Эссе на тему Моё педагогическое кредо
«Если вы удачно выберете труд
и вложите в него свою душу,
то счастье само вас отыщет»
(Аристотель)
Много праздников мы отмечаем, но самый долгожданный праздник для меня – это не день рождения, и даже не Новый год, а Первое сентября. В этот день, шуршат под ногами осенние листья, хлюпают лужи и какая-то непреодолимая сила влечёт меня в этот «муравейник», где туда-сюда по коридорам снуют маленькие ученики. Меня встречают ОНИ – ученики - предмет моего обучения, воспитания ... и обожания! Всегда один и тот же путь – в школу и из школы. Иногда быстро несешься на занятия, пытаясь не опоздать, иногда еле перебираешь ногами, думая о том, зачем и куда ты идешь? И правда, что для меня школа? Школа – мой второй дом, с которым связана вся моя жизнь. Как хочется, чтобы в этом доме всегда было уютно, комфортно, тепло от добрых улыбок, дружеской поддержки. Писатель живёт в своих произведениях, художник – в картинах, скульптор – в созданных им творениях. А учитель - в мыслях и поступках людей. И дай Бог, чтобы мои ученики не забывали своего учителя.
Учитель…. Первый учитель… Я хорошо помню и с теплотой вспоминаю своего первого учителя Ускову Веру Дмитриевну. Мы были для неё тоже первыми. Для нас всё было тогда впервые: школа, уроки, задания. Многое стёрлось из памяти, но хорошо помню выпускной вечер в 8 классе и слёзы. Слёзы первого учителя. Я должна была вручить Вере Дмитриевне подарок, салфетки связанные своими руками, но не сразу её нашла. Она сидела в сторонке, спрятавшись за спинами счастливых выпускников - стеснялась своих слёз. Я подумала тогда, зачем так расстраиваться, мы же никуда не уезжаем, мы просто переходим в другой класс и другую школу. Пройдут годы, и моё сердце будет точно также разрываться от таких же эмоций на выпускном вечере своих первых учеников. И тоже будут слёзы, слёзы человека, который прощается с чем-то очень любимым, важным и дорогим сердцу.
Первый учитель и зовётся первым, потому что именно он протаптывает тропинку, по которой к детским сердцам будут идти все остальные учителя. А ещё и потому, что учитель заменяет самого дорого человека - маму. Он становится для ребенка всем: родителем, наставником, примером для подражания. Недаром все дети любят играть в учителей в раннем возрасте. Вот так и я видела как моя мама – учитель вечерами пишет планы, а рано утром спешит к своим воспитанникам. Вот и меня не обошла стороной игра в школу. Я любила обучать своих кукол, ставить им оценки за поведение. Поэтому о выборе профессии вопрос не стоял. После окончания школы я поступила в институт. Училась в самом прекрасном городе на земле! В Санкт - Петербурге. Студенческие годы пролетели незаметно. Позади институт и начало трудовой деятельности. Были и разочарования, и слезы, первые удачи, первое восхищение от того, что на тебя смотрят милые доверчивые создания и ждут от тебя чего-то интересного и необычного. Не передать того, что чувствовала в то время, какие эмоции переполняли мою душу. Но время не стоит на месте.
Прошло более 20 лет, я понимаю, что не зря выбрала эту профессию. Для меня быть учителем - счастье. Каждый день видеть своих учеников, видеть их глаза, полные ожидания, чуда, новых открытий. В этой работе много трудностей, но суметь их преодолеть и увидеть потом результаты своего труда – для меня очень важно и доставляет огромную радость.
Учитель я! Моя задача - Решить вопрос и дать ответ.И детям посулить удачу, Познания раскрыть секрет.
С чего начинается мой школьный день? С уроков. Чем заканчивается день для меня? Уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это КРУГ, а не просто окружность. Мой круг плотно заполнен: разными событиями - приятными и не очень, встречами – интересными и скучными, замечаниями – моими и чужими, советами, нотациями (без этого не обойтись), разговорами, смехом, удивлением, шумными переменами, вкусными и не очень обедами в столовой, дежурством, совещаниями, собраниями, заседаниями…. Мне некогда скучать. Древние учёные считали, что земля держится на трех китах. Думаю, что профессия учителя под собой имеет такую же основу.
Вхожу я в класс, и сердце бьется;
"Надеюсь, Верю и Люблю!"
И эти три святые слова
Душе ребенка отдаю.
За годы работы в школе у меня сформировалась «химическая» формула: Любовь к ученикам, Вера в них, соединенная с любимым делом и Надежда, что каждый ученик станет хорошим человеком.
Я верю в своих детей, верю в свои силы и успех. А еще я верю, что каждый ребенок талантлив! Но талантлив по - своему. Надо только помочь ребенку раскрыть себя, показать свои возможности. Каждая их победа пусть маленькая, но победа. Каждый их успех – это гордость за них, это счастье. Но каждая их ошибка – это моя ошибка!
Я считаю своим долгом понять ребенка и помочь ему раскрыть себя, достичь тех высот, на которые он способен.
Ребенок, словно чистый лист бумаги
Неосторожно не сомни его судьбу,
Ты помоги ему, придай отваги
И научи выигрывать борьбу.
Некоторые скажут: « Работать учителем не престижно, это неблагодарный труд»- не верьте им. «Каждый раз, входя в класс, ты можешь быть великим!» - красиво воодушевляет нас, учителей, американская писательница Бел Кауфман. Великим – не знаю, но творцом и мастером своего дела мы должны быть. Мы, учителя, всегда на виду, тем более у детей, которые все видят и все замечают. От их внимательного взгляда не ускользнет ничто! Они-то и есть наши главные судьи.
Достучаться до каждого сердца
Тех, кого ты решился учить,
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смог полюбить…
“Любить можно то, чему уже отдал частицу своей души”, - говорил В.Сухомлинский. Только ли частицу? Сколько таких кусочков души уже отдано. И сколько предстоит ещё отдать! Я люблю свою профессию и хочу, чтобы вы увидели эту любовь.
Чтобы детям в школе было комфортно, интересно, легко и результативно, необходимо постараться самый сложный и трудный материал сделать для них доступным, посильным. И каждый раз, отправляясь в класс, я продумываю каждое слово, каждый шаг, каждый миг урока. Урок – это солнышко знаний, урок – радуга, удивляющая своими красками: стихами, сказками, задачами, уравнениями…, урок – радость открытия, урок – это целая жизнь вложенная в 40 минут.
Звенит звонок, класс замер в ожидании.
Учитель - дети, все в этой паре слов.
Я говорю им: “Здравствуйте, внимание!”
И начинается урок.
Учитель начальных классов - это человек, обладающий огромным багажом знаний, многогранный и разносторонне развитый. Я люблю свою профессию, и к каждому предмету особенный подход, особое отношение. Наверное, у каждого учителя есть предмет, которому он отдаёт предпочтение. У меня таких предмета два - математика и трудовое обучение. Сколько фантазии, усидчивости и таланта вкладывают ребята в свои работы. Каждая -произведение искусства. С какой нескрываемой гордостью они демонстрируют результаты своего труда. Учить рассуждать, думать, ошибаться и находить выходы из, казалось, безвыходных ситуаций, видеть, как ученики «зажигаются » на уроке от желания найти правильный ответ. Начинают светиться глаза даже у тех ребят, которые в начале урока смотрели на меня без интереса. Уже никто не слышит долгожданный звонок, все спорят, доказывают, выскакивают из-за парт. Настоящий «пчелиный улей». Только ради этих мгновений можно быть учителем. У меня есть на кого ровняться. Я благодарна своей маме Лисовой Дине Тимофеевне и моим учителям: Гигиной Татьяне Яковлевне, Захаровой Нине Ивановне, Ханафеевой Асие Закировне. Они научили меня любить школу. Особо хочется отметить директора нашей школы Майера Владимира Давыдовича, долгое время возглавлявшего такой замечательный коллектив единомышленников. Это большая школа, школа взросления и становления меня как педагога. Нужно научиться дарить тепло и любовь, не бояться учиться самому, знать интересы детей и вместе мечтать. Тогда ребенок откроет тебе свою душу и оправдает надежды.
Я надеюсь, что наш нелёгкий труд не пройдёт бесследно и мои ученики научатся радоваться и сопереживать, дружить и верить в свои силы, всегда выбирая верные жизненные решения. А семечко знаний, которое мы посеяли в душе каждого ребёнка, прорастёт и принесёт свои плоды. Ведь высочайшее предназначение учителя на Земле: Верить, Надеяться и Любить.
«Урок окончен», — говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь.
Поразмыслив обо всем, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меня замечательная семья, любимая профессия…. И завтра я опять иду в школу…