Модель организации внеурочной деятельности по географии с учетом реализации требований ФГОС основного общего образования


ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт
развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Кафедра естественнонаучных дисциплин
Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме:
«Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования: содержание и механизмы реализации для учителей географии»
Тема:
«Модель организации внеурочной деятельности
по географии
с учетом реализации требований ФГОС основного общего образования»

Выполнена:
Сайко Светланой Тимофеевной,
учителем географии
высшей квалификационной категории
МОУ СОШ № 4 с. Кочубеевское.

Руководитель: доцент кафедры
естественных и научных дисциплин
КБН
Сабельникова Н. Н.
г. Ставрополь
Модель организации внеурочной деятельности
по географии
в рамках введения ФГОС
1.Актуальность проблемы:
«Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования по географии должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности по географии .Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Реализация программы воспитания школьников будет способствовать:
- формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
– формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие навыков самообразования, контроля и самооценки.
Принципиальным отличием государственных образовательных стандартов второго поколения должна стать их ориентация на результат образования. Понимание результата зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматривается образование. Стандарты первого поколения созданы в рамках «знаниевой» парадигмы, в которой целью образования становится передача учащемуся определенной суммы знаний, а главным элементом образовательного процесса – репродукция этих знаний. В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана альтернативная, деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели развития личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке государственных стандартов образования
является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.
Таким образом, актуальность данного проекта обусловливается:
- мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;
- необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;
2.Цель:
Цель – теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель организации внеурочной деятельности учащихся по географии в процессе их воспитания и социализации, осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования;
3. Задачи:
Задачи исследования:
- изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;
- определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся;
-отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.
- проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;
- теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;
- определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;
- разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности.
- овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения.
- эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.
4. Объект – система воспитания и социализации школьников во внеурочное время
5. Предмет – механизм организации внеурочной деятельности учащихся 5- 11-х классов. Гипотеза – эффективность системы воспитания и социализации школьников может быть существенно повышена при создании особого уклада школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность, существенными характеристиками которой являются:
Ориентированность на образовательные запросы учащихся, родителей, общества, государства:
- принятие учеником ценностей должно происходить через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.
- использование различных источников базовых ценностей (содержание учебного материала, дополнительной научной, справочной литературы и т. д.)
- согласованность деятельности различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы;
- реализация средового подхода в воспитании и социализации детей.
6. Методы исследования:
1. Теоретические, изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме моделирования;
2. Эмпирические, анкетирование, тестирование, беседа, анализ продуктов деятельности детей, анализ документации и др.
7. Нормативно-правовое обеспечение проекта.
1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.
2.Федеральный государственный стандарт общего образования.
3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников .
4. Программа воспитания и социализации обучающихся.
5. Базисный учебный образовательный план учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы.
6. Требования к условиям реализации основной образовательной программы общего образования.
7.Потребности семьи, общества и государства в естественно - научном образовании.
8.Согласование запросов участников образовательного процесса в общем образовании как основание общественного договора (рекомендации).
9. Федеральный закон от 01.12.2007г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».
10. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
11. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» .
12.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;
8. Ресурсы проекта
Рабочая группа Функции Состав
Административно-координационная Координирует деятельность всех участников образовательного процесса, участвующих в введении ФГОС второго поколения, обеспечивает своевременную отчетность о результатах, делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит коррективы, обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности, проводит мониторинг результатов, вырабатывает рекомендации на основании результатов. директор школы
заместитель директора школы
руководитель МО естественно -научного цикла.
Консультативно-методическая Обеспечивает: предоставление всех необходимых для апробации содержательных материалов изучение всеми участниками апробации документов ФГОС второго поколения, проведение семинаров и совещаний с участниками апробации в рамках инструктивно-методической работы на опережение, распространение опыта участников введения ФГОС , оказание консультативной и методической помощи учителям, заместитель директора школы по ВР,
руководитель МО естественно -научного цикла.
Профессиональные сообщества Выносят решения по результатам введения ФГОС нового поколения Педагогический совет, школьное методическое объединение учителей естественно – научного цикла
Педагоги школы Изучают документы ФГОС нового поколения, используют новые технологии в учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающие результаты обозначенные в стандарте нового поколения, организуют проектную и исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивают взаимодействие с родителями Учителя – предметники, классные руководители.
Задействованные педагоги Организация внеурочной деятельности по географии. Учителя – предметники, классные руководители, педагоги дополнительного образования.
Работа по привлечению школьников во внеурочную деятельность будет осуществляться через посещение географических и экологических кружков школы, дополнительного образования.
Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: кабинет географии и учебно-опытный участок.
Школа располагает кабинетом географии оборудованным компьютерной техникой, подключенным к локальной сети Интернет с соответствующим программным обеспечением и необходимым лабораторным оборудованием соответствующим требованиям ФГОС.
Имеется видеотека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний: электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий», интерактивная энциклопедия – «, «Мир природы» (Наглядное пособие по естествознанию для школьников), «Уроки географии Кирилла и Мефодия», игры на развитие памяти и логики, библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу.
9. Ожидаемые результаты – теоретически обоснованная и экспериментально апробированная модель уклада школьной жизни в основной школе, частью которой является модель организации внеурочной деятельности по биологии и отработанный механизм её реализации в 5-11 классах в процессе их воспитания и социализации.
Формы работы внеурочной деятельности:
Направление Программы (рабочие) Формы работы Решаемые задачи
Спортивно-
оздоровительное «Юный краевед»
«В здоровом теле - здоровый дух»
«Здоровое поколение» Занятия в
специальном
помещении, на
свежем воздухе,
беседы,
соревнования,
игры Спортивно-оздоровительное
направление есть процесс
организации
оздоровительной и
познавательной
деятельности, направленной
на развитие физических сил
и здоровья, выработку
гигиенических навыков и
здорового образа жизни.
Физическая культура - часть
образа жизни человека,
система сохранения
здоровья и спортивная
деятельность, знание о
единстве и гармонии тела и
духа, о развитии духовных и
физических сил
Духовно-нравственное «Моя родословная»
«Зёрнышки»
Беседы, работа в
музее природы, экскурсии,
просмотр
фильмов,
изучение своей родословной, конференция. Привитие любви к малой
Родине, гражданской
ответственности, чувства
патриотизма, формирование
позитивного отношения к
истории человечества,
расширение историко-
культурологического
образования и духовно-
нравственного;
знакомство с «золотым
правилом жизни», учить
быть добрыми,
терпеливыми,
выносливыми,
мужественными; развивать мышление, речь, память
Социальное «Моя первая
экология»
«Среда моего обитания» наблюдения
опыты,
элементарная
исследовательская
деятельность,
экологические
игры, симпозиум. Расширить
экологические
представления учащихся , которые
они получают на уроках
биологии. В
процессе наблюдений,
опытов,
исследовательской
деятельности,
экологических игр и
экскурсий дети начинают
понимать разнообразие
взаимоотношений человека
с миром природы,
усваивают систему
нравственных правил
поведения в среде обитания,
учатся сопереживать,
сочувствовать, помогать
живым существам,
проводить
созидательную деятельность
в природе.
Общеинтеллектуальное «занимательная география « Беседы, игры,
наблюдения,
опыты, решение задач. осознание особой
привлекательности
характеристик любого
объекта, понимание
значимости для
обогащения методов
изучения окружающего
мира;
вносит существенный вклад
в воспитание культуры
умственного труда,
интеллектуальных
способностей, произвольной
памяти и внимания
расширение и углубление
представлений
об окружающей среде.
Общекультурное «семь Я»
«этика поведения подростка»
Беседы, игры, круглый стол, встреча с интересными людьми. Воспитание толерантности, воспитание культуры поведения в природе.
Риски, трудности и проблемы в реализации проекта
Среди основных факторов, способных повлиять на результаты введения ФГОС можно выделить следующие:
Фактор риска Возможные пути разрешения
отсутствие достаточного финансирования привлечение средств из дополнительного фонда.
низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки мониторинговое изучение мотивов деятельности педагогов и активное использование нематериальных стимулов.
отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов привлечение специалистов дополнительного образования, спортивной школы, школы искусств.
дефицит учебно-методических пособий Использование ресурсов Интернет-пространство
недостаточная методическая подготовка педагогов проведение методических занятий, связи с другими участниками школ, прохождение курсовой подготовки.
Принципы реализации:
-учёт возрастных особенностей;
-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
-связь теории с практикой;
-доступность и наглядность;
-включение в активную жизненную позицию;
Заключение
Многообразие форм внеурочной деятельности порождает богатство условий для разнообразных видов деятельности, позволяя включать в работу весь комплекс психических процессов ученика. Система внеурочной учебной деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса и школы, позволяющих не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.
Современный учитель должен умело подойти к реализации нового стандарта второго поколения. Для этого необходимо в рамках самообразования ознакомиться с теоретическим обоснованием ФГОС, пройти курсовую подготовку, изучить опыт учителей, работающих по-новому. Развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью и способны к сотрудничеству. Появление новых вызовов вынуждает отвечать на них модернизацией образования. Инновация в системе начального образования основывается на достижениях компетентностного подхода. Учитель должен осваивать современные образовательные технологии (индивидуальный подход, системно — деятельностный подход, компетентностный подход + фундаментальность предметных знаний, использование ИКТ, реализация здоровьесберегающих технологий). Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.