Разработка урока географии Внутренние воды России. Реки
Предмет: ГЕОГРАФИЯ. ПРИРОДА РОССИИ.
Тема: «Внутренние воды России. Реки»
8 класс
Цели: - изучить особенности рек России
- расширить и углубить знания о реках
- показать влияние климата и рельефа на реке
- формировать умение определения уклона и падения рек
- воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе
Оборудование:
Интерактивная доска, презентация
Карта « Физическая карта России»
Атласы, контурные карты
Карточки «Названия рек»
Карточки с домашним заданием
Справочный материал « Реки России»
Ход урока:
I Организационный момент
II 1) Изучение нового материала
Звучит песня « Течёт река Волга» в исполнении Людмилы Зыкиной.
( слайд №1)
- Что это за песня? Кто ее исполняет?
- Сколько песен, сказок, пословиц сложено о реках, ключевой водице?
- Как вы догадались, поговорим мы сегодня о реках. Тема нашего урока « Внутренние воды России. Реки ». (слайд №1)
Сегодня мы дадим общее понятие внутренним водам и начнем разговор с главной части внутренних вод нашей страны - рек.
Вода - один из важнейших видов ресурсов. Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтёров, оказавшиеся отрезанными от выхода при обвале.
В хозяйстве человек испытывает главным образом пресную воду. По запасам пресной воды Россия уступает только Дании , так как к ней относится о. Гренландия.
- Основные источники пресной воды - внутренние воды, или воды суши. Они многообразны.
- Какие виды внутренних вод вы знаете? (слайд№2)
- Какие из них созданы человеком? (пруды, водохранилища, каналы)
- Внутренние воды связаны со всеми компонентами природы.(слайд №3)
Главными компонентами, влияющими на воды, являются рельеф и климат. Как эти компоненты взаимосвязаны с внутренними водами, рассмотрим на примере рек.
- Россия – страна многочисленных рек. Длина рек измеряется тысячами км, S бассейна - миллионами км.(слайд№4-9)
2) Проверка домашнего задания(карточка-таблица «Реки России»
В задании «спрятано» название 21 реки России. Вычеркивая непрерывной линией (по образцу) по 1 названию, найдите «спрятанные» реки, выпишите их и найдите в атласе .
-Кто нашел все реки? Отметим их на карте( доска)
( Выходят 3-4 ученика)
3) Все реки относятся к бассейну 3 океанов и внутренней бессточной области. Давайте распределим их в таблицу.(слайд№10)
Большая часть рек впадает в Северный Ледовитый океан. Он занимает 65% территории страны. Сюда относится самая длинная река Лена, самая полноводная река Енисей и река с крупнейшим по площади бассейном Обь.
Почему крупнейшие реки текут на север? (большая территория России имеет уклон к северу)
- К бассейну Тихого океана относятся крупная река Амур, по которой проходит граница страны, а также река Анадырь.
- Почему крупных рек на востоке России нет так много, как на севере? (на востоке горные хребты, реки короткие, стекают с восточных склонов хребтов)
- К бессточной области относится великая русская река Волга, Терек, Урал.
- К бассейну Атлантического океана относится Дон, Кубань, Нева.
- Итак, рельеф влияет на направление течения.
4) Каждая отдельно взятая река уникальна. Но у них всех есть общее- это части реки. Вспомним части реки и основные понятия.
(слайд№11)
5) В зависимости от рельефа реки делятся (слайд№12)
горные равнинные
- Равнинных рек больше. Почему? (большая часть России - равнинная)
- Равнинная река имеет широкие долины, спокойное течение.
В горах встречаются пороги и водопады.(слайд№13-16) Они малопригодны для судоходства. Примером одной из горных рек является Терек. Вот как описывает в своем стихотворении « Терек» М.Ю.Лермонтов:
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
6) Рельеф влияет еще на 2 величины: падение и уклон реки.
Падение- это разница между истоком и устьем в метрах.(слайд№17)
H = H1 - H2 , где H1- абсолютная высота истока
H2- абсолютная высота устья
Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0 м.
Если река впадает в озеро, то уровень поверхности воды в озере является высотой устья.
Если река вытекает из озера, то уровень поверхности воды является высотой истока реки.
Решение задач на определение падения и уклона реки.
№1. Определить падение реки Волги (слайд№18)
Исток ~ 300м (Валдайская возвышенность)
Устье (-28 м) (Каспийское море)
300- (-28)=328
№2 . Определить падение реки Ангары. ( слайд№19)
Исток- озеро Байкал -456м
Устье- река Енисей -76 м 456-76=380 м
№3. Определить падение реки Невы (слайд№20)
Исток – Ладожское озеро - 4м
Устье - Финский залив -0 м
Величина падения влияет на другую важнейшую характеристику:
Уклон- отношение падения реки ( в см) к её длине ( в км)
I = H : L
Уклон падение длина
(слайд№21)
Решение задач:
№ 1. Определить уклон реки Волги.(слайд№22)
H = 328 = 32800 см
L = 3531 км
I = 32800 : 3531 = 9 см/ км
№ 2. Определить уклон реки Ангары.(слайд№23)
Падение = 380 м =38000см
Длина 1826 км
Уклон = 38000 : 1826 = 20,8 см/км
№ 3. Определить уклон реки Невы. ( слайд№24)
H = 4м = 400см
L = 74 км
I = 400 : 74 = 5,4 см/км
Уклон реки влияет на скорость течения реки. Чем больше уклон, тем больше скорость течения.
- Уклон реки в 12в. Определил судьбу епископа Иоанна. Население старого Новгорода, недовольное неблаговидным поведением епископа Иоанна. Решило изгнать его из своего города. Плот с Иоанном пустили вниз по течению реки Волхов, которая берет начало в озере Ильмень, оно впадает в Ладожское озеро.(слайды№25-26) Но плот понесло в обратную сторону, в озеро Ильмень так как река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это « чудо» как « знаменье Господне». И епископ Иоанн почестями вернулся на свой престол.
- Объясняется это явление просто. Оказывается уклон поверхности, по которой течет Волхов, очень небольшой. Когда в нижнем течении Волхова выпадают дожди, уровень воды в низовьях становится выше, чем в верховьях, и Волхов течет в обратном направлении. В древних летописях река Волхов называлась мутной.
А что вы знаете о происхождении названий других рек? ( проверка домашнего задания некоторых учеников)
Енисей - от древне киргизского ЭНЕ-САЙ -« МАТЬ-РЕКА»
Амур - « большая сильная река»
Анадырь – « ручей, протекающий в горах» (название точно соответствует значению, форме, происхождению)
Ангара - от эвенкийских и бурятских слов, обозначающих « рот, пасть». Река в истоке действительно напоминает пасть, непрерывно поглощающая воду из Байкала.
Урал - по горам Урала.
Камчатка – по полуострову Камчатка.
Да, по названию некоторых рек можно угадать их местоположение.
IV Работа по диску на интерактивной доске и к/к.
- Кто хочет попробовать свои силы и распределить реки по карте?
( задание на обуч. диске - интерактивной доске)
- Отметим реки на к/к .
V Заключение
Выполним следующее задание « Кто быстрее!» (работа в парах)
Составьте пары: река – приток (слайд№31)
ВОЛГА АРГУНЬ
ЕНИСЕЙ ИРТЫШ
ЛЕНА ОКА
ОБЬ АЛДАН
АМУР АНГАРА
На какой реке стоит город?(слайд№32)
САЛЕХАРД НАРЬЯН - МАР
КРАСНОДАР КРАСНОЯРСК
ЯКУТСК ИРКУТСК
АРХАНГЕЛЬСК МОСКВА
АСТРАХАНЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
В заключении хочется прочитать строки Бориса Заходера.
Течет река издалека.
Течет река, течет река
Как хорошо, когда река
И широка и глубока!
Над ней - пышнее облака,
Свежей дыханье ветерка,
Стройней и выше лес над ней,
И луг прибрежный зеленей.
В конце звучит песня Зыкиной.
VI Домашнее задание .(слайд№33)
Нанести на контурной карте крупные реки
Подобрать загадки, пословицы, поговорки о реках.
Выписать в тетрадь реки – рекордсмены, используя учебник и карты.
15