Исследовательская работа по краеведению.История воздвижения храма Святителя Николая Чудотворца



Исследовательская работа по краеведению.




Тема работы: «История воздвижения храма
Святителя Николая Чудотворца»










Выполнила: Юркова Алёна
ученица 9 «Б» класса МКОУ Светлоярской
сош №2 имени Ф.Ф. Плужникова,
Руководитель: Горьковская С. А.
учитель географии МКОУ Светлоярской
сош №2 имени Ф.Ф. Плужникова.






Светлый Яр 2014 г.
Содержание

I. Введение
1. Цели, актуальность, практическая значимость темы ...3-4
II. Основная часть.
1. Со дня основания Светлого Яра...5
2. Жизнь священников Светлоярского прихода.6
3. Изменение политики государства и возведение храма в Светлом Яре..7
4. Святитель Николай Чудотворец...........................8
III. Заключение ......9
IV. Список источников..10
V. Список литературы .10
VI. Приложения
1.Список приложения....10
2. Приложения...11-21




















Введение

«И я скажу вам: просите, и дано будет вам;
ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам;
ибо всякий просящий получает, а ищущий
находит, и стучащему отворят »
(слова из Евангелия от Матвея, гл.7, стр.7.)


Здравствуйте. Меня зовут Юркова Алёна, я ученица 9 класса Светлоярской школы №2 имени Ф.Ф. Плужникова. С удовольствием представляю вашему вниманию исследовательскую работу на тему: «История воздвижения храма Святителя Николая Чудотворца».
Считаю, что актуальность этой темы очевидна, т.к. после нескольких десятилетий атеизма в наше время возродился большой интерес к проблемам духовной жизни. Для многих людей это понятие становится модой, которую выставляют напоказ и это пугает. Однако вера и религия - все это предметы слишком специфические, чтобы говорить о них без знания их законов.
Распространение христианства на Руси сопровождалось строительством храмов. Они становились центром церковной жизни и культуры православия, поэтому в сознании русских людей понятие «собрание верующих» было неразрывно связано с понятием «Дом Божий».
Одной из достопримечательностей нашего посёлка является храм Святителя Николая Чудотворца. Своим величаво торжественным видом он пополнил лучшие образцы православной архитектуры. Целью моей работы стало изучение истории воздвижения храма в Светлом Яре.
Были поставлены задачи:
1. Познакомиться с историей создания прихода в Светлом Яре.
2. Найти информацию о положении дел в Светлоярском приходе.
3. Найти сведения о возведении современного храма в посёлке.
4. Выяснить, кем был Святитель Николай и почему храм носит его имя.
Новизна  работы заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизученная тема.
При изучении истории храма использовались разные методы и формы работы: работа с архивными документами, с газетными публикациями, экскурсия по территории храма, сравнение, анализ, обобщение, беседа.
В своей исследовательской работе я постаралась узнать историю воздвижения храма. Это оказалось не просто, т.к. приходские книги не сохранились. При написании работы мною были использованы материалы Светлоярского районного архива, летопись Светлого Яра, а также воспоминания старожилов посёлка.
В работе приводятся выдержки непосредственно из архивных документов. На основании этих данных попытаюсь воссоздать историю храма и рассказать о его буднях. Показать значимость религии и храма в жизни односельчан.






























1. Со дня основания Светлого Яра

Религия – это вера в реальное существование сверхъестественного. Она влияет на культуру и быт народов, на различные стороны их жизни, иногда даже служит причиной вражды между народами, приводит к войнам, переселению части верующих в другие страны. Религия сегодня рассматривается как эффективное орудие в деле преобразования мира, является неотъемлемым элементом культуры народа.
Из архивных документов я узнала, что сразу же после основания Светлого Яра в начале 1780 г. «старшины казённых малороссиян», поселённых в Светлом Яре, Райгороде, Чапурниках «стали просить о позволении построить им в Светлом Яре общую церковь во имя Николая Чудотворца, т.к. с.Отрада Цацинского округа, куда они были приписаны, отстоит от них в 25-45 верстах. Но Астраханский епископ распорядился причислить их к Христово-рождественской церкви с. Алексеевки, расположенной против Отрады, «. . .где по разбору 1784 г. было назначено быть два штата. Определённый туда второй священник должен был числиться при Алексеевской церкви, а жить в Светлом Яру».
Из «Ведомости сочинённой в Астраханской Духовной Консистории о сельских церквах приходских и молитвенных домах в Астраханской губернии состоящих при которых положенной пропорции земли» можно заключит, что уже в 1805 г. в Светлом Яре действовала Николаевская двухприходная церковь. (т.е. на два села), но отмечается что «священники пашенной сенокосной в отвод земли не имеют и ничего не получают».
Из этих сведений можно сделать предположение, что храм был основан не сразу, а только в конце 18-19 в., но изначально носил имя Николая Чудотворца.













2. Жизнь священников Светлоярского прихода
Сохранились обрывочные сведения о положении приходской церкви в Светлом Яре. Изучая их, мы можем сказать следующее.
Священники Светлоярской Церкви постоянно находились в бедственном положении. Так, в Высочайше утверждённом положении 1892 г. упомянуто было о назначении беднейшим причтам казённого жалованья, для чего определялась из Государственного казначейства специальная сумма. От Астраханского епископа была представлена в священный Синод ведомость о бедных причтах с ходатайством о назначении окладов, в эту ведомость была включена и Светлоярская церковь. В результате Священный Синод назначил жалование в размере 200 рублей (или57 руб.12 коп. серебром) ежегодно Светлоярскому духовенству.
В 1884 г.: священником в Светлом Яре был Павел Александрович Цветков.
К концу 19 века – Михаил Георгиевич Аврорский и Константин Николаевич Богородицкий. В 1903 г. Священником в Светлоярской церкви становится Андрей Монголов.
В 1904 г. В Светлоярскую церковь определён Григорий Баулин (оставался и А. Монголов).
Церковно – приходские школы появились после возведения церквей. Заведовали ими и являлись законоучителями священники местных церквей и дьяконы. Учились дети 7 – 8 лет.
К 1872 г. Светлоярская волость уже имела вновь появившиеся училища в Светлом Яре и с. Дубовый Овраг.
Во время визита Астраханского епископа в апреле 1906 г. в Черноярский уезд были награждены торжественным церковным облачением –«набедренником» священники села Светлый Яр – Александр Смирнов.
В 1906 г. в Светлом Яре проживало 153 старообрядца. Мне удалось найти предметы церковной утвари православных крестьян старообрядцев. Это икона Паисия Величковского, который жил в монастыре, либо в Молдавии, либо в Валахии – начало – середина XIX века. И старообрядческий крест.








3. Изменение политики государства и
возведение храма в Светлом Яре

До 1917 года в Светлом Яре было два действующих храма. Во времена революций и переворотов один сгорел, другой разрушили воинствующие атеисты. Дом священника был превращен тогда в застенок, где в подвале, расстреливали "врагов народа".
В 90-х годах XX века, когда закрывали парткомы и распускали пионерские организации, администрация района, пытаясь облегчить мытарства прихожан, отдала им во временное пользование Дом пионеров, который и был переоборудован под молельный дом.
Приход был образован в 1991 году. Но верующих оказалось намного больше, чем могло вместить здание. Целый год добивались предоставления небольшого участка земли под строительство. А когда, наконец, получили, заложили фундамент кустарным способом. Для того, что бы построить храм для православных, нуждающихся в нем, пришлось сломать старый фундамент, и с нуля заложить новый.
Строительство было закончено в 1999 году. Храм Святителя Николая Чудотворца построен фирмой «ЮКОС».
Два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую). Форма и цвет купола также имеют символический смысл. Он символизирует пламень свечи, о которой свидетельствует Евангелие. Так же особенность заключается в том, что стены храма и его подвального помещения, где проходят обряды крещения, расписаны фресками по старинной технологии.














4. Святитель Николай Чудотворец

Вы спросите «почему именно во имя Николая Чудотворца возведён храм? В чём его заслуга? Кем он был?» Еще на Руси была традиция называть храмы, церкви во имя святых.
Святитель Николай родился в древней Греции, в Патаре Ликийской после долгих молитв к Господу его благочестивых бездетных родителей Феофана и Нонны, и своим рождением исцелил от болезни свою мать. Родители дали обет посвятить единственного сына Богу. Дядя его, епископ Николай Патарский, радуясь высокому благочестию племянника, поставил его в чтецы, а затем возвел в сан священника. Пресвитер Николай проявлял великое милосердие, приходя на помощь страждущим, спасая от грехов и духовной гибели.
К нему часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение. В соответствии с жизнеописанием, будучи молодым человеком, Николай пошёл учиться в Александрию, и в одном из своих морских путешествий в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося с элемента корабельной оснастки в шторм и разбившегося насмерть.
Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти.
Святитель Николай, Николай Угодник – святой покровительствующий купцам, морякам и детям. Настраивал народ на праведный путь, предостерегал от ошибок. Судьба или случайность, что храм с такой историей был назван именно во имя этого святого? Сложно сказать, наверное, так и останется загадкой.















Заключение

Если Вы когда-нибудь будете проезжать мимо нашего маленького поселка, то, несомненно, обратите внимание на возвышающиеся купола, озаренные солнечным светом. Храм, будто освещает все вокруг. Подъезжая ближе невозможно не отметить насыщенный колорит и величаво-торжественную архитектуру. Он акцентирует на себя внимание среди серых пятиэтажек. Радует глаз простого прохожего. Сегодня это центр возрождения религиозных традиций и духовности населения нашего посёлка. Звонкий колокол также как и раньше возвещает о начале и конце службы. Сейчас сложно представить жизнь людей Светлого Яра без этого храма, а ведь когда-то он мог и вовсе быть не построен
Настоятелем храма является иерей Александр Тишин. Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням. Есть библиотека и воскресная школа.
Без прошлого нет будущего. В результате исследования, я пришла к выводу, что для возрождения духовности нашего поколения очень важно, чтобы дети знали и изучали историю своего народа, т.к. одна из сторон нравственной характеристики человека – это уважение к памятникам старины, бережное отношение к религии своих предков, которая позволяет молодому поколению осознавать себя истинным наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.
В ходе данного исследования удалось выяснить, что создание храма на территории посёлка Светлый Яр было одной из проблем местного населения на протяжении двух веков. Данная работа скорее поставила передо мной новые вопросы, над которыми мне предстоит работать в будущем.













Источники информации
1. Памятная книжка Астраханской губернии 1913 года издания «Вся Астрахань
и весь Астраханский край. Енатовский уезд».
2. Фотоматериал Светлоярского районного краеведческого музея.
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Архитектура православного
храма.
Список литературы
1. Закон Божий. Руководство для семьи и для школы. Год издания: 2008. Печатается по решению: Благословение митрополита Нью-Йоркского Лавра.
2. Радзиевская С. «Православный храм» РООССА

Приложения

1. Вверху икона. Образ Паисия Величковского начало – середина XIX века.
(принадлежал староверам).
Внизу Предмет церковной утвари крест. XVIII-XIX вв.
(принадлежал староверам).
2. Храм Святителя Николая Чудотворца в процессе возведения
1998-1999 гг. Светлый Яр.
3. Установка креста на храме Спасителя Николая Чудотворца.
Светлый Яр. 1999 г.
4. Храм Святителя Николая Чудотворца. Светлый Яр. 2012 г.
5. Звонница храма Святителя Николая Чудотворца. Светлый Яр 2011 г.
6. Молебный зал храма Святителя Николая Чудотворца. Светлый Яр. 2011 г.
7. Иконостас храма Святителя Николая Чудотворца. Светлый Яр 2012 г.
8. Иконостас Святителя Николая Чудотворца (память 6\19 декабря, перенесение мощей 9\22 мая). Светлый Яр 2012 г.
9. Празднование Рождества Христова в храме Святителя Николая Чудотворца.
Светлый Яр. 2014г.
10. Карта светлого Яра с отметкой место расположения храма Святителя Николая Чудотворца.





Приложения 1.


Икона. Образ Паисия Величковского
начало – середина XIX века.
(принадлежал староверам)



Предмет церковной утвари крест.
XVIII-XIX вв.
(принадлежал староверам)
Приложение 2







Храм Святителя Николая Чудотворца
в процессе возведения1998-1999 гг. Светлый Яр.


Приложение 3.



Установка креста на куполе храма
Святителя Николая Чудотворца
1999 г.





Приложение 4.





Храм Святителя Николая Чудотворца.
2013 г.














Приложение 5.




Звонница храма Святителя Николая Чудотворца.
1999 г.















Приложение 6.




Молебный зал храма Святителя Николая Чудотворца.
2011г.















Приложение 7.



Иконостас храма Святителя Николая Чудотворца
2000г.







Приложение 8.




Иконостас Святителя Николая Чудотворца
(память 6\19 декабря, перенесение мощей 9\22 мая)






Приложение 9.




Празднование Рождества Христова в храме Святителя Николая Чудотворца.
Светлый Яр. 2014г.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




Рисунок 2Рисунок 1Рисунок 12Рисунок 4