожившуюся, себя почти потерявшую Россию.
В.Астафьев Ход урока:
Вводное слово учителя.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы говорим о творчестве А.И.Солженицына.
-Какие произведения А.И. Солженицына мы изучали в 8 и 9 классах?
-Каковы ваши воспоминания?
Проверка домашнего задания.
(Эссе на тему «Моё первое свидание с творчеством А.И.Солженицына на уроках литературы»).
Слово учителя:
-Кто же он, Александр Исаевич Солженицын? Наставник, пророк или заступник? Почему в нём видели то спасителя Отечества, то врага народа?
Александр Исаевич Солженицын – выдающийся русский писатель, публицист и общественный деятель. Его имя в литературе стало известно в 60-е годы 20 века, в период «хрущёвской оттепели», затем исчезло на многие годы.
Он посмел сказать правду о страшном сталинском времени, создать произведения о лагерной жизни. В 1970 году А.И.Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе. Казалось бы, справедливость восторжествовала.
…Но в один из февральских дней 1974 года (в связи с выходом 1-го тома книги «Архипелаг ГУЛАГ») Солженицын был насильно выслан из России. В немецкий город Франкфурт-на-Майне приземлился самолёт с единственным пассажиром.
За что постигла Солженицына такая участь? И о чём же тогда эта книга?
Попробуем , ребята, сегодня в этом разобраться.

Разрешите мне начать нашу работу, ребята, с воспоминаний о моём первом свидании с творчеством А.И.Солженицына.
В далёком 1973 году родители увезли меня из небольшого городка Спасск-Рязанский в Магаданскую область (на Колыму).
(Документальное видео из семейного архива.)
В самом сердце Колымы, в 60 километрах от пос. Ягодное, окружённый сопками, затерялся маленький прииск Штурмовой. Там прошло моё детство. От Ягодного до Штурмового три страшных перевала: Ягоднинский, Хатыннахский и Штурмовской. Дорога узкая-узкая, как будто вырезанная в сопках, очень извилистая (Серпантинка). Небольшая ошибка шофёра - окажешься на самом дне жуткой пропасти. Люди называли это место Долиной смерти. Не понимали мы тогда, за что дано такое название и думали о чём-то колдовском, таинственном. На самом деле всё оказалось прозаичнее, а от этого ещё страшнее.
Дорога была проложена руками сотен тысяч арестованных и сосланных отбывать наказание на Колыму людей. Она буквально была устлана черепами и костями расстрелянных, умерших от холода и голода, болезней и непосильного труда. Об этом мы узнали позднее. Но слишком маленькими мы были тогда, чтобы понять, чьи же эти останки и почему не похоронены на кладбище эти несчастные люди.
Когда я училась в последнем классе школы, состоялось моё первое свидание с произведением А.И.Солженицына, только свидание это было заочным.
Как-то учительница литературы в разговоре о том, что здесь, на Колыме, погибали ни в чём не повинные люди, упомянула о неизвестной тогда книге писателя Солженицына «Архипелаг Гулаг». «В этой книге только правда»,-сказала она.
Конечно, в то время нельзя было купить и прочитать это произведение. Читали отпечатанный на машинке текст. Не могу сказать, какими путями попал он тогда в руки моей учительницы, ведь и автор, и его произведение были попросту запрещены.
Шёл 1984 год, страна уверенными шагами шла прямой дорогой строителей коммунизма, и не было тогда известно ни о перегибах коммунистической партии, ни о культе личности вождя народов, ни о тоталитарном государстве, нашем, советском государстве, где каждый человек, как нам казалось, должен был стать по-настоящему счастливым и имел все возможности для долгой и сытой жизни.Уже гораздо позже прочитала я строки из книги «Архипелаг ГУЛАГ», где Солженицын пишет о жестокости колымского режима: «Говорят, что в феврале – марте 1938 года спущена по НКВД секретная инструкция: уменьшить количество заключённых! (не путём роспуска, конечно).», «Тут отменили ( для 58-ой) последние выходные, летний день довели до 14 часов, морозы в 45-50 градусов признали годными для работы…Ещё и цинга, без начальства, валила людей…На Серпантинке расстреливали каждый день 30-50 человек.. Потом трупы оттаскивали на тракторных санях за сопку.» Затем Солженицын пишет: «Я почти исключаю Колыму из охвата этой книги. Колыма в Архипелаге – отдельный материк, она достойна своих отдельных повествований. Да Колыме и «повезло»: там выжил Варлам Шаламов…»
Но не было тогда для нас в литературе ни «Колымских рассказов» В.Шаламова, ни «Архипелаг ГУЛАГ» А.И.Солженицына.
Во времена моего детства мы с комом в горле слушали «Бухенвальдский набат», но не слышали набата ГУЛАГа, Колымы, Печоры, Нарыма, Соловков, Куропат, Быковнянского леса …
А ведь жертвы сталинского геноцида не имеют даже братских могил. У многих репрессированных не известна дата смерти. Сейчас многие не только реабилитированы, но за мученическую смерть канонизированы к лику святых, например философ Флоренский, Патриарх Тихон. А на Серпантинке воодружён памятник жертвам сталинских репрессий.
То, что пережили наши соотечественники больше полвека назад, страшно. Но еще страшнее забыть прошлое, оставить без внимания события тех лет. История повторяется, и кто знает, все может произойти снова в еще более жесткой форме.
Давайте оглянемся немного назад, поразмыслим об этом времени.
Как это могло случиться?
Как это время отразилось на нашей жизни?
После издания «Архипелага ГУЛАГа»(1989 год, первый том написан в 1974 году) ни в русской, ни в мировой литературе не осталось произведений, которые представляли бы большую опасность для советского строя.
Эта книга раскрыла всю сущность тоталитарного режима. Пелена лжи и самообмана, застилавшая глаза многим нашим согражданам, спала и открыла горькую правду.
Сообщение учащегося о тоталитарном государстве.
Сейчас многие историки задумываются, какая социальная система сложилась в советском государстве в конечном итоге к концу 30-х гг XX века. Большинство называют эту систему «государственным социализмом». Социализм, потому что произошло обобществление производства, ликвидация частной собственности и базировавшихся на не классов. Государственный – потому, что это обобществление было не реальным, а иллюзорным – власть и собственность оказались в руках партийно-государственного аппарата, номенклатуры и вождя.
При этом государственный социализм в СССР приобрёл ярко выраженный тоталитарный характер.
Так что же такое «тоталитарный режим»?
Каковы причины его возникновения?
«Тоталитарный режим» - государственный строй, осуществляющий абсолютный (полный, тотальный) контроль над всеми сферами общественной жизни…

4.Фронтальная беседа
-Какое впечатление вызвал «Архипелаг ГУЛАГ»?
(Множество различных чувств: потрясение, удивление, горечь.Произведение затронуло самые сокровенные струны души, не только всколыхнуло человеческие чувства, но и заставило задуматься о смысле жизни, по – другому взглянуть на окружающий мир, почувствовать ответственность за то, что происходит вокруг).Записи в тетрадях.
-«Архипелаг ГУЛАГ» - великая антитоталитарная книга, утверждающая внутреннюю духовную свободу. Это произведение великого писателя, а не обвинительная речь
великого прокурора. И все же пафос обличения в ней такой высоты, какой до Солженицына русская литература еще не знала. Одиннадцать лет, проведенные Александром Исаевичем на Архипелаге ГУЛАГ, дают ему право писать от лица тех мучеников, кто разделил с ним тяжелую судьбу.
-Что такое «Архипелаг Гулаг»? Мемуары, автобиографический роман, своеобразная историческая хроника?
Александр Солженицын определил жанр этого документального повествования как «опыт художественного исследования»; что подчеркивает историческую, публицистическую и философскую направленность книги.
-Что подразумевается под «Архипелагом ГУЛАГ»?

Под «Архипелагом ГУЛАГ» подразумеваются тюрьмы, исправительно - трудовые лагеря, поселения для ссыльных, разбросанные по всей территории СССР.
Слово, следующее после «Архипелага», имеет в книге двойное написание: «ГУЛаг» - для сокращения Главного Управления Лагерей МВД; «ГУЛАГ» - как обозначение лагерной страны, АРХИПЕЛАГА – почти невидимой, почти неосязаемой страны, которую и населял народ ЗЭКОВ.
5.Думаем, размышляем над прочитанным.
План урока:
1.«История нашей канализации».
2.Географическое расположение Архипелага.
3.Статистика ГУЛАГа.
4.Нечеловеческие условия лагерей.
5.Дети ГУЛАГа.
6.Женщина в лагере.
Класс заранее поделён на 6 групп, каждой из них было дано своё задание.
Задание для 1 группы:
Часть 1 глава 2 «История нашей канализации»
Ответьте на вопросы:
-Что такое тоталитарный режим?
-Когда начались репрессии ?-Как создавалась «История нашей канализации?»
-С какой целью проводились репрессии в нашей стране?
Задание для 2 группы:
Часть 2 глава 4 «С острова на остров»,
Часть 3 глава 2 «Архипелаг возникает из моря»,
Часть 3 глава 7 «Туземный быт»,
Часть 6 глава 2 «Мужичья чума».
2.Ответьте на вопросы:
-Какова статистика ГУЛАГа?
-Каков национальный состав заключенных?
-Какова впечатление оказала на вас
глава «Мужичья чума»?
Задание для 3 группы:
Часть 2 глава 1 «Корабли Архипелага»,
Часть 2 глава 2 « Порты Архипелага»,
Часть 2 глава 3 «Караваны невольников».
Вопросы:
1. Как бы вы расположили Архипелаг на карте?
2. Где располагались порты Архипелага?
3. Как и в каких условиях осуществлялись перевозки людей?
Задание для 4 группы:
Часть 1 глава 3 «Следствие»,
Часть 3 глава 7 «Туземный быт»,
Часть 4 глава 1 «Восхождение»,
Часть 5 глава 6-7 «Убежденный беглец»,
Часть 5 глава 10 «Когда в зоне
пылает земля».
Ответьте на вопросы:
-Какие пытки применялись к заключенным?
-Опишите быт осужденных.
-Как люди старались выжить?
Задание для 5 группы:
Часть 3 глава 17 «Малолетки»
Вопросы:
-Откуда взялись юные преступники?
-За что судили малолеток?
-Лагерное воспитание.
-Детский туземный труд.
Задание для 6 группы:
Часть 3 глава 8 «Женщина в лагере»
Вопросы:
- Как женщины попадали в лагерь?
- Лагерный быт женщин.
- Каторжный труд.
- «Мамки».
-Кто же виноват в кровавых репрессиях: только Сталин и его окружения или вина за все происходящее лежит и на народе, допустившем массовые убийства?
Солженицын спрашивает в главе «Тюремная промышленность: «Как это понять: злодей? Что это такое? Есть ли это на свете?» И тут же отвечает: «Идеология! Она даёт искомое оправдание злодейству и нужную долгую твёрдость злодею. Та общественная теория, которая помогает ему перед собой и перед другими обелять свои поступки и слышать не укоры, не проклятья, а хвалы и почёт».
6. Рефлексия.
7. Задание на дом: написать эссе на тему «Мои мысли от прочитанного произведения «Архипелаг ГУЛАГ».