ТЕМА «Внутренние воды России. Реки земли Наро – Фоминской».


ТЕМА «Внутренние воды России. Реки земли Наро – Фоминской».
Цели и задачи урока:
Закрепить и определить уровень знаний по изученной теме: (знание «Особенности вод России, размещение внутренних вод, типы вод, режим и питание»).
Развивать навыки работы с картами (показать на карте реки, озёра, болота, ледники), умение ориентироваться по географической карте, совершенствовать навыки учащихся в использовании ИКТ
Отработать, закрепить и систематизировать знания и умения по теме: «Внутренние воды и водные ресурсы». развивать творческие способности учащихся формировать умение работать в парах, воспитывать любовь и уважение к природным ресурсам страны.
Оборудование: физическая карта России, атласы, схемы, таблицы, контурные карты, компьютеры, проектор.Тип урока: урок обобщающего повторения.
Форма проведения: урок – соревнование.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Сегодня на заключительном уроке по теме: «Внутренние воды России» наша задача проверить качество знаний учебного материала, продемонстрировать практические умения и навыки работы с географическими картами, электронными носителями.
На уроке запланирована индивидуальная работа, в парах. Осуществляя совместную работу, будьте взаимотерпимые, уважайте друг друга, ценить мнение своих одноклассников. Оценивание ваших ответов я буду вносить в зачетную книжку оценок. В конце урока подведём итоги наших успехов и недочетов.
Учитель предлагает ученикам разгадать головоломку:
В В О Д А - ЗЩИ К
У РС М М Т Л Э Т О
У Й Ж И ЗН Ь Н РМ
Фронтальная работа с классом:
Учитель: Что означают эти слова?
Учащиеся высказывают своё мнение
Учитель: Наша планета Земля – живая планета. На Земле есть жизнь, и вода является основным условием жизни. Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют  в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от   выхода при обвале. Вода - это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше - это внутренние воды.
Вспомните, какие виды внутренних вод мы изучали?( Внутренние воды: реки, озера, болота, ледники, подземные воды, вечная мерзлота).
У нас сегодня урок соревнование за каждое правильно выполненное задание вы получаете жетон
1 А начнем мы с игры «термин- понятие»
1.половодье - ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке.
2. падение реки - превышение истока реки над устьем.
3.режим реки - распределение стока реки в течение года
4. наводнение – стихийное бедствие, сопровождается затоплением местности.
5. сель – грязекаменные потоки.
6. межень – низкий уровень воды в реке.
7. водные ресурсы- воды суши, пригодные для хозяйственного использования.
8. многолетняя мерзлота – слой горных пород не оттаивающий в течение длительного времени, до тысячи лет.
9. болото – переувлажненный участок местности
10. водохранилище - крупные искусственные водоёмы созданные на реках.
11. уклон реки - отношение падения к длине реки
12. снеговая линия – уровень, выше которого снег не тает, накапливается и превращается в лед.
Задание 2 Поработаем с контурной картой , я буду называть вам реки и озера а вы их подписывайте.
I вариант II вариант
1. Волга 1. Печора
2. Обь 2. Иртыш
3. Енисей 3. Лена
4. Яна 4. Индигирка
5. Онежское озеро 5. Ладожское озеро
6. озеро Байкал 6. Каспийское море-озеро
7. Амур 7. Дон
8. Западная Двина      8. Северная Двина
9. Кубань 9. озеро Таймыр
10. Колыма 10. Терек
Взаимопроверка, сравнение с атласом.
Задание 3 Перед вами схема. Отметьте части реки.

Озеро, исток, Главное русло, приток, устье, море.
А сейчас мы поговорим о реках нашего района. На территории Наро –Фоминского района находится большое количество рек . Сообщение о реках района приготовил Абашов Егор. (Сообщение)
Презентация.На нашей территории тоже протекает река с интересным названием Руть. Послушаем сообщение Крутин Александр.
Физминутка «За строкой учебника».Конкурс эрудитов- географов. Ответ на вопросы учителя (вопросы на развитие географического кого представления и воображения и знание карты). За правильный и полный ответ ученики получают жетон . Задания на смекалку.
«За строкой учебника географии»
(занимательные задания).
Берега какой реки находятся один в Европе, а другой в Азии?
(Урал)
Какая река умещается во рту? (Десна)
Из какого осетра никогда не сваришь ухи ?(Река Осётр – приток Оки)
О какой реке идет речь? У тебя, русская река,
Женское обличье,
Даже имя у тебя,
Нежное, девичье. (Лена)
Какая река летает? (Ворона)
Какие реки бегут по шоссе? (Волга, Ока)
Чего в озере больше ,чем в море?
Озёра.
Замкнутые котловины, заполненные водой, они бывают сточными и бессточными – о чем идет речь?(  Об озёрах.)
В нашей стране озёр немногим меньше трех миллионов. Самое большое море-озеро – Каспийское, самое глубокое (1620) - Байкал.
Задание: Подпишите озёра изображённые на рисунке, определите сточные или бессточные: Ответ:   
Ладожское – сточное,
Ханка – бессточное,
Таймыр – сточное,                    
Чудское и Псковское  – сточное,
Онежское – сточное.
Болота – это переувлажненные участки местности.
Назовите необходимые условия образования болот:Ответ:
избыточные увлажнение (к › 1)
плоский рельеф, замедлений сток;
зарастание озер;
близость грунтовых вод.
близость к поверхности водоупорного слоя (вечная мерзлота, щит платформы).
Вопрос: Почему нельзя осушить все болота? Ответ:
На болотах идет очистка воды, болото дает начало многим рекам.
На болотах растут ценные ягоды - клюква, морошка, голубика.
В болотах образуется торф, который используется как топливо, и как удобрение.
Болото – места обитания водоплавающих птиц – уток, куликов, гусей и др.
Водные ресурсы
Водные ресурсы – это воды (поверхностные и подземные), который человек использует в быту, в  промышленности, в сельском хозяйстве, без воды человек жить не может.
Заполните схему.

Влияние человека на водные ресурсы, водопотреблениеЧеловек влияет на водные ресурсы.- рассмотрим две стороны этого процесса: отрицательное влияние и положительное влияние. В чем же состоит отрицательное влияние?(Изменяется качество воды из-за сбросов сточных вод.)

А сейчас мы послушаем проектную работу «Экономия воды в рамках одной семьи». Домашнее задание ученика о практических рекомендациях необходимости экономии воды в быту
Подведение итогов урока.
Учитель подводит итоги урока, сообщает результаты. Благодарит учеников за активность на уроке. Считаем жетоны
Домашнее задание: составить кроссворд по изученной теме