Рабочая программа по реализации программы Гербовой В.В. по Развитию речи в детском саду. Средняя группа 4-5 лет


Пояснительная записка
Данная рабочая программа (далее программа) разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы,Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а также в соответствии с:
Федеральным Законом №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 г.Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года №26 «Об учреждении СанПиН 24.4.3049-13» «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Уставом ДОУ;
Основной образовательной программой МБДОУ д/с «Колокольчик».
Срок реализации 1 год.
Цель: Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Задачи:
Развивающая речевая среда. Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.
Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение. Способствовать развитию любознательности.
Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.
Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.
Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.
Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.
Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.
Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять словаантонимы (чистый — грязный, светло — темно). Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).
Звуковая культура речи
Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.
Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи
Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята лисят, медвежата медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель). Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао). Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.
Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Связная речь
Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.
Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
Приобщение к художественной литературе
Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживатьего героям.
Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.
Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю.Васнецовым, Е.Рачевым, Е.Чарушиным.
Принципы:
Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, амплификация детского развития;
Индивидуализация дошкольного образования;
Сотрудничество детей и взрослых, ребенок - субъект образовательных отношений;
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
Продуктивное сотрудничество МБДОУ с семьёй;
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
Возрастная адекватность дошкольного образования.
Формы реализации
Система работы включает:
Занятия (чтение, рассказывание, заучивание наизусть). 
Рассматривание иллюстраций.
Театрализованные игры.
Игры-забавы.
Подвижная игра со словом.
Хороводные игры.
Пальчиковые игры.
Дидактические игры.
Самодеятельные литературные концерты.
Использование компьютерных технологий и технических средств обучения.
Беседа.Этическая беседа.
Литературные викторины.
Досуги.Праздники.Развлечения.
Игра-драматизация.
Работа в книжном уголке «Книжкина неделя».
Условия реализации:
- специальным образом созданная предметно-пространственная среда в группе, организованная в виде разграниченных зон (центров), оснащенная развивающими материалами.
- организация образовательного процесса предполагает проведение фронтальных занятия 1 раз в неделю по 20 минут;
- совместную деятельность педагога с детьми;
- самостоятельную деятельность детей;
- проведение контрольно-диагностических занятий -2 раза в год(октябрь-апрель)
- проведение занятий сопровождается использованием интерактивной доски;
- конструктивное взаимодействие с семьёй.
-10% от учебного плана отводиться реализации регионального компонента.
Результаты:
К концу года дети средней группы могут:
Значительно увеличить свой словарь за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница-сухарница).
Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений.
Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
Материал: методическая литература, дидактически–наглядный материал, интерактивный комплекс, принтер, цифровой фотоаппрат
Учебно - тематическое планирование

п/п Дата Тема и цель занятия Объём в часах
01.09.2015 Беседа «Надо ли учиться говорить?»
Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи.
с.27 1
08.09.2015 Звуковая культура речи: звуки С и СЬ
Объяснить детям артикуляцию звукаС, поупражнять в правильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи).с.28 1
15.09.2015 Обучение рассказыванию: «Наша неваляшка»
Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога.с.29 1
22.09.2015 Чтение стихотворения И.Бунина «Листопад». Составление рассказа о кукле.
Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.с.30 1
29.09.2015 Чтение сказки К.Чуковского «Телефон»
Порадовать детей чтением веселой сказки. Поупражнять в инсценировании отрывков из произведения.с.31 1
06.10.2015 Звуковая культура речи: звуки З и ЗЬ
Упражнять детей в произношении изолированного звука З(в слогах, словах); учить произносить звук З твердои мягко; различать слова со звуками З, ЗЬ.с.32 1
13.10.2015 Занятие по программе «Откуда Дон берет начало» 1
20.10.2015 Контрольно-диагностическое занятие
Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов – описаний игрушек
Приобщать детей к восприятию поэтической речи. Продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану (по подражанию педагогу).с.34 1
27.10.2015 Звуковая культура речи: звук ЦУпражнять детей в произношении звука Ц(изолированного, в слогах, в словах). Совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить различать слова, начинающиеся со звука Ц, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание. с.36
1
10.11.2015 Рассказывание по картине «Собака со щенятами». Чтение стихов о поздней осени.
Учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картинку. Приобщать детей к поэзии.с.38 1
17.11.2015 Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?»
Проверить, насколько у детей сформировано умение составлять последовательный рассказ об игрушке. Поупражнять детей в умении образовывать слова по аналогии. (с.39) 1
24.11.2015 Занятие по программе «Откуда Дон берет начало»
1
01.12.2015 Чтение и заучивание стихотворений о зиме
Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения.с.44
1
08.12.2015 Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!»
Учитьдетей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации. Обучать умению придумывать название картине.с.45
1
15.12.2015 Звуковая культура речи: звук ШПоказать детям артикуляцию звука ш, учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); различать слова со звуком ш. с.45-47 1
22.12.2015 Чтение детям русской народной сказки «Зимовье»
Помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье» (в обр. И.Соколова-Микитова).с.48
1
12.01.2016 Звуковая культура речи: звук ЖУпражнять детей в правильном и четком произношении звукаЖ (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком Ж. с.49 1
19.01.2016 Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза»
Учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности; учить придумывать название картины.с.50 1
26.01.2016 Чтение любимых стихотворений. Заучивание стихотворения А.Барто «Я знаю, что надо придумать»
Выяснить, какие программные стихотворения знают дети. Помочь детям запомнить новое стихотворение.с.52
1
02.02.2016 Звуковая культура речи: звук Ч
Объяснить детям, как правильно произносится звук Ч, упражнять в произнесении звука (изолированно, в словах, стихах). Развивать фонематический слух детей.с.53 1
09.02.2016 Составление рассказов по картине «На полянке»
Помогать детям рассматривать и описывать картину в определенной последовательности. Продолжать учить придумывать название картине.с.55 1
16.02.2016 Занятие по программе «Откуда Дон берет начало» 1
01.03.2016 Готовимся встречать весну и Международный женский день
Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна». Поупражнять в умении поздравлять женщин с праздником.с.59 1
15.03.2016 Звуковая культура речи: Щ-Ч
Упражнять детей в правильном произнесении звука Щ и дифференциации звуков Щ и Ч. с.60
1
22.03.2016 Составление рассказов по картине
Проверить, умеют ли дети придерживаться определенной последовательности, составляя рассказ по картине; поняли ли они, что значит озаглавить картину.с.62
1
29.03.2016 Чтение детям сказки Д.Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»
Познакомить детей с авторской литературной сказкой. Помочь им понять, почему автор так уважительно называет комара.с.63 1
05.04.2016 Звуковая культура речи: звук Л, ЛЬ
Упражнять детей в четком произнесении звука Л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие – учить определять слова со звуками л, ль.с.63
1
12.04.2016 Занятие по программе «Откуда Дон берет начало»
1
19.04.2016 Контрольно-диагностическое занятие1
26.04.2016 ДЕНЬ ПОБЕДЫ
Выяснить, что знают дети об этом великом празднике. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Т. Белозерова «Праздник Победы».с.68
1
10.05.2016 Заучивание стихотворений
Помочь детям запомнить и выразительно читать одно из стихотворений.с.65-68
1
17.05.2016 Звуковая культура речи: звук Р, РЬ
Упражнять детей в четком и правильном произнесении звука Р(изолированно, в чистоговорках, в словах). с.69 1
24.05.2016 Прощаемся с подготовишками
Оказать внимание детям, которые покидают детский сад, пожелать им доброго пути.с.70 1
31.05.2016 Литературный калейдоскоп
Выяснить, есть ли у детей любимые стихи, сказки, рассказы; знают ли они загадки и считалки.с.71 1
Всего 34
Реализация программных занятий в совместной деятельности с детьми (в совместной деятельности или игре)
Дата Форма работы Объём в часах
13.10.2015 Заучивание русской народной песенки «Тень-тень-потетень»Помочь детям запомнить и выразительно читать песенку.с.33
1
28.10.2015 Чтение сказки «Три поросёнка» (пер.С.Михалкова)
Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка» помочь понять ее смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка.с.35
1
02.12.2015 Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»
Познакомитьдетей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк» (обр.М.Булатова), помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.с.43
1
02.02.2016 Мини-викторина по сказкам К.Чуковского. Чтение произведения «Федорино горе»
Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К.Чуковского. Познакомить со сказкой «Федорино горе».с.53 1
24.02.2016 Урок вежливости
Рассказать детям о том, как принято встречать гостей, как и что лучше показать гостю, чтобы он не заскучал.с.56
1
22.03.2016 Русские сказки (мини-викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»
Помочь детям вспомнить названия и содержание уже известных им сказок. Познакомить со сказкой «Петушок и бобовое зернышко».с.61 1
13.04.2016 Обучение рассказыванию: работа с картиной-матрицей и раздаточными картинками
Учить детей создавать картину и рассказывать о ее содержании, развивать творческое мышление.с.65
1
ИТОГО 7
Список методическолй литературы:
«От рождения до школы».Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Васильевой. -3-е изд.-М.:Мозаика-Синтез, 2014 год.
ГербоваВ.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.Планы занятий. – М.:Мозаика-Синтез, 2009. – 80с.:
Дидактически–наглядный материал.
Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия:4-5 лет /Сост. В.В.Гербова, Н.П.Ильчук и др. – М.: Оникс-ХХI век, 2005
Книга для чтения в детском саду и дома: 4-5 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук. - Москва : Издательство ОНИКС-ЛИТ, 2015.
Книга для чтения в детском саду и дома: 4-5 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство ОНИКС, 2011