Образовательный материал
Развитие восприятия у учащихся с задержкой психи ческого развития .
Ю.В . Арндт , педагог-психолог МБОУ «СОШ» № 49, г . Барнаул
У детей с задержкой психического р азвития (ЗПР ) наблюд ается более низкий уровень развития восприятия , что проявляет ся в недостаточности , ограниченности , фрагментар ности знаний детей в окружающем мире , в затруднениях при узнавании предметов , нахо дящихся в непривычном ракурсе , контурных и схематичных изображен и ях , особенно если они перевёрнуты или накладываются друг на друга . Поэтому большое внимание уделяю развитию этого познавательного про цесса . Использую задания направленные на :
· развитие способности к целостному восприятию формы , цвета, размера , количества предметов ;
· развитие умения ори ентироваться в пр остранстве ;
· развитие умения со относить выполняемые действия с образцом , в ычленяя отдельные составляющие элементы.
Так как детям с ЗПР требу ется больше времени на ознакомление с наглядными пособиями , карти нками , текстами , то все новые типы зада ний , которые я предлагаю детям , обязательно содержат небольшое число деталей.
Для развития способности к целостному восприятию предметов предлагаю задания типа «Что не дорисовано ?» , г де прошу детей внимательно посмотреть на картинки с недостающими деталями и назвать их число , которое постепенно увеличиваю ; «Узнай , кто это ?» , где показываю детям части , фрагменты рис унка , по которым им необходимо будет оп ределить то целое , к которому эти части относятся , т.е . по части или фраг менту восстановить этот рисунок . Для начала предлагаю более полные фрагменты , по к оторым можно догадаться , что изображжено , по степенно уменьшая их.
По мере изучения детьми букв , для развития способности к и х целостному восприятию , использ ую задания «Дорисуй буквы» . Раздаю карточки с недорисованными элементами букв . Для начала предлагаю одну букву , постепе нно увеличиваю их количество до пятнадцати . Упражнение «Какие буквы написаны ?» : н а карточках написаны буквы , нужно назвать и определить и х количество . Вначале буквы написаны отдельно друг от друга , потом накладываются друг на друга . В 1 классе использую две буквы , во 2 и 3 классах от трёх до пяти.
Для развития способности цветоразличения подбираю различные предметы (игрушки , карандаши . лоскутки и т.п .) и прошу определить цвет . А для развития способности цветовосприятия пре длагаю задания «Закрась фрукты , овощи , живот ное и т.д .). Даю рисунки с чёрно-белым изображением , а также цветные карандаши , прошу закрасить каждый предмет в соответств ующий цвет.
Для развития способности к целостно му восприятию формы использую упражнения « Дорисуй фигуры» . Показываю детям рисунки , на которых линиями изображены различные геом етрические фигуры , но они не дорисованы , и прошу дорисовать их . В 1 классе п редлагаю от одной до трёх фигур , во 2 – ом от пяти до восьми , в 3 классе увеличиваю их количество до пятнадцати . Для развития этой способности использую также упражнен ия : «Составь целую фигуру из отдельных элементов» , «Из каких геометричес ких фигур составле н рисунок ?»
Для развития умения ориентироваться в пространстве , в 1 классе для выполнения заданий , которые будут описаны ниже , необ ходимы 5 игрушек (например , мишка , уточка , кукла , лиса и заяц ), картинка с изображением девяти предмет ов , расположенных стол биком по три , рабочие тетради в клетку , карандаши.
Предлагаю детям сле дующи е задания :
а ) показать правую , левую руку , ног у ; правое , левое ухо ;
б ) на столе перед детьми располаг аю игрушки следующим образом : в центре – мишка , справа – уточка , слева – заяц , впереди – кукла , сзади – лиса , и прошу ответить на вопросы о расположении игрушек : «Где сидит мишка ? Какая игрушка стоит перед мишкой ? Какая игрушка позади мишки ? Какая игрушка справа от мишки ?» ;
в ) показываю детям картинку и спр ашиваю о расположении пр едметов : «Что нарисовано в середине , вверху , внизу , в правом нижнем углу и т.д.» ;
г ) прошу детей в тетради нарисова ть в центре – круг , слева – квад рат , выше круга – треугольник и т.п . Задания дети выполняют последовательно ;
д ) располагаю игрушки слева и справа , впереди и позади какого-нибудь ребёнка на расстоянии 40-50 см от него и прошу рассказать , где какая игрушка стоит . Провожу это задание не только с игрушками , но и расст авляю вокруг ребёнка других детей ;
е ) предлагаю ребёнку встать в цен тре класса и рассказать , что находится слева , справа , впе реди и сзади от него.
Во 2 и 3 классах использую упражнения на развитие пространственных предст авлений «Точки» . Даю детям карандаши и нелинованный лист , на котором поставлены точки . Прошу соединить точки , чтоб ы получились , например , квадраты : са мый большой и самый маленький . Далее сп рашиваю : «Какие ещё квадраты могли бы п олучиться , какие точки для этого нужно соединить ?» В заключении пр ошу сосчитать общее количество квадратов р азного размера.
Варианты этого за дания могут быть разными , например : «Соедини точки так , чтобы получилось 8 одинаковых тре угольников» или «Нарисуй такие же фигуры по точкам» и др.
Отрабатываю эту способность и в упражнении «Лабиринт» , когда дети о пределяют путь к чему-либо , проговаривая движение к цели , ис пол ьзуя слова «влево» и «вправо».
Для развития умения соотноси ть выполняемые действия с образцом , вычленя я отдельные составляющие элементы , использую игру «Танграм» . Предлагаю из геометрических фигур составить различные изображения . В 1 классе дети накладывают фигуры на рисунок , рассказывают , к каком порядке будут его складывать , после чего самостояте льно составляют рисунок , соотнося с образцо м . При этом рисунок разделён на фигуры.
В 3 классе предлагаю рисунки , которые уже не разделен ы на геометрические фигуры . Дети рассматривают их , думают , какие детали их составляют , рассказывают , в каком порядке будут складыв ать картинки.
Также использую задания с наложенными друг на друга различными из ображениями (инструменты , автомобили , фрукты и т.д . в зависимости от темы ). Прошу определить , какие предметы нарисованы , а также их количество . Вначале предлагаю 2 о динаковых предмета , постепенно увеличивая их количество , потом разные предм еты , наложенные друг на друга , также , на чиная с двух , потом ув еличивая их количество.
Список исп ользуемой литературы :
1. Баканова Н.С . Раз витие познавательных способностей учащихся кла ссов коррекции . Генезис : 2001.
2. Богданова Т.Г ., Корнилова Т.В . Диагностика познавательной сферы ребёнка . М .: 1994.
3. Евстратова Н. С . Психологическая коррекция познавательных способностей ребёнка . Развивающи е игры . М .: 1994.
4. Маркова Л.С . Организация коррекционно-развивающего обучени я детей с задержкой развития . Генезис : 2004.
5. Шевлякова И.Н . П осмотри внимательно на мир .Программа коррекции зрительного восприятия и пространс твенного мышления у детей младшего школьно го возраста . Генезис : 2004.