Эссе на тему Я — учитель.
ЭССЕ на тему
«Я – УЧИТЕЛЬ».
Голубевой Людмилы Валерьевны.
Я иду на урок.
И мне кажется, точно не знаю
Что за день предстоит,
Где начало его, где итог.
Но за счастьем иду!
Это я уж давно понимаю.
Я иду на урок
Удивительный школьный урок
Я - Голубева Людмила Валерьевна, учитель начальных классов МОУ Кологривской средней общеобразовательной школы.
Что значит быть учителем? Я – учитель! Это звучит гордо.
Размышляя, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Несомненно, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью – это педагогический труд, т.к. ведёт к бесконечной жизни в душах моих учеников. Я не работаю учителем, я учитель. Мне нравится быть учителем.
Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас.
Учитель. Как много в этом слове ноток гордости, уважения и понимания. Нет на свете прекраснее и милее, чем профессия-учитель. С самого первого вступления на порог школы ребёнка учитель заменяет самого дорого человека - маму. Он становится всем для ребенка: родителем, наставником, примером для подражания. Недаром все детки любят играть в учителей в раннем возрасте. Вот и меня не обошла стороной игра в школу.
Быть учителем – такой была моя давняя детская мечта. Мои подруги играли во «врачей», в «продавцов» Ну, а я всегда была «учительницей». Я очень хотела учить ребятишек видеть красоту природы, воспитывать доброе отношение к людям, аккуратность, трудолюбие. Видеть улыбку на лицах детей, если у них все получается, и спешить к ним на помощь в случае затруднения, играть, общаться, и, конечно, проверять тетради, выставлять отметки в журнал. Энергия детства неисчерпаема. Нам, взрослым, надо лишь умело направлять ее. Меня окружали педагоги, которые и заронили семя добра в мою душу. Это моя первая учительница, которую всегда помню, вспоминаю, добрая, умная, строгая, требовательная Хробостова Милитина Дмитриевна.
Именно любимый учитель, открыл мне, что дружеское участие, живое, доверительное общение с детьми, пожалуй, одно из главных условий успеха и удовлетворения от своей работы. Учитель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, взлеты и падения, не допуская фальши в отношениях.
Моя детская мечта сбылась, и вот уже 10 лет я работаю учителем начальных классов. Были и первые разочарования, и первые слезы радости от уроков, первое восхищение от того, что на тебя смотрят милые доверчивые создания-детишки, которые ждут от тебя чего-то интересного и нового. Когда готовишься к урокам, то заранее уже ждешь полные восхищения глаза, эмоции. Поэтому стараюсь, чтобы мои уроки не были скучными.
Я стремлюсь создать такую атмосферу, такие условия, при которых детям захотелось бы узнать, открыть что-то, и они добивались бы этого.
Поэтому в своей деятельности внедряю новые формы и средства обучения, использую интерактивные методы и преподавание строю на диагностической основе, создавая благоприятные условия для сохранения психического и физического здоровья детей.
Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через современные образовательные технологии, которые в системе применяю в учебном процессе, есть игровые технологии, технология интерактивного обучения, технология проектного обучения. Эти формы работы способствуют развитию интеллектуальных способностей школьников.
Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Учу детей не бояться задавать учителю и ребятам вопросы. И мы вместе ищем ответы.
На своих уроках применяю различные виды проверки знаний. Это устная, письменная, практическая, текущая, тематическая, итоговая проверки. Часто применяю тестовый контроль, что позволяет охватить всех учащихся, позволяет экономить время и быстро устанавливать обратную связь, и анализировать результаты.
Важным звеном каждого урока считаю рефлексию, она учит детей анализировать, делать выводы, лучше понимать самого себя, но естественно детей этому приходится учить, потому что ребенок не всегда может реально оценить свой вклад в урок и проанализировать материал.
Главной задачей своей воспитательной работы считаю создание в коллективе атмосферы жизнедеятельности, способствующей развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению. Как классный руководитель стараюсь создать условия для развития многогранной творческой личности. Принимаем активное участие в жизни школы.
В классе проводим праздники с чаепитием вместе с детьми и родителями. На таких мероприятиях ощущается единение родителей с детьми, педагогами, что позволяет детям по-другому взглянуть на своих родителей. В помощь родителям я составляю различные памятки «Как помочь ребенку выполнить домашнее задание?», «Влияние режима дня на здоровье ребёнка», Как помочь ребенку учиться» и др.
В своей работе я регулярно использую современные образовательные технологии: информационно-коммуникационную, проектную, здоровьесберегающую.
Ещё - я не просто учитель. Я – первый учитель. Родители доверяют мне самое дорогое - своих детей. Для меня ученик – это маленький человечек с открытым сердцем. Поэтому я стараюсь быть и наставником, и помощником, и защитником, и другом. С какой радостью я каждый день встречаюсь со своими «почемучками» и фантазерами! И пусть порой мне с ними хлопотно, но проникать в их детский мир, слышать их – большое учительское счастье.
Все мои ученики такие разные, каждого нужно разглядеть, до каждого дойти. Рассеянные, мечтательные и доверчивые, нуждаются в помощи и контроле со стороны учителя.
Приятно, когда выйдешь на крыльцо школы, а тебя уже окружила толпа детишек и все что-то рассказывают свое, каждый стремится быть первым. Только дети-малыши понимают состояние учителя. Поэтому в школу прихожу всегда в приподнятом настроении, ведь дети всегда чувствуют настроение. Для меня моя работа-это смысл жизни. Ученики - это как цветочки, у которого свой цвет настроения, свои привычки, свои поступки.
Быть первым учителем – очень ответственно, ведь мы во многом моделируем судьбу каждого ребёнка: заметим искорку в его глазах, поможем, подтолкнём – и он в будущем найдёт свой путь в жизни; не увидим, пройдём мимо – и он незаметно, окольными путями будет брести по дороге жизни. Нельзя сравнивать нашу профессию с другими: подгорит хлеб у пекаря - можно выпечь другой через час или два; строитель неправильно положит кирпич - можно вымерять уровнем и всё исправить. Но только у учителя результат будет виден не сразу: не через час, не через месяц, а через несколько лет. Причём его уже нельзя исправить. Наши ошибки самые серьёзные, самые жизненные, так как они ранят душу ребёнка, заставляя его страдать. Но в большей мере детскую душу заставляет страдать равнодушие учителя, несправедливость с его стороны. Неслучайно справедливость как качество души человека дети ставят порой выше доброты. Кто такой педагог? Он, как строитель строит, но строит самое сложное и самое ценное на свете - внутренний мир настоящего человека. Он, как инженер, конструирует, разрабатывает технологию, совершенствует процесс – процесс всестороннего развития человека.
Каждый год, переступая в сентябре порог школы, я с волнением думаю: «Что же принесёт этот учебный год?» С каким настроением придут в класс ученики? Как хочется видеть их счастливыми, добрыми, с огоньком в глазах! Для этого учитель должен окунуться с головой в пучину детских интересов, уметь работать на компьютере, разбираться в современной литературе, в музыкальных направлениях и еще во многом - многом другом.
За время работы в школе поняла: хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, передавая свои знания другим. Стоять на месте в сегодняшнем стремительно изменяющемся мире учителю недопустимо. Иначе - теряет смысл профессия. Иначе - нет успеха, нет уважения со стороны детей, родителей, коллег. Поэтому постоянно нахожусь в поиске, пробую, анализирую, думаю над новыми формами и методами работы
Современный урок для меня - это создание ситуации успеха для каждого ученика.
Живому уму ребенка достаточно лишь немного увидеть и услышать, чтобы потом долго размышлять и многое понять. Наша задача – научить его самостоятельно учиться, формировать у него потребность активно относиться к учебному процессу, помочь сделать серьезный труд детей занимательным, продуктивным.
Нужно организовать обучение так, чтобы ребенку было интересно учиться, чтобы он смог раскрыть свой потенциал. Поэтому необходимо поощрять любознательность детей, их творческие порывы, проявлять внимание и терпимость к суждениям и идеям.
А для того, чтобы "пробудить" интерес у ученика, зажечь в нем искорку желания узнать новое, а значит вовлечь в познавательную деятельность, есть много способов и средств: нестандартные формы урока, внеклассные мероприятия и другое.
Чем же удивить ребенка в школе, как сделать так, чтоб ученик бежал в школу с радостью? Сегодня как никогда нужно задуматься над этими вопросами. С чего начать? С создания особой атмосферы взаимодействия на уроке, с вовлечения каждого ученика в процесс «добывания» знаний, ведь сведения, полученные собственным трудом, остаются в памяти на долгие годы.
I этап - овладение «умением учиться».
Следующий этап - склонность искать причины увиденного. Труднее всего смотреть своими глазами, но и «видеть» собственным умом.
И, наконец, последний этап – ставить задачу и искать пути ее разрешения.
Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Стремительно развивается использование информационных технологий на уроках и внеклассной работе. И я поняла, что это здорово! Ведь недостаточно на уроке дидактического материала, нужны схемы, красивые иллюстрации, видеофрагменты, музыка и многое другое. Я стремлюсь к тому, чтобы каждый урок был не только интересным, познавательным, но и проходил в атмосфере доброжелательности. А что как ни музыка, сопровождаемая показом слайдов о природе, создаст эмоциональный настрой. А вот на слайде появляется игра – соревнование, а следующий слайд - вывод– схема, по которой можно рассказать правило. Это разве не здорово - учитель помогает ученику в виде схем, значков и таблиц восстановить и осознанно рассказать нужное правило, вывести математический закон. С большим желанием дети находят «ловушки», исправляют ошибки и тут же компьютер подтверждает их правильный ответ. Как приятно наблюдать за «горящими» глазами учеников, которые поняли, сумели, смогли!
Подготовка к уроку с применением ИКТ занимает много времени, но когда видишь горящие от удивления глаза ребят, когда ребенку становится понятно с помощью анимации. А самое главное, удивившись, ребята готовы «свернуть горы».
Урок – это педагогическое произведение, каждый учитель вносит в него свое творчество, свой методический почерк. Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ребенок переживал радость открытия, чтобы у него формировались вера в свои силы и познавательный интерес. Интерес и успешность обучения - вот те основные параметры, которые обладают полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие ребенка, а значит и качество нашей работы с детьми.
Посвятив себя работе с детьми, главное для меня заключается в том, чтобы ребенок почувствовал: учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности. Важно, чтобы на уроках дети переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы. Поэтому каждый успех ребёнка я делаю достоянием всего класса, поддерживаю инициативу и начинания своих ребят, тем самым стараюсь создать ситуацию успеха на уроке. Урок прошёл отлично, если каждый ученик ушёл с новым открытием для себя, с желанием поделиться этим открытием с друзьями, с родителями.
"Плохой учитель преподносит истину, -хороший учит ее находить".Этот афоризм Дистервега в своей педагогической работе я взяла за аксиому. Процесс учения, разумеется, всегда сопряжен с трудностями, было бы педагогической ошибкой пытаться установить их полностью из школьной жизни ученика. Больше того, суть развития именно в преодолении трудности. Для того, чтобы обучение стало успешным надо, чтобы желание ученика и цели обучения совпали, т. е предлагаемая учителем деятельность воспринималась и переживалась ребенком как свободно выбранная. В этом случае он легко поддается педагогическому воздействию, охотно вступает в сотрудничество с учителем и принимает его помощь, активно и заинтересованно участвует в процессе своего обучения и воспитания.
Иногда я задаю себе вопрос: « Кто такой учитель?» Ответить на этот вопрос, казалось бы, просто: это человек, который передаёт другим какие-либо знания. Но вот достаточно ли этого? Ведь в наш прогрессивный век знания можно получить из многочисленных источников: из книг, научных фильмов, с помощью интернета. Так может быть наша профессия станет не нужной? Конечно же, нет! Потому что задача учителя не только передавать азы науки. Главная задача педагога - привить любовь ребёнку к «жажде» познаний, научить его, словно опытный тренер, шаг за шагом, терпеливо преодолевая трудности, уверенно идти по лабиринтам загадочной и удивительной страны Знаний. Я счастлива тем, что иду в ногу с современностью, учу детей тому, что человеческое общение нельзя заменить ничем.
Моя профессия – это радость общения с детьми. Это моменты счастья, когда я вижу широко раскрытые от удивления детские глаза, вижу благодарность и улыбки на лицах учеников.«Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами»,- Али Апшерони. Учитель в современном мире - тот же ученик. Пока он осваивает новые методики, внедряет инновации и изучает литературу - он учится сам. Считаю, что учитель должен не только отдавать знания ученикам, но и уметь учиться и стремиться к профессиональному росту.
Моя задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Я понимаю, что это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым главным на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в свое большое предназначение. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться воспринимать свои ошибки как опыт.
Что бы я хотела видеть в своих учениках? Свободного мышления, толерантности, умения конструктивно решать проблемы, способности к самовыражению и еще много других очень важных качеств. Главное чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью. Если это у моих ребятишек получается – я счастлива.
Оказывается, для меня быть учителем – важно, дорого, без этого я обойтись не могу. Быть учителем для меня - значит быть счастливой. Я уверена, надежды своих родителей я оправдала: я счастлива сама и стараюсь нести счастье окружающим дорогим для меня людям, моим ученикам. Я считаю, что требовательного преподавателя глубоко уважают и ценят как ученики, так и родители. А это очень важно для учителя. Я постоянно работаю над собой, никогда не расстаюсь с книгами.
На другой профессии я себя и представить не могу. Я даже дня не могу обходиться без своих шалунов, которые уходя на выходные, уже мечтают о том, что бы скорее наступил очередной понедельник.
Наверное, надо быть наделённым свыше, чтобы уметь так отдавать себя детям, ничего не требуя взамен. Каждодневные уроки открытия, увлекательные путешествия, неиссякаемая радость познания. Владея всеми этими качествами и глубокими знаниями и требованиями века, можно стать учителем сегодняшнего дня – Учителем 21 века.
Если бы меня спросили «какую профессию выбрала бы я, если жизнь начать заново», без сомнения ответила бы – только Учитель!!!
В школе, где есть радость и горечь, взлёты и падения, тепло учительских глаз и свет детских улыбок, бессонные ночи и уроки детских открытий. Тому, кто не постиг тайны нашей работы, она кажется будничной: тетради, журналы, уроки. А, по сути своей, она радостная, так как с нами рядом самые чистые, искренние и порядочные люди - наши дети. Нам доверили самое дорогое - Ребёнка. Я люблю детей просто потому, что они дети. Ребенок - изначально беззащитное существо, исполненное надежд, веры в светлые стороны бытия, радости открытий; душа, открытая миру. Без любви к своему делу, без любви к детям невозможно быть хорошим учителем. Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета.
Учитель! Он всегда в дороге,
В заботах, поиске, тревоге,
И никогда покоя нет!
Он сам себя всех строже судит,
Он весь земной он рвётся в высь;
Не счесть, пожалуй, сколько судеб
С его судьбой переплелись!
Д.С.Лихачёв.
Я люблю свою профессию, горжусь ею. Поразмышляв обо всем, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меня замечательная семья, любимая профессия. И завтра я опять иду в школу
Если бы меня спросили «какую профессию выбрала бы я, если жизнь начать заново», без сомнения ответила бы – только Учитель!!!
Заголовок 115