«Ранняя профилактика семейного неблагополучия путем создания семьесберегающей среды»
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.«Ранняя профилактика семейного неблагополучия путем создания
семьесберегающей среды»
20
13
-
201
4
учебный год
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
в рамках проекта
Сегодня перед Россией стоит острая проблема минимизации влияния
соц
иальных рисков на жизнедеятельность семьи. Риски проникают в
повседневную жизнь семей в виде потенциальных угроз репродуктивному
здоровью, психологическому благополучию, воспитанию детей, целостности
семейной группы. Исходя из этого, одни семьи активно и к
онструктивно
адаптируются к трудностям, другие прибегают к неэффективным, скрытым
тактикам и стратегиям поведения в надежде на то, что все образуется и
опасностей удастся избежать, третьи вообще игнорируют реальное
положение вещей, уходят от объективной со
циальной действительности в
свой внутренний ирреальный мир.
Современная семейная политика, цель которой заключается в сохранении
семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи в
частности, предусматривает разделение основных форм социаль
ной помощи
на экстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь,
срочная социальная помощь, немедленное изъятие детей из семьи), и
профилактические, направленные на поддержание стабильности семьи, на
социальное развитие семьи и ее членов.
Если говорить о ранней профилактике семейно
го неблагополучия, то
для многих специалистов представляется очевидным, что она должна быть
органически согласована с социальной реальностью, окружающей семью, а
значит, с ситуацией в стране, состоянием ее экономики и теми социальными
рисками общества, кот
орые в нем присутствуют.
Исследователи отмечают, что для семьи, находящейся под влиянием
социального риска, характерно наличие кризиса внутрисемейных отношений,
вошедшего в структуру повседневной жизни и ставшего привычной и
допустимой нормой. Как все псих
ологические феномены, он обладает
сильнейшей инерцией, продолжает существовать дольше других
дисфункциональных состояний семьи, поколениями сохраняясь в
индивидуальной и коллективной семейной памяти и время от времени при
определенных условиях проявляя себ
я. Примеры тому
—
насилие и агрессия
«нелюбимых» детей в обществе, собственных семьях, склонность к
преступлениям психологически депривированных и пренебрегаемых в
детстве людей, в
зрывы внутрисемейной ненависти.
Обострение этих проблем делает все более нес
остоятельным
осуществление чисто «спасательных» мер, направленных на их решение.
Вырисовываются два пути, один из которых
-
это мобилизация различных
ресурсов общества на помощь семьям, попавшим в ситуацию риска; второй
-
ранняя профилактика семейного небл
агополучия путем создания
семьесберегающей среды, с целью минимизации влияния социальных рисков
на жизнедеятельность семьи. В этой связи, важно отметить, что в настоящее
время в рамках социальной поддержки семьи отмечается дефицит научно
обоснованных, апро
бированных технологий ранней профилактической
работы с семьями. А отсюда акцент ставится не на работу с родителями, а на
устройство детей, уже изъятых из семьи. В свою очередь, слабость развития
первичной профилактики требует значительных вложений во втори
чную и
третичную превенцию.
В контексте ранней профилактики семейного не
благополучия
приоритетным направлением представляется поддержание и восстановление
функций современной семьи, обращение к ее внутренним резервам,
оптимизация супружеских отношений, создание условий для формирования
ответственного родительства, тем самым, о
беспечивая предпосылки для
нормального воспитания и образования ребенка в семье.
II. Цели и задачи проекта
Цель проекта ранняя профилактика семейного неблагополучия путем
формирования семьесберегающей среды.
Достижение цели планируется посредством решения ряда задач:
1. Провести исследования, направленные на выявление раннего семейного
неблагополучия;
2. Разработать и апробировать комплекс социальных программ ранней
профилактики семейного неблагополучия, напра
вленных на активизацию
собственного потенциала семьи;
3. Содействовать в установлении межведомственного взаимодействия
учреждений и организаций, занимающихся сопровождением семьи и
обеспечивающими сотрудничество между семьей и государством;
4. Повысить ур
овень информированности населения о возможностях и
доступности оказания социальных услуг семье, формах и способах взаимного
сотрудничества семьи и государственных учрежден
ий, общественных
организаций;
III. Сроки и этапы реализации проекта
Организационно
-
методический этап
Сроки реализации
–
сентябрь
-
октябрь 2013
-
2014 учебного года
1.
Разработка концептуальной основы проекта;
2.
Создание методической базы проекта;
3.
Установление межведомственного взаимодействия учреждений и
организаций, занимающихся сопровождени
ем семьи и
обеспечивающими сотрудничество между семьей и государством;
4.
Проведение исследований:
«Проблемы родителей
МБОУ «СОШ №24»
»;
«Представление о семье современного ребенка».
Этап внедрения и апробации программ проекта
Сроки реализации
–
ноябрь
–
а
прель 2013
-
2014 учебного года
1.
Реализация социальных программ;
2.
Методическое обеспечение реализуемых программ;
3.
Информационно
-
просветительская деятельность;
4.Проведение социальных акций;
5.
Оценка эффективности реализации программ проекта.
Этап обоб
щения и распространения опыта
Сроки реализации
–
май
-
июнь 2013
-
2014 учебного года
1. Подведение общих итогов реализации мероприятий проекта, внесение
изменений и дополнений в программы;
2. Организация
консультаций
, семинаров по проблемам семьесберегающих
технологий;
3. Аккумулирование опыта деятельности социальных учреждений
республики
в создании семьесберегающий среды;
4. Составление методического сборника по итогам реализации проекта.
Мероприятия проекта
Представленный проект ранней профилактик
и семейного
неблагополучия в соответствии с задачами разделен на четыре блока,
отражающие разные уровни сопровождения семей, которые позволяют
комплексно подходить к решению вышеозначенных проблем ранней
профилактики. Блоки отражают:
1.
Организационно
-
методич
еское сопровождение;
Осуществление деятельности по проекту основано на ряде принципов
взаимодействия учреждения социального обслуживания и семьи,
содействующих эффективному проведению профилактических
мероприятий.
1.
Адресность и своевременность профи
лактических воздействий
достигается путем дифференциации специфики социальных
программ, направленных на разные целевые аудитории:
-
Подростки, находящиеся на стадии становления репродуктивных и
семейных установок;
-
Семьи, ожидающие появления детей;
-
Семь
и, воспитывающие детей.
2. Добровольность семьи в принятии решения об участии в
социальных программах. Добровольное участие в мероприятиях
гарантирует высокий уровень мотивации семьи в саморазвитии и
самообразовании, активизируя тем самым внутренний поте
нциал
семьи.
3. Междисциплинарность. Преодоление границ между отдельными
дисциплинами (медицина, психология, педагогика, социальная работа)
позволяет формировать единый, более полный взгляд на семью и
обозначать ее ресурсные и проблемные зоны, планироват
ь и
реализовывать программу социальной поддержки.
4. Семейно
-
ориентированный подход к осуществлению
профилактических воздействий. Пространство семьи служит
важнейшим ресурсом для всестороннего развития всех ее членов, в
первую очередь, для детей.
5.
Партнерство и ответственность. Семья рассматривается как
равноправный партнер социальной службы на всех стадиях реализации
программы социальной поддержки и несет ответственность за
происходящие с ней изменения.
6. Мультисистемный подход к оказанию помощи
семье заключается в
сотрудничестве социального центра со всеми службами,
занимающимися проблемами семьи, что позволяет расширить спектр
профилактических воздействий.
Используемые методы работы в рамках проекта можно
классифицировать по объему целевой ау
дитории на три группы:
массовые, групповые и индивидуальные.
Массовые: Информационные акции, конкурсы;
Групповые: лекции, беседы, дискуссии, тренинги, ролевые игры,
семинары, мастер
-
классы;
Индивидуальные: диагностика, консультирование.
Выбор метода ра
боты определяется целью социального действия, поло
-
возрастными и социально
-
психологическими особенностями и
потребностями целевой аудитории.
Исследования в рамках проекта:
«Проблемы родителей
МБОУ «СОШ №24»
»
-
данное исследование
предназначено для раскры
тия актуальных проблем, возникающих у
родителей
нашей школы
.
«Семья глазами ребенка»
-
выявление проблемных зон в отношениях
ребенок
–
семья.
2. Программное сопровождение
Программы сопровождения семьи, направлены на поддержания
реализации основных семейны
х функций: репродуктивной, заботе о
детях, воспитательной.
3. Информационное сопровождение
Формирование информационного поля ранней профилактики
неблагополучия в семье
школой
возможно по следующим направлениям:
-
оповещение
родителей
о направлениях дея
тельности
программы
,
предоставляемых услугах, а также основных мероприятиях,
подчеркивающих значимость семейных ценностей;
-
знакомство граждан со статистическими данными и результатами
социологических исследований, отражающих тенденции современной семьи.
Реализац
ия мероприятий проекта позволит
:
-
расширить систему межведомственного взаимодействия в части
социального обслуживания семей;
-
осуществлять меры по профилактике социального сиротства путем
формирования у супругов ответственного отношения к бр
аку и родительству;
-
активизировать жизненный потенциал семьи, направленный на
благополучие детей;
-
содействовать воспитанию у подрастающего поколения позитивных
стандартов здорового образа жизни, сознательного отношения к
родительству;
-
внедрить систем
у психолого
-
педагогического сопровождения родительства
на разных стадиях его становления;
-
предупредить неблагоприятные воздействия со стороны семьи (в кризисные
для нее моменты) на развитие ребенка;
-
провести пропаганду позитивного образа современной с
емьи, материнства
и отцовства;
-
повысить уровень информированности
родителей
о формах, способах
взаимного сотрудничества семьи и государственных учреждений,
общественных организаций.