Методическая разработка открытого урока производственного обучения ПМ 03. Выполнение окрашивания волос Тема урока: Выполнение окрашивания волос способом «Балаяж»


Министерство образования и науки
Луганской Народной Республики
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Свердловский строительный колледж
Методическая разработка открытого урока
производственного обучения
ПМ 03. Выполнение окрашивания волос
Тема урока: Выполнение окрашивания волос способом «Балаяж»
профессия: 43.01.02 «Парикмахер»
Разработала: Макарцева Светлана Александровна,
мастер производственного обучения
Свердловского строительного колледжа
г. Свердловск
Пояснительная записка
Главной целью обучения профессии - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности на предприятии.
Целью учебной практики является комплексное освоение учащимися всех видов профессиональной деятельности по изучаемой профессии, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение опыта практической работы  по профессии.
Задачей учебной практики является формирование у учащихся практических профессиональных компетенций по основным видам профессиональной деятельности для освоения рабочей профессии, обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии.
Методическая разработка урока производственного обучения по ПМ 03. «Выполнение окрашивания волос » тема урока: Выполнение окрашивания волос способом «Балаяж», предназначена для проведения занятий с учащимися по профессии: 43.01.02 «Парикмахер»
Содержание урока акцентирует внимание на изучение технологического процесса окрашивания волос. Во время проведения вводного инструктажа проводится повторение ранее изученного материала в форме опроса (устного). Это поможет выяснить уровень знаний учащихся и произвести их корректировку, конкретизацию, углубление.
Оценки по данному уроку выставляются в накопительную ведомость мастера производственного обучения и будут учтены при подведении итогов изучения темы в целом.
В результате изучения данной темы учащийся -
должен знать:
·  состав и свойства профессиональных препаратов;
·  современные направления моды в парикмахерском искусстве;
·  нормы расхода препаратов, времени на выполнение работ;
·  технологии окрашивания волос;
·  критерии оценки качества выполненной работы
должен уметь:
·  организовывать рабочее место;
·  подбирать препараты для окрашивания волос;
·  пользоваться парикмахерским инструментом;
·  выполнять все виды окрашивания в соответствии с инструкционно-технологической картой;
·  производить коррекцию выполненной работы;
·  выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов;
План урока
Тема ПМ 03. «Выполнение окрашивания волос»
Тема урока: Выполнение окрашивания волос способом «Балаяж»
Цель урока:
образовательная  - применение теории, выполнение правил охраны труда, формирование у учащихся практических умений по окрашиванию волос.
развивающая – развивать творческие способности учащихся, память, культуру речи, профессиональную интуицию.
воспитательная  – воспитывать у учащихся ответственное отношение к профессии, коллективизм.
Тип урока: комбинированный
Вид урока:  обучающий, упражнение.
Методы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный, практический.
Дидактическое обеспечение: проектор, ноутбук, инструкция «Техника безопасности при работе с препаратами для окрашивания волос»; обучающее видео «Выполнение современного способа окрашивания волос «Балаяж»; инструкционная карта «Технологическая последовательность выполнения современного способа окрашивания «Балаяж»; материалы (препараты): красители, шампунь и бальзам, приспособления, парикмахерское бельё; Межпредметные связи: парикмахерское дело, этика, санитария и гигиена.
Методическая цель: знание и умение  выполнять окрашивание волос в соответствии с инструкционно-технологической картой
Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная.
Место проведения: учебная мастерскаяСписок основной и дополнительной литературы: Основы парикмахерского дела №2 Н.А. Горбатюк., справочник по окрашиванию. Журнал «Зеркало моды»
Структура урока:
I.Организационная часть – 5
II.Вводный инструктаж – 1,45
III. Текущий инструктаж – 3,40
IV.Заключительный инструктаж – 30
ХОД УРОКА:
Организационная часть: 5
Мастер производственного обучения проверяет явку учащихся, внешний вид учащихся, согласно санитарных норм и требований охраны труда; готовность учащихся к уроку: наличие инструмента и его исправность, наличие приспособлений и парикмахерского белья для укладки волос.
Вводный инструктаж: 1, 45
Мастер производственного обучения сообщает тему программы и тему урока. Сообщает учащимся цель урока.
Тема этого урока: Окрашивание волос способом «Балаяж ». Балаяж — не стиль, а одна из техник окрашивания волос прядями, основная цель, которой заключается в создании мягкого образа. В результате ее применения волосы выглядят натурально, будто выгорели на солнышке. Процесс окрашивания может отличаться в зависимости от пожеланий клиента и от длины волос.
Вы знаете, что существует 5 групп красителей.
Вопрос: для того чтобы выполнить окрашивание «Балаяж» какую группу красителей мы применим?
Ответ: 1 группу красителей.
Вопрос: дайте определение способу окрашивания «Балаяж»
Ответ: осветление кончиков волос
Вопрос: осветление кончиков волос мы используем как самостоятельную или как подготовительную операцию
Ответ: как самостоятельную операцию
Конспект урока
Идеальный вариант — окрашивание техникой балаяж волос естественного цвета. Стоит отметить, что окрашивание балаяж не только для блондинок. Брюнетки, шатенки, рыжеволосые также смогут добавить многогранность измерений своим локонам. Окрашивание балаяж работает как на светлых, так и на более темных волосах различной длины, исключение составляют очень короткие стрижки. Применяется множество техник балаяж. Грамотный колорист всегда найдет решение, как помочь именно вам, учитывая тип волос, оттенок кожи и историю ваших окрашиваний.
После процедуры требуется минимальный уход. Это еще  и очень экономичный способ окрашивания, позволяющий  не появляться  в салоне несколько месяцев, ведь на волосах нет четкой линии отрастания корней. Надо применять шампунь и кондиционер для волос после окрашивания, как после обычного окрашивания.
Между процедурами осветления желательно делать только дополнительное тонирование, чтобы обновить цвет, и восстанавливающие лечебные процедуры  для волос.
Изученная тема закрепляется демонстрацией обучающего видео с технологической последовательностью выполнения окрашивания способом «Балаяж».
Объясняя новую тему, мастер показывает приемы деления волос на небольшие пряди с квадратной основой, новые приемы окрашивания волос, уделяя при этом внимание соблюдению правил охраны труда.
В процессе объяснения мастер задает учащимся вопросы:
На какие зоны делится волосяной покров головы при окрашивании «Балаяж»?
Ответы учащихся:
- Волосяной покров головы делится на шесть основных зон:
1)нижнюю затылочную; 2) среднюю затылочную;3) верхнюю затылочную; 4) правую височно - боковую; 5) левую височно - боковую; 6) теменную.
Вопрос мастера:
- Каких правил охраны труда необходимо придерживаться при разделении волос на основные зоны?
Ответы учащихся:
- зубцы гребешка не должны быть очень острыми;
- проборы проводить, держа гребень под углом 450 к коже головы;
- не прижимать плотно зубцы гребня коже головы.
Мастер создает проблемную ситуацию:
- упал гребень на пол, … какие ваши действия?
Ответ учащихся:
- дезинфекция гребешка или его замена.
Мастер демонстрирует трудовые приемы при выполнении деления волос, затем выполняет фиксирование волос при помощи резинок и лака и выполняет окрашивание зафиксированных прядей.
Вопрос мастера:
- для чего нужно придать прядям форму?
Ответ учащихся:
- для того чтобы окрасились только определенные части прядей
Вопрос мастера:
- что такое метод попрядного начесывания?
Ответ учащихся:
- это когда каждая последующая прядь начесывается отдельно друг от друга
Мастер приступает к выполнению последующих приемов и выполняет заключительные этапы окрашивания.
Вопрос мастера:
- почему красящий состав нужно смешивать непосредственно перед нанесением на волосы?
Ответ учащихся:
- потому что процесс окисления начинается сразу и через непродолжительное время состав теряет способность проникать в волосы.
Вопрос мастера:
- что такое заключительный этап окрашивания?
Ответ учащихся:
- заключительный этап окрашивания - это промывание волос специальным шампунем и нейтрализующим бальзамом.
Мастер демонстрирует учащимся выполнение укладки волос при помощи фена и средств для стайлинга. Одновременно предоставляет информацию учащимся о рабочей норме времени, ученической норме времени.
Мастер отвечает на вопросы учащихся и подводит итоги вводного инструктажа.
Опрос учащихся и пробное выполнение новых приемов, показанных мастером
Выполнение подготовительных работ и отработка новой темы
волосы делят на небольшие квадратные пряди
каждая прядь отдельно начесывается
фиксируют корни и придают форму лаком
наносят красящую смесь на ладонь в перчатке и полирующими движениями проходят по кончикам волос
Закрепление и вопросы к изученной теме:
Вопрос: какие причины некачественного окрашивания вы знаете?
Ответ: (некачественные красители, нарушение технологии окрашивания, недостаточное количество красителя)
Вопрос: при каких ошибках при окрашивании получается неудовлетворительный цвет волос?
Ответ: (применение окислителя недостаточной концентрации)
Вопрос: какие инструменты используют при окрашивании волос?
Ответ: (силиконовые резинки, резиновые перчатки, неметаллическая мисочка)
Вопрос: какие виды расчесок используют при выполнении окрашивания?
Ответ: (только пластиковые)
Вопрос: от чего зависит время выдержки красителя на волосах?
Ответ: (от температуры помещения, от структуры волоса)
Вопрос: какие виды подготовительных работ по обслуживанию клиента вы знаете?
Ответ: (встреча клиента, беседа, обслуживание)
Вопрос: опишите последовательность обработки инструментов после использования
Ответ: (моются в мыльно – содовом растворе, а затем обрабатываются в стерилизаторе)
Вопрос: что нужно учитывать при выполнении окрашивания волос?
Ответ: (структура волос - густые, тонкие, короткие, тип лица)
Вопрос: для чего выполняется мытье волос шампунем – стабилизатор цвета?
Ответ: чтобы остановить действие красителя и зафиксировать цвет волос
Вопрос: что необходимо учитывать при выборе средств для укладки?
Ответ: структуру и готовый вид прически
Вопрос: укладка волос - этоОтвет: придание волосам определенного образа
ответы мастера на вопросы учащихся
подведение итогов вводного инструктажа
Текущий инструктаж - 3,40
В текущем инструктаже мастер выдает карточки - задания для самостоятельной работы учащихся.
Оглашает критерии оценивания выполненных работ, проверяет правильность организации рабочих мест и соблюдения правил охраны труда.
Мастер выполняет целевые обходы рабочих мест, проводит индивидуальные и групповые инструктажи, принимает выполненную работу.
- выдача инструкционных карт для самостоятельной работы учащихся
- сообщение критерии оценивания выполненных работ
- распределение учащихся по рабочим местам
- проверка правильности организации рабочих мест и соблюдение правил
охраны труда
- целевые обходы мастером
- проведение индивидуальных инструктажей мастером производственного обучения
- прием мастером выполненных работ
- уборка рабочих мест
Заключительный инструктаж: 30
В процессе заключительного инструктажа мастером производственного обучения проводится анализ деятельности учащихся в процессе урока, оценка работы учащихся, анализируются причины ошибок, допущенных учащимися и способы их устранения.
Оглашаются оценки, и выдается домашнее задание на следующий урок:
- отработать практические навыки по выполнению элементов;
- отработать приемы правильной работы с приспособлениями для выполнения
причесок;
- повторить теоретический материал по теме: « Выполнение окрашивания волос ».
Инструкция
по охране труда
при выполнении окрашивания волос
Требования охраны труда перед началом работ
Рабочее место содержать в чистоте, инструмент и приспособления размещать в строго определенном порядке
Каждый учащийся должен иметь средства индивидуальной защиты (перекись водорода, раствор йода, медицинские перчатки, крем, полиэтиленовые накидки, шапочки)
Проверить на исправность электроинструмент, оборудование, вентиляцию и освещение
Подготовить парикмахерское белье (полотенца, салфетки, полиэтиленовые пелерины)
Подготовить средства (крем, краску)
В присутствии клиента продезинфицировать инструмент и вымыть руки с мылом.
Требования охраны труда во время работы
Придерживаться и применять все необходимые способы и приёмы о/тОкрашивание выполнять в защитных перчатках
Перед нанесением смеси нанести жирный крем на кожу по краевой линии роста волос, за ушными раковинами и на шее
При работе с красками химического происхождения, горячей водой придерживаться правил безопасности, чтобы избежать тепловых или химических ожогов клиента и учащихся
При попадании химических средств в глаза и на кожу, немедленнопромыть холодной водой
Использовать не металлические предметы
Краску или смесь для окрашивания готовить перед самым нанесением на волосы
Не допускать вытекания воды, чтобы избежать скольжения по полу
Не использовать фен или аппарат для подогрева волос средствами для избегания парникового эффекта
Требования охраны труда по окончанию работ
Вымыть теплой водой с мылом и продезинфицировать инструмент, приспособления и туалетный столик раствором дезактина или хлоратом иона
Все материалы убрать в шкаф
Использованное парикмахерское бельё поместить в специальный контейнер с крышкой
Вымыть руки с мылом
Сдать рабочее место мастеру п /о
При выходе из учебной парикмахерской снять спец.одежду
Требования охраны труда в аварийных ситуациях
В случае возникновения аварийной ситуации сообщить мастеру п/о
При попадании химических составов на кожу и в глаза немедленно промыть холодной водой
При ожогах (покраснения, припухлость кожи) промыть эти места антисептическими препаратами, наложить повязку

Инструкционно – технологическая карта
Окрашивание методом «Балаяж»

п/п Эскиз Последовательность выполнения
1 Начешите волосы с помощью гребешка и лака для волос.
2 Волосы должны быть достаточно начесаны, чтобы не упасть под тяжестью блондирующего средства.
3 Разделите волосы на равные пряди. Для этого нужно разделить на ряды зоны с помощью гребешка, а затем каждый ряд разделить на 5 равных пучков.
4 Нанесите красящий осветлитель на кончики пучков волос с обеих сторон.
Начинать окрашивание нужно с макушки и продолжать вниз на затылок. Отступать от корней на 2,2-3 см.
Закончив окрашивать один ряд, передвигайтесь на следующий.Следите за тем.чтобы наносить краску для воло равномерно,тщательно окрашивая кончики прядей.5 Когда все пучки волос будут окрашены, переходите на челку. Ее нужно покрасить вертикальными полосочками - линиями толщиной 0,5-1 см. на расстоянии 1-2,5 см. При этом кисточку нужно держать вдоль роста волос
6 Закончив челку, вернитесь опять на пряди и размажьте уже меньшее количество краски на расстоянии на 1 см. ближе к корням, растушевывая осветляющее средство.
7 После того, как вы затушуете все пряди-пучки, волосы должны выглядеть как на картинке, Оставить краску на волосах на 20-30 мин.
8 Так выглядит окрашивание коротких волос в технике «балаяж» до ипосле окрашивания.
Целевые обходы:
Обход № 1
Проверить состояние рабочих мест (наличие инструмента, подготовка материала)
Обход № 2
Проверить правильность выполнения задания
    Обход № 3
Проверить правильность ведения самоконтроля, использование инструкционно –
технологических карт
 Обход № 4
Проверить правильность соблюдения технологической последовательности при выполнении задания
 Обход № 5
Проверка работ, прием и оценка работы
Уборка рабочего места: чистка, мытье и стерилизация инструмента
Критерии оценки
ПМ 03. Выполнение окрашивания волос

«Отлично» - оценивается работа, в которой имеется практический опыт:
˗ организации подготовительных работ по обслуживанию клиентов;
˗ выполнения мытья и массажа головы, различных методов выполнения окрашивания волос;
˗ выполнения заключительных работ по обслуживанию клиентов.
Умение:
˗ организовывать рабочее место;
˗ подбирать инструменты и препараты для химической завивки волос;
˗ пользоваться парикмахерским инструментом;
˗ выполнять все виды окрашивания волос в соответствии с инструкционно – техноло-
гической картой;
˗ производить коррекцию окрашивания волос;
˗ выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.
Знание:
˗ санитарных правил и норм (СанПиНы);
˗ законодательных актов в сфере бытового обслуживания;
˗ физиологию кожи и волос;
˗ состав и свойства профессиональных препаратов;
˗ основных направлений моды в парикмахерском искусстве;
˗ нормы расхода препаратов, времени на выполнение работ;
˗ технологии выполнения массажа головы;
˗ технологии креативного окрашивания волос;
˗ технологии окрашивания волос различными способами;
˗ критерии оценки качества выполнения окрашивания волос
«Хорошо» - оценивается работа, в которой учащийся имеет достаточный практический опыт и владеет навыками:
˗ организации подготовительных работ по обслуживанию клиентов;
˗ выполнения мытья и массажа головы, различных методов выполнения окрашивания
волос;
˗ выполнения заключительных работ по обслуживанию клиентов.
Умеет:
˗ организовывать рабочее место;
˗ подбирать инструменты и препараты для химической завивки волос;
˗ пользоваться парикмахерским инструментом;
˗ выполнять все виды окрашивания волос в соответствии с инструкционно – техноло-
гической картой;
˗ производить коррекцию окрашивания волос;
˗ выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.
Знает:
˗ санитарных правил и норм (СанПиНы);
˗ законодательных актов в сфере бытового обслуживания;
˗ физиологию кожи и волос;
˗ состав и свойства профессиональных препаратов;
˗ основных направлений моды в парикмахерском искусстве;
˗ нормы расхода препаратов, времени на выполнение работ;
˗ технологии выполнения массажа головы;
˗ технологии креативного окрашивания волос;
˗ технологии окрашивания волос различными способами;
˗ критерии оценки качества выполнения окрашивания волос,
но допускает 1-2 ошибки в знании технологии выполнения окрашивания волос различными способами и заключительных работах по обслуживанию клиента и
может их самостоятельно исправить.
«Удовлетворительно» - оцениваются работы, в которых учащийся показал удовлетворительный практический опыт и владеет навыками:
˗ организации подготовительных работ по обслуживанию клиентов;
˗ выполнения мытья и массажа головы, различных методов выполнения окрашивания
волос;
˗ выполнения заключительных работ по обслуживанию клиентов.
Умеет:
˗ организовывать рабочее место;
˗ подбирать инструменты и препараты для выполнения окрашивания волос;
˗ пользоваться парикмахерским инструментом;
˗ выполнять все виды окрашивания волос в соответствии с инструкционно –
технологической картой;
˗ производить коррекцию окрашивания волос;
˗ выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.
Знает:
˗ санитарные правила и нормы (САНПиНа);
˗ законодательные акты в сфере бытового обслуживания;
˗ физиологию кожи и волос;
˗ состав и свойства профессиональных препаратов;
˗ основных направлений моды в парикмахерском искусстве;
˗ нормы расхода препаратов, времени на выполнение работ;
˗ технологии выполнения массажа головы;
˗ технологии креативных салонных методов выполнения окрашивания волос;
˗ технологии выполнения окрашивания волос различными способами;
˗ критерии оценки качества выполнения окрашивания волос,
но имеет замечания по 3- 4 параметрам в выполнении и коррекции окрашивания волос и не может их устранить без постороннего вмешательства.
«Неудовлетворительно» - оценивается работа, если имеются принципиальные замечания по организации подготовительных работ, допущены ошибки в нормах расхода препаратов и времени выполнения работ. Допущены грубые практические ошибки, не в полном объеме владеет профессиональными навыками.



Таблица наблюденийза работой учащихся
Профессия : 43.01.02 «Парикмахер»

п/п Ф.И.О. Организация рабочего местаОхрана труда
ВладениеинструментомСанитария гигиенаПоследовательность
выполненияТеоретические знанияКачествовыполн.
работыОценкаМаксимальний
бал 0,5 1 1 1 0,5 0,5 0,5 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15