Итоговая аттестационная работа на тему «Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа с детьми по развитию артикуляционной моторики»

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» пгт. Кильмезь Кильмезского района Кировской области



ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
«Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа с детьми
по развитию артикуляционной моторики»

Реферат по курсу повышения квалификации «Организация коррекционно-логопедической работы в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО (72 часа)»



Выполнил:
Петрова Екатерина Михайловна
учитель-логопед
МКДОУ д/с «Солнышко»
Форма обучения – дистанционная

Научный руководитель:
доцент, зав. каф. теории и методики
дошкольного образования ФГБОУ ВПО
«Новосибирский государственный педагогический университет»
Н.А.Кузь



Новосибирск 2015 г.
Содержание
1. Введение..2
2. Логопедическая работа по развитию артикуляционной моторики
у детей дошкольного возраста..4
2.1. Артикуляционная гимнастика как успешное средство
коррекции звукопроизношения...4
2.2. Методика проведения артикуляционной гимнастики на индивидуальных и подгрупповых занятиях ............6
2.3. Этапы развития артикуляционной моторики методом биоэнергопластики .....9
2.4. Взаимодействие логопеда с другими участниками
коррекционного процесса по развитию артикуляционной
моторики в условиях реализации ФГОС.......12
3.Заключение..15
4. Литература..16
5. Приложение.













Введение
Современное образование в России осуществляется в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее ФГОС). В частности ФГОС дошкольного образования направлен на формирование у детей общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность [10]. Для реализации стандарта образовательные учреждения должны обеспечить разностороннее развитие ребёнка с учётом его возраста и индивидуальных особенностей, в том числе сформировать умение красиво и правильно говорить.
По статистическим данным, в настоящее время число детей с речевыми нарушениями постоянно увеличивается. При этом доля детей со сложными нарушениями речи, например, с дизартрией различной степени выраженности, становится более обширной. По исследованиям Е.Ф. Архиповой, в группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей, а в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием до 35% воспитанников имеют стертую дизартрию [1]. В трудах Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Э.Я. Сизовой, Э.К. Макаровой и Е.Ф. Соботович отмечено, что при этом нарушении более всего страдают процессы моторной реализации речевой деятельности. Недостатки произношения носят самый разнообразный характер, и все же основной признак этого нарушения – смазанность, размытость, нечеткость артикуляции, что особенно резко обнаруживается в речевом потоке.
Так же по данным логопедического мониторинга, проведенном в детском саду среди старшей и подготовительной групп, в сентябре 2015 года, выявилось, что количество детей с нарушенным звукопроизношением составляет 50 %. У данной категории детей имеется значительное нарушение артикуляционной моторики, которые проявляется в недостаточном объеме и замене движений, наличием синкенезий, в треморе органов артикуляции, в нарушении переключаемости движений, в гипертонусе мышц языка, движения языка замедленные, выполняются с затруднением.
Одним из важнейших условий овладения ребёнком правильным звукопроизношением является достаточное развитие речевой моторики. Основным средством для развития речевой моторики является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе [3].
Актуальность проблемы послужила основанием выбора данной темы реферата
Цель данной работы: описать логопедическую работу по развитию артикуляционной моторики на индивидуальных и подгрупповых занятиях в условиях логопункта.
При проведении логопедической работы решаются следующие задачи:
Выявить состояние проблемы в условиях дошкольного образовательного учреждения, в теории и практике педагогики.
Показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата;
Изучить эффективность артикуляционной гимнастики методом биоэнергопластики по развитию речевой моторики у дошкольников.
Определить взаимодействие в работе всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.






2. Логопедическая работа по развитию артикуляционной моторики
у детей дошкольного возраста
2.1. Артикуляционная гимнастика как успешное средство
коррекции звукопроизношения
Вопросами развития артикуляционной моторики занимались теоретики и практики, специализирующиеся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. Ф. Фомичева, Л. С. Волкова, Т. Б. Филичева и др.) [3,13]. В специальной логопедической литературе достаточно полно раскрыта значимость работы по развитию моторики артикуляционных органов для формирования правильного звукопроизношения, даны описания и методические указания по выполнению комплексов специальных упражнений.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба, щек, подъязычной уздечки. Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность и сила этих движений развивается у ребенка постепенно. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, который нужно формировать и развивать. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Детям младшего дошкольного возраста артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение. А дети шестого года жизни с помощью артикуляционных упражнений смогут преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.
Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Цель артикуляционной гимнастики – формирование полноценных движений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков, их способности перестраиваться и работать координировано.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой [8]:
Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Таким образом, с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе систему упражнений, направленных на развитие речевого аппарата.






2.2. Методика проведения артикуляционной гимнастики на индивидуальных и подгрупповых занятиях

Артикуляционная гимнастика может проводиться:
1. Фронтально (с группой) - это общеразвивающие упражнения для развития органов артикуляции.
2. Индивидуально. Основная цель индивидуальной работы состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранении специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, коррегировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятия дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука. Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
3. Подгруппой (3-4 человека) - это упражнения на определённый звук; Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно оценивать качество артикуляционных упражнений, постепенно, по мере овладения ими, следить за увеличением темпа. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.
В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на статические («улыбка», «трубочка», «окошко», «лопатка», «иголочка») удержание органов артикуляции в определенной позе и динамические («улыбка-трубочка», «качели», «маятник», «лопатка-иголка»)  многократное повторение одного и того же движения.
В процессе выполнения гимнастики обращается внимание на объем движений, скорость, координированность, точность, плавность, на  симметричность работы групп мышц, на поиск позы, удержания ее, переключаемость с одного движения на другое. Упражнения должны проводиться целенаправленно, важно не количество упражнений, а качество их выполнения.
Подбор артикуляционных упражнений осуществляется по основным критериям:
Учет нормальной артикуляции нарушенного звука;
Учет конкретной формы нарушенного произношения;
Учет индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей ребенка.
При выполнении артикуляционных упражнений необходимо придерживаться следующих рекомендаций[5,7]:
1. Упражнения выполняются перед завтраком или после еды спустя 1, 5-2 часа.
2. В течение дня комплекс упражнений повторяется 2-3 раза;
3. В зависимости от степени и характера нарушенного звукопроизношения упражнения выполняются от 2-3 до 5-6 дней в неделю;
4. Необходимо сочетать статические и динамические упражнения, а также упражнения, направленные на выработку и закрепление правильного
звукопроизношения; 5. При выполнении новых упражнений обязательно закрепляется «старый» комплекс гимнастики;
6. Каждое упражнение повторяется 5-6 раз с постепенным увеличением темпа движений;
7. Перед выполнением артикуляционных упражнений используются
упражнения на развитие дыхания и голосообразования, мимических мышц, мелкой моторики, зрительного и слухового восприятия.
8. Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, по музыку, с хлопками и т.д.
Одной из наиболее важных рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики является ежедневное многократное выполнение артикуляционных упражнений. Но быстрая утомляемость, неустойчивость и кратковременность внимания, недостаток интереса к организованной деятельности, низкая мотивация снижают детский интерес к ежедневным занятиям, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому крайне важно создать условия для организации динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной деятельности, способствующей воспитанию игровой мотивации, интереса у детей к работе, что особенно актуально в рамках ФГОС. Разработка и внедрение вариативных моделей и форм логопедической помощи обеспечивают ее доступность и высокое качество для детей.
Таким образом, профессионально проведенная артикуляционная гимнастика подготовит речевой аппарат ребёнка к правильному произношению звуков родного языка.









2.3. Этапы развития артикуляционной моторики
методом биоэнергопластики

Наряду с общепринятыми методами артикуляционной гимнастики, мы используем в своей работе нетрадиционные формы её проведения как биоэнергопластика. Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки, имитирующими движения челюсти, языка, губ (разумеется, это относится к артикуляционной гимнастике). Понятие «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия - это та энергия, которая находится внутри нас. Пластика - плавные, раскрепощенные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики[11].
Цель биоэнергопластики-
развитие координации движений, мелкой моторики пальцев рук
активизация интеллектуальной деятельности ребенка
развитие памяти, произвольного внимания, межполушарной взаимосвязи
формирование умения действовать по словесным инструкциям .
При реализации целесообразно использовать биоэнергетические предметы: массажные шарики разного диаметра, кольцевые пружины, иппликатор Кузнецова.
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой используется на индивидуальных занятиях по постановке звуков или в работе с малой подгруппой (2-3 ребенка) по развитию и коррекции фонематического слуха, так как требует максимального сосредоточения для освоения точных и синхронных движений рук и артикуляционных органов.
Коррекционная работа с применением биоэнергопластики предполагает 7 этапов, включающие различные системы упражнений. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка [4].
I этап – диагностический (определение начальных сохранных способностей).
Упражнения подбираются после тщательного обследования звукопроизношения, движений органов артикуляции и мелкой моторики общепринятыми в логопедии методами и приемами. В результате проведения диагностики у большинства детей отмечается нарушение пальцевой моторики, дискоординация движений органов артикуляции, нарушение кинестетических ощущений положения языка, губ.
II этап – подготовительный (пассивной работы).
Знакомство с артикуляционными органами. Выполнение гимнастики по традиционной методике с включением в упражнения ведущей руки логопеда. На данном этапе рука ребенка находится в пассивном состоянии, в упражнения не вовлекается.
III этап - основной (формирование сопряженных кинестетических ощущении органов артикуляции и ведущей руки).
Артикуляционная гимнастика выполняется на основе формирования кинестетических ощущений органов артикуляции и ведущей руки ребенка. Рука ребенка и использование биоэнергетических предметов подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения. При выполнении упражнений необходимо постоянно использовать счет от 1 до 5-6.Логопед знакомит с перчаточным театром.
IV этап (формирование сопряженных кинестетических ощущении органов артикуляции и неведущей руки).
Артикуляционные упражнения проводятся с использование руки ребенка, которая не является ведущей. Так как дети на предыдущем этапе полностью освоили движения ведущей рукой, это значительно сокращает период освоения движений другой рукой. Продолжительность занятий примерно 2 недели.
V-VI этапы (формирование сопряженных кинестетических ощущении органов артикуляции и обеих рук).
Артикуляционная гимнастика проводится с использованием обеих рук ребенка и с применением биоэнергетических предметов. Продолжительность занятий от 5 до 7 недель. На данном этапе отрабатывается синхронность движений обеих рук и артикуляционных органов. Целью данного этапа является совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, совершенствование пальцевой моторики, координации движений, внимания.
На данном этапе возможен переход выполнения упражнений без опоры на зеркало. Такой прием закрепляет четкие кинестетические ощущения положения артикуляционных органов
VII этап .На данном этапе используются сказки о приключениях Бегемоша и Бегемоши. К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. Педагог рассказывает сказку, называет упражнения, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук. Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом. Когда дети смогут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры.
Таким образом, артикуляционная гимнастика методом биоэнергопластики активизирует интеллектуальную деятельность ребенка, попутно развивая координацию мелкой моторики и кинестетические ощущения.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

2.4. Взаимодействие логопеда с другими участниками коррекционного процесса по развитию артикуляционной моторики в условиях реализации ФГОС
Одним из условий развития ребенка с речевыми нарушениями является реализация в коррекционно-развивающей работе принципа комплексности педагогического воздействия. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление у детей нарушений речевого развития. В нашем дошкольном учреждении оказывается специализированная коррекционная помощь детям с речевым заключением – ФНР, ФФНР, ОНР 4уровня и НВОНР. В своей работе опираемся на программу под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы», раздел «Коррекционная и инклюзивная педагогика». Благодаря созданному стандарту, в данном разделе открываются достаточно широкие возможности для педагогического творчества логопеда при работе с детьми с ОВЗ.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования представлено пять направлений развития воспитанников (или образовательных областей), одно из них это «речевое развитие». Одной из основных задач данного направления развитие звуковой культуры речи. Как мы говорили ранее, что основным средством достижения грамотного звукопроизношения является развитие артикуляционной моторики.
Как мы выстраиваем единую систему сотрудничества учителя-логопеда с другими участниками педагогического процесса: воспитателей, физинструктора, музыкального руководителя и родителей в условиях внедрения Стандарта дошкольного образования по проблеме развития артикуляционной моторики?
Логопед разучивает комплекс необходимых артикуляционных упражнений, предоставляет их воспитателю для закрепления. Воспитатель проводит вечерние коррекционные «минутки» по уточнению движений органов артикуляционного аппарата ежедневно при помощи комплекса артикуляционных упражнений. Учитель-логопед организовывает коррекционный процесс с учетом принципа логопедизации, поэтому во всех видах образовательной деятельности «красной нитью» прослеживается взаимосвязь логопеда с воспитателями.
В совместной деятельности педагогов и детей:
-организованная образовательная деятельность (ООД),
-образовательная деятельность в режимных моментах.
1.Например, в ООД: Логопед и воспитатели используют в образовательной деятельности сказкотерапию («Сборник артикуляционных сказок»).
Младшая и средняя группа – развитие подвижности органов артикуляции + развитие мышления, речевого внимания.
Старшая и подготовительная группы – развитие подвижности органов артикуляции, дикция /что бы чётко говорить не обязательно кричать, надо чётко произносить звуки, т.е. работать губами, языком/, развитие познавательных процессов – введение творческих работ.
Ежедневно на решение данной задачи необходимо от 3-5 до 8 минут, в результате решаются познавательные, организационные и другие задачи. (примерные конспекты НОД в приложении).
2. Включение артикуляционной гимнастики в режимные моменты.
Взаимодействие логопеда и воспитателей в области «Физическое развитие» напрямую связано, так как у 50 % детей старшей и подготовительных групп при обследовании выявляется неврологическая симптоматика в артикуляционной (у детей с дизартриями) моторике.
Логопед дает воспитателям рекомендации по каждому ребенку, обращает внимание, на имеющиеся проявления сниженной или нарушенной артикуляционной, пальчиковой моторики, на нарушения движений и тонуса в артикуляционной и ручной мускулатуре. Воспитатели и логопед совместно планируют, организуют и реализуют коррекцию нарушенных моторных функций у детей, активно используют здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение здоровья и активного формирования здорового образа жизни воспитанников.
В работе коррекционных групп широко используются комплексы артикуляционной гимнастики: «Веселый язычок», «Нескучный язычок», «Самомассаж языка». (Приложение).
Музыкальный руководитель оказывает помощь в проведении логоритмических занятий, способствует созданию музыкального фона, что ведет к минимуму поведенческие и организационные проблемы, значительно повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мыслительные процессы, совершенствуются общая и мелкая моторика (координация движений, ручной праксис, артикуляционная мускулатура).
Так же в работе логопеда выполняется принцип взаимодействия родителей. После проведенного обследования логопед индивидуально знакомит родителей с результатами обследования артикуляционной моторики. Подготавливает правила для ее проведения, проводит мастер-классы по ознакомлению. Так же родители в любое время могут посетить логопедические занятия с ребенком.
Таким образом, творческое взаимодействие учителя-логопеда. воспитателей и специалистов, позволяет строить коррекционно-образовательный процесс в соответствии с разработанной «Программой коррекционно-развивающей работы», добиваться высоких показателей в развитии артикуляционной моторики дошкольников.




3.Заключение

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательней и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка. Одним из важнейших условий овладения ребёнком правиль-ным звукопроизношением является достаточное развитие речевой моторики.
При  организации индивидуальной и подгрупповой работы по развитию артикуляционной моторики логопед должен соблюдать основные требования:
уметь создавать положительный эмоциональный фон логопедического процесса;
четко определять этапы проведения артикуляционной гимнастики, их взаимозависимость и последовательность;
разнообразить занятие, используя нетрадиционные формы проведения артикуляционные сказки, артикуляционная гимнастика методом биоэнергопластики. Их проведение не только улучшает речевую способность ребенка, но также развивает психические процессы, такие как память, внимание, мышление.
осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;
правильно организовать работу по взаимодействию с другими участниками коррекционного процесса
Своевременное использование в практической деятельности артикуляционной гимнастики способствует эффективному устранению дефектов произношения речи у детей с речевыми нарушениями.

4. Литература
Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 256 с.
Бачина О.В., Левашева Г.Ф., Попова Т.В. Интегративный подход в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОУ // Логопед. – 2009. - №1.
Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 г.- 64 с.
Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.-ДЕТСТВО-ПРЕСС: 2011 – 240 С.
Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 64 с.: ил.
Загорская Е.А. Тренинг общения для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. - №4.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – Гном и Д: 2011.-16 с.
Косинова Е.М.Уроки логопеда: игры для развития речи/Елена Косинова.-М.:Эксмо: ОЛИСС, 2011.- 192 с.
Нищева Н.В. Весёлая артикуляционная гимнастика. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009. – 32 с.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
О йога–данс или биоэнергопластике [Электронный ресурс]. – Режим доступа:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – 2009.
Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М., 2003.
Филичева Т.Ю., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи: Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М., 2010.
Ястребова А.В. Хочу в школу. Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей – М., 1999.






























13 PAGE \* MERGEFORMAT 141815



15