Классный час «Что в имени тебе моём?»
муниципальное образовательное учреждение
«Голузинская средняя общеобразовательная школа»
Классный час в 5 классе
«Что в имени тебе моем?»
(из цикла занятий по духовно – нравственному воспитанию личности школьника)
составитель – педагог – психолог
Работинская Татьяна Ивановна
п. Новатор
2013 г.
Цель: Знакомство учащихся с происхождением имен и фамилий людей.
Задачи: 1. Формирование интереса к происхождению имен и фамилий;
2. Развитие любознательности, активности, творческих способностей (актерского мастерства, выразительности чтения наизусть);
3. Воспитание уважения к людям разных фамилий; вежливости в обращении.
Подготовка: выбор чтецов и исполнителей ролей в инсценировке стихотворений; исследование распространенности имен в школе; словари, листочки с фломастерами; выставка книг.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Сегодня мы продолжим разговор о том, откуда появились те или иные слова; заглянем вглубь веков, во времена ваших прапрабабушек и прапрадедушек.
- Отгадав загадки и ответив на вопросы, вы узнаете, с историей каких слов мы сегодня будем знакомиться. Викторина « Кто есть кто»:
-Кто совершил путешествие за медом на воздушном шаре?
- А кто – из норы мыши в теплые края?
- Кто « умывальников начальник и мочалок командир»?
- Мальчик, живущий в Простоквашино с друзьями – животными?
- Пугало, путешествующее с друзьями по Волшебной стране?
- Как можно объединить одним словом все отгадки ? В конце занятия вам нужно будет рассказать, как эти имена образовались.
2. Основная часть. Происхождение имен.
- Итак, сегодня мы поедем разговор о происхождении русских имен и фамилий. Как вы думаете, что появилось сначала?
«Привет, Коротыш!» - «Здорово, Тощий!» - «А вот и Рыжий!»…
-Знакомо вам это? Мы считаем вполне нормальным давать людям прозвища, которые в определенной степени дают их характеристику. Точно так же появились имена. Как вы думаете, какое предназначение имени было основным ? (Отличие его носителя от других людей).
-С самого начала человеческой истории детям для этого давались имена при рождении или вскоре после рождения. Когда в стародавние времена родители давали имена своим детям, они хотели, чтобы эти имена что-то обозначали.
- От чего мог зависеть выбор имени? (Имя могло содержать какой-то внешний признак ребенка: девочка с зелеными глазами- Марина-«морская»;
«спокойная, тихая»- Галина- это уже поведение; или просто- ласковое прозвище)
-Наши имена обычно ведут свое происхождение из древних языков: Вероника-«приносящая победу»- из греческого, Анна-«благодать»- из древнееврейского… Знаете ли вы, что обозначают ваши имена и из каких языков они пришли?(работа со значением и происхождением имен детей)
-Как вы считаете, подходит ли вам это имя?
Чтение наизусть стихотворения учащимся:
Сколько имен у подружки, у Оли?
Как бы, друзья, не запутаться тут.
Ольгой зовут эту девочку в школе,
Олечкой папа и мама зовут.
Олюшкой тетя ее называет.
«Олька!»- кричит озорник во дворе…
Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,
Сколько имен у подруги моей?
- Существует несколько вариантов имени: официальный, обыденный, некультурный, и форм - полная и неполная (Екатерина, Катя, Катька…)Практическая работа: рисуем в центре листа кружок, записываем в нем свое взрослое имя. Дорисовываем лепестки цветка и вписываем в них имена, которыми вас называют родные и друзья. Сколько у вас лепестков получилось? Попробуйте, глядя на цветок соседа, угадать, какое имя ему нравится больше?
Вывод: Чтобы исправить другу настроение, помириться из-за пустяковой ссоры, почаще обращайтесь к нему ласковым именем.
- Но бывает, что из-за выбора имени у родителей возникает спор. Посмотрите (и послушайте) такой эпизод из жизни одной семьи (инсценировка стихотворения Ю. Благова – см. Приложение).
- Как выбирали имя члены семьи для новорожденного? (Справка: в церковных книгах, Святцах, записаны имена святых в определенном порядке. При крещении ребенка называли именем, выбирая его из списка имен на этот день).Как вы думаете, почему все – таки ребенка назвали Петром? (имя обозначает «камень»; способ выбора – поведение)
-Итак, что же от чего больше зависит: имя от человека или человек от имени?
3. Люди: отчества и фамилии.
-Именами люди пользовались в течение многих тысяч лет. Примерно в 1066 году стали употреблять отчества и фамилии.
- Как вы думаете, для чего это понадобилось? ( Только имени недостаточно, чтобы отличить одного человека от другого) Например, в деревне могло быть два Ивана, один из них был глуп. Как стали бы называть его люди? (Иван Дурак)
- Так появились различные способы придумывать вторые имена людям. Петр, сын Андрея, стал именоваться как Петр Андреев сын, а позднее - Петр Андреевич(отчество). Другим способом различать людей стало упоминание местности, где они родились или проживали.
-Как стали бы называть человека, жившего или работающего на мельнице?( Мельников) А проживающего вблизи рощи? (Рощин)
- Что еще помогало человека отличить от других людей? (Характер, внешность, занятия) Приведем примеры:…
-Наши фамилии могут многое рассказать нам о жизни наших предков.
Чтение наизусть стихотворения «Прадеды» Граубина Г. ( см. Приложение)
- Вернувшись в прошлое, вспомнив, чем занимались и какими по внешности были наши предки, вы можете объяснить происхождение своих фамилий.
( Примеры детей)
Проблемный вопрос: Откуда произошла фамилия Рындин? (Работа со словарями) Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина:
«По бокам ее(старухи) стража,
На плечах топорики держат…»
Топорики - «секиры»; людей, которые охраняли царя (старуху), называли рындами, отсюда и фамилия.
- Какие, вы считаете, самые распространенные имена в нашей школе? (Результаты исследования учащихся) Какие имена популярны сейчас?
( Результаты статистики)
4. Обобщение
- В наше время людям нашего края и всей страны известны фамилии наших земляков. Фамилии и имена каких людей, прославивших наш край, знаете вы?
- Очень ответственно - носить знаменитую фамилию. Не обязательно быть известным, главное - быть нужным людям, сделать что-то для улучшения жизни других, забывая, иногда, про свои желания.
-Кстати, как звали подружку Буратино? Мальвина , в переводе с древнегерманского,- «справедливый друг». Так будьте же и вы справедливы друг к другу, используйте в общении вежливые, ласковые имена, а не клички.
-Итак, все на свете имеет свой смысл и предназначение, даже имена и фамилии. Для чего же людям понадобилось придумывать их своим соседям, друзьям, родственникам? Что может нам рассказать имя и фамилия о своем хозяине?
-Что было для вас на занятии удивительным? Чем вы заинтересовались?
Спасибо за работу. До новых встреч!
Литература.
1.Справочник личных имен народов РСФСР
2. Суперанская «Современные русские фамилии»
3. Суслова «О русских именах»
4. Угрямов « Русские имена»
5. Унбегаун Б. О. «Русские фамилии»
6.Газета //Начальная школа. №4,5, 1993 год
Приложение
Дед, стараясь для внучонка,
Нахватал из разных мест
Ряд имен, звучащих звонко:
- Товий… Муций…Свен…Орест…
Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
- Назовем посовременней –
Гелий… Атом…Космодром…
Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором:
- Эдвин…Мельвин…Сельвин…Джон…
Бабка с нехристями знаться
Не желает и сама
Вносит лепту, глядя в Святцы:
- Псой…Сысой… Кузьма… Фома…
Сочинительством премудрым
Занимались вчетвером.
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром. (хором)
Прадеды.
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в каждом классе Кузнецов,
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дягтерева – деготь гнал, в дягтярне горбил спину.
Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит,
Но прадед был из столяров.
Он мастером был, прадед.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи,
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
А вот Октябрьский был рожден
Совсем в другую пору:
Матросов в Зимнем помнит он
И грозную «Аврору».
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись, и ты увидишь в них
Историю России!