Технологическая карта урока литературы «Подвиг детей в лирике о Великой Отечественной войне. (Анализ стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста»)
Технологическая карта литературы в 5 классе .Предмет: литература
Класс: 5
Тип урока: урок освоения новых знаний
УМК: Используемый учебник: «Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /авт-сост.В.Я.Коровин - М.: «Просвещение», 2011 г.
Программа: В.Я.Коровина, В.И.Коровин. В.П.Журавлёв, «Литература. Рабочие программы. 5-9 класс» - М.: «Просвещение», 2011 г.
Тема «Подвиг детей в лирике о Великой Отечественной войне. (Анализ стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста»)
Цель Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия
Содержательная: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов
Задачи Образовательные:
познакомить учащихся с стихотворением А.Т. Твардовского, посвящённым теме военного детства;
проанализировать художественное и идейное своеобразие баллады «Рассказ танкиста»
повышать интерес к изучению русской истории через литературное произведение
вызвать у ребят искренний интерес и восхищение качествами характера главного героя.
Развивающие:
1) создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, мышления, способствовать обучению самостоятельно работать с текстом (сравнение, анализ, наблюдение, систематизация);формировать умение анализировать текст художественного произведения;
2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя;. 3) обогатить культуру речи школьников, используя образцы чтения ведущих актеров (работа с фонохрестоматией).
Воспитательные:
1) воспитание нравственных качеств личности на примере положительных качеств характера главного героя рассказа;
2) умение работать в группе, в парах: планировать работу, уважать мнение выступающего.
3) воспитывать чувство гордости за свой народ, патриотизм .Планируемые результаты обучения учащихся Предметные:
способствовать полноценному восприятию художественного произведения;
формировать систему читательских умений, уделив внимание умению видеть авторскую позицию в произведении, выявлять роль деталей в произведении.Формируемые УУД Личностные:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
воспитание интереса к литературе;
воспитание нравственных качеств личности на примере поступков и характеров
формирование познавательного интереса учащихся к чтению;
формирование способности учащихся осуществлять самоконтроль развитие адекватной самооценки
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;
волевая саморегуляция;
понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия.
Познавательные УУД:
извлекать информацию, представленную в разных формах;
строить рассуждения.
делать выводы
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Основные понятия Баллада, художественный анализ лирического произведения
Ресурсы:
- основные
- дополнительные ИКТ, фонохрестоматия «Литература. 5 класс» В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин.
портрет А.Твардовского, музыкальные записи о войне, фотографии и картинки о войне, презентация: «Дети войны», выставка книг о войне
Организация пространства Формы работы:
Методические приемы: слово учителя, устные выступления учащихся, выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ поэтического текста, эвристическая беседа, прослушивание грамзаписи, творческое задание.
Межпредметные связи: история, музыка, изоЭтап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты
УУД
I.Организационный момент Положительный психологический настрой на урок. Эмоциональная мотивация.
Настраиваются на рабочую обстановку, готовятся к учебной деятельности.
1) Регулятивные:
- волевая саморегуляция;
2) Личностные:
- смыслообразование
3) Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
II.Целеполагание.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Мотивационный компонент. Развитие связанной речи, обогащение знаний, умение передавать чувства словами. Прием анализа и синтеза.
-- Посмотрите, пожалуйста, на экран. (Эпиграф урока: « Война прошлась по детским судьбам грозно, всем было трудно, трудно для страны, но детство изувечено серьезно: страдали тяжко дети от войны…» Анатолий Болутенко.)-- О чем сегодня на уроке мы будем говорить? Назовите ключевые слова.
Какие чувства вызывает у вас война? Какими синонимами можно заменить это слово? Какая она?
-- Перед нами стоит цель познакомиться с произведениями о Великой Отечественной войне. А какую цель вы ставите лично для себя на этом уроке?
-- Известно, что война затронула каждого. В Великой Отечественной войне погибло 13 миллионов детей. У одних она отняла жизнь, у других родителей и детство. Война заставила рано повзрослеть ваших сверстников.
Маленькие герои большой войны… (презентация «Дети – герои войны») Эмоционально воспринимают увиденное.
Умение анализировать, находить общее значение.
Работа с эпиграфом.
Война и дети – слова-антонимы.
Составление кластеров
(Война – это смерть, горе, слезы, мужество, героизм, верность, жестокая, кровавая, страшная…)Определение цели урока 1) Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование.
2) Познавательные:
- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
3) Общеучебные: Моделирование,
выбор наиболее эффективных способов решения задач.
III.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. -- Какие качества проявляются у человека на войне?
-- Действительно, об этом писали многие поэты и писатели. Об одном из мальчиков, обладающего такими качествами поведал нам А.Т.Твардовский в балладе «Рассказ танкиста» Отвага, смелость, бесстрашие…
1) Познавательные:
- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
2) Логические:
- анализ, сравнение, синтез.
IV.Изучение нового материала. Выявление места и причины затруднений.
-- Что вы знаете о поэте?
Прослушайте стихотворение и ответьте на вопрос: если поэт сам был участником войны, его произведение вымысел или реальность?
(Прослушивание фонохрестоматии «Рассказ танкиста») Поэт—военный корреспондент, участник боевых действий 1) Познавательные:
- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
2) Коммуникативные- анализ, сравнение, синтез.
3) Регулятивные:
- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).
V.Реализация построенного проекта.
-- Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение?
-- Какой момент войны изображен? Из каких строк это видно?
-- Кто вам больше понравился в этом произведении?
-- Как вы думаете, с какой целью автор в начале произведения описывает прифронтовых мальчишек городов и деревень?
-- Какие качества мальчика раскрываются в стихотворении? Докажите словами из текста.
-- Как вы думаете, как автор относится к своему герою? Работа с текстом.
Чувство гордости, опасности…
Наступление.
Мальчик.
Твардовский хотел рассказать, что во время войны каждый ребенок хотел принести пользу.
Трудолюбивый…
Приветливый…
Щедрый …
Смелый, отважный, храбрый, бойкий, бесстрашный…
Скромный …
С уважением, мальчик ему нравится. 1) Познавательные:
- умение видеть героя словами автора
- умение структурировать знания и строить речевые высказывания ;2) Логические:
- анализ, сравнение, синтез.
3) Регулятивные:
выделение главной мысли
4)Коммуникативные:
-слушать собеседника, строить высказывания,
полно и ясно выражать свои мысли;
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Поработаем над анализом стихотворения.
--Найдите соответствие термина и его определения.
Термины: тема, сюжет, идея, строфа, баллада, диалог, роль интонации.
Определение:
То, о чем говорится в стихотворении.
Основные события в произведении, их развитие
Основная мысль, что хотел сказать своим произведением автор.
Четыре строчки стихотворения, объединенные рифмой.
Стихотворение, в основе которого лежит историческое событие с острым, напряженным сюжетом
Разговор двух лиц.
Помогает понять настроение, чувства героя и рассказчика.
--Какие литературные приемы использует А.Т.Твардовский? Как вы думаете, для чего?
Приведите примеры. Групповая работа. Класс делится на 5 групп.
Задание для 1 группы: работа с терминами.
Задание для 2 группы: определение темы, основной мысли произведения.
Задание для 3 группы: нахождение литературных приемов, определение их роли.
Автор использует повтор, чтобы показать, что бой действительно трудный и поступок мальчика заслуживает награды. Ценой своей жизни он спасал землю от врагов. Танкист испытывает сожаление, что мальчик совершил подвиг и исчез. Награда его не найдет. Для того чтобы выразительней описать предметы поэт использует прием сравнения.
Задание для 4 группы: определить ритм, рифмовку стихотворения, стихотворный размер.
Был трудный бой. Все нынче, как спросонку, /2-4-6-8-10/
И только не могу себе простить: /2-6-8-10/
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, /2-4-6-8-10/ Ямб, 5-стопный
Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить. Перекрёстная.
Задание для 5 группы: выразительное чтение диалога 1) Познавательные:
- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания
2) Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование.
3)Коммуникативные:
-слушать собеседника, строить высказывания,
полно и ясно выражать свои мысли;
3) Общеучебные:
Моделирование,
выбор наиболее эффективных способов решения задач.
VII. Включение в систему знаний повторение. Прослушивание и обсуждение ответов каждой из групп. 1) Регулятивные:
- - планирование,
- прогнозирование.
2) Познавательные:
- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
3)Коммуникативные:
Речевое взаимодействие со сверстниками,с учителем.
VIII.Рефлексия УД на уроке. Подведение итогов
Приближается 9 мая. День Победы – праздник Победы над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 года. Нельзя забывать, какой ценой завоевано счастье, нужно стараться, чтобы ни одно имя не осталось забытым. Память о войне велит беречь и защищать мир.
Что вам понравилось и что не понравилось на уроке? Что нового вы узнали? Заполните таблицу.
Плюс Минус Интересно
Записать всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы на уроке, которые вызвали положительные эмоции Записать всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным. Записать всё, что ещё хотелось бы узнать по данной теме, вопросы к учителю.
Домашнее задание (на выбор)
выучить наизусть балладу А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста»
подготовить сообщение о детях-героях Заполнение таблицы.
Запись домашнего задания на выбор 1) Познавательные:
- умение структурировать знания
- оценка процессов и результатов деятельности
2) Регулятивные:
- волевая саморегуляция- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
Дополнительная информация
Список учебной и дополнительной литературы О. А. Еремина Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: "Экзамен", 2010 г.
Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /авт-сост.В.Я.Коровин - М.: «Просвещение», 2011 г.
Ссылки на использованные интернет-ресурсыhttps:// /ru.wikipedia.org/wiki/Пионеры-герои
pages.marsu.ru/iac/resurs/istory/fomolodguard.ru/heroes1.htm
kazey.ru/pg.html
tema.ru/rrr/pionery/
http://www.pushkinlib.spb.ru/arch_war.html
http://www.great-country.ru/content/sssr/geroi_pioner.phphttp://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0&stype=image&lr=55&noreask=1&source=wizДополнительная необходимая информация