Образовательный материал


ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА, ИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНО РЕАЛИЗУЮЩАЯ ФГОС
Что изменится в школах при переходе на новый федеральный государственный стандарт начального общего образования? Такой вопрос задают родители, учителя, а так же руководители школ.
Если говорить о детях то, те, которые учатся в начальной школе сегодня и которые пойдут в первый класс в новом учебном году, не почувствуют никаких революционных перемен. Все, что заложено в новом стандарте, адресовано не столько ребенку, сколько органам власти всех уровней - руководителям системы образования, директорам школ, учителям. Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения. Инновации в системе образования связаны с внесением изменений: - в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления; - в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса; в систему контроля и оценки уровня образования;
- в систему финансирования,;
- в учебно-методическое обеспечение;
- в систему воспитательной работы;
- в учебный план и учебные программы;
- в деятельность учащегося и преподавателя
Образование – величайшее благо мира,
если оно наивысшего качества.
В противном случае оно бесполезно.
Р. Киплинг.
Передо мной, как учителем, стоит проблема: как добиться наивысшего качества в работе? Информационный взрыв, произошедший повсеместно, помог осознать недостаточность любого объема знаний для успешной самореализации человека в жизни и действительную значимость целей образования, сформулированных в науке еще А. Дистервегом: «развитие способностей к самодеятельности, благодаря которым человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования всей своей жизни.» («Школа 2000…». Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг// Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Д. Чечель. Вып. 4. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2002.)
Проработав в гимназии, в которой я преподаю 26 лет, для меня ответ на вопрос: «Как учить?» Какую технологию использовать, как включить учеников в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, чтобы они сами «открывали» новые свойства и отношения, определен.
Это я поняла еще 15 лет назад, когда впервые познакомилась с учебниками математики автора Л.Г. Петерсон для (1-4) начальных классов, сразу стало ясно, что должна быть иная форма взаимодействия между учителем и учеником, другой метод работы. Вот он тот метод, по которому я хочу работать.
Этот метод был создан трудами многих поколений российских педагогов и психологов. Называется он деятельностным методом и обеспечивает системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения им нового знания.
Взяв его за основу и применив свои методы работы, я стараюсь привнести что-то свое в эту технологию, адаптировать ее для детей, с которыми я работаю. В данном описании опыта своей работы я хотела бы более подробно остановится на системе, которой подчиняются все мои уроки.
Любую тему я изучаю в соответствии со следующей структурой:
I блок уроков – уроки «открытия» знания детьми
II блок уроков – уроки закрепления и подготовки к дальнейшему контролю.
III блок уроков - контролирующие уроки.
IV блок уроков – творческие уроки, на которых учащиеся ведут самостоятельную исследовательскую и практическую работу.
С чего же начинается каждый урок? Конечно, с организационного момента. И этот момент должен быть очень ярким и запоминающимся, с долей юмора. От него во многом зависит настроение на уроке. В младших классах я включаю в организационный момент работу над пословицей, которая в дальнейшем может стать девизом урока, развивающую разминку, которая становится мозговым штурмом: это упражнения на логическое мышление, в которых встречаются закономерности между словами, числами, графическими объектами, величинами… Таким образом, второй этап урока – это актуализация знаний трансформируется в межпредметную. Она содержит вопросы из различных школьных предметов: памятные исторические даты, сведения по окружающему миру, литературе… Дети мобилизуются, готовы к дальнейшей работе. При этом имеется положительный настрой на урок, они замотивированы на успех. Так четко спланировав, мы подготовили мышление к проектировочной деятельности: активизировали ЗУН, провели тренинг соответствующих мыслительных операций, для того чтобы ребенок в дальнейшем мог выдвигать гипотезы и проводить их проверку. Проверку теоретической базы можно осуществлять с помощью недостроенной блок-схемы или недописанного алгоритма (например, запиши выражение по блок-схеме и найди его значение (3 класс), запиши алгоритм нахождения приближенного значения площади фигуры (4 класс), алгоритм сложения многозначных чисел (3 класс). Вычислительные навыки в начальных классах можно проверять устно с помощью теста «Светофор», для проверки знания основных формул и знания таблицы умножения наиболее часто я применяю перфокарты, вычислительные тренажеры, провожу математические диктанты. На уроках рефлексии и контроля применяется также такая форма работы, как нахождение ошибок в рассуждениях и доказательствах. В конце этого этапа должна возникнуть проблема, над которой далее предстоит работать.
Проблема (это следующий этап урока) может возникнуть либо в результате осознания противоречивых фактов, либо в результате невыполнимого задания. Таким образом, моя работа состоит в подведении детей к осознанию затруднения и необходимости введения нового метода или понятия. В более слабых классах я этим и ограничиваюсь. То, что ученик пришел к поиску нового способа решения, – уже «открытие» знания. Далее, либо я с детьми строю предположения о решении данной проблеме, как можно решить проблему, либо даю указание, где искать ее решение: в учебнике, в справочнике, в дополнительной литературе. Отработка навыков поиска выхода из затруднительных положений – важнейшая задача школы, а значит, и моя. В более сильных классах, мы с ребятами идем дальше к этапу « открытия» детьми нового знания. Осуществляется он через выдвижение и проверку гипотез. На этом этапе я применяю работу на индивидуальных листах (каждый ученик выдвигает и проверяет свою гипотезу) и групповую работу, когда единомышленники, объединяясь, защищают свои версии. Если тема достаточно сложная, то целесообразнее использовать фронтальную работу и общими усилиями выстраивать алгоритм действий. «Открытие» нового знания плавно перетекает в первичное закрепление. Оно уже началось в тот момент, когда ученики строили опорные схемы и алгоритмы в словесной форме или в форме блок-схем. В 1–ом классе алгоритм я сама даю ученикам, далее, после определенной подготовительной работы, ребята сами пробуют свои силы в самостоятельном составлении блок-схем по словесному алгоритму. Это, конечно, удается не всем, но самое главное – никого не принуждать: у каждого ученика свое время. Мы с вами хорошо знаем, что наши дети условно делятся на 3 группы: аудиты, визуалы кинестетики. Поэтому эта работа должна проходить в удобной для ребенка форме: кому легче работать со схемами, кому удобнее работать с текстом, а кому нужно все проверить, работая руками. Сразу видна профильная направленность детей: склонность к точным наукам у одних и гуманитарная направленность у других Еще раз подчеркну, что все алгоритмы даются в двух видах: словесном и схематическом, чтобы каждый ребенок выбрал для себя удобную форму запоминания. На уроках рефлексии и контроля ученики также вольны выбирать форму сдачи теоретического материала: «недостроенная блок-схема» или «недописанное предложение Итогом первичного закрепления служит самостоятельная работа с самопроверкой. Формы проведения работ самые различные это и традиционная работа по дидактическим материалам, индивидуальным карточкам, перфокартам. Довольно часто, особенно в 2-4 классах, я применяю дидактическую игру «Муравейник». Методика ее заключается в том, что каждый ученик решает свой пример, а затем идет записывать ответ в общую таблицу на доске. Ответы можно зашифровать, и в итоге после заполнения таблицы должна получиться фраза: например, «Ученье – свет, а не ученье – тьма», «С малой удачи начинается большой успех». Эти формы работы способствуют развитию коммуникативности, они приучают к уважительному отношению к одноклассникам, умению контролировать время, к дисциплине и организованности.
Самопроверка самостоятельной работы осуществляется с помощью мультипроектора, компьютерных распечаток, работы в парах и т. д. Одним из самых важных этапов самопроверки является самоанализ самостоятельной работы. Он предполагает пошаговое выявление затруднений. Все эти формы работы также в дальнейшем используются на уроках закрепления и контроля.
В итоге ученики должны выйти на уровень самостоятельного творчества: это наиболее ярко проявляется на уроках развития творческих способностей. Я могу быть уверена, что ученики хорошо усвоили материал, если они в состоянии сами построить алгоритм действий, придумать и решить задачу по данной теме , составить обратную задачу.
И последний этап – один из самых важных – это самоанализ урока и подведение учениками итогов собственной деятельности т.е. рефлексия. На этом этапе происходит соотношение полученных результатов с поставленной целью деятельности, фиксация успешности работы и вывод о следующих шагах. Таким образом, каждый ученик отвечает на вопросы: «Чего я добился?», «Что мне делать дальше?», «Как прошел урок?» Рефлексия осуществляется с помощью карточек смайликов, изображающих смайлика, веселого, задумчивого и расстроенного. Рефлексия необычайно важна на контролирующих уроках, так как дает ученику возможность самому объективно оценить свои знания и адекватно отнестись к поставленной оценке.
Что же дает такой подход к структуре урока? Как оценить результаты деятельностного метода? Проработав 11 лет в должности заместителя директора по учебной работе в начальной школе, посещая уроки учителей: сразу видно кто с первого класса работает по технологии деятельностного метода обучался по технологии деятельностного метода, а кто по традиционной технологии. Легко отметить, что дети первого класса, обучаемые деятельностным методом более самостоятельны, работоспособны, у них лучше развито логическое мышление, речь, сформирован познавательный интерес, они активно включаются в работу, задают вопросы, выдвигают гипотезы, отстаивают свою точку зрения. При этом они изучили значительно больший по объему материал, входящий в программу курса начальной школы и 5-го класса: обыкновенные дроби и действия с ними, решение простых и составных уравнений, методы нахождения НОД и НОК натуральных чисел, умеют строить графические модели текстовых задач, проводить их самостоятельный анализ, не боятся ошибок, нестандартных ситуаций и т.д. Этим они выгодно отличаются от своих сверстников из параллельных классов. Эти ребята более активны на уроке, более открыты в общении, более самостоятельны при выборе путей решения той или иной задачи, что способствует улучшилось качество знаний. У нас в гимназии имеется статистика (с 1999 года по 2011год), что все призеры школьных, районных предметных олимпиад, являются дети, обучающиеся деятельностным методом и гимназические 5 –е классы сформированы из таких детей.
В старших классах технологию деятельностного подхода вводить сложнее, чем в младших классах. Хотя, так совсем непоздно обучать пятиклашек. Они находятся еще в том возрасте, когда у детей есть естественная потребность творить, они по натуре фантазеры и выдумщики. У старшеклассников, напротив, уже сложился определенный тип мышления, и их очень непросто научить мыслить нестандартно. Для большинства подростков создать что-то новое, уметь творчески применить полученные в школе знания, работать над собой и совершенствовать свои умения и навыки – непосильная задача. Им гораздо удобнее выполнять работу по образцу и показывать свое старание и прилежание, а не творческий полет мысли.
Основываясь на результатах применения деятельностного метода на уроках, я пришла к выводу, что эта технология должна стать фундаментом организации и проведения внеклассных мероприятий. Ведь ни одно интересное дело не обходится без четкой, правильной постановки проблемы, осмысления путей ее решения, без работы над собой и самоанализа
Именно поэтому основным принципом всей моей работы стал принцип деятельностного подхода в обучении. В соответствии с ним ребенок из объекта деятельности становится ее субъектом. Ученику гораздо интереснее самому добывать знания, устанавливать связи и отношения между объектами, чем просто слушать объяснение материала.
Мой опыт работы подтверждает, что технология деятельностного подхода работает на любом классе (мне пришлось вводить технологию деятельностного метода со 2-го класса при изучении математики, а учитель работал по традиционной системе), с детьми любого возраста (как в 1-ых, так и в 5-ых классах), с применением любых учебников (традиционных и экспериментальных). Такова схема моей работы по формированию целостной, творческой, готовой к самореализации и саморазвитию личности. Недаром гласит китайская народная мудрость: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я пойму». Ведь будущее, безусловно, принадлежит людям мыслящим, деятельным, решительным.
Таким образом, педагогическая технология-технология деятельностного метода является именно той технологией, которая наиболее эффективно реализует ФГОС.